Научно-исследовательская работа на тему «От слога — к слову»

0
0
Материал опубликован 12 May 2020

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 46

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«ОТ СЛОГА - К СЛОВУ»

 

Составила:

Мазунина Наталья Петровна

учитель-логопед

 

г.Сарапул

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов.

Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков).

Учитывая особую значимость логопедического воздействия именно в дошкольном возрасте, была создана методическая разработка «От слога – к слову».

Содержание методической разработки опирается на следующую нормативно-правовую базу:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;

Конвенция о правах ребенка.

Методическая разработка рассчитана на 2 года для детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет.

Наибольший эффект работы по данной теме дает способ совместной деятельности учителя-логопеда и ребенка, а также педагога, музыкального руководителя и родителей.

Работа, представленная в методической разработке, представляет собой целенаправленную, спланированную систему.

 

АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

В настоящее время существует тенденция к ухудшению речи детей дошкольного возраста. С каждым годом в образовательных учреждениях значительно увеличивается число учащихся с дисграфией и дислексией. Практика логопедической работы показывает, что одна из причин возникновения у школьников данных проблем – недооценивание значения формирования слоговой структуры слов в дошкольном возрасте. В данном возрасте на первый план часто выдвигается коррекция звукопроизношения. Между тем, в ходе коррекционного обучения обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для дошкольников особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда.

Нарушение слоговой структуры оказывает негативное влияние на становление и функционирование всех компонентов языковой системы: произносительной стороны речи – фонетики, фонематического восприятия, лексики и грамматического строя речи.

Исследования А. Марковой показывают, что неправильное воспроизведение слоговой структуры слова является следствием ОНР. Ребёнок с ОНР не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношение отдельных звуков. У такого ребёнка отсутствует «языковое чутьё», которое в условиях нормального развития может компенсировать те или иные недочёты в овладении речью.

Нарушение слоговой структуры слова обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Как правило, диапазон данных нарушений варьируется: от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребёнком двух- и трёхсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.

Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:

Нарушение количества слогов:

– сокращение слога;

– опускание слогообразующей гласной;

– увеличение количества слогов за счёт вставки гласных.

Нарушение последовательности слогов в слове:

– перестановка слогов;

– перестановка звуков соседних слогов.

Искажение структуры отдельного слога:

– сокращение стечений согласных;

– вставки согласных в слог.

Уподобление слогов.

Персеверации (циклическое повторение).

Антиципации (замена предшествующих звуков последующими).

Контаминации (смешение элементов слова).

 

Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, проявляясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой слоговой структурой слова.

Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребёнка, таким как формирование застенчивости, замкнутости и неуверенности в себе. Это будет мешать ему как в обучении, так и в общении со сверстниками и взрослыми.

 

Цель: Коррекция слоговой структуры слова детей с ОНР III уровня и подготовка к полноценному обучению грамоте.

Методическая разработка предусматривает реализацию следующих задач:

1. Формировать оптико-пространственную ориентацию, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.

2. Развивать фонематическое восприятие.

3. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.

4. Формировать произносительные навыки.

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ

 Методическая разработка может представлять интерес для учителей–логопедов, педагогов, домашних воспитателей и родителей.

 

БАЗИС МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка базируется на основных положениях программ и методических пособий:

по логопедии:

1. «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», под редакцией Н.В. Нищевой.

2. «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» С.Е.Большакова. Методическое пособие;

3. «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников». Учебно-методическое пособие / Под общей ред. Т.В. Волосовец;

4. «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей» З.Е.Агранович ;

5. «Коррекция нарушений слоговой структуры слова» Т.А.Ткаченко;

6. «Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений» Н.С.Четверушкина.

 

НОВИЗНА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка создана с учетом возрастных и психологических особенностей.

Методическая разработка основана на лексико-грамматическом планировании логопедических занятий, включающая работу над развитием фонематического слуха и восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, закреплением звуков в определенной последовательности, над формированием оптико-пространственной ориентации, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации.

Она включает в себя здоровьесберегающие технологии, благотворно влияющие на весь организм ребенка

 

УСЛОВИЯ И РЕЖИМ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка рассчитана на работу с детьми 5-7 лет и делится по годам обучения:

1 год обучения – старшая группа, рассчитана для детей 5-6 лет, нагрузка ежедневно на подгрупповых фронтальных и индивидуальных занятиях, а также в утренние или вечерние часы.

