Исследовательская работа: Числа в сказках

5
0
Материал опубликован 2 December 2023 в группе

Автор публикации: К. Рудых, ученица 2Г класса

Рецензия

на исследовательскую работу, выполненную Рудых Кирой

Автор работы: Рудых Кира, обучающаяся МБОУ «Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова КМ.»

Тема исследовательской работы: «Числа в сказках».

Структура исследовательской работы соответствует общепринятым нормам оформления учебно-исследовательских работ.

Объём работы 8 страниц и приложение. Исследовательская работа содержит введение, основную часть, заключение, список литературы.

Сформулирована цель проекта и способы достижения этой цели.

t1701526132aa.jpgВо введении автор сформулировала гипотезу исследования, предположив, что числа в сказках несут определённый смысл. И, далее, в основной части, изучив литературу по проблеме, она выяснила значения чисел, проанализировала ряд сказок и сопоставила применение чисел в различных сказках. Это позволило Кире сделать вывод о том, что выбор чисел в сказках основан на народном представлении о значении чисел.

В ходе исследовательской работы было запланировано создание сборника математических задач для начальной школы с героями известных сказок. Решению этой задачи способствовало анкетирование, проведённое среди одноклассников.

Кирой, несомненно, была проведена большая работа при анализе использования чисел в литературных произведениях, а так же при сборе информации в ходе анкетирования и обработки результатов, что способствовало формированию первоначальных навыков исследовательской деятельности у автора.

Иванова Н.И., педагог дополнительного образования МБУДО ЦДОД «Подлеморье», высшая. кв. категория. t1701526132ab.jpg





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усть-Баргузинская средняя общеобразовательная школа им. Шелковникова К.М.»

671623 Республика Бурятия, Баргузинский район, п. Усть-Баргузин, ул.Оцимика,24

Тел./факс (301 31) 91331, тел. (301 31) 91333 E-mail: noo_school@mail.ru








Числа в сказках















Работу выполнила: Рудых Кира

ученица 2 «г» класса

Научный руководитель: Малыгина Елена Владимировна

учитель начальных классов



2021г



Оглавление


Содержание

Введение…………………………………………………………………………...…3

Основная часть..........................................................................................................4-6

Заключение…………………………………………………………………...………7

Список литературы……………………………………………………………...........8

Приложения.




























Введение

Мне очень нравиться математика. Математика – это удивительный мир чисел. «Мир построен на силе чисел», - говорил Пифагор. «Все есть число», - полагали древние ученые. [1.]. Числа казались чем-то таинственным. Любой предмет можно было увидеть и потрогать. Число потрогать нельзя. Но ведь числа существуют реально, все предметы мы можем посчитать. В далекие времена люди считали «один, два, много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное...... Мы сейчас уже знаем что при счёте идёт число три.....Но и сейчас оно остаётся загадочным.

Когда я была маленькая мне часто читали сказки Бабушка Глафира, мама и папа. Когда я пошла в первый класс я научилась читать. Стала сама читать сказки, начала читать сказки своим младшим братикам. Прочитав сказку «Страна невыученных уроков» автор Лия Гераскина обратила внимание на очень интересные задачи, подумала, как же это увлекательно объединить математику и сказки. Читая сказки, заметила, что в них встречаются числа, но ведь раньше я об этом не думала и не замечала их. А некоторые числа встречаются очень часто и не раз, и в разных сказках одни и те же.

И почему одни и те же? Может они имеют какое-то значение? Почему именно они?

А для того, чтобы ответить на эти вопросы надо знать, что же означают числа, и выяснить есть ли связь, используется число «просто так» для рифмы или все-таки нет. Нам стало интересно узнать, какую роль играет в сказках числа, именно поэтому, нами была выдвинута 

Гипотеза: числа в сказках используются  не просто так, они несут определённый смысл.

Поэтому мы решили назвать тему моей исследовательской работы: Числа в сказках

Цель исследования: проанализировать, какую роль играют числа в сказках

В соответствии с целью исследования были сформулированы

задачи:

проследить, какие числа чаще встречаются в сказках;

проанализировать и обобщить полученные данные;

изучить, что означают числа в сказках;

создать сборник математических задач с героями известных сказок для ребят начальной школы .

Методы исследования: анализ сказок.

Практическая значимость: данную работу можно использовать на уроках литературного чтения, математики при составлении задач.


