II Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую разработку «Умная раскраска»
II Всероссийский конкурс педагогического мастерства на лучшую разработку «Умная раскраска»
Формирование функциональной грамотности у учащихся на уроках английского языка с использованием серии книг-раскрасок «Учебно-методический комплект для чтения»
Нечепуренко Ольга Васильевна, учитель английского языка МОУ «Средняя общеобразовательная школа им. Е.Р. Дашковой с углубленным изучением отдельных предметов» г. Кременки
Авторская методическая разработка серии книг-раскрасок «Учебно-методический комплект для чтения», для детей от 8 до 17 лет, была мною разработана, так как одним из показателей успешности образовательного процесса является выполнение государственных образовательных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности регламентируется как одна из приоритетных задач.
Я считаю, что тема актуальна, так как функциональная грамотность –это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. Следует отметить, что на сегодняшний день обучение в школе должно способствовать формированию таких компонентов функциональной грамотности как математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Все эти составляющие потребуются будущим выпускникам школы в процессе их социализации в обществе.
Отличительной частью языкового урока является развитие четырех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, письмо и говорение. Внимание хотелось бы уделить чтению, так как чтение является ведущей деятельностью в образовательном процессе каждого обучающегося. Особенно хотелось бы отметить чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания, иными словами функциональное чтение, которое позволяет обучающемуся «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования». Функциональное чтение является основой формирования читательской грамотности. Формирование читательской грамотности на уроках английского языка в школе предполагает работу над развитием следующих умений у учащихся: - умение ориентироваться в содержании текста, -умение преобразовывать и интерпретировать текст, -умение использовать информацию из текста для решения своих практических коммуникативных задач.
В ходе своей практики, я столкнулась с многочисленными проблемами и трудностями обучающихся при работе с текстом, а именно: -обучающиеся не проявляют особого интереса к чтению текстов из УМК О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой «Rainbow English» (2-11); -не знают значений многих слов; -не умеют озаглавить текст; -не понимают смысла написанного; -не могут выделить ключевые слова; -не в состоянии сформулировать вопрос.
Цель работы: создание условий для формирования функциональной грамотности у учащихся на уроках английского языка с использованием серии книг- раскрасок «Учебно-методический комплект для чтения».
Задачи: - устранить проблемы и трудности обучающихся при работе с текстом на уроках английского языка с использованием текстов из серии книг «Учебно-методический комплект для чтения»; - активизировать познавательную и практическую деятельность учащихся; - применить методы и приемы формирования текстовых умений у детей; -прививать любовь к Родине через чтение текстов по краеведению на уроках английского языка;
Устранению вышеперечисленных проблем и формированию функциональной грамотности учащихся способствуют задания с использованием текстов из серии книг. Все эти задания и приемы направлены на формирование читательской грамотности.
Прежде чем начать обучение ребёнка чтению, необходимо обучить его буквам и звукам . Я разработала собственные книжки с картинками на английском языке на основе УМК «Английский язык» серии «Rainbow English» О. В. Афанасьевой, И. В. Михеевой для 2-4 классов.
Кратко о книге.
«My ABC colouring book», « Моя АВС книжка- раскраска».
Моя первая книга.
(Страницы из книги №1)
Особое внимание в обучении английского языка я уделяю самым маленьким учащимся второго класса, так как их уровень развития ещё не достаточен для самостоятельного решения ими многих задач, возникающих в процессе их деятельности. Для того, чтобы ученикам удалось без труда освоить алфавит английского языка и перешагнуть языковой барьер, я составила книжку с картинками и придумала ей название книжка - раскраска «My ABC colouring book». В данной книжке- раскраске я представила следующие формы:
1. Буква английского алфавита.
2. Правила чтения согласных и гласных букв.
3. Рисунок и слово на изучаемую букву.
4. Цветная фотография формата А4 для образца раскрашивания рисунка.
Из этой книги в процессе обучения алфавита английского языка каждому ученику вклеиваю в тетрадь карточку с буквой для раскрашивания. Роль раскраски в жизни ребёнка очень колоссальна, потому что, раскрашивая, у учащихся развивается зрительная память, аккуратность, мелкая моторика и самовыражение. Раскраска помогает даже непоседам расслабиться и успокоить нервы, а также учит концентрироваться и улучшает внимание.
Прием «Дефиниции»: учащиеся соотносят черно-белые картинки и слова, начинающиеся с каждой отдельной буквы алфавита и раскрашивают.