2 год обучения – подготовительная к школе группа, рассчитана для детей 6-7 лет, нагрузка ежедневно на подгрупповых фронтальных и индивидуальных занятиях, а также в утренние или вечерние часы.

 

УЧАСТНИКИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Дети – непосредственные участники, на которых направлен процесс воспитания и образования по данной теме;

Учитель-логопед - проводит коррекционную работу по преодолению данного нарушения: упражнения, игры, привлекает к участию родителей;

Воспитатель – по согласованию с логопедом проводит упражнения, игры;

Музыкальный руководитель – по согласованию с логопедом, воспитателем подбирает музыкальный репертуар, связанный с темой;

Родители – принимают активное участие в совместных играх, упражнениях, занятиях, праздниках;

Старший воспитатель – выполняет координирующую роль;

 

ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка является по типу модифицированной с авторскими наработками.

Методическая разработка основана на следующих принципах:

Системности;

Комплексности;

Развития;

Принцип обходного пути;

Наглядности;

Cистематичности;

-     Доступности

Постепенности;

Концентрического наращивания информации;

Прочности знаний;

Научности;

Связи теории с практикой;

Сознательности и активности;

 

Особенности содержания:

Усвоение материала на основе игрового и занимательного материала.

 

Особенности организации:

Для организации предлагается интегрированный подход, как на занятиях, так и в совместной деятельности. Предусмотрено, что игры и упражнения по слоговой структуре слова проводятся ежедневно на подгрупповых фронтальных и индивидуальных занятиях, а также в утренние или вечерние часы.

 

Организация работы строится с учетом индивидуальных особенностей, дифференцируется по возрастным периодам и ведется по двум основным направлениям:

- Работа с детьми;

- Работа с родителями.

 

Корректировка содержания:

Экспериментируя и создавая методическую разработку «От слога – к слову», прежде всего, придерживались требований «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет», под редакцией Н.В. Нищевой, которая предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечивает их всестороннее гармоничное развитие.

Корректировка разработанных планов, методов и приемов, используемых в работе с детьми и родителями, осуществляется регулярно, согласно результатам диагностики, желаний и способностей детей, запросов родителей.

 

 

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

I этап – Подготовительный

Цель: изучение методической литературы, разработка планов, подбор системы методов и приемов для работы с детьми и родителями. Поэтапное планирование коррекционно-развивающей работы.

Один из основных путей решения поставленных задач, в первую очередь – это повышение уровня самообразования для работы в новых условиях. Для этого изучался и пересматривался ряд методической литературы.

Было проведено исследование фонетической стороны речи, предусматривающее четыре аспекта:

- артикуляционный;

- фонематический;

- послоговой перестройки;

- просодический.

II этап – Основной (практический)

Цель: Работа с детьми индивидуальная и фронтальная, создание развивающей среды, организация просветительской работы с родителями.

 

1.Работа с детьми

Определена система коррекционной работы, с учетом результатов обследования и запросов родителей.

Разработаны перспективные планы, выработаны методические рекомендации, позволяющие решать поставленные задачи по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР.

 

2. Взаимодействие с родителями

 

Разработана «Модель вовлечения родителей в единое образовательное пространство» по теме «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей» (Рис.1), где используются разнообразные формы взаимодействия с семьями.

 

 

t1589301932aa.gif

 

 

t1589301932ab.gif

 

 

t1589301932ac.gif

 

Рис. 1 Модель вовлечения родителей в единое образовательное пространство»

по теме «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей»

 

Нам удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. Добились того, что родители стали не сторонними наблюдателями, а активными участниками педагогического процесса; они участвуют в изготовление пособий для игр и упражнений, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях.

Разработаны и проведены консультации «Для чего нужно правильно и красиво говорить?», «Развиваем пальчики», «Развитие фонематического слуха и восприятия», «Развитие звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» позволяющие включить в работу и родителей воспитанников.

 

3. Работа с педагогами

Разработаны и проведены консультации для педагогов: «Коррекционная помощь детям в общеразвивающих группах детского сада», «Развитие фонематического слуха и восприятия у дошкольников».

