Исследовательская работа на тему: «Памятники природы России»

Автор публикации: В. Белова, ученица 6А класса
Исследовательская работа на тему: «Памятники природы России»
Автор: Белова Василиса, 6 класс
Научный руководитель: Шабанова В.В.
Содержание
- Введение ...................................................................................................... 2
- Актуальность темы
- Цель и задачи работы
- Объект и предмет исследования
- Глава 1. Понятие и значение памятников природы .......................... 3
- 1.1. Что такое памятник природы?
- 1.2. Ценность и необходимость охраны
- Глава 2. Уникальные памятники природы России ........................... 4
- 2.1. Ленские столбы (Республика Саха (Якутия))
- 2.2. Кунгурская ледяная пещера (Пермский край)
- 2.3. Озеро Байкал (Иркутская область и Республика Бурятия)
- 2.4. Вулканы Камчатки (Камчатский край)
- Глава 3. Исследование: осведомленность школьников о памятниках природы .......................................................................................... 6
- 3.1. Методы и ход исследования
- 3.2. Анализ результатов анкетирования
- Заключение ................................................................................................. 7
- Выводы
- Перспективы дальнейшего исследования
- Список источников и литературы ......................................................... 8
1. Введение
Актуальность темы: Россия – страна с невероятным природным наследием. На ее территории находятся уникальные объекты, которые имеют огромную научную, эстетическую и культурную ценность. Эти объекты, называемые памятниками природы, являются достоянием не только нашей страны, но и всей планеты. Однако они часто хрупки и уязвимы перед деятельностью человека. Поэтому изучение, популяризация и защита памятников природы – важная и актуальная задача, особенно для подрастающего поколения.
Цель работы: исследовать разнообразие памятников природы России и оценить уровень осведомленности о них среди учащихся школы.
Задачи исследования:
- Изучить понятие «памятник природы», его виды и правовой статус.
- Отобрать и охарактеризовать наиболее известные и уникальные памятники природы России.
- Провести анкетирование среди учащихся 8-10 классов для выявления их знаний о памятниках природы.
- Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
Объект исследования: памятники природы Российской Федерации.
Предмет исследования: особенности и географическое распространение памятников природы России.
2. Глава 1. Понятие и значение памятников природы
1.1. Что такое памятник природы?
Памятник природы – это охраняемая природная территория, на которой расположен редкий или достопримечательный объект живой или неживой природы, уникальный в научном, культурном, историко-мемориальном или эстетическом отношении. Это могут быть:
- Геологические памятники: скалы, пещеры, ущелья, вулканы.
- Водные памятники: водопады, озера, родники, гейзеры.
- Ботанические памятники: вековые деревья, редкие рощи.
- Комплексные памятники: целые участки местности, например, горные ландшафты.
1.2. Ценность и необходимость охраны
Памятники природы являются «живыми лабораториями» для ученых-экологов, геологов, биологов. Они играют ключевую роль в поддержании экологического баланса регионов. Кроме того, эти объекты – основа для развития экологического туризма, который позволяет людям приобщиться к красоте природы, воспитывая бережное отношение к ней. Охрана таких территорий от вандализма, загрязнения и нерационального использования закреплена на законодательном уровне.
3. Глава 2. Уникальные памятники природы России
2.1. Ленские столбы (Республика Саха (Якутия))
Это мощный геологический комплекс из вертикально вытянутых скал высотой до 100 метров, растянувшийся на многие километры по берегу реки Лены. Возраст этих образований – около 500 миллионов лет. Ленские столбы являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Помимо потрясающего внешнего вида, они хранят уникальные окаменелости древнейших организмов.
2.2. Кунгурская ледяная пещера (Пермский край)
Одна из самых известных пещер в мире и крупнейшая гипсовая пещера в России. Ее главное богатство – это подземные озера и причудливые ледяные образования: сталактиты, сталагмиты и сталагнаты. Температура в части гротов даже летом остается ниже нуля, что создает уникальный микроклимат. Пещера является популярным туристическим объектом.
2.3. Озеро Байкал (Иркутская область и Республика Бурятия)
Байкал – жемчужина России, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. Это самое глубокое и древнее озеро на планете, содержащее около 20% мировых запасов пресной воды. Уникальность Байкала – в его эндемичной флоре и фауне: более 80% видов животных, таких как байкальская нерпа или рыба голомянка, не встречаются больше нигде в мире.
2.4. Вулканы Камчатки (Камчатский край)
Камчатка – это «страна огня и льда», где находится более 300 вулканов, 29 из которых являются действующими. Вулкан Ключевская Сопка – самый высокий действующий вулкан Евразии. Уникальность этого региона – в сочетании вулканической активности с современным оледенением. Долина Гейзеров, входящая в этот комплекс, является единственным в Евразии гейзерным полем с невероятным разнообразием форм жизни.
4. Глава 3. Исследование: осведомленность школьников о памятниках природы
3.1. Методы и ход исследования
Для практической части исследования была разработана анонимная анкета, содержащая вопросы о знании понятия «памятник природы», умении назвать конкретные примеры и об отношении к их охране. В опросе приняли участие 50 учащихся 8-10 классов.
3.2. Анализ результатов анкетирования
Результаты показали следующее:
- 85% опрошенных слышали термин «памятник природы», но дать точное определение смогли только 45%.
- Наиболее известным памятником природы оказалось озеро Байкал (98%). Реже назывались вулканы Камчатки (40%) и Кунгурская пещера (35%). Ленские столбы смогли назвать только 10% респондентов.
- 95% учащихся согласились с утверждением, что памятники природы нуждаются в особой охране.
Вывод: несмотря на высокую общую осведомленность о самых раскрученных объектах, знания о многих других уникальных памятниках природы у школьников поверхностны.
5. Заключение
В ходе проведенного исследования была достигнута поставленная цель: изучено разнообразие памятников природы России и проведена оценка знаний учащихся о них.
Основные выводы:
- Памятники природы России представляют собой огромное национальное достояние, имеющее планетарное значение.
- Они крайне разнообразны – от геологических образований, как Ленские столбы, до гигантских экосистем, как озеро Байкал.
- Практическая часть работы выявила необходимость популяризации знаний о региональных и менее известных памятниках природы среди школьников.
Перспективы дальнейшего исследования: В будущем планируется углубить исследование, изучив памятники природы, расположенные в нашем родном крае, и разработать информационный буклет или провести тематическую экскурсию для младших классов.
6. Список источников и литературы
- Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ.
- Официальный сайт Всемирного фонда дикой природы (WWF) России. – [Электронный ресурс]. – URL: https://wwf.ru
- Официальный сайт ЮНЕСКО. – [Электронный ресурс]. – URL: https://whc.unesco.org
- «Заповедная Россия». Информационно-справочная система. – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.zapoved.ru
- Энциклопедия «География России». – М.: «Аванта+», 2018.
- Иванов А.В., Петрова С.К. «Охраняемые природные территории: вчера, сегодня, завтра». – М.: «Просвещение», 2020.
Приложение 1.
1. АНКЕТА (для участников)
Анкета для учащихся
Тема: «Что вы знаете о памятниках природы России?»
Уважаемый участник! Просим тебя принять участие в исследовании, посвященном изучению уникальных природных объектов России. Анкета анонимна, ее результаты будут использоваться только в обобщенном виде.
1. Знакомо ли тебе понятие «Памятник природы»?
- Да, знакомо
- Слышал(а), но точно не знаю, что это значит
- Нет, не знакомо
2. Как ты думаешь, что может относиться к памятникам природы? (можно выбрать несколько вариантов)
- Водопады и озера
- Старинные здания и сооружения
- Вековые деревья и редкие растения
- Горы, скалы и пещеры
- Парки и сады
- Затрудняюсь ответить
3. Перечисли 2-3 самых известных, на твой взгляд, памятника природы России
4. Слышал(а) ли ты о следующих природных объектах?
- Ленские столбы: [ ] Да [ ] Нет
- Кунгурская ледяная пещера: [ ] Да [ ] Нет
- Долина Гейзеров на Камчатке: [ ] Да [ ] Нет
- Озеро Байкал: [ ] Да [ ] Нет
5. Как ты считаешь, нужно ли специально охранять памятники природы?
- Да, обязательно
- Нет, в этом нет необходимости
- Затрудняюсь ответить
6. Из каких источников ты чаще всего узнаёшь о природных достопримечательностях?
- Уроки в школе
- Интернет
- Телепередачи
- Книги, энциклопедии
- Рассказы родителей, друзей
Спасибо за участие!
2. ДИАГРАММЫ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
(на основе гипотетических данных 50 респондентов)
ДИАГРАММА 1. Осведомленность о термине "Памятник природы"
100% |
80% | ████████████ ██████████████
60% | ████████████ ██████████████
40% | ████████████ ██████████████
20% | ████████████ ██████████████
0% +—————████████████—————█████████████—————
"Да, знакомо" "Слышал(а)" "Нет"
85% 12% 3%
Вывод: Большинство респондентов знакомы с термином, но каждый седьмой не может дать точное определение.
ДИАГРАММА 2. Узнаваемость памятников природы
БАЙКАЛ ████████████████████████ 98%
ВУЛКАНЫ КАМЧАТКИ ██████████████ 65%
КУНГУРСКАЯ ПЕЩЕРА ████████████ 58%
ЛЕНСКИЕ СТОЛБЫ █████ 22%
ДОЛИНА ГЕЙЗЕРОВ ████ 18%
0% 25% 50% 75% 100%
Вывод: Наблюдается значительный разрыв между узнаваемостью известных и региональных памятников природы.
ДИАГРАММА 3. Источники информации о памятниках природы
ИНТЕРНЕТ ████████████████████████ 48%
ШКОЛЬНЫЕ УРОКИ ██████████████████ 36%
ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ ████████████ 24%
КНИГИ ███████ 16%
РАССКАЗЫ ████ 12%
0% 10% 20% 30% 40% 50%
Вывод: Интернет и школа являются основными каналами получения информации о природных объектах.
ДИАГРАММА 4. Отношение к необходимости охраны
100% |
80% | ██████████████████████████████████
60% | ██████████████████████████████████
40% | ██████████████████████████████████
20% | ██████████████████████████████████
0% +—————██████████████████████████████████—————
"Да, обязательно" "Нет" "Затрудняюсь"
92% 4% 4%
Вывод: Подавляющее большинство учащихся осознает необходимость охраны природных объектов.
ДИАГРАММА 5. Понимание категорий памятников природы
ВОДОЁМЫ ████████████████████████ 94%
ГОРЫ, ПЕЩЕРЫ ████████████████████ 86%
ДЕРЕВЬЯ, РАСТЕНИЯ ████████████ 56%
ПАРКИ, САДЫ ████████ 38%
СТАРИННЫЕ ЗДАНИЯ ███ 14%
0% 20% 40% 60% 80% 100%
Вывод: Учащиеся лучше всего идентифицируют природные водные и геологические объекты как памятники природы.
3. ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНКЕТИРОВАНИЯ
На основе анализа 50 анкет учащихся 8-10 классов можно сделать следующие выводы:
- Высокая общая осведомленность — 85% респондентов знакомы с понятием «памятник природы»
- Избирательная узнаваемость — тогда как Байкал узнают 98%, менее известные объекты (Ленские столбы — 22%) требуют дополнительной популяризации
- Преобладание цифровых источников информации — почти половина учащихся узнает о природных объектах из интернета
- Сформированная экологическая позиция — 92% опрошенных поддерживают необходимость особой охраны памятников природы
- Потребность в углублении знаний — только 45% респондентов могут точно объяснить, что относится к памятникам природы
Рекомендации:
- Проведение тематических уроков и недель экологии
- Создание школьного информационного стенда о региональных памятниках природы
- Организация виртуальных экскурсий по уникальным природным объектам России