Научно-исследовательская работа по теме «Секреты пластилина»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №14
ХУТОРА ПРИКУБАНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Название работы “Secrets of plasticine art” «Секреты пластилина»
Выполнил работу: Леоненко Михаил, учащийся МБОУ ООШ № 14, хутор Прикубанский, Славянский район, Краснодарский край
Научный руководитель: учитель английского языка Столяр Дмитрий Михайлович, тел. 8(918)648-06-30
.
Содержание:
1. Введение…………………………………………………………………. с. 4
2. Теоретическая часть………………………………………………………с. 5
2.1. История создания пластилина ……………. ……………………… с. 5
2.2. Основные приемы работы с пластилином………………………… с. 10
3. Пластилинография как новый вид декоративно-прикладного искусств …………………………………………………………………………………с.11
3.1. Изготовление картин из пластилина………………………………… с.13
4. Правила безопасности труда………………………………………… ….с. 14
5. Практическая часть. Анкетирование………….…………………………с. 17
6. Заключение…………………………………………………………….. с.15
7. Список литературы……………………………………………………… с.16
Цель моей работы
Расширить понятие о приемах работы с пластилином, узнать историю пластилина, что входит в его состав, каких видов он бывает.
Гипотеза
Определив качественный состав пластилина, изучив приемы и правила работы с пластилином, мы сможем повысить интерес учащихся к работе с пластилином на уроках и во внеурочное время.
Предмет исследования – пластилин
Задачи:
1. Изучить подробно научную литературу по данному вопросу.
2. Проведя социологический опрос учащихся, выявить информированности о приемах работы.
3. Составить памятку «Правила работы с пластилином», провести мастер класс для одноклассников и учащихся начальной школы .
4.Определить качественный состав пластилина, изучить приемы и правила работы с пластилином, повысить интерес учащихся к работе с пластилином на уроках.
5.Заинтересовать учащихся некоторыми приемами работы с пластилином
развивать творческие способности.
Методы исследования:
1. Поиск и изучение специальной литературы.
2. Анкетирование.
3. Сравнительный анализ накопленного материала.
4. Сопоставление данных.
1. Введение
Весь мир слеплю из пластилина! Могу и кукурузу и малину, И бочку, и собаку, и котенка, И даже маленького ребятёнка. И рыбку сделаю павлином… Где взять мне столько пластилина?.. |
I make a plasticine world! I can make corn and raspberries, And a barrel, a dog, a kitten, And even a little kid. And I can turn a fish into a peacock ... But where can I get so much plasticine? |
Мне очень нравиться работать с пластилином, лепить различные фигурки, игрушки. Посещая школу искусств в нашем хуторе я узнал, что пластилин может служить незаменимым художественным средством для работы в живописном жанре. Пластилином можно рисовать картины. Это один из самых молодых видов живописи, который стали использовать совсем недавно. Мне нравиться познавать, что-то новое, особенно в искусстве.
Что же такое пластилин? Из чего состоит эта тающая в руках волшебная масса?
I like working with plasticine and sculpting different figures and toys very much. Visiting the art school in our khutor Prikubansky, I learned that plasticine can be a very useful thing for working in the painting world. With the help of plasticine you can paint any pictures. This is one of the youngest kinds of painting. I like to learn, something new, especially in art.
What is plasticine? What is this magical mass made of that melts in your hands?
2. Теоретическая часть
Если обратиться к словарю Ожегова, то можно прочитать следующее: «Пластилин - это пластичный материал для лепки, состоящий из глины и воска с добавлением жиров, вазелина и других веществ, препятствующих высыханию». Наши современные виды пластилина по своему качеству могут различаться очень широко. Есть более плотные по своей твердости, а есть наоборот, мягкие, нежные и легко плавящиеся. Так же, как и мягкость, разнообразен и цветовой спектр пластилина, предлагаемых в магазинных наборах.
2. 1. История создания пластилина.
Пластилин – это материал, использующийся для лепки различных изделий. Название «Пластилин» произошло от итальянского plastilina, которое, в свою очередь, древнегреческого слова plastos, означающего «лепной». Вопрос о том, кого считать изобретателем пластилина, остается открытым. На изобретение было выдано два патента – один в 1880 году выдали в Германии Францу Колбу, а другой – в 1899 году в Великобритании Уильяму Харбуту.
