III Всероссийский конкурс на лучшую исследовательскую работу «Памятники природы России»
Автор публикации: К. Шумилова, ученица 3 класса
Автор:Шумилова Ксения Евгеньевна
3 класс, МОАУ «Маревская СОШ»
Тема: «Памятники природы Амурской области. Хинганский заповедник».
Введение.
Заповедники и национальные парки создаются с целью охраны редких видов растений и животных.
Значимость заповедников важна по нескольким причинам: заповедники защищают ценные виды растений и животных, учёные собирают сведения о состоянии растений, о численности и миграции животных и птиц, проводят мониторинг состояния отдельных редких видов живой природы, заповедники могут служить местами для отдыха и познавательного туризма. Поэтому считаю мою тему актуальной.
Цель работы: изучить памятник природы Амурской области Хинганский заповедник».
Объект изучения: Хинганский заповедник».
Задачи исследования:
собрать информацию о Хинганском заповеднике.
Проанализировать материал
провести опрос школьников по знанию учащимися Хинганского заповедника
Объект исследования: памятник природы России (Амурской области).
Предмет исследования: знают ли наши школьники об этом заповеднике.
Методы исследовательской работы: изучение литературы, описательный метод.
Практическая значимость состоит в возможности использования материала и результатов данного исследования на уроках окружающего мира.
Содержание:
1.Введение. Понятие «памятника природы».
2. Хинганский заповедник Амурской области.
Исследование
3. Заключение.
4. Список литературы.
1. Понятие памятника природы.
Памятник природы в биологии — это особо охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении. (https://bigenc.ru/c/pamiatniki-prirody-171e43)
Примеры памятников природы: водопад, метеоритный кратер, уникальное геологическое обнажение, пещера или редкое дерево. ( https://bigenc.ru/c/pamiatniki-prirody-171e43)
Хинганский заповедник Амурской области.

Хинганский государственный природный заповедник находится на крайнем юго-востоке Амурской области. Создан 3 октября 1963 года. Хинганский заповедник частично располагается в горах, высота которых достигает 500 метров, и частично в степях Архаринской низменности. Общая площадь заповедника — более 97 тысяч гектаров. Здесь обитают около 50 видов млекопитающих и около 300 видов птиц. В сезон с 15 мая по 15 сентября, заповедник посещают более тысячи туристов. Люди отдыхают на природе, любуются цветущим лотосом и знакомятся с редкими птицами.
Исследовательская работа
Флора и фауна Хинганского заповедника:
животные | растения | птицы |
белогрудый медведь, енотовидная собака, кустарниковый заяц, выдра, американская норка; в горах — бурундук, бурый медведь, волк, лисица, соболь и лось; из копытных — много косуль, изюбрей, кабанов; Гималайский медведь, рысь, дальневосточный лесной кот | дуб, осина, ясень, берёза, акация, хвойные породы деревьев, берёза плосколистная, берёза даурская, дуб монгольский; (Красная книга -мятлик шороховатый, пион молочноцветковый, адлумия азиатская) Корейский кедр, пихта белокороя, ель сибирская и аянская, липа амурская, берёза жёлтая, клён и другие виды. Лотос Комарова, бразения Шребера, орех плавающий, кубышка малая, кувшинка четырёхгранная | японский журавль, даурский журавль, дальневосточный белый аист, серая цапля, большой баклан, дальневосточный аист, амурская выпь; утка-косатка и кряква, дальневосточный кроншнеп, большой погоныш, трёхперстка, орлан белохвост, большой подорлик; Редкие виды птиц: Чёрный и уссурийский журавли, Горный дупель,Длиннохвостая ночница, Нырок Бэра, Белоглазый и красноносый нырки. |
В ходе исследовательской работы было проведено анкетирование у учащихся начальных, средних и старших классов. Анкета состояла из 5 вопросов. Всего было охвачено 20 учащихся.
Вопросы анкетирования:
Слышали ли вы о Хинганском заповеднике?
Знаете ли вы где находится Хинганский заповедник?
Были ли вы в Хинганском заповеднике?
Хотели бы вы побывать в Хинганском заповеднике?
Интересен ли вам Хинганский заповедник как памятник природы Амурской области?
И получила такие результаты:

Слышали ли вы о Хинганском заповеднике?
Из 20 опрошенных учащихся 11 учащихся ответили да - нет 9 учащихся.
Знаете ли вы где находится Хинганский заповедник?
4 учащихся да - нет 16 учащихся.
Были ли вы в Хинганском заповеднике?
1 человек да - нет 19 учащихся.
Хотели бы вы побывать в Хинганском заповеднике?
18 учащихся да - нет 2 учащихся
Интересен ли вам Хинганский заповедник как памятник природы Амурской области?
16 учащихся да - нет 4 учащихся
Заключение
В ходе исследовательской работы мы собрали информацию о Хинганском заповеднике, проанализировали материал, провели анкетирование и провели исследовательскую работу по знанию учащимися Хингансого заповедника.
Моё исследование показало, что учащиеся знают про Хинганский заповедник, но не посещали его и большинство учащихся нашей школы хотят знать свои «памятники природы».
Я считаю, что поставленные мною цель и задачи выполнены.
Список литературыИванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории: Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского университета, 2003 г.
Афонькин С.Ю. Заповедники России: школьный путеводитель. –Изд-во Балтийская книжная компания, 2015 г.