Урок, посвященный открытию года литературы в России «Чтение – вот лучшее учение»
Разработала учитель русского языка и литературы
МБОУ Ковранская СШ, с. Ковран, Камчатский край
Кызынгашева Ирина Владимировна
Урок, посвященный открытию Года Литературы в России
Тема: «Чтение – вот лучшее учение»
Цель: привлечь внимание школьников к литературе и чтению; привить любовь к книге,
воспитать интерес к литературе, бережное отношение к книге; определить, какова роль литературы в жизни человека;
Ход урока:
Орг. момент (приветствие детей)
Введение в тему и создание проблемной ситуации:
- Отгадайте загадку:
Не сеялки, а добро сеют,
Не хлеб, а досыта кормят,
Без рук, а всё умеют,
Без ног, а по дорогам водят. (Книги)
- Ребята, читаете ли вы книги? Любите читать?
- Какие прилагательные мы можем подобрать для характеристики слова «книги»? (интересные, новые, таинственные, загадочные, популярные, мудрые, добрые, познавательные…)
- Что дает вам чтение книги? (книга наставляет, помогает, учит, развивает, поднимает настроение, развлекает, помогает выходить из трудных ситуаций и т. д.)
Итак, тема сегодняшнего урока:
«Чтение – вот лучшее учение», посвященный открытию Года литературы
- Вы, наверное, уже слышали, что 13 июня 2014 года Владимир Путин подписал указ о проведении Года литературы в России в 2015 году.
"Рассчитываю, что ярким, объединяющим общество проектом станет и Год литературы, указ о его проведении в 2015 году подписан", - сказал он на церемонии вручения государственных премий за 2013 год в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца.
Полный текст Указа:
В целях привлечения внимания общества к литературе и чтению постановляю:
1. Провести в 2015 году в Российской Федерации Год литературы.
2. Правительству Российской Федерации:
а) образовать организационный комитет по проведению в Российской Федерации Года литературы и утвердить его состав;
б) обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года литературы.
3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации Года литературы.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
2) Слово учителя:
- И действительно, я считаю
Чтоб в жизни Человеком стать, учись читать, учись писать,
Никак не может ученик на свете жить без добрых книг!
Книга – это одно из чудес, созданных человечеством. Из книги мы узнаём о прошлом и настоящем, она ведёт нас в интересное путешествие в страну знаний, рассказывает, как выращивают хлеб и строят дома, варят сталь и побеждают болезни, создают машины и летают в космос…
Книга всё тебе расскажет
Книга всё тебе покажет!
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьётся,
Где тепло, а где мороз
Листья все смахнул с берёз.
Если книгу прочитаешь,
Знаний множество получишь,
Лучше Родину узнаешь
И сильней её полюбишь.
В.Силс
Книга встречает нас в раннем детстве и становится вечным другом на всю жизнь.
Даже маленький ребёнок,
Не умеющий читать,
Только выйдет из пелёнок -
Просит книжку показать.
Как невозможно жить без воздуха, воды и хлеба, так невозможно жить без книги. Огромный мир – заманчивый и разнообразный – врывается к нам в комнату со страниц любимых книг.
Книжек первые страницы
Нас встречают с первых лет
И несут нас точно птицы,
Облетая целый свет.
Каждый раз, когда мы подходим к книжным полкам, нами овладевает трепетное чувство. Многоцветные корешки, разные переплёты, титульные листы, набранные красочными шрифтами. Книги помогают мысленно преодолеть время и пространство.
Сколько в книге страниц,
Столько дружеских лиц,
Столько новых героев мы встретим.
Вьются ленточки строк,
Словно ленты дорог,
Убегающих вдаль на рассвете.
Вам было дано опережающее задание: найти, перечитать высказывания о литературе, его влиянии, его значении, афоризмы, стихотворения, спросить у родителей.
Одним из таких тезисов является как раз высказывание одного из величайших поэтов России и мира А.С. Пушкина и эти слова являются темой нашего урока: «Чтение – вот лучшее учение»
А теперь послушаем ребят, которые искали такой материал: ………..