Есть еще одна версия того, кто изобрел пластилин. По ней создателем пластилина является Джо Маквикер, который изготовил вещество, предназначенное для чистки обоев. Он принёс образец массы своей родственнице, которая работала в детском садике. Детям масса очень понравилась. Этот пластилин сначала был белого цвета. В 1955 году случился настоящий бум на пластилин. Благодаря большому спросу, Маквикер в 27 лет стал миллионером.
Изготавливают пластилин из очищенной и измельченной в порошок глины. Для того чтобы пластилин не засыхал на воздухе, в глиняный порошок добавляют воск, животное сало, озокерит, церезин, вазелин.
Сначала в промышленном производстве находился пластилин только серого цвета. Но позже стали добавлять краску, и появилось четыре основных цвета.
Отличие пластилина от других материалов заключается в том, что он имеет различные оттенки, остается мягким и не твердеет на воздухе, практически не липнет к рукам. В зависимости от температуры имеет разную степень мягкости. Пластилин практически безвреден и не имеет срока годности.
В основном пластилин используется для детского творчества в качестве материала, развивающего творческие навыки и координацию пальцев. Из пластилина можно лепить объемные модели, делать объемные картины, рисовать.
Хорошим считается пластилин, который легко режется пластмассовым ножичком, быстро согревается в руках и становится мягким, держит форму, хорошо липнет к самому себе, но не к рукам, не трескается и не крошится, не пачкает руки и легко смывается теплой водой.
2.1 Виды пластилина
В мире существует несколько видов пластилина. Вот основные из них:
- Обычный детский пластилин, знакомый нам с детского садика и школы – это пластилин, в состав которого входит воск.
- Профессиональный скульптурный пластилин – используется профессиональными скульпторами и учащимися художественных школ. Основа его восковая, и обычно он бывает серого, оливкового или телесного цвета. У такого пластилина особая твердость и эластичность. Это отличный материал для скульптора.
- Арт-пластилин, или пластилин Ключниковых. Бывает двух видов: арт-пластилин «мягкий» – подходит для изготовления плоских изделий – картин, аппликаций и др.; арт-пластилин «твердый», или каркасный – подходит для изготовления объемных изделий, кукол, игрушек и для лепки, изготовления декораций, масок, кукол, пластилиновой живописи и т.п. После 10-30 минутного нагревания пластилин превращается в декоративную цветную резину. При высокой температуре или на солнце он начинает просто течь, как краска, но и это его свойство можно использовать во благо: например, писать с его помощью картины или делать витражи. Слишком размягчённый пластилин можно немного отвердить, положив его на некоторое время в холодильник или опустив в холодную воду; затем из него снова можно лепить.
- Шариковый пластилин – состоит из маленьких, мягких поролоновых шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями (крупнозернистый шариковый пластилин – на глицериновой основе, безопасен для малышей). Лепить из такого пластилина – одно удовольствие: шарики массажируют детские пальчики, цвета хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу, а готовые поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов. Шариковый пластилин используют для развития моторики у самых маленьких, очень удобен и лёгок для декорирования поверхностей, рекомендуется использовать для заполнения витражей.
- Застывающий пластилин. Имеет весьма яркие цвета и отличается легкостью. В течение суток фигурка из такого пластилина застывает и может служить настоящей игрушкой или статуэткой, украшающей детскую комнату. Застывающий пластилин – это прекрасный материал для изготовления елочных игрушек или кукол, но нужно учитывать то, что если детали подсохли, они могут плохо приклеиваться друг к другу.
- Плавающий пластилин обладает великолепной пластичностью, мягкостью, насыщенными и яркими цветами, позволяет создавать неординарные поделки. Пластилин изготовлен по специальной технологии –обладая повышенной легкостью, он в два раза легче, чем обычный пластилин. Фигурки держатся на поверхности воды. Легко размягчается, не прилипает к рукам.
- Флуоресцентный пластилин имеет яркие и насыщенные цвета. Обладает отличными пластичными свойствами, хорошо разминается. Готовые поделки отличаются яркостью, красочностью.
- Перламутровый пластилин сохраняет все свойства классического пластилина. Начинающие скульпторы по достоинству оценят пластилин, который не липнет к рукам и одежде. Яркие цвета с перламутровым оттенком доставят много минут радости, так как пластилин действительно светится перламутровым блеском.
- Пластилин на растительной основе подходит для самых маленьких детей. Даже если ребёнок во время лепки потянет кусочек в рот, ничего плохого не случится. Да и желание повторить эксперимент у него вряд ли возникнет. Ведь этот материал хоть и съедобный, но очень невкусный. Изготовлен он, как правило, из муки или крахмала. Еще одно достоинство такого пластилина– он намного мягче обычного, поэтому ребенку будет очень удобно работать неокрепшими пальчиками.
