12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Любовь Корсакова131
Материал размещён в группе «Работы наших учеников!!!»
5

Индивидуальный проект на тему "ПРОБЛЕМА ИСЧЕЗНОВЕНИЯ ПЧЁЛ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ"



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 24

ул. Макаренко, д. 14, г. Новочеркасск, Ростовская область


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Тема: «Проблема исчезновения пчёл на планете Земля»

Автор работы:

Корсунова Ксения Владимировна

Ученица 11-го класса

МБОУ СОШ № 24



Руководитель: Корсакова Любовь Александровна,

учитель географии и биологии МБОУ СОШ № 24,

I квалификационная категория


Город Новочеркасск

2022-2023 учебный год


ОГЛАВЛЕНИЕ

«…если пчелы вымрут, то через четыре 4

года после этого погибнут и люди» 4

Альберт Эйнштейн 4

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА 1 «Изучение теоретических аспектов темы» 7

1.1 Польза пчёл для человечества 7

1.2 Причины исчезновения и вымирания пчёл на планете 10

1.3 Какие последствия ждут человека 12

1.4 Пути решения проблемы 14

ГЛАВА 2 «Практическая часть» 16

2.1 Анкетирование 16

2.2 Анализ анкетирования 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 19

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20

ПРИЛОЖЕНИЯ 21

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 «Изучение теоретических аспектов темы» 6

1.1 Польза пчёл для человечества 6

1.2 Причины исчезновения и вымирания пчёл на планете 9

1.3 Какие последствия ждут человека 11

1.4 Пути решения проблемы 13

ГЛАВА 2 «Практическая часть» 15

2.1 Анкетирование 15

2.2 Анализ анкетирования 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19

ПРИЛОЖЕНИЯ 20

​​​​​​​ «…если пчелы вымрут, то через четыре

года после этого погибнут и люди»

Альберт Эйнштейн

ВВЕДЕНИЕ

​​​​​​​ Летом, на каникулах, я люблю гостить у дедушки с бабушкой. Мой дедушка - Александр Николаевич занимается пчеловодством. Мне было интересно наблюдать за его работой и помогать ему. Я стала расспрашивать о пчёлах, и узнала много полезного и интересного.

В мире ежегодно исчезают сотни тысяч пчел. За последний год количество шмелей и пчел в мире сократилось примерно на одну треть. Дело двигается к тому, что за следующие 20 лет они могут полностью исчезнуть. Такой прогноз сделали специалисты сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН (ФАО).

Исчезновение медоносов началось в США, а затем продолжилось и в Европе, Латинской Америке и Азии. Впавшие в панику люди даже вспомнили про Вангу. По ее пророчеству массовая гибель шмелей и пчел по всей планете начнется в 2004 году. А они стали исчезать в 2006 году. На территории России с 2007 года. Россельхознадзор подтвердил печальную статистику: у вымирания угрожающие масштабы.

Почему гибнут медоносы, и что будет, если их не станет? Ученые пытаются раскрыть тайну гибели этих насекомых, и если рост странной эпидемии не замедлится, то пчелы могут исчезнуть с лица земли навсегда. Это будет огромной потерей для планеты. Медоносная пчела – уникальный, сложный механизм. Создание, от которого мы зависим больше, чем нам кажется. Пчелы участвуют в опылении почти 90% произрастающих на Земле растений. Треть всего урожая сельскохозяйственных культур человек получает благодаря трудолюбивым насекомым. Пчелы дают человеку уникальные продукты – мед, воск, прополис, пергу и цветочную пыльцу, пчелиный яд, маточное молочко.

Версии вымирания пчел самые различные – от использования в сельском хозяйстве ядохимикатов (пестицидов, гербицидов) и минеральных удобрений до появления новых видов опасных клещей. Среди наиболее «современных» причин указывают выращивание генномодифицированных растений, якобы вызывающих мутации, и широкое распространение сотовой связи (электромагнитное излучение разрушает естественный механизм ориентации пчел, не позволяя им возвращаться в улей).

