12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коптякова Светлана Ивановна890
Россия, Свердловская обл.
Материал размещён в группе «Исследовательская работа обучающихся»
6

Исследовательская работа «Слова - паразиты в речи школьников МКОУ НГО «Лопаевская ООШ»


Презентация
PPT / 1.76 Мб

/data/files/j1607538153.ppt (Презентация)МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОЛЯЛИНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ЛОПАЕВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»







«Слова - паразиты в речи школьников МКОУ НГО «Лопаевская ООШ»

Исследовательский проект










Выполнила:

Коптякова Екатерина,

ученица 6 класса

Руководитель:

Коптякова С.И., учитель русского языка и литературы







2016 г

Содержание


п/п

Название

Страницы

Введение


Глава I.

Функциональные возможности слов-паразитов


Глава II.

Причины употребления слов-паразитов в речи


Глава III.

Мониторинг по выявлению особенностей употребления слов-паразитов в речи учащихся МКОУ НГО «Лопаевская ООШ»


Заключение


Список использованной литературы


Приложение































Введение.

Речи вести – не лапти плести.

(Русская пословица)


«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками», – говорил великий И.С.Тургенев еще в XIX веке.

Что значит «беречь язык»? От кого его беречь? Разве у языка есть враги?

Попробуйте прочитать стихотворение:

Мы нынче как бы все глупеем –

Все стали как бы забывать,

Что как бы даже не умеем

Без «как бы» пару слов связать.

Добро бы было как бы в дело,

Пусть даже как бы наугад.

А то ведь как бы неумело

И чаще как бы невпопад.

Ю.Важдаев

Я уверена, что вы будете спотыкаться на каждой фразе. Да и смысл их трудно понять. Поэт своим шуточным стихотворением привел пример как смешно и глупо порой выглядим мы, разговаривая с друзьями, родителями, отвечая на уроках.

Слушая, как сегодня разговаривают не только на улицах, но и с экранов телевизоров политики, актеры, журналисты, понимаешь, что русский язык сейчас находится в большой опасности.

Все знают, что встречают по одёжке, а провожают по уму. Чаще всего показателем ума служит речь человека. Порой мы не задумываемся, ЧТО говорим и КАК говорим.

О человеке, употребляющем такие слова, хочется заметить: «Сказал так много, но ничего не сказал».

Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. И это не может не пугать. Мы так хотим отойти от предшествующей эпохи, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. Я считаю, главная проблема сегодня: бедность и невыразительность языка молодого человека.

Определив такую проблему, я поставила следующую цель: изучить проблемы засорённости речи словами-паразитами в среде учащихся нашей школы, выявить действенные способы борьбы с данным вредным языковым явлением.

Цель определила следующие задачи:

Выяснить, почему слова называются «паразитами»;

Рассмотреть группы слов, относящихся к «паразитам»;

Провести мониторинг по выявлению особенностей употребления слов-паразитов учащимися 5-9 классов МКОУ НГО «Лопаевская ООШ»;

Проанализировать, насколько речь школьников соответствует нормам литературного языка;

Определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи;

Выпустить буклет-памятку «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов».


Гипотеза: если специально привлечь внимание школьников к вредной привычке использовать слова-паразиты в речи, то, возможно, они будут более внимательны к своей речи и друг к другу в процессе общения.

Объект исследования: речь обучающихся 5-9 классов МКОУ НГО «Лопаевская ООШ».

Предмет исследования: слова-паразиты в речи подростков МКОУ НГО «ЛопаевскаяООШ».

Основные методы исследовательской работы:

- поисковый;

- метод анкетирования;

- метод анализа и обобщения.


























Глава I.

Что такое чистота речи?


Слова бывают разные:

Хорошие, простые.

Слова бывают праздные,

Ненужные, пустые.

Попробуйте без слов обойтись хотя бы час, два… Трудно. Ещё труднее, когда их очень, очень много, а ваш собеседник не придаёт им особого значения.

Любое высказывание строится из слов, смысл высказывания - из значений слов. В Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова слово чистота определяется как «чистое состояние, вид чего-нибудь». После приведены примеры: Содержать в чистоте. Охранять чистоту русского языка. Моральная чистота.

На уроках русского языка мы изучаем науки о языке, в том числе раздел языкознания, изучающий правильность и чистоту речи – культура речи.

Понятие чистота речи специалистами по культуре речи рассматривается как «незасорённость её внелитературными элементами, а также словами – «сорняками». Чистота речи предполагает отсутствие в ней лишних слов. Одни специалисты называют их словами – «сорняками», другие – словами - «паразитами», словами – «пустышками». Все эти названия говорят о ненужности и вредности их в нашей речи.

В качестве слов – «сорняков выступают самые обыкновенные слова русского язык : да, вот, типа, короче, ну, ну это, в принципе, так сказать, скажем так, не хуже, кстати и др. Самым распространённым словом «сорняком» специалисты считают слово да. Сначала я в это не поверила. Ну как слово да может быть «лишним»? А когда внимательно прислушалась к разговору своих школьных товарищей, сомнения отпали сами собой. Действительно, без этого слова не обходится ни один ответ. На самые разнообразные вопросы в ответ можно было услышать: «Да ну». «Да нет». «Да зачем». «Да откуда».

Почти все слова - «сорняки» относятся к какой-то части речи русского языка. «Сорняками» их сделали люди, когда начали употреблять, во-первых, часто, во-вторых, неуместно, неоправданно.

Глава II.

Причины возникновения

Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.

Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.

Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.

t1607538093aa.jpg t1607538093ab.jpg t1607538093ac.jpg

Вот В. Шекспиру, А. С. Пушкину или Н. В. Гоголю такие слова, видимо, были не нужны. Я узнал, что словарь Пушкина насчитывал более 21 тысячи слов, у Шекспира в речи было около 16 тысяч слов, а у Гоголя – 10 тысяч. Интересно, а сколько их в моём словаре?

Оказывается, есть ещё и мода на эти «лишние» слова, поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. В разговоре с родственниками, учителями, сверстниками я узнала, что в разные годы употребляли в речи разные слова – «паразиты». И вот что у меня получилось.

Таблица 1. «Модные» слова – «паразиты» в разные годы.

70-е годы

80-90-е годы

2000-е годы

2015-2016 гг

На самом деле

Типа

Так сказать

Вот, вот так, ну вот, вот то - то

Практически

Фактически

Как бы

Да?

Блин

Это самое

М-м-м


Ну, ну ваще

Короче

Прикинь

Шикарно

Пипец

Да не вопрос, без базара

Клёво

Прикольно

Я ни разу

На позитиве

Типа


Вывод: слова – «сорняки» жили, живут и будут жить в нашей речи.

Причины употребления слов - паразитов можно разделить на четыре группы:

Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);

Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;

Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;

Мода на некоторые слова.

Слова – паразиты как часть речи

п/п

Часть речи

Слова – паразиты

Частицы

ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы

Вводные единицы: вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например,

так сказать, стало быть, понимаешь, собственно говоря, слушай, конечно, наверное, вероятно, кажется

Местоимения:это, это самое, как его, там

Переход из одной части речи в другую: блин, черт


Глава III.

Как слова-паразиты характеризуют человека.

Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.

Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!

Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.

«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.

У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.

Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.

«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.

«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.

«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.

«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.

«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.

«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.

Характеристика обучающихся МКОУ НГО «Лопаевская ООШ»

t1607538093ad.png

Вывод: 26% обучающихся людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.

По 15% - люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность, и не расположенные к общению, которые не любят разговоры, сокращают свою речь.

По 11% - считают, что в жизни все должно быть просто; не обремененные ответственностью; настроенные несколько агрессивно; речь людей с плохой памятью или ленивых.

Глава IV.

Мониторинг по выявлению особенностей употребления слов – паразитов в речи учащихся МКОУ НГО «ЛопаевскаяООШ».

Проблема культуры общения была актуальна всегда. После проведенного анкетирования и обработки результатов мы ещё раз убедились в важности выбранной темы.

Нам интересно было понять, почему именно слова-паразиты обладают такой живучестью среди населения всех возрастов и слоев, особенно среди школьников. Уверены, что если специально привлечь внимание школьников к вредной привычке использовать слова-паразиты в речи, то они будут более внимательны друг к другу в процессе общения.

Это мы выяснили, проведя исследование в своей школе.27 учащимся 5 -9 классов МКОУ НГО «Лопаевская ООШ» была предложена анкета по ряду вопросов.

При обработке полученных результатов было выявлено следующее:

t1607538093ae.png

Вывод: 49% респондентов наряду с курением, уверены, что плохой является привычка употреблять в речи слова-паразиты. Эта привычка занимает второе место после привычки курить (41%). То есть почти половина опрашиваемых признают употребление слов-паразитов отрицательным качеством речи культурного человека.

То, что слова-паразиты являются очень распространенным элементом общения среди подростков, подтверждают результаты:

t1607538093af.png

Вывод: следовательно, слова-паразиты имеют место в нашем языке, актуальны в наше время, поэтому заслуживают всеобщего внимания.

Слова-паразиты несут в себе не только информацию, но и отношение к ней говорящего, которое он стремится передать собеседнику. Они служат для эмоциональности речи и содержат в себе характеристики предметам и явлениям действительности.

Каковы же все-таки основные причины того, что подростки не могут обойтись в своей речи без слов-паразитов? Почему мы знаем, что это, по меньшей мере, некрасиво, но постоянно используем их в своей речи?

t1607538093ag.png


Вывод: 67% опрошенных намеренно употребляют паразиты в своей речи. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как вам сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.

t1607538093ah.gif


Вывод: 52% опрошенных замечает слова – паразиты при общении с друзьями, радует, что речь учителей богата и выразительна.

t1607538093ai.png


Вывод: 70% ребят слышат слова-паразиты, и слушать такую речь неприятно.

t1607538093aj.png


Вывод: 26% ребят не знают, как бороться с вредной привычкой. Только 11% - видят путь: чтение художественной литературы для обогащения словарного запаса.

У каждого есть «любимые» сорные слова. Бывает, что выступление, обычный разговор наполовину состоят из подобных слов. Мы составили Словарь слов – паразитов, употребляемых учащимися МКОУ НГО «Лопаевская ООШ»

t1607538093ak.png

Результаты исследования показали нам, что все подростки употребляют в своей речи слова-паразиты. Подавляющее большинство в своей речи их не замечает и далеко не все понимают необходимость их искоренения из языка.

К бесспорным лидерам среди паразитических конструкций в речи современных школьников можно отнести слово «БЛИН».

Таким образом, данные исследования позволяют сделать вывод о наличии в речи учащихся МКОУ НГО «Лопаевская ООШ» следующих особенностей употребления слов-паразитов:

преобладание большого количества слов-паразитов в устной речи;

повседневное, повсеместное использование;

переход границ литературного языка, нарушение установленных норм;

влияние на деформацию речи и примитивное общение;

безразличное отношение к употреблению слов-паразитов.

В течение 5 класса и 1-3 четвертей 6 класса мои одноклассники участвовали в эксперименте «Мы за чистоту речи». Мы нашли несколько способов, чтобы отказаться от слов – паразитов:

Чтение и слушание. А еще лучше – аудирование. (Слушали литературные произведения с диска или находили звуковой фал в сети Интернет. Пересказывали своими словами как можно ближе к тексту или пользовались цитатами).

Следите за своей речью:

Говорите медленно, думайте над словами.

Составляйте речь из простых коротких предложений.

Работайте с различными словарями: толковым, орфоэпическим, фразеологическим, словарями ударений и синонимов и др.

Тренируйтесь в проговаривании скороговорок.

Используйте пословицы и поговорки.

Записывайте свои дневные разговоры или ответы на диктофон. Прослушай их, и ты удивишься, сколько паразитов в твоей речи.