Основная часть

Число-это понятие количества, величина, при помощи которой производится счёт. [2].

Чтобы выяснить значения чисел, нам пришлось обратиться к материалам научной энциклопедии из интернет-Википедии. Мы узнали что:

Число 0 - передает понятие пустоты, без начала и конца, отсутствие чего-либо, ничто, не имеет границ;

Число 1- обозначает начало, одиночество, целое, единство, нечто малое, но в то же время важное, главное, существенное;

Число 2- символизирует парность, соединение, противостояние, противоположности: ночь и день, добро и зло, мужчина и женщина, небо и земля;

Число 3- имеет начало, середину и конец, полное и гармоничное счастливое число;

Число 4 - прочность, порядок, стойкость, устойчивость, надежность, постоянное (4 стихии, 4 времени года, 4 периода жизни);

Число 5 - вызывает ассоциации с чем-то лишним, постоянный поиск, что-то человеческое (5 пальцев, 5 чувств);

Число 6 - гармония и равновесие, союз противоположностей;

Число 7 – из ряда священных чисел, счастливая цифра, удача, что-то законченное (7 цветов радуги, 7 нот, 7 дней недели, 7 чудес света, СЕМЬя), священное, не вызывает споров;

Число 8 - знак бесконечности и цикличности, олицетворение непрерывного движения;

Число 9 - полная завершенность, совершенство;

Используя знания из энциклопедии мы взяли из своей библиотеки книги и стали просматривать сказки которые прочитали раньше и составили список где встречаются числа. (Приложение 1)

Прочитав только небольшую часть сказок, можно убедиться в том, что самым распространённым числом является «3».

Число «3» в сказках наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве, о полноте, о гармоничности. Утроение мотива создает размеренный ритм повествования. Число три используется часто в сказках, потому что рифмовать хорошо, складно, оно короткое "три". Проанализировав употребление в русских сказках различных чисел, можно смело утверждать, что выбор чисел в сказках не случаен и если знать значение чисел, то можно определить их применение. Это, конечно, связано, прежде всего, с его символикой. Если говорить о числе "3" - то тройка – это человек, с его телом, душой, духом, а также рождение, жизнь, смерть;

- три периода любой сущности: начало, середина и конец, а также прошлое, настоящее и будущее;

- первое «сильное» число, так как имеет точку равновесия.

Выбор чисел в сказках основан на народном представлении о значении чисел. Сказки помогают лучше понять различные математические свойства и правила.

Практическая часть

Мы провели анкетирование среди одноклассников. Всего приняло участие 24 ученика. Анкета включала 5 вопросов:

1. Часто ли вы читаете сказки?

а) всегда б) иногда в) давно не читал

2. На сколько часто в сказках встречаются числа??

а) очень часто б) иногда в) не обращал внимание

2. Для чего нужны числа в сказках?

3. Какие числа в сказках встречаются чаще всего?

4. Приведите примеры сказок с использованием чисел

5. Хотели бы вы разнообразить уроки математики сказками?

6. Придумайте задачу по математике, используйте героев из своей любимой сказки:

Из данной анкеты выяснили что: часто читают сказки - 10 учеников, иногда - 14 учеников, не читают - о.

На второй вопрос "Как часто в сказках встречаются числа?"

ответили очень часто - 5 учеников, иногда - 14 учеников, не обращали

внимания - 5 учеников

На вопрос "Хотели бы вы разнообразить уроки математики сказками?"

ответили Да - 13 ребят, нет - 6 ребят и не знают - 5.

А также ученикам нашего класса мы задали и другие вопросы, обработав результаты анкетирования, мы выяснили следующее:

Большинство ребят считают, что числа в сказках нужны для счета, чтобы знать сколько героев, т.е. для обозначения количества, и малая часть ребят ответила другие варианты (для волшебства и тайн, символ чего-либо),

2ребят ответили что - для обозначения даты, и еще 2 ребят не знают ответа на данный вопрос.

На вопрос "Какие числа в сказках используется чаще всего?" большинство ребят написали 18 раз цифру 3, 9 раз написали цифру 7, 6 раз написали цифру 2, цифру 9 записали 3 раза, цифры 1, 12 и 33 написали по 2 раза, остальные цифры написали по одному разу - это 4, 6, 10, 40, 34, 39, 20, и 11.

И все-таки по мнению ребят чаще всего в сказках используется цифра 3.

Когда мы попросили ребят, привести примеры сказок, где используются числа, 77 % учеников смогли привести примеры и самыми популярными сказками, которые написали ребята стали "Три медведя" и "Волк и семеро козлят" по 10 раз, на втором месте сказка "Три поросенка" ее написали 7 раз, далее сказка "Белоснежка и семь гномов" - записали 6 раз, сказку "Три богатыря" 5 учеников написали, "Сказка о царе Салтане" 4 раза записали, по 2 раза прозвучали сказки "Цветик-семицветик", "12 месяцев", "Гуси-лебеди" и "Сказка о рыбаке и рыбке", остальные сказки называли по 1 разу, а также 3 учеников (13%) не смогли ответить на данный вопрос.

На шестой вопрос "Придумайте задачу по математике, используйте героев из своей любимой сказки: мы составили сказочные задачи, а так же мои одноклассники представили свои сказочные задачи. ( Приложение 2)















Заключение

Подводя итог можно сказать, что русские народные сказки пронизаны числами. Присутствие чисел наблюдается повсюду и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические.

Числа - два, четыре, шесть, восемь( чётные) - встречаются гораздо реже в устном народном творчестве. Это связано с суеверным представлением, что чётное число связано со смертью, числом «дьявола».

Чаще всего в русских народных сказках используется  число 3.  

Тройка – это:

человек, с его телом, душой, духом;

рождение, жизнь, смерть;

три периода любой сущности: начало, середина и конец;

прошлое, настоящее и будущее.

  Число 3 наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Постоянное утроение мотива создает размеренный ритм повествования.

Таким образом, выбор чисел в сказках основан на народном представлении о значении чисел.

Мы пришли к выводу, что числа играют в художественном тексте немаловажную роль, и их изучение помогает проникнуть в заложенную народом мысль, лучше понять историю своего народа.

И на уроке математики сказка может стать помощницей и добрым другом.




















Литература

Брокгауз. Ф.,.Ефрон И. Энциклопедический словарь / "ЭКСМО" Москва 2003г, 446с

Бидерманн Г. «Энциклопедия символов» / Бидерман Г. М., «Просвещение», 2007 – 375с.

Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь. / Ожегова С.И., Шведова Н. Ю. – М.: «Азъ», 2000. – 865с.

«Русские народные сказки». / «Русские народные сказки», М.: «Правда», 1982. - 280 с.

«Сказки» / М.: «Советская Россия», 1989. – 300с.

Энциклопедия для школьников. / Энциклопедия для школьников, М.: «Лабиринт», 1998 - 450с.

Интернет источники :u.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница


Презентация в электронном виде
























Приложение 1


Сказка

Содержание

Числа

1

"Три медведя" Л.Н.Толстой

Главных героев – 3. Всех предметов по 3 (кровати, миски, стулья).


Три

2

"Сказка о царе Салтане" А.С.Пушкин

3 девицы под окном, желание третьей девицы - родить для батюшки царя "полюбилось" царю, "есть не будешь ты 3 дня" 3 раза лебедь превращает царевича в насекомое, 3 раза жалит царевич 3-х обидчиц - ткачиху, повариху, сватью бабу Бабариху.


Тридцать три, три

3

"Соловей-разбойник и Марья-красавица"

3 раза свистел Соловей-разбойник, три дела сделать должна Марья-красавица: в реке искупаться. платье примерить и косы заплести, вскочил Соловей-разбойник на коня и в 3 прыжка очутился на островке зеленом, 3 раза дул Илья-богатырь в ракитовый гудочек.


Три

4

"Царевна лягушка"

Было у царя 3 сына, на 3-ий день Иван-царевич зашел в топкое болото и нашел свою стрелу, 3 свадьбы сыграли, 3 задания давал царь невестам: испечь хлеб, соткать ковёр и смотр невест, 3ой гнедых коней запряжена золоченая карета "лягушонки". Если бы Иван-царевич еще 3 дня подождал, царевна-лягушка вечно его была бы, но Иван-царевич сжег лягушачью кожу и искать надо царевну за 3 девять земель, за 3 девять морей, в 3 десятом царстве, как 3 пары железных сапог износит, как 3 железных хлеба изгрызет - тогда и разыщет царевну-лягушку. На царевну было наложено заклятие ее отцом Кощеем Бессмертным: 3 года быть лягушкою.


Три , два, девять, десять, сто

5

"Сивка-Бурка"

У старика 3 сына, чтоб вызвать Сивку-Бурку нужно свистнуть 3 раза молодецким посвистом, на 3 бревна не допрыгнул до царевны Иванушка, на 3ий день братья собираются снова ехать в город. Через 3 дня царь снова клич кликнул, чтоб на пир всех собрать и найти того, кто кольцо с царской дочери "снял".


Три, два

6

"Три поросенка"

3 поросенка, 3 брата, построили 3 домика, волк дунул в 3ий раз и домик из соломы разлетелся.


Три, пять, два, четыре, один

7

"Иван-царевич и серый волк"

У царя Берендея было 3 сына. При встрече сс Иван-царевичем серый волк говорит "фу-фу, тебе на своем добром коне в 3 года не доехать до Жар-птицы". Ивану-царевичу надо было достать 3: жар-птицу, коня златогривого и Елену Прекрасную у 3х царей: Афрона, Кусмана и Далмата. Иван-царевич слез с коня и 3 раза поклонился до земли, с уважением отблагодарил волка.


Три

8

"Три ржаных колоска"

3 ржаных колоса для воробьев. На пути к дому детям встретились 3е: волк, медведь и сова.


Три, десять, два, двенадцать, четыре

9

"Сказка о рыбаке и рыбке"

Жили старик со старухой ровно 30 лет и 3 года, рыбачил старик 30 лет и 3 года, 3 раза забрасывал старик невод в море, 3 желания исполняет золотая рыбка.


Три, тридцать

10

"Конек-горбунок"

3 сына у старика. "По 3утренни зари, выпущай меня на волю, погулять по чисту полю, по исходе же 3х дней, двух рожу тебе коне"й - говорит кобылица Ивану.

3 коня родила кобылица. Конек-горбунок ростом в 3 вершка.

"Спотыкнувшися 3 раза" - говорится о братьях, когда они находят двух коней.

Перо Жар-птицы в 3 завернуты тряпицы. Указ Царя для Ивана недели в 3 достать Жар-птицу.

Через 3 потом недели, вечерком одним сидели. Указ царя недели в 3 достать Царь-девицу. Царь-девица в обхват-то 3 вершка. Просьба царевны "То доставь ты мне в 3 дня, перстень мой из окияна".

Для чего она скрывает (загадка про мать царицы). По 3 ночи, по 3 дня. Лик свой ясный от меня. Царь послав Ивана к "окияну", дает сроку 3 дня. Поехал Иван, взяв 3 луковки в карман.

"Ну, Иванушка, смотри, вот минутки через 3" - говорит конек Ивану, подъезжая к окияну.

На верхушках 3 звезды. Вокруг терема сады - описание терема Царь-девицы.

Иван с Месяцем прощался 3жды щеки целовал.

"Я уж 3жды поднимал" поднимал сундучок Царь-девицы Иван.

3 котла больших поставили: со студеной водой, с кипятком и молоком.


Три, тридцать, два, пять, пятьдесят, сто тысяч, семьдесят, пятнадцать

11

"Хаврошечка"

Было у хозяйки 3 дочери: Одноглазка, Двухглазка и Трёхглазка.


Один, три, пять

12

"По щучьему велению"

У старика было 3 сына.


Три



Приложение 2

«Сказочные задачи» по математике

В тридевятом царстве в тридесятом государстве жил злой царь и собирал он дань с жителей своего царства. В первый день пришло 3 мужика принесли каждый по 10 золотых монет, на второй день пришел старик и отдал царю 8 золотых монет, на третий день пришли две красны девицы и отдали царю по 9 золотых монет. Сколько всего золотых монет принесли царю за три дня его жители?

Мужик и медведь жили по соседству. Медведь посадил 33 семя репы, а мужик посадил на 15 семян репы больше. У медведя взошло 30 семян, а мужика все семена взошли. Сколько семян репы посадил мужик? Какой урожай репы вырастили мужик с медведем вместе.

Пошла Красная шапочка к своей любимой бабушке. По дороге к бабушке Красная шапочка повстречала 5 зайчат, 2 маленьких медвежат, мама утка и 7 семь утят перешли ей дорогу и много колючих комочков, это оказались ежики, их было на 6 больше, чем зайчат. Сколько всего зверей встретила Красная шапочка по дороге к бабушке?

Муха по полю пошла, муха денежку нашла 100 рублей. Пошла муха на базар, купила самовар за 35 рублей, кило баранок за 8 рублей, банку варенья за 5 рублей и носовые платочки по 1 рублю за каждый. Сколько рублей осталось у Мухи-цокотухи?

Несет Медведь на спине короб с пирожками в деревню к бабушке и дедушке, гостинец от внучки Машеньки. Устал Медведь, и говорит:

- Сяду на пенек, съем пирожок!

А Машенька из короба:

-Вижу, вижу!

Не садись на пенек, не ешь пирожок! Неси бабушке, неси дедушке!

А чтоб медведю было легче Маша съела сначала 3 пирожка, потом еще 2 пирожка, и в третий раз съела в два раза больше, чем в первый раз. Сколько всего съела пирожков Маша?







6.Конек-горбунок проскакал в первый день 2 горы, а во второй день на 3 горы больше. Сколько проскакал Конек-горбунок за два дня?



7.У Винни-пуха и Пятачка было 2 коробки меда. В каждой коробке было по 10 банок меда. Пришел кролик и взял 12 банок. Сколько банок меда осталось у Винни-Пуха и Пятачка?



8.На поляне летал 1 единорог. И к нему прилетело еще 2 единорога. Сколько единорогов было на поляне?



9.Три медведя набрали три корзины грибов, по 7 больших грибов в каждой корзине. Сколько у них получилось грибов?



10.У щенка было 19 костей, кошка забрала у него 9 костей. Сколько костей осталось у щенка?



11.Гномы решили порадовать Белоснежку цветами. Ворчун собрал вдоль реки 8 роз, Умник нашел у подножия горы в 3 раза больше колокольчиков, чем роз у Ворчуна. А Простак по лесной тропинке собрал на 7 подснежников больше, чем Умник и Ворчун вместе собрали цветов. Сколько цветов было в букете для Белоснежки?



12.В тридевятом царстве жил-был царь Салтан. И приплыли к нему 10 кораблей с разными товарами. Продали товар и уплыли 6 кораблей. Сколько кораблей осталось?



13.В сказке было несколько козлят. 2 мальчика, а девочек на 3 больше, чем мальчиков. Сколько всего козлят было в сказке?



14.У отца было 3 сына. Среднему 18 лет, младший на 2 года моложе среднего, а старший на 4 года старше младшего. Сколько лет младшему и старшему сыновьям?



15.У Федоры, жили-были 3 сковороды. 2 сковороды сбежали от Федоры, а после Федориного преображения пришли к ней еще 3 сковороды. Сколько стало сковород у Федоры?



16.Алеша Попович победил - 8 разбойников, ему осталось разобраться еще с 10 разбойниками. Сколько же разбойников развелось в граде Алеши Поповича?



17.Красная Шапочка понесла бабушке 16 пирожков, но по пути ей встретился волк и она поделилась с ним отдала ему 6 пирожков, и сама съела в два раза меньше, чем волк. Сколько пирожков осталось бабушке?



18.Шли по лесу заяц, белка и ежик. Увидели яблоки. Заяц взял 2 яблока, белка 3 яблока, а ежик нацепил на свои колючки 6 яблок. Сколько яблок взяли звери?



19.Купец вез 7 мешков картошки, начал морозить Синий Мороз и заморозил 4 мешка картошки. Сколько картошки привез купец пригодной для еды?



20.Утром в отделе игрушек было 12 легковых машинок и 20 грузовых. За день было продано 8 легковых и 12 грузовых машинок. Сколько легковых и сколько грузовых машинок осталось?



21.Айболит положил в миску 18 яблок, собака Авва съела 14 яблок. Сколько яблок осталось в миске?



22.У Тянитолкая было 140 пряников. Он съел 23 пряника, а 40 отдал Хрю-хрю. Сколько пряников осталось у Тянитолкая?



23.Лунтик собрал для бабы Капы 86 ягод земляники и малины на 26 больше, чем земляники. Сколько всего ягод собрал Лунтик бабе Капе на варенье?



24У красавицы лисы было 9 тарелок, а у журавля на 7 тарелок больше. Сколько всего тарелок у лисы и журавля?



25.Илья Муромец выиграл 30 кулачных боев, а Алеша Попович на 15 боев меньше, Добрыня Никитич на 30 боев больше, чем Алеша Попович. Сколько всего боев было у богатырей вместе?

t1701526132ac.gift1701526132ad.gift1701526132ae.gift1701526132af.gif































17


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации