Научно-исследовательская работа «Культура речи младших школьников: типичные ошибки в словоупотреблении»
Культура речи младших школьников: типичные ошибки в словоупотреблении
1.1. Нормы словоупотребления
Одно из важнейших условий культуры речи - соблюдение норм литературного языка, в том числе, лексических норм.
Во-первых, норму словоупотребления можно определить как использование в речи (устной и письменной) только тех слов и устойчивых словосочетаний, которые входят в состав литературного языка. Отступление от нормы в этом случае заключается в немотивированном использовании нелитературной лексики - диалектизмов, жаргонизмов, просторечия.
Во-вторых, норму словоупотребления можно определить как соответствие употребляемых в речи слов и фразеологизмов эталонным, общепринятым единицам, зафиксированным в словарях1.
Многочисленные и разнообразные отступления от нормы, классифицируемые как несоответствие слова словарной эталонной единице, зачастую приводят к нарушению таких важнейших требований, предъявляемых к языку говорящего, как его общепонятность, точность.
Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка2. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правильным использованием многозначных слов, омонимов, паронимов, иностранных слов, терминов.
При отборе лексических средств следует учитывать следующие факторы: значение слова, его многозначность, сочетание с другими словам, эмоционально-экспрессивную окраску, стилистическую характеристику, сферу употребления.
Несоблюдение основных критериев отбора лексических средств приводит к ошибкам в словоупотреблении. Выделим наиболее типичные из них3:
употребление слов в несвойственном им значении;
неустраненная контекстом многозначность, порождающая двусмысленность;
плеоназмы и тавтология,
смешение паронимов;
ошибки, связанные с сочетаемостью слов.
Рассмотрим эти ошибки более подробно.
Самым распространенным типом лексической ошибки является употребление слова в несвойственном ему значении. С незнанием точного значения того или иного слова связан такой вид лексической ошибки как смешение паронимов, т.е. слов, близких по звучанию, но разных по значению4.
Смешение паронимов в речи наблюдается постоянно. Наиболее часто смешиваемыми паронимами, как показывает практика яаляются: представить / предоставить; надеть / одеть; невежда / невежа; обоснован / основан; встать / стать; оградить / огородить и ряд других. Неправильно говорить, например, проистекают процессы (проистекать означает возникать, появляться из чего-либо), представить слово (правильно: предоставить слово). Глагол предоставить означает «дать возможность воспользоваться чем-либо» ~ «предоставить квартиру, отпуск, кредит», а глагол представить имеет значение «передать, дать, предъявить что-либо, кому-либо - отчет, справку, факты».
Слияние паронимов весьма типичная ошибка для сочинений школьников (нестерпимое – нетерпимое положение, дождливая погода – дождевая туча, хищное истребление – хищническое истребление, эффективные меры – эффектные меры)5. В качестве примеров приведем выдержки из письменных работ школьников:
Попрошу огородить меня от оскорблений! (вместо: оградить) !
Дети, одевайте пальто и выходите во двор! (вместо: надевайте; ошибка заключается в неправильном согласовании: одеть кого-либо, но надеть что-либо) !
Непонятно, на чем обосновано Ваше обвинение! (вместо: основано) !
Ошибочное употребление словарных паронимов, «как правило, не осознается и не исправляется говорящим», т.е. воспринимается как должное, а паронимические оговорки, и здесь мы абсолютно согласны с мнением С.П. Петруниной, имеют «непреднамеренный, случайный характер, обычно осознаваемы говорящим и исправляются им»6.
Для уточнения лексических норм современного литературного языка рекомендуется пользоваться специальной справочной литературой: толковыми словарями, словарями паронимов, иностранных слов.
Еще одним типом лексической ошибки является плеоназм. Плеоназмом называют создание избыточных сочетаний, где одно из слов оказывается излишним, поскольку присущее ему значение уже выражено другим словом7. Примером плеоназма могут служить такие обороты, как патриот Родины (патриот - это и есть человек, который любит свою Родину), толпа людей (из кого еще может состоять толпа?); январь месяц (январь - само по себе название месяца), возвращаться обратно, главная суть, ценные сокровища.
Крайний случай плеоназма - тавтология, т.е. буквально - повторение одного и того же: своя автобиография, всевозможные возможности, значительное по значению сообщение, поддержка наибольшим большинством, свободная вакансия, это явление является, возобновить вновь. Тавтология относится к числу наиболее грубых ошибок словоупотребления и свидетельствует об отсутствии должного внимания к собственной речи.
Как мы видим, роль плеоназма и его разновидности – тавтологии - в русском языке неоднозначна. Избыточность речи, разумеется, в обычной речевой ситуации неуместна и считается грубой речевой ошибкой. Но сознательное использование повторения близких по смыслу и однокоренных слов в качестве стилистического приёма в художественном тексте вполне приемлемо.
