Исследовательская работа "Шедевры из пластилина".
Автор публикации: П. Утвенко, ученик 3А класса
Утвенко Павел, ученик 3 А класса МБОУ Кулундинская СОШ № 1
Исследовательская работа по теме
«Шедевры из пластилина»
Работу выполнил: Утвенко Павел,
ученик 3 «А» класса
Руководитель: Евтушенко Татьяна Ивановна,
учитель начальных классов
Кулунда 2022 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..……...............3
Глава 1. История создания пластилина……………………………………………………..4
1. 1.Виды пластилина.…………………………………………………………………...4
1. 2. Основные приёмы работы с пластилином……………………..............................6
1. 3. Правила работы с пластилином…………………………………………………..6
Глава 2. Создание изделий из разных видов пластилина……………………………………..8
2.1. Анкетирование………………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………………………...10
Список использованных источников …………....………………………………..…..………11
Приложение 1 ...…………………………………………………………………………...........12
Приложение 2…………………………………………………………………………………..17
Введение
Актуальность: пластилин - это удивительный материал! Он яркий, мягкий, эластичный, и главное из простого безликого куска можно вылепить своими руками красивые и нужные предметы. Работа с пластилином – это творческая работа, которая вызывает интерес и удовлетворение результатами труда. Пластилин традиционно используется для развития мелкой моторики рук, а в дальнейшем художественным навым, а также для изготовления оригинальных и незатейливых вещей.
| |
| |
|
Гипотеза: определив качественный состав пластилина, изучив приемы и правила работы с пластилином, выявив особенности разного вида пластилина, можно сотворить любые задуманные идеи и повысить интерес учащихся к работе с пластилином на уроках и во внеурочное время.
Цель работы: узнать историю создания пластилина, что входит в его состав, каких видов бывает, выявить особенности разных видов пластилина, расширить понятие о приемах работы с пластилином.
Задачи:
1. Изучить историю создания пластилина.
2. Узнать виды пластилина.
3. Изготовить поделки из разного вида пластилина.
4. Выявить особенности каждого вида пластилина.
4. Проанализировать полученный результат.
Объект исследования: пластилин.
Предмет исследования: свойства разного вида пластилина.
Методы исследования:
1. Изучение литературы.
2. Создание изделий из разного вида пластилина.
3. Анкетирование.
4. Анализ результатов.
Глава 1. История создания пластилина.
Пластилин – это материал, использующийся для лепки различных изделий. Название «Пластилин» произошло от итальянского plastilina, которое, в свою очередь, древнегреческого слова plastos, означающего «лепной». Вопрос о том, кого считать изобретателем пластилина, остается открытым. На изобретение было выдано два патента – один в 1880 году выдали в Германии Францу Колбу, а другой – в 1899 году в Великобритании Уильяму Харбуту.
Есть еще одна версия того, кто изобрел пластилин. По ней создателем пластилина является Джо Маквикер, который изготовил вещество, предназначенное для чистки обоев. Он принёс образец массы своей родственнице, которая работала в детском садике. Детям масса очень понравилась. Этот пластилин сначала был белого цвета. В 1955 году случился настоящий бум на пластилин. Благодаря большому спросу, Маквикер в 27 лет стал миллионером.
Изготавливают пластилин из очищенной и измельченной в порошок глины. Для того чтобы пластилин не засыхал на воздухе, в глиняный порошок добавляют воск, животное сало, озокерит, церезин, вазелин. Сначала в промышленном производстве находился пластилин только серого цвета. Но позже стали добавлять краску, и появилось четыре основных цвета.
Отличие пластилина от других материалов заключается в том, что он имеет различные оттенки, остается мягким и не твердеет на воздухе, практически не липнет к рукам. В зависимости от температуры имеет разную степень мягкости. Пластилин практически безвреден и не имеет срока годности.
В основном пластилин используется для детского творчества в качестве материала, развивающего творческие навыки и координацию пальцев. Из пластилина можно лепить объемные модели, делать объемные картины, рисовать.
Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком, быстро согревается в руках и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается теплой водой.
Наши современные виды пластилина по своему качеству могут различаться очень широко. Есть более плотный по своей твердости, а есть наоборот, мягкий, нежный и легко плавящийся. Разнообразен и цветовой спектр пластилина, предлагаемый в магазинных наборах.