«Если поищешь в книгах мудрости внимательно, то найдешь большую пользу для души своей». (Нестор-Летописец)
«Книга – это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она рупор человеческой мысли. Мир без книги – мир дикарей». (Н.А.Морозов)
«Причина того, что люди так мало запоминают из того, что они читают, заключается в том, что они слишком мало думают сами».
(Георг Кристоф Лихтенберг)
«Всякого рода грубость тает, словно на огне, под влиянием ежедневного чтения хороших книг». (Виктор Мари Гюго)
«В книгах заключено особое очарование; книги вызывают в нас наслаждение: они разговаривают с нами, дают нам добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас». (Петрарка Ф.)
«Вовремя прочитанная книга - огромная удача. Она способна изменить жизнь, как не изменит ее лучший друг или наставник». (Павленко П.А).
«Чтение хороших книг открывает нам затаенные в нашей собственной душе мысли» (Ш. Пьермон)
«Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру; и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать». (Фрэнсис Бэкон)
«Полезнее всего те книги, которые больше других заставляют вас думать».
(Т. Паркер)
«Книга- учитель без платы и благодарности. Каждый миг дарит тебе откровения мудрости» (А.Навои)
«Книги - это корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению».
«Чтение делает человека знающим, беседа – находчивым, а привычка записывать точным (Фрэнсис Бэкон)
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д.Дидро)
«Читать и не понимать – то же, что совсем не читать». (Я.Коменский)
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
(В. Сухомлинский)
Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. Жизнь сделает остальное.
Послушайте небольшое сообщение на тему «История книги»:
Первые своеобразные книги – это рисунки древних людей на стенах пещер. На стенах храма в Фивах (Египет) высечена летопись, каменные страницы которой достигают 40 метров в ширину.
В старину книги писали на бересте – коре берёзы, а в Египте на папирусе. Писали и острым камнем, и металлическими палочками, и кукурузными стеблями, и гусиными перьями.
Первые древнерусские книги писали летописцы (самый известный из них Нестор). Дело было нелёгким, летописец часто стоял на коленях и выводил буквы. Первая буква, как правило, писалась красной краской, украшалась цветами, изображением голов необыкновенных животных (отсюда и выражение «писать с красной строки»). Чтобы книга дольше сбереглась, титульная страница часто была из шкуры, украшалась драгоценными камнями.
Первая печатная книга на Руси появилась в 1564 году. Иван Федоров больше десяти лет работал над созданием типографии, затем целый год печатал свою первую книгу – «Апостол». В Москве из-за духовенства он не смог продолжать работу, переехал во Львов, там напечатал в 1574 году «Львовский апостол».
Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу.
Глаза уставали, дрожала рука.
И так продолжалось века и века.
Без людей, без друзей, в одиночку
Он на строчку нанизывал строчку.
Перепишет всего пару книг –
И, глядишь, уже дряхлый старик.
И вот 10 веков назад во всех европейских странах, в том числе и в России стали изготавливать бумагу. Более 400 лет назад в России Иван Федоров и его помощники стали выпускать первые печатные книги.
И вот, наконец, наступил этот срок,
Когда был придуман печатный станок.
И стала доступною книга стократ,
И был человек очень этому рад.
4) «Интересные сведения о книгах» расскажут вам 6 -классники
Самой большой в мире книгой считают летопись, которая высечена на стенах храма в Фивах в Египте. Её каменные страницы имеют ширину 40 м.
В итальянском городе Бергамо найдены два экземпляра самой маленькой книжки в мире. Её размер 12*12*7 мм. Напечатана она в 1615 г. и имеет 117страниц.
Самый «долговечный» учебник принадлежит древнегреческому математику Эвклиду. Свою систему геометрии он создал за 300 лет до нашей эры, но теоремы Эвклида изучают в школах по сей день.
Из 11095 рукописных томов состоит Большая китайская энциклопедия. 60 томов занимает только оглавление. 400 томов этого уникального издания хранятся сейчас в Париже.
История свидетельствует, что некоторые учёные знали огромное количество языков. Например, датский языковед Р.К.Раск разговаривал на 230 языках, а немецкий лингвист Л.Г.Шютц – на 270.
Роль литературы
- Итак, мы уже можем подвести такой итог, что чтение – необходимая часть жизни для любого человека?
- Все ли книги, которые вы читаете, становятся вам понятными с первого чтения?
- Помогают ли вам знания, полученные на уроках литературы, читать и понимать книги?
- Согласны ли вы со мной, что уроки литературы также необходимы?
«Литература – это трибуна…». Голос писателя – «колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных; писатель – пророк, призванный «глаголом жечь сердца людей»; поэт – «гражданин», «отечества достойный сын».
Хорошая художественная книга никого из нас не оставит равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу интересно, образно и эмоционально – это искусство. Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого.
- Но сначала нам нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и письменную – красивой и образной?
(Конечно при помощи слова)
Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.
- Какими способами писатели вызывают у читателя смех, грусть, горечь, негодование и другие чувства?
(При помощи слов) Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить
Выступают с художественным чтением ученица 8 класса Гончарова Наташа и ученица 6 класса Кузнецова Оля
XXI век называют веком науки и техники. Прогресс создаёт иллюзию, что именно наука и техника, уровень их развития, стали мерилом человеческих ценностей. Так ли это? А каково наше отношение к культуре? Искусству? Литературе?
Да, книги уходят из жизни современных школьников. И страшно представить осуществление той ситуации, которая смоделирована в фантастической антиутопии американского писателя Рея Дугласа Брэдбери “451◦ по Фаренгейту”. В этой антиутопии изображен город, в котором чтение и хранение книг является страшным преступлением. Там уже давно уничтожены все книги. И теперь, если у кого-то находят хоть одну книгу, её сжигают вместе с домом, а хозяина предают смертной казни. Там нельзя сохранить книги, не погибнув самому. Пожарные в этом городе существуют не для того, чтобы тушить пожары. А для того, чтобы сжигать книги и дома, в которых они найдены. Герой романа Гай Монтег – пожарный. Десять лет он добросовестно и даже с удовольствием выполнял свою страшную работу. Но вот однажды во время дежурства он приехал в дом старой женщины, которая, не желая расставаться со своими книгами, сгорела вместе с ними. С того дня все изменилось в жизни Монтега. Его стал мучить вопрос: что же написано в этих книгах. Если из-за них люди идут на смерть? И чтобы получить ответ, он начинает читать…
Экспресс-анкета:
С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:
с теми, кто спокойно обходится без книг;
с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
с теми, кто уничтожал книги.
Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер?
Да.
Нет.
Релаксация
− А сейчас сядьте удобнее. Закройте глаза. Ваши руки лежат спокойно и свободно…(звучит инструментальная музыка “Водопад”).
“Прочь тревоги и заботы. Погрузитесь в раздумья: музыка и звуки волшебницы природы унесут вас к сверкающему горному потоку. Нигде не найдете такого спокойствия и безмятежности – только здесь, близ прохладных, чистых вод., легко сбегающих по зеленому бархату замшелых камней. Берега потока устланы многоцветным ковром ярчайших цветов, а легкое дыхание ветерка разносит их восхитительные ароматы. В листве высоких деревьев распевают разнообразнейшие птицы. Вы лежите на берегу, глядя в небо, где проплывают пышные облака самых разных очертаний. Это чудное мгновенье может повториться лишь Сверкающей Порой Весны…”.
– Открой глаза. Улыбнись себе, соседу. Вам хорошо и спокойно. У.вас хорошее настроение. Итак, вы готовы слушать дальше.
Вывод:
− Сегодня на уроке вы приоткрыли художественный мир литературы, услышали произведения великих писателей и высказывания великих людей о литературе и книге. Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души и я надеюсь, что вы ощутили любовное внимание и уважение к живой жизни и человеку, природе, миру в целом.
Кызынгашева Ирина Владимировна