1.2. Основные приемы работы с пластилином.
Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке являются руки, так уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Из одного комка пластилина можно создавать бесконечное множество образов. Вот некоторые приемы работы с пластилином:
· Скатывание - формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки, либо между ладонью и доской для лепки.
· Надавливание - нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.
· Придавливание - нажатие на скатанный шарик между указательным и большим пальцами.
· Разрезание - при обычном надавливании стеком мягкий пластилин теряет круглую форму, поэтому следует перекатывать цилиндр во время резания, как при раскатывании. Обычно оба конца раскатанного пластилина бывают неровные. Поэтому сначала отрезаем неровный конец, а потом – нужную длину.
· Раскатывание и вытягивание, работа пальцев - раскатать конус на ладони, придать изделию определенный вид можно с помощью пальцев.
· Раскатывание цилиндра - прямыми пальцами руки, слегка нажимая на середину шара, перекатывайте его по доске вперед-назад прямыми движениями. Шар станет превращаться в цилиндр. Рабочая доска будет формировать ровную и гладкую боковую поверхность. Во время раскатывания пластилина на доске длина цилиндра делается все больше, а толщина уменьшается.
· Размазывание - надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки.
Моя мама работает педагогом - психологом в нашей школе и она говорит, что занятия лепкой:
развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;
синхронизируют работу обеих рук;
формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его;
Развивается воображение, раскрывается творческий потенциал;
Воспитывается усидчивость, терпение, стремление доводить работу до конца;
При лепке из пластилина – разминаются пальцы и ладони рук – а это развитие мозга и даже профилактика болезней! На руках находятся биологически-активные точки, которые соответствуют каждому органу нашего организма, их массаж и разогревание дает мощный оздоровительный эффект на весь организм в целом.
А еще я узнал, что лепка наряду с другими видами изобразительного искусства развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты. Этот вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности. На занятиях лепкой вышеперечисленные качества развиваются особенно, поэтому в психологической практике часто применяют такой вид работы как лепка.
3. Пластилинография как новый вид
декоративно-прикладного искусства
Посещая, художественную школу я узнал, что можно создавать пластилиновые картины этот новый вид декоративно-прикладного искусства называется пластилинография.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности.
Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж , а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Для создания пластилиновой картины потребуется сюжет (собственный или из книги (журнала), основа, набор стеков и немного первоначальных знаний о технике выполнения пластилиновой картины.
В качестве основы для пластилиновой картины подойдет плотный картон, или фанера. Картина, выполненная из пластилина, может быть как плоской, так и выпуклой в зависимости от составляющих ее деталей. Картина может быть квадратной, круглой, овальной и др. Пластилин на основу наносят с помощью стека или пальцами. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка. Работу над картиной начинают с верхнего края основы, чтобы исключить касание рук покрытых пластилином участков поверхности. Округлые и овальные элементы выполняют из скатанных пластилиновых шариков, которые при закреплении на основе расплющиваются. Тонкие полоски на картине выполняют при помощи скатанных на плоскости валиков. Валики не должны быть слишком длинными, иначе их трудно будет переносить на основу. Длинные линии и элементы составляют из нескольких коротких валиков.
Для выполнения таких деталей картины, как лепестки, стебли цветов, завитки, пряди волос, нужны будут ровные валики, которые можно получить, выдавливая разогретый пластилин через чеснокодавилку. Если протереть пластилин через мелкое металлическое ситечко, то можно получить рыхлые и пушистые элементы картины, такие как кораллы, трава, мех животных и иное.
Смешивание пластилина
Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.
Таблица смешивания цветов:
Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого
Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого
Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного
Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого
Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого
Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.
Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.
Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого
3.1 Изготовление картины из пластилинаБерем пластилин, раскатываем его
Изготавливаем (лепим) из пластилина цветочки и лепестки цветов
Из зелёного пластилина изготовим листочки, делаем на них прожилочки.
Картина розы готова
4. Правила безопасного труда с пластилином
· Застели рабочее место клеенкой или бумагой.
· Во время работы пользуйся тряпкой для вытирания рук.
· Если необходимо сделать поверхность поделки гладкой и даже слегка блестящей, смочи пальцы водой и аккуратно погладь поверхность.
· Перед тем как мыть руки, тщательно вытри их тряпочкой или бумагой.
· Мой руки с теплой водой и мылом.
· После окончания работы вымыть руки с мылом или протереть влажной салфеткой.
· При работе используются стеки-ножи для пластилина, вытри их после окончания работы. Во время резания их тоже надо протирать, ведь ты пользуешься пластилином разного цвета. Они не острые, но будь при работе внимательным!
· Если кусочек пластилина случайно попал на одежду или ковер. Тщательно соскреби его, а оставшееся пятно хорошенько протри тряпочкой, смоченной керосином, а затем застирай.
5. Практическая часть
Изучив теоретическую часть своей работы, а именно: историю создания пластилина, его состав, виды пластилина, приемы работы с пластилином я приступил к практической части и провел анкетирования среди учащихся 5-6 классов.
На вопрос «Любишь ли ты работать с пластилином?» 44% школьников ответили «да», 56% ответили «нет».
На второй вопрос анкеты «Почему ты не любишь работать с пластилином?», я выявил причины нежелания работать с пластилином у ребят. Оказалось, что 75 % школьников не любят из-за того, что после работы болят пальцы, 14% потому что неприятный запах, 10% - плохо склеивается.
неприятный запах
болят пальцы
плохо склеивается
Ответы на третий вопрос «Какие приемы работы с пластилином ты знаешь?» показал, что учащиеся знают традиционные работы с пластилином такие как раскатывание 75 % учащихся, разрезание - 62 % , сплющивание - 43 %, а приемы требующие творческого воображения и усидчивости такие как скатывание знают 12 % и «размазывание» 6 % учащихся.
На вопрос «Знаешь ли ты правила работы с пластилином» я выявил, что 56 % хорошо знают правила работы с пластилином, а 44 % необходимо напомнить правила.
Ответы на вопрос «Какие виды пластилина ты знаешь?» показал, что в основном дети знакомы с обычным детским пластилином.
После изучения анкеты и обработки результатов, вместе с ребятами повторили правила работы с пластилином, познакомили ребят с новыми приемами работы с пластилином. Новые приемы работы с пластилином очень заинтересовали ребят. По просьбе моих одноклассников мы организовали мастер класс для учащихся начальной школы, на котором, применяя новые приемы, создали свои пластилиновые шедевры.
6. Заключение.
Я считаю, что ребёнку нужно с самого маленького возраста давать играть с пластилином, ведь даже взрослые занимаются лепкой.
Пластилин – не только средство для развлечения и материал для развития творческих способностей, но и вещество, обладающее некоторыми терапевтическими свойствами. Пластилин используется детьми в качестве материала для поделок. Игры с пластилином способствуют развитию координации пальцев. Для детского творчества желательно применение безопасного пластилина, изготовленного на растительной основе.
Пластилин имеет массу достоинств и приносит большую пользу, так утверждают педагоги и психологи. Дав волю своей фантазии, из него можно вылепить что угодно. Поэтому детей необходимо знакомить с этим интересным материалом, начиная с одного годика.
Помимо обучающего процесса, игры с пластилином развивают познавательные способности – внимание, память, экспрессию; творческое и пластическое мышление; стимулируют творческую активность; помогают осваивать манипулятивные навыки, отрабатывать новые навыки и совершенствовать уже имеющиеся. И это не всё.
Использование новых приемов при работе с пластилином можно рекомендовать использовать учащимся на уроках технологии, во внеурочной деятельности и самостоятельно в домашних условиях.
Считаю, что лепка из пластилина очень увлекательное и интересное занятие. Оно успокаивает и увлекает тебя, тебе всё интересней и интересней лепить ту или иную фигурку.
Так же это занятие требует пластики и ловкости рук, это развивает моторику рук.
7. Список использованной литературы
1. Словарь Ожегова
2. Дубовицкая Е.Г. «Жизнь удалась», издательство Феникс, 2011г.
3. Шкицкая И.О. «Аппликации из пластилина», издательство Феникс, 2012 г.
4. Рони Орен « Секреты пластилина», 2010г.
5. ЛебедеваН.Н. «Лепим из пластилина"
6. Интернет-ресурсы
Приложение
Анкета
Любишь ли ты работать с пластилином?
да
нет
2. Почему ты не любишь работать с пластилином
- мажет руки
- неприятный запах
- плохо склеиваться
- неяркий
- после работы болят пальцы
3. Какие приемы работы с пластилином ты знаешь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие правила работы с пластилином ты знаешь?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Какие виды пластилина ты знаешь?
________________________________________________________________________________________________________________________________
18