 

III этап – Заключительный (коррекционно-диагностический)

Цель: фиксация результатов, подведение итогов, организация обследования детей и доказательство эффективности использования профилактической и коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР, корректировка работы.

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОРМ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Процесс профилактической и коррекционной работы реализуется через различные формы ее организации. Свою работу строю на основе, разработанной сотрудниками лаборатории проектирования содержания дошкольного образования ИПИ РАО Н.Я. Михайленка и Н.А. Коротковой модели организации образовательного процесса (Рис.2)

 

I блок

Специально организованные занятия

II блок

Совместная деятельность

III блок

Самостоятельная деятельность детей

Интегрированные

Практические

Игровые

 

Подгрупповая

В парах

Под руководством взрослого

В детском саду

В семье

t1589301932ad.gift1589301932ae.gift1589301932af.gift1589301932ag.gift1589301932ah.gift1589301932ai.gift1589301932aj.gift1589301932ak.gif

Наглядные

Практические

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

Игровые

Словесные

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 Модель образовательного процесса

 

Использование разнообразных форм дает учителю-логопеду проявить творчество, сделать коррекционную работу интересной, результативной.

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова основывается на развитии речедвигательных навыков и речеслухового восприятия.

 

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Работу условно можно разделить на три этапа обучения:

1. Подготовительный, целью которого была подготовка ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка на невербальном и вербальном материале.

2. Основной, целью которого была собственно коррекция дефектов слоговой структуры слов.

Работу по формированию слоговой структуры слова мы включали в структуру фронтальных и подгрупповых занятий, а также на индивидуальных, как часть занятия по коррекции звукопроизношения.
3. Заключительный, целью которого была фиксация результатов, подведение итогов, организация обследования детей и доказательство эффективности использования профилактической и коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР, корректировка работы.

 

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Он разделен на 2 блока.

Приступать к работе по коррекции нарушений слоговой структуры слова следует в ноябре – декабре первого года обучения. Это объясняется тем, что изучены практически все гласные звуки первого ряда, а также звук И. Исключаются также слова с дефектно произносимыми звуками

I блок - Работа на невербальном материале

        На этом этапе работы проводятся игры и упражнения по развитию слухового внимания и памяти, в ходе которых ребенок учится узнавать и различать на слух звуки, которые издают различные предметы и музыкальные инструменты:

«Где позвонили?»

«Скажи, что звучит?» или «Узнай инструмент по звуку»

«Где постучали?» и т.д.

На этом же этапе ведется работа и над развитием ритма. Детям предлагались следующие виды упражнений:

«Слушай и хлопай» (хлопнуть в ладоши столько раз, сколько хлопнул логопед);

«Считай и хлопай» (хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на карточке);

«Сравнение ритмов» (считаем хлопки и ищем различия);

«Покажи ритм» (узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, изображенным символами);

«Постучи так же, как я» (воспроизведение определенного ритмического рисунка вначале по образцу, а затем с опорой на заданный наглядный символ);

«Хлопни сильнее» (задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка).

Кроме этого, на подготовительном этапе предлагали на занятиях детям различные упражнения на:

1. развитие динамического  праксиса  рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет («кулак – ребро», «кулак – ребро – ладонь» и различные пальчиковые игры);

2. развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно двумя руками (кулак левой руки – ребро правой руки; ладонь левой руки – кулак правой руки.

 

II блок - Работа на вербальном материале начиналась с упражнения, направленного на формирование у детей  таких пространственно – временных представлений, как:

Начало – середина – конец

Перед – за – после – между

Первый – последний

Эти понятия важны для усвоения ребенком последовательности звуко – слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. С этой целью мы предлагали детям дидактическую игру с использованием русской народной сказки «Репка».

 

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Условно делится на 4 блока.

I блок – Работа на уровне звука.

Учим детей:

1. Выделять определенный гласный звук из звукового ряда. С этой целью проводятся такие игры, как «Поймай звук», «Слушай и хлопай» и др.

2. Правильно артикулировать гласные звуки. Для этого вводятся звуковые символы для каждого гласного звука из пособия Ткаченко Т.А.

Точное восприятие и четкая артикуляция гласных обеспечивают правильную передачу слогового рисунка слова, а также предупреждают замещение гласных и перестановку слогов.