Рисунок 1. Прием «Дефиниции»
Обучающие выучили алфавит, но, чтобы научить ребят читать, поверьте мне, понадобилось немало сил, так как интереса читать тексты из учебника у ребят не было. Здесь пришла на помощь моя вторая книга. В тетрадь вклеивала маленькие тексты с картинками для раскрашивания. Чтобы правильно подобрать цвета, нужно прочитать предложения, перевести их на русский язык и раскрасить по смыслу картинку, а также выполнить дополнительные задания к тексту. Ребята научились читать и выполняли задания с большим интересом.
Кратко о книге.
"English colouring book", "Книжка-раскраска для чтения". Моя вторая книга.
«
(Страницы из книги №2)
Постепенно, когда дети научаться складывать буквы в слова. Для того чтобы процесс научить ребенка читать был веселым и интересным, не отбивая желание учиться непонятной ему транскрипцией, и привить любовь к чтению. Я разработала свою вторую книгу и назвала ее «Книжка-раскраска для чтения» («English colouring book»). Во многих предложениях простая и уже процентов на 80 знакомая ученикам лексика, но восторга от такой книги много и прочитать книгу на английском языке стремятся почти все учащиеся класса!
Книга содержит предложения для чтения. Предложения составлены на основе изученной лексики из УМК «Английский язык» для 2 класса серии «Rainbow English». К данным предложениям подобраны черно-белые картины, содержащие значение предложения. Учащиеся читают предложения, раскрашивают картинку к тексту.
Кратко о книге.
«Learning English through picture book», «Изучение английского через книжки с картинками». Моя третья книга.
(Страницы из книги №3)
Для 3-4 классов я решила усложнить задачу. Я составила более сложную книгу с картинками «Learning English through picture book»:
Нашла и выписала правила произношения гласных и согласных букв, правила чтения буквосочетаний на повторение;
Подобрала слова на изучаемые темы;
Составила задания к текстам для чтения;
Выписала словарный минимум, перевела его на русский язык и подобрала транскрипцию;
Оформила словарь английских слов в конце книги;
Учащиеся успешно повторяют букву и звуки. Они легко складывают буквы в слова. Читают и понимают смысл написанного, выделяют ключевые слова, формулируют вопросы. Такой вид работы дает возможность, проверить насколько учащиеся овладели навыком чтения и понимания прочитанного. Учащиеся, раскрашивая объекты, знакомые или незнакомые для них, пополняют свои знания о форме, цвете этого объекта, развивают наблюдательность и моторику.
Данная книга с картинками «Learning English through picture book» позволяет заниматься над темами как под руководством учителя в классе, так и самостоятельно.
Прием «Комплексный анализ текста»: очень продуктивная вариативная форма контроля предметных знаний и умений учащихся. Она позволяет максимально индивидуализировать этот процесс, отследить осознанность усвоенных знаний и умений.
Рисунок 2. Прием «Комплексный анализ текста»
Кратко о книге.
«My workbook of test tasks in the form of BSE»,«Сборник тестовых заданий в форме ОГЭ» . Моя четвертая книга.
(Страницы из книги №4)
«Сборник тестовых заданий в форме ОГЭ» («My workbook of test tasks in the form of BSE»), для 7-9 классов. Сборник тренировочных тестовых заданий составлен на основе текста «Алиса в зазеркалье» Льюиса Кэрролла, чтобы через чтение с удовольствием мотивировать каждого ученика к успешной подготовке сдачи экзамена по английскому языку в форме ОГЭ. В сборник включены 4 главы по 10 заданий в каждой, а также ключи. Все задания составлены по аналогии заданий, которые чаще всего встречаются в ОГЭ. Ребята с большим желанием выполняют задания, тем самым повышая свои навыки и умения чтения.
Кратко о книге.
«Места боевой славы Калужской области Жуковсого района». (Книга-гид), «The places of military glory of Kaluga region of Zhukov district»). (Student's guide book). Моя пятая книга.
(Страницы из книги №5)
Пособие рассчитано на школьников, студентов и учителей школ. Моя задача заключалась в том, чтобы помочь учащимся совершенствовать свои знания и развивать навыки устной речи, прививать любовь к Родине через чтение текстов по краеведению, используя материалы о местах боевой славы Калужской области Жуковского района. В книге представлен актуальный познавательный материал об истории. Пособие состоит из 6 частей. Каждая часть имеет свое название: Кременки, Троицкое, Стрелковка, Екатериновка, Боровна, Малеево. Все эти места имеют свою историю. На основе этого материала я составила англо-русский словарь. К каждому тексту подобраны разнообразные упражнения, позволяющие не только провести контроль знаний по теме, но и расширить кругозор по ней.
Одно из самых распространенных заданий из пособия – прием «True/ False/ Not Stated»,(«Верно/ Неверно/ Не указано»). Оно направлено на поиск конкретной информации в тексте. Задания могут быть сформулированы по-разному, но смысл в том, что после прочтения текста (а не опираясь на собственные знания и кругозор), учащиеся определяют, какие предложения верны/неверны и какая информация в тексте отсутствует.