Владимир Шахиджанян (автор множества книг по психологии) советует принудительно заменять каждого сорвавшегося с языка паразита звуками типа «мяу-мяу» или «ква-ква». В общем, голос какого животного тебе ближе по духу, того и используй для лечения и профилактики. Может статься, что вся фраза превратится в сплошные звериные звуки. Тогда нужно принимать радикальные меры.

Доведи ситуацию до абсурда – устрой себе «День Паразита». Целый день (предпочтительно выходной) объясняйся только с помощью слов-паразитов. Мало того что скажешь их за день столько, что самому надоест, главное, наглядно убедишься, что в общении от них нет абсолютно никакой пользы.

Репетиции. Тренируйтесь произносить длинные, осмысленные и составленные литературным языком тексты. Можно делать это перед зеркалом или благодарными слушателями из числа родственников, неравнодушных к вашей борьбе за чистоту собственной речи.

Наказывай себя штрафом. Сказал «типа» – и весь день без сладкого. Произнёс «кстати» – немедленно три отжимания, подтягивания или хотя бы приседания.

Старайся общаться с такими людьми, речь которых заслуживает твердой «пятерки». Человек невольно начинает подражать красивой грамотной речи, а потом и сам всеми силами стремится говорить только так.

Повышай свою самооценку.

Читай, читай и еще раз читай! Ничто не развивает лучше речь, чем чтение хорошее литературы!

Вывод: на начало 5 класса в нашей речи (100% одноклассников) были слова – «сорняки». Мы их использовали на всех уроках и дома. К середине 6 класса у 42% ребят речь стала «чистой», преимущественно на уроках русского языка и литературы, 42% -редко используют слова – паразиты, у 16% - часто.

В дальнейшем планируем продолжить эксперимент «Мы за чистоту речи» и на других уроках и, конечно, во время общения с разными людьми.








































Заключение.

«Есть только один путь заставить человека говорить грамотно –

научить его любить свой язык»

Народная мудрость


На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова - паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью.

В ходе исследовательской работы я убедилась, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов - «паразитов».

Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.

Я уверена, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С. Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».























Список использованной литературы.



«Большая советская энциклопедия» - электронный носитель.

Дараган Ю. В. Риторическая структура текста и маркеры порождения речи. // Труды Международного семинара «Диалог 2002» по компьютерной лингвистике и ее приложениям. Том 1.Теоретические проблемы. Протвино 2002.

Ипполитова Н.А, Князева О.Ю, Савова М.Р. Русский язык и культура речи. Москва, 2006.

Левонтина И.Б. О словах-паразитах. Действительно ли эти слова лишние в языке?// 1 сентября. Русский язык, 2004. № 15.

Ожегов С. И. Словарь русского языка. Москва: Русский язык, 1984г.

Плещенко Т.П., Федотова Н.В., Чечет Р.Г. Стилистика и культура речи. М., 2001.

http://www.philology.ru

http://www.ru.wikipedia.org/wiki/Слова-паразиты

http://www.planetashkol.ru/articles/22711/



























Приложение №1.


Анкета.

1. Какую привычку вы считаете самой плохой?

Курение;

лень;

опоздание;

грызть ногти;

употребление слов-паразитов.

2. Есть ли у тебя привычка вставлять в свою речь слова-паразиты?

Да;

нет.

3. Если да, с какой целью ты их употребляешь?

Потянуть время, необходимое для поиска нужного и важного слова.

Желание выделиться.

Невозможность отделаться.

Что-то ещё.

4. Кто еще употребляет слова-паразиты?

Твои родители;

одноклассники;

друзья.

5. Раздражает ли тебя речь, насыщенная словами-паразитами?

Да;

нет.

6. Какие слова-паразиты вы употребляете в своей речи?


7. Как избавиться от вредных слов? (свои варианты ответов)








Автор материала: Е. Коптякова (6 класс)
Опубликовано в группе «Исследовательская работа обучающихся»


Комментарии (1)

Ильина Оксана Геннадьевна, 10.12.20 в 15:55 0Ответить Пожаловаться
Интересная работа!Спасибо автору!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.