С этой целью используются следующие упражнения:

произнеси звук  А (О, У, И, Э, Ы) столько раз, сколько кружочков на карточке, кубике;

пропеть серию звуков с четкой артикуляцией с опорой на звуковые символы;

пропеть серию из отдельных звуков (А - У- И- О)

пропеть сочетание из двух звуков (А – У), (И – А), (О – А);

пропеть сочетание из трех звуков (А – И – У), (О – А – У);

узнать серию звуков по беззвучной артикуляции логопеда и произнести их голосом.

 

II блок – Работа на уровне слога.

Играем с детьми в такие игры, как:

«Слушай и хлопай» (логопед произносит ряд слогов, ребенок должен хлопнуть на определенный слог: па, та, ма, па, на, ха, па);

 «Слушай и считай» (ребенок должен сосчитать, сколько слогов произнес логопед,  и поднять сигнал с соответствующей цифрой);

«Послушай и назови» (ребенок должен назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов);

«Эхо» (дети воспроизводят слоговые ряды:

- из одинаковых гласных и согласных звуков

ПА – ПА – ПА

БА – БА – БА

 - из одинаковых согласных, но разных гласных звуков

ПА – ПУ – ПО

БА – БУ – БО

 - из разных согласных звуков и одинаковых гласных

ПА – ХА – БА

КА – МА – ТА

 - с изменением ударения

ПА – ПА - ПА

БА – БА – БА

КА – КА – КА

- со стечением согласных

ТО – КТО

ПА – ПТА

СТА – СТО – СТУ

А – СТА, А – СТО, А – СТУ)

«Скажи на один слог больше, чем я»;

«Скажи на один слог меньше, чем я»;

«Скажи наоборот»;

«Живые слоги» (с помощью карточек с изученными звуками, дети составляют слоги по заданию логопеда или к заданной схеме);

 

III блок – Работа на уровне слова 

Она начинается с умения отличать  слова по длине. С этой целью проводится игра «Длинные и короткие слова», которая имеет несколько вариантов.

Далее учим детей делить слова на слоги. При этом используются традиционные приемы: отхлопывание слогов в ладоши, или по столу, или с ударами мяча об пол и т. д. С этой целью проводятся на занятиях следующие игры:

«Раздели слово на слоги» (дети  отхлопывают слоги в слове, «укладывая» слоги в  ладошки);

« Прошагай слова» (дети отмеривают слово шагами: каждый слог  - шаг);

 «Телеграфисты» (дети передают слово в другой город, отстучав его по слогам).

«Рассели картинки по домам» (слово из одного слога – в одноэтажный дом и т.д. ).

«Распредели картинки по вагонам».

«Исправь ошибку в словах» (слово произносится неправильно: «мотолок», «моколот»).

«Дополни слово» (дополнение слов подходящим слогом: земляни…, коро…).

«Сложные слова» (из двух слов образовать одно).

«Измени слова» (упражнение в словоизменении: дом – дома, лес - леса изменилось ли количество слогов).

«Медленно - быстро» (взрослый произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком и быстро).

 

        Порядок  отработки слов был взят из разработок Четверушкиной Н.С. Автор, опираясь на классификацию Марковой А.К., которая выделила 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.

 

Классификация слоговой структуры слов (по А.К.Марковой)

 

Класс

Количество слогов в словах

Слова

1-й класс

Двухсложные слова, состоящие из открытых слогов.

Папа, каша

2-й класс

Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

Панама, корова

3-й класс

Односложные слова, состоящие из закрытого слога.

Рот, кот

4-й класс

Двухсложные слова с закрытым вторым слогом.

Полет, банан

5-й класс

Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова.

Палка, сумка

6-й класс

Двухсложные слова со стечением согласных и закрытым вторым слогом.

Патрон, арбуз

7-й класс

Трехсложные слова, с закрытым вторым слогом.

Пароход, пешеход

8-й класс

Трехсложные слова со стечением согласных.

Ромашка, улитка

9-й класс

Трехсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым вторым слогом.

Кораблик, кузнечик

10-й класс

Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

Хлопушка, матрешка

11-й класс

Односложные слова со стечением согласных в начале или конце слова.

Волк, крот

12-й класс

Двухсложные слова с двумя стечениями согласных.