Рисунок 3. Прием «True/ False/ Not Stated»
Данным материалом можно пользоваться как на бумажном, так и на электронном носители.
Рисунок 5. Книги
Чтобы мои уроки проходили эффективно, качественно, интересно я разработала для самоконтроля таблицу результатов самооценки. На каждом уроке учащиеся после каждого этапа урока оценивают свою деятельность. Если обучающимся все было понятно они ставит знак «+», если не понятно знак «-», если были вопросы знак «?». Таблицу результатов самооценки ребята используют и при работе с текстом. В конце урока ребята считают плюсы, характеризует свою работу на уроке, ставят себе отметку.
Таблица результатов самооценки
Умения | Выполнил + | Были вопросы ? | Не выполнил - |
1. Контроль домашнего задания (Homework: учебник упражнения № 9 страница №23) | | | |
2.Фонетическая разминка (На презентации чтение звуков и слов) | | | |
3. Актуализация знаний по теме: «Неопределенный артикль –Indefinite article» (На доске видеофильм на тему «Неопределенный артикль» ) | | | |
4. Постановка темы и цели урока (На доске фотокарточки с изображением предметов, к которым нужно подставить артикль a\an) | | | |
5. Осмысление и первичное закрепление (правило, страница №25 упражнение № 5) работа в парах | | | |
6. Физкультминутка | | | |
7. Вторичное закрепление. Аудирование (упражнение в учебние № 1 стр. №24, карточка с заданием) работа в группах | | | |
8. Домашнее задание (Homework: Шаг 35 в р.т. с. 65-66 упр.1-4 | | | |
9. Самооценка, рефлексия | | | |
10. Итог урока | | | |
3- «от 5-4 +»
2- «от 3-0 +»
4 - «от 7-6 +»
5-«от 9-8 +»
Рисунок 6.Приём Инсерт
На своих уроках я использую рефлексивный экран, который разработала сама. Учащиеся выбирают стикер того цвета, который соответствует результату их деятельности на уроке. Они выходят к доске приклеивают стикер и проговаривают вслух свой результат. Другой вид рефлексивного экрана – это раскраска. Обучающиеся выходят к стенду с любимыми сказочными героями, предметами, растениями и раскрашивают картинки тем цветом, который соответствует результату их деятельности на уроке. Такой вид деятельности очень нравится ребятам. Они очень трепетно подходят к оцениванию своей деятельности. В такие моменты я получаю хорошее настроение, вдохновение .
Рефлексивный экран
Раскрасьте картинку!!!
(Зеленым цветом -Я работал в полную меру сил, у меня все получилось)
(Желтым цветом - Я старался, но у меня не все получилось)
(Красным цветом - Я работал плохо)
Дополните предложения
Я знал …………………………………………………………
Сегодня я узнал………………………………………………
Я понял, что………………………………………………….
Было Трудно…………………………………………………
Я научился……………………………………………………
Рисунок 7. Рефлексивный экран
Комфортная среда, в которой ученики доверяют учителю и друг другу, способствует проявлению их лучших положительных качеств. Кроме того, поведение учителя, его взаимодействие с учениками служит для них определенной моделью, которую большинство из них копируют. Все это меня очень вдохновляет , поднимает настроение и стимул продолжать свое любимое дело. Любовь к предмету и учителю ребята проявляют своими методами и способами. Очень приятно осознавать, что обучающие тебя любят, ценят и с удовольствием изучают твой предмет, а также достигают желаемых результатов.
Рисунок 8.
Подводя итоги, следует сказать, что задачи решены в полном объёме, цель достигнута. Дети с огромным удовольствием посещают мои уроки английского языка и выполняют все задания. Обучающие применяют свои знания на практике, участвуют в научно-практических конференциях, во всероссийских олимпиадах, достигают отличных результатов.
№ | Учебный год | Количество учеников | Количество «5» | Количество «4» | Качество знания |
1 | 2018-2019 | 47 | 21 | 13 | 72% |
2 | 2019-2020 | 46 | 25 | 14 | 85% |
3 | 2020-2021 | 28 | 16 | 10 | 93% |
4 | 2021-2022 | 19 | 7 | 8 | 80% |
5 | 2022-2023 | 12 | 8 | 4 | 100% |
Список литературы
Афанасьева О. В., Михеева И. В. УМК «Rainbow English» (2-11). – Дрофа,2019
Панфилова Е. И. К вопросу о формировании функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка / Концепт: Современные научные исследования: актуальные теории и концепции. Выпуск 3. 2015. URL
https://multiurok.ru/id26787701/