Между тем, на планете появляются обширные регионы, в которых пчел уже нет. В китайской провинции Сычуань пчелы не живут еще с 1985 года.

Если сокращение популяции пчел продолжится такими же темпами, к 2035 году эти насекомые исчезнут с лица земли.

Почему колонии пчел так стремительно исчезают, что приводит к катастрофическим последствиям. Кто виноват в крушении самой важной империи мира?

Основываясь на актуальности исследования, мы выдвинули гипотезу о том, что гибель пчел есть результат антропогенного фактора (результат воздействия человека на окружающую среду в процессе хозяйственной и другой деятельности).

Цель исследования заключается в выяснении причин уменьшения количества пчелиных семей в мире, а также распространении информации о данной проблеме среди подростков с помощью информационных буклетов.

Объектом моего исследования являются пчелы.

Предметом исследования является феномен исчезновения пчёл на планете Земля.

Для достижения цели работы, необходимо выполнить следующие задачи:

1. Понять, почему пчелы важны для человека;

2. Изучить причины исчезновения и вымирания пчёл на планете;

3. Выяснить, какие последствия ждут человека;

4. Провести анкетирование среди учеников моей школы;

5. Создание информационного буклета.

Методы исследования: анализ литературы, интернет-источников и СМИ, анкетирование, наблюдение.

Практическая значимость моей работы состоит в том, что информация, представленная в работе, может быть полезна на уроках биологии в школах.


ГЛАВА 1 «Изучение теоретических аспектов темы» 1.1 Польза пчёл для человечества

Изо всех насекомых, живущих на планете, пчела – одно из наиболее полезных для человека. Пчела-труженица не только дарит целебные и уникальные по своему составу продукты, но и опыляет растения, способствуя продолжению жизни на Земле.

Все продукты пчеловодства являются природными антибиотиками. Они, в отличие от фармацевтических препаратов, уничтожающих патогенную и полезную микрофлору с одинаковой силой, действуют выборочно, препятствуя росту и развитию вредных микроорганизмов. Пчела в процессе жизнедеятельности производит следующие вещества: мед, пергу, маточное молочко, прополис, воск, пчелиный яд. Даже мертвая пчела имеет ряд целебных свойств. Из пчелиного мора делают лекарственные настойки. Таким образом, пчелы приносят пользу человеку, производя все эти целебные продукты.

На планете Земля жизнь пчел и цветочных растений тесно взаимосвязаны. Цветы поставляют пчелкам нектар и пыльцу, а они взамен опыляют их. Подсчитано, что выгода от пчелоопыления энтомофильных растений во много раз больше, нежели стоимость всего меда, собранного во всем мире.

Опыления требуют более 200 тысяч видов нашей флоры. В первую очередь – это те, что не могут без насекомых плодоносить и производить семена.

Продукты энтомофильных культур являются основным источником витаминов и минералов. Они обеспечивают 98% потребности людей в витамине С; больше 70% – в липидах, а также большую часть нужд в витамине Е, К, А и В.

Эти продукты также удовлетворяют наши потребности в кальции – на 58%; фторе – на 62%; железе – на 29%, и многих других элементах.

Необходимо сказать, что эти культуры дают людям 35% всей мировой сельскохозяйственной продукции. Благодаря опылительной работе медоносных пчел повышается урожайность многих культур: гречки и подсолнуха – на 50%; арбузов, дынь и тыквы – на 100%; а плодовых деревьев и кустарников – в 10 раз. И это далеко не полный перечень того, какую пользу приносят пчелы.

Это значит, что тысячи тонн овощей, фруктов и семян люди получают благодаря пчелам.

От опыления пчелами улучшается также качество семян, увеличивается размер, сочность и вкусовые качества плодов. Польза, которую приносят пчелы при опылении сельскохозяйственных культур, в 10-15 раз превышает прямые доходы от пчеловодства.

Но вся беда в том, что люди легко подсчитывают стоимость меда и всех продуктов пчеловодства на мировом рынке. А польза, которую приносят пчелы от опыления растений, не видна на первый взгляд. Мы покупаем овощи, фрукты и другие сельскохозяйственные продукты, кушаем их – и легко забываем, что только благодаря пчелам они попали на наш стол.

Ученые посчитали, что вклад пчел в мировую экономику, в качестве опылителей растений, составляет около 160 миллиардов долларов ежегодно. В Европейском Союзе его оценили в 15 миллиардов. Все это в десятки раз превышает стоимость меда и всех продуктов пчеловодства вместе взятых.

Благодаря пчеле человек развил сельскохозяйственную деятельность. Даже самая современная техника не сможет заменить их и выполнить работу так деликатно.

Польза пчел очевидна. Человеку не выжить без этих трудолюбивых насекомых. Пчела работает ежедневно, умирая в полете.

К сожалению, согласно официальным статистическим данным, за последние 100 лет исчезло более половины видов пчел. И на сегодняшний день во всем мире существует угроза исчезновения медоносных насекомых. Во многих странах идет сокращение числа пчелиных семей. Причины такого явления: неконтролируемое использование ядохимикатов, пестицидов, селекционная работа для создания самоопыляющихся и генномодифицированных растений и сельхозкультур.

Несмотря на то, что в наше время во многих странах, в частности в Германии и США, действуют программы поддержки пчеловодства как одного из наиболее эффективных способов повышения урожайности растений, все чаще слышно о коллапсе пчелиных семей. Пчелы гибнут в массовом порядке. И уже сейчас китайские фермеры испытали на себе, что опыление растений без пчел – это почти подвиг.

Хотя проблема существует во всем мире, она стала особенно острой в горном уезде Маосянь китайской провинции Сычуань, где вымерли все дикие пчелы, и фермеры вынуждены опылять яблоневые сады вручную.

Опыление яблонь в Маосянь должно быть завершено в течение пяти дней, иначе деревья не будут плодоносить. Теперь каждый год тысячи жителей приезжают в сады выполнять эту тяжелую работу.

Используя самодельные устройства для опыления, сделанные из куриных перьев или сигаретных фильтров, погружаемых в пластиковые бутылки, наполненные пыльцой, один человек может опылить 5-10 деревьев в день. Дети также участвуют в процессе. Они забираются на деревья, чтобы добраться до более высоких ветвей.

Проблемы, с которыми сталкиваются фермеры в Маосянь, дают представление о том, что может произойти в глобальном масштабе.

Дальнейшее исчезновение медоносных насекомых приведет к ухудшению глобальной продовольственной безопасности во всем мире. Произойдет исчезновение с Земли более 20 тысяч видов цветущих растений, что подорвет основы Земных экосистем. По мнению Альберта Эйнштейна, через 4 года после полного исчезновения этого полезного насекомого, человечество погибнет от голода и недостатка кислорода.

1.2 Причины исчезновения и вымирания пчёл на планете

Считается, что причины вымирания пчел изучены недостаточно. В качестве примера можно привести обнаруженное в 2006 году явление, когда в США медоносные пчелы массово начали покидать ульи и не возвращались. Этот феномен получил название "синдром разрушения пчелиных семей" и с тех пор наблюдается регулярно. Фрагментация и разрушение мест обитания — одни из главных факторов, способствующих снижению численность пчел. Развитие сельского хозяйства, строительство дорог, городов приводят к сокращению цветочных лугов и мест гнездования диких пчел. Фрагментация среды обитания может изолировать виды, препятствуя потоку генов между популяциями и уменьшая генетическое разнообразие. В результате повышается уязвимость видов к болезням и паразитам

Достоверно известно, что причиной тому послужили несколько факторов. Похоже, больше всего пчелы страдают от интенсивного ведения сельского хозяйства с применением пестицидов. Именно использование химикатов для борьбы с сорняками эксперты в России считают главной причиной массового вымирания медоносных пчел в этом году. Пестициды, которые используют для обработки других растений от паразитов, тли, клещей, привлекают пчел и поражают их нервную систему, вызывая дезориентацию в пространстве, паралич и гибель. Те отравившиеся особи, которым удается выжить, залетают в ульи, заражают молодняк и распространяют смерть на всю пасеку. Такая драма разыгралась в 2019 году в Тульской области, где пасечникам пришлось похоронить 400 кг погибших пчел.

Вторая причина, связанная с сельским хозяйством, - увеличение посевов монокультур и, в более широком смысле, уменьшение биоразнообразия. Некоторые виды пчел, которые собирают нектар или пыльцу только с определенных видов цветов, оказываются без привычной пищи. Дороги заасфальтированы, лесные хозяйства не заинтересованы в том, чтобы оставлять в лесу упавшие деревья. В итоге насекомым негде прятаться и размножаться.

Другая проблема, особенно для медоносных пчел, - клещи варроа, которые распространились из Китая по всему миру и против которых пчелы оказываются зачастую бессильными. Varroa destructor – эктопаразит, встречающийся в большинстве стран мира и поражающий все стадии жизненного цикла широкого спектра пчел. Членистоногое паразитирует на пчелах, трутнях, матках, личинках и куколках, питается кровью (гемолимфой), тем самым ослабляя и сокращая продолжительность их жизни. Мало того что он паразит, так еще и переносчик самых разных вирусов, которые тоже не безобидны. Если колонию пчел атакуют клещи Varroa, то есть вероятность, что колония погибнет.

1.3 Какие последствия ждут человека

В России не только пчеловоды, но уже и Минсельхоз бьёт тревогу: пчелиный мор наблюдается в трёх десятках регионов РФ. В Германии за последние 13 лет поголовье пчёл сократилось втрое. А учёные из Калифорнии, 30 лет наблюдающие за жизнью этих насекомых, пришли к ещё более тревожному выводу: за этот период популяция пчёл уменьшилась на 76%!

Исчезнет мёд. Продукт, который человечество собирало около 9 тысячелетий. Он служит нам не только для еды, но и как косметическое и медицинское средство. Потеряв пчёл, мы, очевидно, лишимся одного из самых полезных и универсальных продуктов на планете.

Многие фрукты и овощи перестанут расти. Люди, далёкие от фермерства, слабо представляют, какое количество растений опыляют пчёлы. По докладу ООН, около 100 растений представляют 90% мирового разнообразия пищи, и 70 из них опыляют пчёлы. Если верить BBC, без пчёл из продуктовых магазинов испарится как минимум половина товаров. Яблоки, авокадо, виноград, персики, арбузы… и что хуже всего — кофе.

Людям придётся опылять растения самим. Но лишь некоторые и со значительно меньшей эффективностью. Данный метод используют в Китае, где отчаянно не хватает пчёл. Метод с ведром пыльцы и кисточкой может помочь слегка компенсировать вымирание пчёл, но никак не заменить его.

Исчезнут молочные продукты. Вы когда-нибудь задумывались, чем питаются молочные коровы? Их диета состоит не только из простой травы. Коровам требуется люцерна — растение, опыляемое лишь пчёлами. Овцам и козам, кстати, тоже. Без неё можно забыть как о молоке, так и о любых производных продуктах.

Исчезнет хлопок. А вместе с ним со временем и вся одежда из него, которой, мягко говоря, немало. Да, мы научились делать синтетическую замену, например, полиэстер, но в мире без хлопка цена на него ощутимо возрастёт.

Сократится разнообразие еды. Без пчёл человечество лишится части привычного рациона, хотя кое-что, конечно, останется. Свиньи и куры не требуют корма, производимого из опыляемых растений. Пшеница, соя, кукуруза и рис растут без опыления. Помидоры, картошка и морковь требуют его совсем немного. Но возникнет иная проблема…

Цена на еду взлетит до небес. И это не голословное предположение. Зимой 2012 года в Шотландии, к примеру, была уничтожена треть всех пчелиных ульев, что привело к резкому повышению цен на дефицитные продукты. Лучше не представлять, сколько будет стоить чашка кофе в мире без пчёл.

Недоедание превратится в настоящую проблему. Человек — сложный организм, требующий сбалансированной пищи. И во многом витамины нам поставляют продукты, опыляемые пчёлами. Исследование 2011 года показало, что «пчелиные» растения приносят нам кальций, фториды, железо, витамины A, C и E. Без них наше здоровье значительно ухудшится.

Мировая экономика может рухнуть. По крайней мере, удар по ней будет чудовищным. Под угрозой окажутся индустрии хлопка, молока и кофе, многие пищевые и медицинские предприятия. Потери составят сотни миллиардов долларов по всей Земле, и потребуется чудо, чтобы не случилась катастрофа.

Во многих странах начнётся голод. Чтобы переключиться на нетребовательные к опылению растения вроде сои и риса, потребуется немало времени, которого может не быть у ряда развивающихся стран. Такая проблема возникнет лишь если пчёлы вымрут уже завтра, но и постепенное вымирание принесёт множество бед.

Даже если пчёлы исчезнут постепенно, и мы успеем подготовиться, то останемся жить в крайне печальном мире — без вина, сыра, кофе и мороженного.

1.4 Пути решения проблемы

Для решения проблемы вымирания пчел ученые-энтомологи предлагают ограничить применение ядохимикатов в сельском хозяйстве, высаживать сельскохозяйственные культуры, пригодные для питания пчел (в частности, клевер и люцерну), создать системы оповещения пчеловодов о периодах обработки ядохимикатами близлежащих сельхозугодий, а также ввести запрет на использование антибиотиков при лечении пчел и на ввоз насекомых из других стран в целях недопущения распространения пчелиных болезней. Кроме того, предлагается осуществлять мониторинг колоний, проводить меры по восстановлению популяций и контролировать способы лечения пчел. К примеру, во Франции каждая мелкая пасека закреплена за ветеринарной аптекой, которая рекомендует пчеловоду проводить необходимые процедуры в определенное время.

Для привлечения внимания к "пчелиной проблеме" магазин сети Whole Foods в американском штате Род-Айленд в 2013 году временно убрал из своего ассортимента всю продукцию, которая так или иначе зависела от насекомых. Таким образом, с прилавков из 453 позиций пропали 237.

17 ноября 2017 года Комитет по экономическим и финансовым вопросам Генеральной Ассамблеи ООН предложил резолюцию об учреждении Всемирного дня пчел 20 мая (в этот день в 1734 году родился Антон Янша - словенский художник и автор трудов о пчелах, заложивший основы современного пчеловодства и разработавший конструкцию улья, используемую до сих пор). 20 декабря того же года резолюция была принята Генассамблеей. В 2018 году Всемирный день пчел отмечался впервые. Его цель - повышение осведомленности о роли пчел в жизни человека.

Для защиты пчел на государственном уровне необходимо:

сокращать загрязнение окружающей среды отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, уменьшить шумовой и электромагнитный фон;

продолжать научные исследования в области селекции популяции пчел, устойчивых к изменению климата и окружающей среды;

создавать менее вредные препараты для лечения насекомых от болезней;

высаживать благоприятные для жизнедеятельности пчел мультикультуры. В настоящее время сельские жители имеют приусадебные участки, а многие городские жители- дачные участки. Существование этих экосистем существенно зависит от человека. Владельцам земельных участков можно дать следующие советы: – свести к минимуму количество химических препаратов, обрабатывать растения отварами пахучих растений (пижма, полынь, ромашка, одуванчик, чеснок);

пользоваться ядовитыми веществами только вне сроков цветения;

проводить скашивание медоносной растительности под плодово-ягодными культурами за несколько дней до их обработки ядохимикатами;

высаживать медоносные растения, цветущие по очереди с ранней весны до поздней осени (пион, мелиса, пустырник, шалфей, чабрец, тимьян, базилик, лаванда, фиалки, алиссум, астра);

активно заменять минеральные удобрения компостом, навозом, растениями-сидератами (фацелия, горчица);

высаживать растения, защищающие посадки от вредителей (бархатцы, пиретрум, настурция, пижма, календула).

В моих силах на сегодняшний момент только распространение информации об этом опасном явлении - вымирании пчёл.


ГЛАВА 2 «Практическая часть» 2.1 Анкетирование

Чтобы на практике выяснить заинтересованность ребят, а также их осведомленность в теме вымирания пчёл на планете Земля, мы решили провести анкетирование с помощью анонимной электронной анкеты с помощью «Google forms».

Анкета состоит из 5 вопросов, касающихся темы вымирания пчёл на планете Земля. Вопросы были сформулированы так, чтобы школьники отвечали честно и не подозревали какова цель опроса. Мы попросили подростков быть откровенными, ведь результаты не попадут к третьим лицам, они нужны только для написания проекта, поэтому мы получили достаточно достоверные ответы.

Опрос проводился на уроке информатики и занял порядка 10 минут, ребята прошли его со своих мобильных устройств, а результаты пришли нам на почту, после того как мы получили все результаты, мы принялись их анализировать.

Анализ результатов поможет нам сделать целостный вывод о проценте ребят, заинтересованных в данной теме, а также тех, кто хотел бы узнать больше.

2.2 Анализ анкетирования


Результаты анкетирования еще раз подчеркивают актуальность рассматриваемой темы. Итак, в результате опроса школьников можно отметить следующее.

Анализируя результаты ответов на первый вопрос анкеты, можно сделать вывод о том, что далеко не все ребята знают о пользе пчёл для человека, для многих пчёлы - обычные насекомые, по типу комаров или мух, однако, это совсем не так, ведь пчёлы для нас - нестоящие помощники, их исчезновение может лишить нас многих благ жизни. Такой вывод сделан на основании распределившихся голосов, 65% респондентов отметили вариант ответа «Нет».

Второй вопрос похож на первый, результаты ответов также схожи. Лишь 23% опрошенных считают, что пчёлы важны для человека.

О массовом вымирании пчёл известно далеко не многим, лишь 15% респондентов. Я считаю, что это не самый лучший результат, скорее, печальный, ведь эта проблема коснётся каждого из нас, знать о ней нужно. Важно остановить вымирание пчёл.

Ребята также не осознают опасности массового вымирания пчёл, поэтому вариант ответа «Нет» выбрали 56% опрошенных.

Заинтригованные данной темой, школьники поистине ей заинтересовались, вероятно, они никогда раньше не задумывались о вымирании пчёл и последствиях этого для человека, ведь в СМИ такую информацию практически не выпускают, а в школах можно услышать лишь на уроках биологии и то, не всегда. Поэтому результаты ответов на пятый вопрос анкеты такие, что 87% опрошенных ребят хотели бы узнать об этой теме больше.

Вывод, который можно сделать, благодаря проведённому анкетированию, звучит следующим образом: очень малый процент обучающихся знаком с проблемой вымирания пчёл, многие также лишь отдаленно знают о пользе пчёл для человека, несмотря на это, заинтересованных в данной теме оказалось очень много. Необходимо освещать тему вымирания пчёл, ведь если это начнёт происходить массово, то затронет абсолютно каждого из нас, однако, если придать событию общественный резонанс, данную проблему, наверняка, можно остановить.

Необходимо учесть, что эти данные характерны для конкретных возрастных групп школьников нашей школы. Возможно, при опросе других групп населения, результаты окажутся совершенно иными.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Начавшееся в мире массовое вымирание пчел грозит гибелью человечеству уже через четыре года. Об этом предупреждал еще Эйнштейн. Насекомые опыляют значительную часть сельскохозяйственных растений, и их исчезновение может резко обострить и без того нарастающий продовольственный кризис.

Значение пчел состоит в том, что они опыляют примерно до трети всех сельскохозяйственных растений, в том числе яблоки, лук, капусту, цитрусовые, помидоры и так далее. Хотя растения может опылять ветер и другие насекомые, роль пчел все же трудно переоценить. Как отмечал Альберт Эйнштейн, если пчелы совсем исчезнут, то человечество последует за ними уже через четыре года.

В январе 2011 г. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) сообщила, что мировые цены на продовольствие достигли исторического максимума с 1990 года. Индекс цен ФАО вырос по итогам прошедшего месяца на 3,4%. По мнению экспертов, начавшиеся революции в арабских странах были вызваны в том числе и подорожанием самых необходимых продуктов питания.

Поставленная цель и задачи проекта были успешно выполнены, гипотеза подтверждена. Также было проведено анкетирование, результаты которого показали нам то, что ребята действительно заинтересованы в данной теме, а значит она действительно является актуальной.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Бусарова, Н. В. Зависимость заболеваемости пчелы медоносной от экологических условий обитания / Н. В. Бусарова, А. В. Каторгина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 2 (136). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/136/38182 / (дата обращения: 12.09.2022).

Гайдарова, К. М. Чем удивителен мир пчёл? / К. М. Гайдарова, Ю. В. Кирьякова. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 1.1 (4.1). — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/4/370 / (дата обращения: 12.09.2022).

Лосева, В. В. Психология пчелиной семьи и 10 удивительных фактов о пчелах, которых многие не знали / В. В. Лосева, Е. В. Саркисьян. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2019. — № 8 (28). — С. 111-114. — URL: https://moluch.ru/young/archive/28/1755 / (дата обращения: 12.09.2022).

Положенко, Е. В. Роль медоносной пчелы в энтомофильном опылении / Е. В. Положенко, Л. П. Королёва. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 6 (58). — С. 112-117. — URL: https://moluch.ru/young/archive/58/3115 / (дата обращения: 12.09.2022).

Слесарев, С. Д. Такие знакомые и неизвестные полосатые труженики / С. Д. Слесарев, В. В. Донская. — Текст: непосредственный // Юный ученый. — 2018. — № 2 (16). — С. 121-124. — URL: https://moluch.ru/young/archive/16/1210 / (дата обращения: 12.09.2022).

Хабибуллаев, Ф. Н. Охрана и использование полезных насекомых / Ф. Н. Хабибуллаев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 21 (259). — С. 55-58. — URL: https://moluch.ru/archive/259/59199 / (дата обращения: 12.09.2022).


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1 «Вопросы анкеты»



Уважаемый респондент! Мы проводим исследование, посвященное изучению вымирания пчёл на планете Земля. Ваше мнение очень важно для нашего исследования. Просим тебя ответить на представленные ниже вопросы.

Гарантируем, что полученные данные будут использованы только в рамках данного исследования и не станут доступны третьим лицам.

Возраст _______


1. Знаете ли вы о том, какую пользу несут пчелы человеку?

Да

Нет

2. Важны ли пчелы для человека?

Да

Нет

3. Знаете ли вы о массовом вымирании пчёл?

Да

Нет

4. Может ли быть опасно массовое вымирание пчел для человека?

Да

Нет

5. Хотели бы вы узнать об этой теме больше?

Да

Нет

Автор материала: К. Корсунова (11 класс)
Опубликовано в группе «Работы наших учеников!!!»


Комментарии (1)

Индивидуальный проект, 30.10.23 в 18:30 0Ответить Пожаловаться
Данная работа была выполнена на заказ, материалы принадлежат авторам, согласие на публикацию в открытых источниках мы не давали.


Отредактировано 30-10-2023 18:30

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.