Научно-исследовательская работа «Подростковое чтение»

1
0
Материал опубликован 17 November 2018

МО «Хоринский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Хасуртайская средняя общеобразовательная школа»
 

«ПОДРОСТКОВОЕ ЧТЕНИЕ»

(секция «Литература»)


 

Научный руководитель: Иванова В.В.

Учитель русского языка и литературы

Автор: Назимова Снежана,

Уч – ся 7 класса

МБОУ «Хасуртайская СОШ»

 

С. Хасурта

2016

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………..3

Глава 1. Читательская деятельность как фундаментальная основа грамотности…5

Глава 2. Исследование. Чтение в жизни подростков нашей школы……………….8

Заключение…………………………………………………………………………….11

Справочная литература……………………………………………………………..12

Приложение

 

Введение

Наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин сказал: «Чтение - вот лучшее учение». И действительно, род человеческий бесконечно многим обязан тому университету, имя которому – Книга. В этом университете приобретаем мы необходимые знания и получаем уроки нравственности, духовности, без которых оскудели бы разумом и очерствели бы сердцем.

Осознание важности чтения, и особенно чтения детей и подростков, в последние десятилетия стало предметом заботы государства и общества во многих странах.

В 2004 году в США прошла Неделя юношеского чтения. Результатом работы стало подписание «Заявления Международной ассоциации чтения», в котором сказано: «Подростки, вступающие в мир взрослых в ХХI веке, будут читать и писать больше, чем в любое другое время в истории человечества. Им потребуется более высокий уровень грамотности, чтобы совладать с потоком информации, где бы они ни находились. Они должны быть грамотными, чтобы подпитывать свое воображение и иметь возможность участвовать в строительстве будущего.

В сложном, а иногда и опасном мире, для молодого человека очень важна способность - читать..

Я выбрала для исследования тему «Подростковое чтение», потому что считаю, что она является актуальной в наше время.

Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что именно книга поможет овладеть необходимой информацией для полноценного развития личности, научит выражать свои мысли, думать, анализировать события и поступки людей.

Изучив круг читательских интересов учащихся нашей школы, узнав, насколько они владеют навыком работы с книгой, я смогу проверить выдвинутую гипотезу:

- Действительно ли подросток сегодня отводит меньше времени на чтение.

- Действительно ли в развивающейся медиасреде нет места книге.

Объект исследования: Учащиеся с 5 по 10 классы нашей школы.

Предмет исследования: Читательский опыт учащихся.

Цель исследования: привлечь внимание всего школьного сообщества к проблеме чтения учащихся и наметить пути поддержки и развития чтения.

Задачи:

Изучить читательские интересы учащихся нашей школы;

Выявить, какую роль в их жизни играет чтение.

Для решения поставленных задач в процессе исследования я использовала следующие методы:

- обзор литературы

- анкетирование;

- обработка результатов исследования;

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

- материалы исследования помогут определить круг чтения учащихся школы;

- данные исследования могут быть использованы на уроках для организации дискуссий, позволят корректировать работу по развитию интереса к чтению.


 

Глава 1. Читательская деятельность как фундаментальная основа грамотности.

Сегодня читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. 2003 - 2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. Понятие грамотности в последние десятилетия претерпело ряд изменений и воспринимается более широко, совершенно иначе, чем десятилетие назад: это не только умение читать, писать, считать, владеть основами работы с компьютером и умение работать с информацией, но и многое другое.

Сегодня в основе грамотности лежит читательская деятельность, от умений и навыков чтения зависит, насколько успешно человек сможет жить в информационном обществе. Осознание важности чтения, и особенно чтения детей и подростков, в последние десятилетия стало предметом заботы государства и общества во многих странах.

В 2004 году в США прошла Неделя юношеского чтения. Результатом работы стало подписание «Заявления Международной ассоциации чтения», в котором сказано: «Подростки, вступающие в мир взрослых в ХХI веке, будут читать и писать больше, чем в любое другое время в истории человечества. Им потребуется более высокий уровень грамотности для работы, организации домашнего хозяйства, выполнения грандиозного долга и ведения личных дел. Им нужна грамотность, чтобы совладать с потоком информации повсеместно, где бы они ни находились. Они должны быть грамотными, чтобы подпитывать свое воображение и иметь возможность участвовать в строительстве будущего.

В сложном, а иногда и опасном мире, для молодого человека очень важна способность читать. Поэтому необходима постоянная поддержка и помощь в обучении чтению, начиная с самых ранних стадий развития».

В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.

У нас в стране существует серьёзная проблема с детским чтением. Кризис детского чтения проявляется не столько в том, что многие дети перестали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере занятий.

В своей работе я решила изучить отношение учащихся к чтению художественной литературы. Для изучения этого вопроса я выбрала объектом исследования учащихся 5-10-х классов.

Мною было проведено анкетирование 34 -х учащихся школы, из них девочек -16, мальчиков – 18. Ребятам было предложено заполнить анкету «Чтение в моей жизни».

Вот вопросы анкеты:

1.Чем ты любишь заниматься в свободное время?

2.Любишь ли ты читать?

3. Какой формат чтения ты предпочитаешь:

4.Сколько времени в день уделяешь чтению книг?

5.О чем ты больше всего любишь читать?

6. Есть ли у тебя любимый писатель? Назови фамилию и его книги.

7. Назови своего любимого литературного героя.

8. Твои любимые книги (2-5)

9. Как ты считаешь, почему современные подростки так мало читают?

10. Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению?

11. К чьим советам в рекомендации книг ты прислушиваешься?


 

Глава 2. Исследование. Чтение в жизни подростков нашей школы

На первый вопрос: «Чем любят заниматься наши учащиеся в свободное время»

было предложено 5 вариантов ответов (отдых на свежем воздухе, компьютер, чтение, телевизор, занятия по увлечениям), нужно было расположить эти варианты в порядке предпочтений. Получились такие результаты:

18 учащихся школы (55%) большое внимание уделяют отдыху на свежем воздухе;

6 учащихся (18 %) предпочли - увлечения по интересам;

5 учащихся (15 %) увлекаются телепередачами;

3 ученика (9 %) выбрали чтение книг;

1 учащийся (3 %) на 1 место ставит занятия на компьютере.

На 2 вопрос: « Любите ли читать?» результаты представлены на диаграмме:

Ответы девочек:

Да (любят читать) -9 (56 %); нет (не любят) –таких нет - 0 %; не очень – 7 (44 %);

Ответы мальчиков :

Да (из них любит читать) -1 (5 %); нет (не любят) – 5 (28 %); не очень – 12 (67%);

На вопрос: «Какое чтение ты предпочитаешь?

26 учащихся предпочитают чтение традиционных книг, 8 учащихся - цифровой формат.

На вопрос: «Сколько времени в день уделяешь чтению книг?»

Выяснилось, что девочки уделяют больше времени чтению книг, чем мальчики. Но среди учеников, много времени (3 час.) проводящих за чтением, оказались девочки 6 и 9 класса.

Тематические предпочтения наших школьников выглядят следующим образом: большинство ребят, как мальчиков, так и девочек, предпочитают фантастику, фэнтэзи, затем следуют детективы и книги о животных. Классику (причем, это в основном произведения, изучаемые по школьной программе) назвали только девочки. Некоторые отметили книги о сверстниках, научно-познавательную литературу, сказочные повести и стихи.

На вопрос: « Самый любимый писатель» учащиеся всех классов назвали А.С.Пушкина, встретились фамилии писателей Тургенева, Гоголя, Тютчева, многим ребятам нравятся стихотворения Сергея Есенина. В основном называют известных авторов.

У девочек чаще других встречается книга Стефани Майер, после выхода известного фильма «Сумерки», у мальчиков книги серии «Сталкер».

Любимые литературные герои.

Ответ на этот вопрос может дать представление о нравственном и духовном мире наших подростков. Ведь любимый литературный герой – это тот, на кого хочется походить, поступки которых вызывают восхищение, уважение. К сожалению, оказалось, что у половины опрошенных учащихся нет любимых литературных героев. У остальных ребят в основном - это главные герои их любимых книг.

Предпочтения девочек:

Герда

Алиса

Катерина Кабанова


 

Предпочтения мальчиков:

Робин Гуд

Гарри Поттер,

Евгений Онегин,

Тарас Бульба,

Остап и Андрий.


 

Любимыми книгами наших подростков являются в основном книги любимых ими писателей:

Книги серии «Сталкер», «Алые паруса»А.Грина, «Тарас Бульба» Н.Гоголя, «Гарри Поттер».

На вопрос « Почему современные подростки мало читает?»

Большинство ребят ответили одинаково: зачем читать, когда есть компьютер. Причиной отсутствия интереса к чтению большинство ребят назвали наличие компьютеров, гаджетов.

На этот вопрос «Какую роль в современной медиасреде ты отвел бы чтению?»

Книга нужнее, чем компьютер. - 28

Книга не нужна. - 4

Не знаю – 1 учащийся.

Выбирая книги для чтения, большинство учащихся прислушиваются к советам своих родителей, для многих авторитетом в этом вопросе является учитель.


 

Заключение

Таким образом, проанализировав ответы на вопросы анкеты учащихся нашей школы, я пришла к следующим выводам:

Книга окончательно не ушла из жизни подростков, в целом у большинства позитивное отношение к чтению.

Среди любимых авторов и книг есть произведений классической литературы

Школьники отдают предпочтение традиционной книге.

На выбор чтения влияние оказывают родители и учителя.

Наши подростки сегодня отводят меньше времени на чтение.

Предпочтение подростки отдают таким жанрам, как фэнтези, приключения, мистика. Литература сегодня заметно уступает телевидению, Интернету.

Но тем не менее, чтение остается одной из самых эффективных сфер, приучающих школьников к умственной деятельности.

Следовательно, необходимо в новых условиях находить новые средства создания привлекательности самого процесса чтения, с тем, чтобы новые поколения школьников не теряли тех возможностей, которые приобретаются только в результате умения читать.


 

Справочная литература
 

Абдурашидова Э. Изучение читательского интереса подростков//http://fullref.ru/job_d89920adb1af2d681ea0df8a9f863a82.html

Иванова Г.И., Чудинова В.А. «Чтение, грамотность и библиотеки: функциональная неграмотность в развитых странах». Журнал «Школьная библиотека» № 6 – 2005 г.

Национальная программа поддержки и развития чтения//http://www.library.ru/1/act/doc.php?o_sec=130&o_doc=1122

Новикова Т.А. «Роль библиотеки в формировании интереса к современной художественной литературе». Журнал «Школьная библиотека» № 2 – 1995 г.

Соловьев Е.Н. «Книга в моем доме: моя семья и моя семейная библиотека». Журнал «Школьная библиотека» № 9 – 2002 г.

Чарина И.Т. «Если мы однажды научились черпать радость в книгах, нам без этого не обойтись». Журнал «Школьная библиотека» № 7 – 2002 г.

Читательские интересы школьников и проблема формирования культуры чтения//http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/10/31/

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.