Статья «Элементы теории литературы в средней школе на примере изучения творчества»

4
0
Материал опубликован 30 October 2017 в группе

В процессе обучения литературе в школе установилась тенденция к фрагментарному изучению теоретико-литературных понятий.

Общие принципы и приемы изучения элементов теории литературы в школе обоснованы в фундаментальном труде академика В. Голубкова: «Формирование у учащихся основных понятий в области той или иной дисциплины, имеющие целью дать им систему научных знаний, составляет одну из главных задач нашей школы. Но эта работа по формированию понятий, так же как и другие виды учебных занятий, должна быть поставлена в тесную связь с общими задачами. [3, с. 202–203].

В раскрытии определенного понятия необходимо придерживаться такой последовательности: 

1. Накопление фактов, характеристика литературных явлений. 

2. Общее представление о признаках этого явления. 

3. Определение понятия или установление его характерных признаков. 

4. Закрепление существенных признаков понятия или его определения. 

5. Применение понятия при анализе конкретного литературного явления. 

6. Дальнейшее развития понятия, обогащение его новыми признаками [2].

Разработка системы постоянного обращения к основным литературоведческим понятиям в ходе изучения литературы является необходимой уже в среднем звене, т.к. введенное однажды понятие, невостребованное в дальнейшем знакомстве с курсом литературы, неизбежно забывается. В результате словесник может столкнуться с литературоведческой неграмотностью обучающихся старших классов.

Изучаемые теоретические понятия следует постепенно накапливать, развивать, чтобы они, вступая в связь между собой, образовали определенную систему и чтобы этапы становления системы были одновременно ступенями литературного развития школьников. 

Работа с теоретическими понятиями в 5-9-х классах – это единство чтения, анализа и теоретических обобщений. Уже первые теоретические обобщения, с которыми встречаются дети в 5-ом классе, весьма сложны. Так, например, изучая пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», они узнают о близости сказки к народной, о поэтичности изображения волшебных событий, о выразительности языка и стихотворной форме сказки [4].

В средней школе рассмотрение произведения А.С. Пушкина в соответствии со спецификой рода и жанра способствует развитию литературоведческой компетенции. Произведения автора представлены во всех родах литературы: наибольшее количество – лирические тексты различных жанров (стихотворения «Зимнее утро», «Узник», «Туча», «К***»); поэма «Полтава», баллада «Песнь о вещем Олеге»; драма – «Борис Годунов»; эпос – цикл «Повестей Белкина», роман (повесть) «Капитанская дочка»). Перед обучающимися ставится задача понять родово-жанровое своеобразие творений А.С. Пушкина.

Особое внимание в рассмотрении поэтики художественного произведения и использования теоретико-литературных понятий занимают вопросы композиции, а также ее элементов.

В школьном литературоведческом словаре композиция определяется как построение художественного произведения. Данная дефиниция является стержневой, однако она указывает лишь на формальные критерии без учета содержательных понятий. Такой узкий подход к термину ведет к его неверному истолкованию и закреплению в сознании школьников в искаженном виде [1, с. 170].

Учитывая необходимость прохождения основных трех этапов при изучении каждого понятия (наблюдение — введение — закрепление) на начальном этапе работы с термином «композиция» достаточно трактовки ее именно как порядка расположения частей, хотя это может привести к некоторой поверхностности в анализе.

Например, в 6-ом классе первым уроком-наблюдением над понятием может стать занятие по стихотворению А.С. Пушкина «Зимнее утро». При рассмотрении стихотворения "Зимнее утро" можно задать ребятам такой вопрос: «Как порядок следования картин и зарисовок, соответствующих каждой строфе, создает психологический рисунок стихотворения, его настроение?» Отвечая на этот вопрос, обучающиеся скажут о созвучии настроения яркого морозного зимнего утра переживаниям лирического героя. Все это позволит сделать вывод о значимости построения текста, что и является композицией [1, с. 170].

В работе над текстом «Капитанской дочки» А.С. Пушкина предлагается уже задание решить, как помогает композиция повести раскрытию характера и авторского замысла. Особое внимание следует уделить главе «Вожатый», в которой впервые появляется Пугачев. Ее поэтика, образный строй, символическая картина бурана, само заглавие, «вещий» сон Гринева делают главу своеобразной увертюрой к цепи последующих событий [4].

Не стоит забывать о том, что развитие и углубление представлений о каком-либо литературоведческом понятии требует систематического подхода и может применяться на материале произведений любого автора, любых литературного течения и эпохи.

Литература:

Абрамовских Е.В. О методике преподавания теории литературы в школе / Е.В. Абрамовских // Вестник Челябинского государственного университета. 1997. Т. 2. № 1. С. 169-174. (с.170)

Богданова О.Ю., Леонова С.А. Методика преподавания литературы / Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Bogd/12.php

Голубков В.В. Методика преподавания литературы. —. М., 1962. — С. 202—203

Методика преподавания литературы в школе (курс лекций). – Электронный ресурс / Режим доступа:https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=309#14

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации