Исследовательская работа на тему "Чтение- вот лучшее учение"
Автор публикации: П. Тимощенко, ученица 2 класса
Чтение- вот лучшее учение
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
Тема исследовательской работы была выбрана неслучайно. Еженедельно наш учитель Сорокина Светлана Валерьевна проводит замеры темпа чтения. Еще в начале учебного года все уч-ся и их родители были ознакомлены с примерными показателями по темпу чтения. Для обучающихся 2 класса он составляет в 1 полугодии 30-40 слов в минуту, к концу 2 полугодия – 40-50 слов. В сентябре почти половина уч-ся – 8 человек ( 47 %) читали в пределах 15-20 слов. Мы предполагаем, что это связано с тем, что одноклассники в течение летних каникул не уделяли достаточного времени чтению художественной литературы. К концу 1 четверти результаты контрольного замера темпа чтения несколько улучшились: с нормой не справились 6 человек (35 %).
Беседуя с одноклассниками мы поняли, что многие ребята совершенно не любят читать. Мы решили провести анкетирование родителей и уч-ся 2 класса. Анкетируемым было предложено ответить на ряд вопросов.
Вопросы для обучающихся:
- Любите ли вы читать?
- Какой жанр произведений вам больше нравится?
- Кто ваш любимый автор?
- Удается ли вам читать ежедневно?
- Сколько времени у вас уходит на чтение книг?
- Зачем человеку необходимо читать?
Вопросы для родителей:
1.Любите ли вы читать?
2. Удается ли вам читать ежедневно?
3. Почему современные дети не любят читать?
4. Как можно привить у уч-ся любовь к чтению?
5. Какие книги должны читать дети?
6. Есть ли у ребенка дома библиотечка детских книг?
Обработав результаты анкетирования, мы пришли к выводу, что все учащиеся 2 класса читают ежедневно, уделяя этому занятию от 20 до 40 минут. Из всех жанров ребятам больше всего нравятся сказки, а любимый автор – Александр Сергеевич Пушкин. Школьники считают, что чтение необходимо в первую очередь для того, чтобы быть грамотными, чтобы много знать, уметь мыслить и рассуждать.
К сожалению, не все родители любят читать, только 33% опрошенных удается найти время для чтения художественной литературы. Все взрослые анкетируемые уверены, что дети не любят читать книги ,т.к. жизнь их большей частью заполнена общением с компьютером и телевизором, ведь это более легкий способ получения информации, у некоторых детей не хватает времени для занятий чтению. Родители уверены, что привить любовь к чтению возможно лишь собственным примером показав интерес к этому занятию, уделять время чтению вместе с ребенком, совместно обсуждать прочитанное. Многие родители считают, что книги для детей должны быть познавательные, развивающие, добрые и интересные. В большей части семей есть небольшие библиотечки книг для детей школьного возраста.
В ходе изучения литературы по теме исследования мы выяснили, что навык чтения – это комплекс нескольких умений:
- Понимать смысл текста
- Правильно прочитывать слова
- Читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание
- Темп чтения
Каждый из этих компонентов сначала формируется, отрабатывается как умение, затем посредством упражнений поднимается на уровень навыка.
Судить о навыке чтения можно по нескольким компонентам:
- Способ чтения
- Скорость( темп чтения)
- Правильность чтения
- Выразительность
Способ чтения может быть продуктивным и непродуктивным. Непродуктивные – побуквенное, отрывистое слоговое чтение. Продуктивные – плавное слоговое, плавное слоговое с целым прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов.
В конце 1 четверти продуктивные способы чтения используют 3 человека ( читают целыми словами), 9 человек ( слог и целое слово), непродуктивные- 5 человек.
Скорость чтения зависит от способа чтения и понимания. Есть ориентировочные показатели по темпу чтения ( по В.Г.Горецкому)
класс | 1 полугодие | 2 полугодие |
1 класс | - | 25-30 слов |
2 класс | 30-40 слов | 40-50 слов |
3 класс | 50-60 слов | 65-75 слов |
4 класс | 75-85 слов | 85-95 слов |
По результатам замера темпа чтения в конце 1 четверти результаты получились следующие:
- Выше нормы читают - 8человек (47 %)
- Справляются с нормой – 3человека (18 %)
- Читают ниже нормы – 6 человек ( 35%)
Правильность чтения выражается в том, что ученик избегает или, наоборот, допускает:
- замены;
- пропуски;
- перестановки;
- добавления;
- искажения;
- повтор букв( звуков), слогов, слов;
- правильно или ошибочно делает ударение в словах;
- ошибки в окончаниях;
Правильно, без ошибок к концу 1 четверти не читал ни 1 человек, все 17 учеников допускали ошибки при чтении.
Выразительность чтения включает в себя умение правильно использовать паузы, делать логические ударения, находить нужную интонацию, читать громко и внятно.
Ведущее место занимает осознанность, понимание читаемого текста. Из 17 уч-ся два человека не смогли сказать, о чем прочитали текст.
Вместе с учителем мы подобрали ряд специальных тренировочных упражнений, которые начали проводить на уроках литературного чтения, на занятиях кружка « Я – исследователь», на 5-минутках чтения на всех уроках, на классных часах.
Приведем примеры полюбившихся одноклассникам упражнений:
- психологическое упражнение « Поза» ( развитие умения принимать во время чтения правильную позу)
- упражнение на развитие зоркости ( « Какая буква, слово, слог лишние?»)
- артикуляционная гимнастика ( проводится перед чтением с целью развития подвижности речевого аппарата)
- метод динамического чтения ( использование таблицы Шульте)
- чтение с закладкой
- упражнения для развития темпа чтения « Спринт» ( на максимальной скорости, читая незнакомый текст, необходимо найти ответы на вопросы)
- « Сканирование» ( за 20-30 секунд «пробежать» глазами текст в поисках важной информации)
- « Жужжащее чтение» ( чтение про себя с одновременным произнесением звуков)
- Чтение с простукиванием ритма
-Упражнение на развитие осознанности чтения ( назвать слова одним словом, разделить на группы, подобрать подходящие по смыслу слова)
На уроках литературного чтения были использованы разные виды работы над текстом:
- чтение, деление на части, составление плана;
- чтение с сокращением текста;
- чтение «цепочкой» по предложению, абзацу;
- Чтение, нахождение отрывка к рисунку;
- чтение, ответы на вопросы;
- нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль текста;
- чтение, составление сценария и диафильма;
- чтение по ролям;
- нахождение в рассказе самого длинного слова;
- комбинированное чтение;
Помимо тренировочных упражнений мы вместе с учителем подготовили и провели ряд мероприятий, способствующих формированию навыков чтения:
- Конкурс чтецов( чтение стихов о зиме, стихов Б.Заходера, отрывки из сказок А.С.Пушкина);
- Литературная викторина « Мы любим сказки братьев Гримм»;
- Литературный ринг;
- « Мы поставим сказку сами». Развлекательное мероприятие с элементами фольклора;
- « Умники и умницы»
- Беседа с элементами игры « Книга- твой друг, береги ее!»
- Экскурсия в библиотеку с целью обзора новых книг;
- Чтение статей из газет, журналов. Коллективное обсуждение их.
- Организация выставки книг на тему « Творчество Н. Носова»;
- Изготовление плакатов по теме « Времена года»
- Литературная игра-викторина « Эти чудесные сказки»
- « Наш Пушкин». Литературный вечер, посвященный творчеству А.С.Пушкина.
- Конкурс « Самый внимательный читатель»
В ходе работы мы посчитали, сколько времени тратят дети с разной техникой чтения на подготовку домашнего задания. Например, 20 октября учащимся 2 класса было задано:
- по математике с.49 № 108( Измерить вместимость двух кастрюль разными мерками) . Текст задания содержит 53 слова. Чтобы выполнить задание ученик должен прочитать его как минимум 2-3 раза. Уже получается 156 слов. Прибавим затраты времени, требуемые на выполнение письменной записи, что составляет примерно еще 15 минут.
- по русскому языку –с.24 упражнение 48 ( выполнить звуко-буквенный анализ слов). Задание и текст упражнения составляет 43 слова. Умножаем все на 2, получается 86 слов, плюс затраты на выполнение записи – 15 минут.
- по литературному чтению – подготовить пересказ произведения. Текст содержит 427 слов. Необходимо прочитать произведение как минимум 2-3 раза. Получается слов 1046 слов.
И в сумме получается 1288слов. Делим на норму чтения уч-ся, которые читают бегло и читающих ниже нормы. Выходит, что хорошо читающий ребенок тратит на выполнение домашнего задания около часа, а слабо читающий больше 2 часов. Кроме этого ребенок проводит 5 часов в школе, посещает кружки и секции. Получается, что учебный день некоторых составляет 8-9 часов, спать младшим школьникам необходимо 9-11 часов, добавим время, затрачиваемое на дорогу до школы и обратно, на чтение книг ( 1,5- 2 часа) .В итоге свободного времени не остается. Таким образом, многие школьники обречены на неуспеваемость до тех пор, пока не научатся элементарному – читать.
Мы решили сопоставить успеваемость уч-ся 3-8 классов( отличников, ударников, троечников) со скоростью чтения этих же учеников. Результаты получились следующие:
класс | Средний показатель темпа чтения « отличников» | Средний показатель темпа чтения « ударников» | Средний показатель темпа чтения « троечников» |
3 | - | 77 | 55 |
4 | 119 | 105 | 83 |
5 | 128 | 109 | 73 |
6 | 186 | 166 | 106 |
7 | - | 132 | 98 |
8 | 200 | 177 | 145 |
Делаем вывод, чтобы стать отличником в начальных классах, дети должны читать не менее 120 слов в минуту, ударники – 100 слов, для получения удовлетворительных отметок необходимо читать 80-90 слов в минуту. В среднем звене отличники должны читать в диапазоне от 120 до 200 слов, ударники – 110-180 слов, троечники – 80-140 слов.
Проанализировав проведенное исследование, мы решили разработать рекомендации для учащихся и их родителей по развитию техники чтения.
Советы для родителей:
- Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.
- Если ребенок находится еще только на ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1-2 абзаца. Перед сном – еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один прием.
- Хорошие результаты дает чтение перед сном.
- Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строки, после этого получает краткий отдых. Такой режим получается, если ребенок просматривает диафильмы. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.
- Для того, чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно минуту. Подсчитайте, сколько слов он успевает прочесть за это время.
- Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он понял что-то не так, как вам хотелось. Поддерживайте уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы – это согреет его сердце.
- Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением, используйте простой способ: прикрепите на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребенок смотрит на него 5-7 секунд, столько же времени – на дальний объект, находящийся на улице.
- Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть у окна, не затемненного шторами. Книга должна не лежать на столе , а стоять под углом 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой будет не менее 30-40 см.
- Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотечку. Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Здесь родителям поможет, прежде всего, детская классика: К.И.Чуковский, С.Маршак, А.Барто, В.Берестов, Б.Заходер, Н.Носов, А.Пушкин и др. Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения – самое время познакомить его с научно-популярной литературой. В этом помогут произведения Е.Чарушина, Г.Снегирева, В.Бианки. Кроме этого есть огромное количество интересных книг энциклопедического характера.
Советы обучающимся:
- Читать необходимо каждый день не менее 30 минут.
- Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Поэтому домашняя тренировка в чтении должна проводиться тремя-четырьмя порциями.
- Хорошие результаты дает чтение перед сном. Раньше детей укладывали спать, рассказывая ему сказки.
- Очень полезно читать на ночь, лежа на животе. Единственное условие – хорошее освещение. Позвоночник принимает расслабленную позу, отдыхает, расслабляется.
- Используйте во время чтения тренировочные упражнения, которые используем на уроках литературного чтения.
- Заведите дневники чтения, куда будете записывать названия прочитанных произведений.
Данные рекомендации были оформлены в виде брошюр и подарены на родительском собрании родителям и одноклассникам.
Выводы
В ходе выполнения работы мы пришли к заключению, что чтение является самым важным фактором, влияющим на успеваемость. Причем навык чтения должен быть сформирован уже в начальной школе, только тогда учащиеся среднего и старшего звена могут добиться успехов в обучении.
Итогом нашей работы стало проведение контрольного замера техники чтения в конце 1 полугодия. Результаты его нас приятно удивили.
- Выше нормы читают уже человек 9 (53 %)
- Справляются с нормой – человек 7 ( 41 ,1%)
- Не выполняет норму чтения 1 уч-ся (5,9 %)
Мы считаем, что развитию навыков чтения способствовало проведение всех запланированных нами мероприятий: конкурсов, олимпиад, конференций, 5-минуток чтения, тренировочных упражнений. Работу в данном направлении мы думаем продолжить и дальше, так как нам есть еще над чем работать.
Кияйкина Наталья Федоровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Пролубщикова Наталья Владимировна
Сорокина Светлана Валерьевна