1.1. Виды пластилина
В мире существует несколько видов пластилина.
Классический пластилин.
Самый доступный по цене вид пластилина. Такой пластилин можно чаще всего встретить на полках магазинов. В его состав входят натуральные компоненты, что, наряду с ценой, делает его наиболее популярным. Но такой пластилин не отличается мягкостью, его обязательно нужно разминать перед лепкой, что тоже не очень просто из-за его плотной структуры. Поэтому классический пластилин лучше подходит для занятий с детьми старшего дошкольного возраста и школьниками.
Скульптурный: твердый пластилин. Благодаря своей твердости, он очень хорошо держит форму и окрашивается в различные цвета. Это отличный материал для скульптора.
Арт-пластилин: для лепки, изготовления декораций, масок, кукол, пластилиновой живописи и т.п. После 10-30 минутного нагревания пластилин превращается в декоративную цветную резину. При высокой температуре или на солнце он начинает просто течь, как краска, но и это его свойство можно использовать во благо: например, писать с его помощью картины или делать витражи. Слишком размягчённый пластилин можно немного отвердить, положив его на некоторое время в холодильник или опустив в холодную воду; затем из него снова можно лепить.
Шариковый пластилин – состоит из маленьких, мягких поролоновых шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями (крупнозернистый шариковый пластилин – на глицериновой основе, безопасен для малышей). Лепить из такого пластилина – одно удовольствие: шарики массажируют детские пальчики, цвета хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу, а готовые поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов. Шариковый пластилин используют для развития моторики у самых маленьких, очень удобен и лёгок для декорирования поверхностей, рекомендуется использовать для заполнения витражей.
Застывающий пластилин. Имеет весьма яркие цвета и отличается легкостью. В течение суток фигурка из такого пластилина застывает и может служить настоящей игрушкой или статуэткой, украшающей детскую комнату. Застывающий пластилин – это прекрасный материал для изготовления елочных игрушек или кукол, но нужно учитывать то, что если детали подсохли, они могут плохо приклеиваться друг к другу.
Плавающий пластилин обладает великолепной пластичностью, мягкостью, насыщенными и яркими цветами, позволяет создавать неординарные поделки. Пластилин изготовлен по специальной технологии – обладая повышенной легкостью, он в два раза легче, чем обычный пластилин. Фигурки держатся на поверхности воды. Легко размягчается, не прилипает к рукам.
Флуоресцентный пластилин имеет яркие и насыщенные цвета. Обладает отличными пластичными свойствами, хорошо разминается. Готовые поделки отличаются яркостью, красочностью.
Перламутровый пластилин сохраняет все свойства классического пластилина. Начинающие скульпторы по достоинству оценят пластилин, который не липнет к рукам и одежде. Яркие цвета с перламутровым оттенком доставят много минут радости, так как пластилин действительно светится перламутровым блеском.
Пластилин на растительной основе подходит для самых маленьких детей. Даже если ребёнок во время лепки потянет кусочек в рот, ничего плохого не случится. Да и желание повторить эксперимент у него вряд ли возникнет. Ведь этот материал хоть и съедобный, но очень невкусный. Изготовлен он, как правило, из муки или крахмала. Еще одно достоинство такого пластилина – он намного мягче обычного, поэтому ребенку будет очень удобно работать неокрепшими пальчиками.
Восковой пластилин. Главный компонент воскового пластилина – восковая основа. При этом используется не только натуральный пчелиный воск, но и родственные материалы, такие как парафин и стеарин. Чаще всего производители не выбирают что-то одно, а смешивают эти компоненты в определенной пропорции, которая зачастую более или менее близка к трем равным частям.
1.2. Основные приемы работы с пластилином.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке являются руки, так уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов. Вот некоторые приемы работы с пластилином:
Скатывание - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки, либо между ладонью и доской для лепки.
Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.
Придавливание - нажатие на скатанный шарик между указательным и большим пальцами.
Разрезание - при обычном надавливании стеком мягкий пластилин теряет круглую форму, поэтому следует перекатывать цилиндр во время резания, как при раскатывании. Обычно оба конца раскатанного пластилина бывают неровные. Поэтому сначала отрезаем неровный конец, а потом – нужную длину.
Раскатывание и вытягивание, работа пальцев - раскатать конус на ладони, придать изделию определенный вид можно с помощью пальцев.
Раскатывание цилиндра - прямыми пальцами руки, слегка нажимая на середину шара, перекатывайте его по доске вперед-назад прямыми движениями. Шар станет превращаться в цилиндр. Рабочая доска будет формировать ровную и гладкую боковую поверхность. Во время раскатывания пластилина на доске длина цилиндра делается все больше, а толщина уменьшается.
Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.
1.3. Правила безопасного труда с пластилином.
- Застели рабочее место клеенкой или бумагой.
- Во время работы пользуйся тряпкой для вытирания рук.
- Если необходимо сделать поверхность поделки гладкой и даже слегка блестящей, смочи пальцы водой и аккуратно погладь поверхность.
- Перед тем как мыть руки, тщательно вытри их тряпочкой или бумагой.
- Мой руки теплой водой и мылом.
- После окончания работы вымыть руки с мылом или протереть влажной салфеткой.
- При работе используются стеки-ножи для пластилина, вытри их после окончания работы. Во время резания их тоже надо протирать, ведь ты пользуешься пластилином разного цвета. Они не острые, но будь при работе внимательным!
- Если кусочек пластилина случайно попал на одежду или ковер. Тщательно соскреби его, а оставшееся пятно хорошенько протри тряпочкой, смоченной керосином, а затем застирай.
Глава 2. Создание изделий из разного вида пластилина.
Изучив теоретическую часть своей работы, а именно: историю создания пластилина, его состав, виды пластилина, приемы работы с пластилином приступил к практической части. (Приложение 1, фото 1)
Плавающий пластилин.
Из данного вида пластилина создал фигурки животных и растений, которые живут на воде. Назвал композицию «На пруду». (Приложение 1, фото 2, 3)
Вывод: изделия лёгкие, хорошо держатся на воде, при всём желании утонуть им не суждено. Пластилин мягкий, податливый, принимает любую форму, не прилагая при этом особых усилий. Не пачкает сильно руки и легко очищается с рабочей поверхности. Но есть один маленький минус – детали иногда плохо соединяются между собой.
Классический пластилин.
Из обычного классического пластилина вылепил овощи и фрукты. Использовал приёмы скатывания, придавливания, разрезания пластилина. Изделия получились яркие. (Приложение 1, фото 4, 5)
Вывод: изделия из данного пластилина быстро затвердели, имеют красивую правильную форму, легко лепится к бумаге и картону, но этот вид пластилина твёрдый, поэтому требует предварительной разминки.
Шариковый пластилин.
Из шарикового пластилина создал на плоской поверхности аппликацию из цветов. Картина получилась красивой и яркой. Ещё смастерил объёмную игрушку. (Приложение 1, фото 6, 7, 8)
Вывод: лепить из такого пластилина – одно удовольствие: шарики массажируют пальчики, цвета хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу. Если масса стала хуже клеиться, можно слегка смочить водой и размять и клейкость восстановится. Готовые поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов. Объёмные изделия получаются хрупкие, поэтому при игре с ними нужно быть осторожным.
Восковой пластилин.
Из данного вида пластилина слепил продукты питания. Изделия очень яркие привлекательные. (Приложение 1, фото 9, 10,)
Вывод: восковой пластилин не требует разминки и легко без усилий поддаётся воздействию, он мягкий, пластичный. Детали из этого вида пластилина «схватываются» быстро, что упрощает сложность поделок. Пластилин не имеет запаха, значит, в его состав входят натуральные компоненты.
Флуоресцентный пластилин.
Из данного вида пластилина вылепил подводных жителей. (Приложение 1, фото 11, 12)
Вывод: этот пластилин имеет яркие и насыщенные цвета. Обладает отличными пластичными свойствами, хорошо разминается. К рукам не липнет, не красит. Готовые поделки отличаются яркостью, красочностью. Интересен это пластилин тем, что изделия из него светятся при подсветке УФ источника света.
Воздушный пластилин.
Из воздушного пластилина создал ёлочные игрушки.
Вывод: этот пластилин имеет яркие цвета, очень мягкий, держит любую форму. Из него можно вылепить всё что угодно. Пластилин, когда высохнет, можно окрашивать красками и покрывать лаком. После высыхания изделия становятся очень лёгкими. В течение 1-2 часов фигурка из такого пластилина застывает, но нужно учитывать то, что если детали подсохли, они могут плохо приклеиваться друг к другу. Пластилин, если вытащили из пакета, нужно весь использовать, иначе начинает высыхать. (Приложение 1, фото 13, 14, 15)
2.1. Анкетирование
Провёл анкетирования среди учащихся 1-4 классов.
На вопрос «Любишь ли ты работать с пластилином?» 70 % ответили «да», 30 % ответили «нет». На второй вопрос анкеты «Почему ты не любишь работать с пластилином?», выявил причины нежелания работать с пластилином у ребят. Оказалось, что 35% школьников не любят из-за того, что после работы болят пальцы, 10 %- потому что неприятный запах, 9 % -плохо склеивается и 26 % -прилипает к рукам.
Ответы на третий вопрос: «Какие приемы работы с пластилином ты знаешь?» показал, что учащиеся знают традиционные работы с пластилином. Такие как раскатывание 75 % учащихся, разрезание - 62 % , сплющивание - 43 %, а приемы, требующие творческого воображения и усидчивости, такие как скатывание, знают 12 % и «размазывание» 6 % учащихся.
На вопрос «Знаешь ли ты правила работы с пластилином» я выявил, что 76 % хорошо знают правила работы с пластилином, а 24 % необходимо напомнить правила.
Ответы на вопрос: «Какие виды пластилина ты знаешь?» показал, что в основном дети знакомы с обычным детским пластилином, шариковым и восковым.
После изучения анкеты и обработки результатов, принял решение провести мастер класс для ребят своего класса. Мы повторили правила и приёмы работы с пластилином, рассказал о видах пластилина. Это очень заинтересовало ребят, и мы принялись за работу. Работая с пластилином разного вида, применяя различные приемы, создали свои пластилиновые шедевры.
При работе с пластилином чувствовал себя настоящим мастером и творцом! (Приложение 1, фото 16)
Заключение.
Выводы: считаю, что детям нужно с самого маленького возраста давать играть с пластилином. Так как работа с пластилином развивают воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, раскрывает творческий потенциал, воспитывает усидчивость, терпение, стремление доводить работу до конца.
Все виды пластилина можно применять для детского творчества. Выбор вида пластилина зависит от задуманной идеи. Технику лепки может легко освоить любой желающий. Пластилин имеет массу достоинств и приносит большую пользу, дав волю своей фантазии, из него можно вылепить что угодно. Считаю, что лепка из пластилина очень увлекательное и интересное занятие.
В результате проведённой работы, моя гипотеза подтвердилась, что определив качественный состав пластилина, изучив приемы и правила работы с пластилином, выявив особенности каждого вида пластилина, можно сотворить любые задуманные идеи и повысить интерес учащихся к работе с пластилином на уроках и во внеурочное время.
Список литературы
1. Словарь Ожегова
2. Дубовицкая Е.Г. «Жизнь удалась», издательство Феникс, 2011г.
3. Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина», издательство Феникс, 2012 г.
4. Рони Орен « Секреты пластилина», 2010 г.
5. Лебедева Н.Н. «Лепим из пластилина"
6. https://www.kodges.ru/71373-sekrety-plastilina.html
7. https://www.ast.ru/item/1205
Приложение 1
Фото 1. Разные виды пластилина.
Фото 2. Работа с плавающим пластилином.
Фото 3. Изделия из плавающего пластилина легко держатся на воде.
Фото 4. Работа с классическим пластилином.
Фото 5. Овощи и фрукты из классического пластилина.
Фото 6. Работа с шариковым пластилином.
Фото 7, 8. Изделия из шарикового пластилина.
Фото 9. Изделия из воскового пластилина.
Фото 10. Работа с восковым пластилином.
Фото 11. Изделия из флуоресцентного пластилина.
Фото 12. Работа с флуоресцентным пластилином.
Фото 13. Ёлочные игрушки из воздушного пластилина.
Фото 14, 15. Работа с воздушным пластилином.
Фото 16. Мои шедевры из пластилина.
Приложение 2.
Анкета
Любишь ли ты работать с пластилином?
- да
- нет
2. Почему ты не любишь работать с пластилином
- мажет руки
- неприятный запах
- плохо склеиваться
- неяркий
- после работы болят пальцы
3. Какие приемы работы с пластилином ты знаешь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие правила работы с пластилином ты знаешь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Какие виды пластилина ты знаешь?
17