Звезда, фрукты

13-й класс

Четырехсложные слова с открытыми слогами.

Черепаха, кукуруза

14-й класс

Четырехсложные слова со стечением согласных.

Автомобиль,

аквариум

 

IV блок – Работа на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов.

«Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья).

«Чистоговорки» (придумывание чистоговорок на заданный слог).

«Выбери слово» (выбрать слово, которое подходит для рифмы).

 

Все выше перечисленные игры внесены в перспективный план. Создана картотека упражнений и игр по развитию и коррекции слоговой структуры слова.

 

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

1. Сформированы умения четко воспроизводить слова любой слоговой структуры.

2. Дети подготовлены к обучению грамоте, сформированы знания, расширен словарный запас по лексическим темам.

3. Сформированы произносительные навыки, подвижность артикуляционного аппарата.

4. Сформирован фонематический слух.

5. Дети способны ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.

6. Дети способны координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

7. Положительные результаты мониторинга музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения)

 

 

СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ОЖИДАЕМОГО РЕЗУЛЬТАТА

Для проведения обследования используется «Исследование звукослоговой структуры слов» А.М.Быховская, Н.А.Казова (Приложение).

Форма промежуточного и итогового обследования воспитанников проводится два раза в год.

Результаты обследования учитываются при составлении планов коррекционных занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений.

 

 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Методическая разработка «От слога – к слову» предусматривает наблюдение за развитием личности воспитанников, осуществляющееся в ходе анкетирования и формам промежуточной и итоговой диагностики.

Анкеты и отзывы родителей воспитанников позволяют учителю-логопеду лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения, коррекционную работу в целом, обдумать и спланировать дальнейшую работу.

Принципы оценивания:

Обеспечение психологической поддержки ребенка на любом уровне успешности, даже при минимальном успехе.

Обязательное поощрение детей за их старания и желания в выполнении заданий.

 

ИТОГ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексий у школьников. Поэтому следует проводить целенаправленную, коррекционную работу по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с ОНР в дошкольном возрасте.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Преодоление нарушений слоговой структуры слов, затрудняет овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью. Это нарушение достаточно стойкое и преодолевается с трудом. В силу того, что слоговая структура речи формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием все более полного  овладения ребенком структурой родного языка, недостаточное внимание к своевременному усвоению этого нарушения в дошкольном возрасте приводит к значительным трудностям его коррекции в школе.

Как показала практика, для становления слоговой структуры достаточно эффективными являются методы и приемы, используемые нами в работе и описанные выше.

Использование игр, упражнений в игровых формах, ярких и интересных пособий, театрализаций  и компьютерных технологий облегчает процесс обучения, делает занятия более результативными и интересными для ребенка.

Значение логопедии заключается в том, чтобы помочь ребенку преодолеть речевые нару­шения, тем самым обеспечить полноценное, всестороннее его раз­витие.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Агранович  З.Е.  Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 48 с.

2. Бабина Г.В. Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. – М.: Книголюб, 2005.Серия «Логопедические технологии». – 96 с.

3. Гвоздев Н.А. Вопросы изучения детской речи. – СПб.: «Детство пресс», 2007. – 472 с.

4. Жукова Н.С. и др. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Кн. Для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2004. – 320 с.

5. Курдвановская Н.В. Ванюкова Л.С. Формирование слоговой структуры слова: логопедические задания. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с. – (Логопедия в ДОУ)

6. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи: Учебно-методическое пособие. СПб.: Наука-Питер, 2006.

7. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л.С.Волковой. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 704 с.: ил.

8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: Академический прект, 2000. – 504 с.

9. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009

10. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009 (в двух книгах)

11. Нищева Н.В. «Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет»

12. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. Пособие для студ. Пед. Учеб. Заведений / М.Ф.Фомичева, Т.В.Волосовец, Е.Н.Кутепова и др.; Под ред. Т.В.Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200 с.

13. Тихеева. Е.И. Развитие речи детей. - М. 1964 год.

14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2004. – 224. – (Библиотека логопеда-практика).

15. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. Пособие для логопедов и родителей. – М.: Аквариум, СПб.: Дельта, 1996. – 384 с., ил.

16. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений.

17. Большакова Е.С. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.