Распространенной ошибкой является нарушение норм лексической сочетаемости слов. Лексической сочетаемостью называется способность слов соединяться друг с другом. Дело в том, что каждое слово (лексема) обладает ограниченной валентностью, т.е. способностью присоединять другие слова и присоединяться к ним: оно может сочетаться с одним словом, но не вступать в сочетания с другими пусть даже близкими первому по значению8. Нельзя сказать: играет значение, имеет роль. Можно сказать круглый год (сутки), но не говорят круглый час (неделя, месяц). Есть бархатный сезон, но не период, время, месяц. Некоторым словам поистине не везет, их часто употребляют в неправильных сочетаниях. Говорят холодный кипяток, повысить кругозор, усилить внимание.
Нарушение лексической сочетаемости нередко объясняется объединением похожих словосочетаний. Например, говорят удовлетворять современным требованиям, смешивая сочетания удовлетворять требования и отвечать потребностям', завершить обязательства (завершить план, выполнить обязательства); уделить значение (придавать значение, уделить внимание)'^ улучшить уровень (улучшить качество, повысить уровень).
Только внимательное отношение к слову, к особенностям лексической сочетаемости в русском языке помогает избежать подобных ошибок.
Таким образом, следование нормам словоупотребления - важнейшая составляющая культуры речи. Пусть не всегда ошибки в употреблении лексики и фразеологии ведут к непониманию или неверному пониманию, но они всегда направлены против говорящего, затрудняя контакт с аудиторией и снижая в глазах слушающих его ораторский и личностный образ.
1.2. Основные типы речевых ошибок младших школьников
МОУ «СОШ с.Вязовка»
Речевые ошибки в письменной речи школьников хорошо изучены. Есть работы, посвященные современной классификации ошибок и отражающие коммуникативный подход к ней. Однако типичные речевые нарушения в письменной речи младших школьников изучены гораздо хуже9, поэтому существует острая потребность рассмотреть их. Совершенно очевидно, что от того, насколько методически, психологически и лингвистически правильно будет построена ее коррекция, зависит дальнейшее качество речи школьника, а затем и взрослого человека.
Эти причины побудили нас провести исследование письменной речи младших школьников муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа села Вязовка» Татищевского района Саратовской области. Для решения поставленных задач были выбраны учащиеся 3, 4 классов. Возраст опрашиваемых: 9-10 лет. Всего в исследовании приняло участие 56 человек: 3 класс – 24 ученика, 4 класс- 32 ученика.
С целью определения типичных ошибок, встречающихся в письменной речи учащихся, нами был проведен анализ творческих работ учащихся за период с 1 сентября по 1 октября. В ходе анализа была поставлена цель выяснить, какой вид ошибок является преобладающим, какова возможная классификация подобного негативного речевого материала. Для выполнения данной цели были сделаны подсчеты (в процентном отношении) такого типа ошибок к общему количеству нарушений в каждом классе. Результаты представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1.
Типичные ошибки в письменной речи учащихся МОУ «СОШ с.Вязовка»
Виды ошибок |
Типы ошибок |
3 класс, % |
4 класс, % |
Информационно-коммуникативные |
Пропуски слов и частей высказывания |
27,3 |
26 |
Повторы |
22,1 |
19,3 |
|
Тавтологии |
4 |
5,4 |
|
Плеоназмы |
4,3 |
4 |
|
Нагромождение конструкций |
11 |
14,1 |
|
Конструктивно- коммуникативные |
Нарушение порядка слов |
12,4 |
11,1 |
Нарушение связи между частями высказывания |
8,7 |
4,2 |
|
Неудачное употребление местоимений |
7,5 |
12,2 |
|
Логико-коммуникативные |
Нарушение причинно-следственных отношений |
0,4 |
1,2 |
Соединение несовместимого |
1,3 |
0,4 |
|
Нарушение последовательности изложения информации |
1 |
2,1 |
Как видно из таблицы 1.1., среди коммуникативных ошибок преобладают информационно-коммуникативные, в частности, пропуски слов и частей высказывания. Пропускаются как главные, так и второстепенные члены, например: Он сидел на голове тигра, одной лапой за ухо, другой бил его по морде. Или: Но медведица не выпускала его, она упорно полоскала.
Характерным для младших школьников являются такие повторы, когда уже употребленное слово в одном предложении повторяется в начале следующего. Причину можно усмотреть в том, что оперативная память ребенка не справляется с удержанием того, что он написал и еще нужно написать (конструированием). Повтор конечного слова или части предложения в этой ситуации служит отправной точкой для создания нового.
Иную картину видим в случае с конструктивно-коммуникативными ошибками. В четвертом классе их число уменьшается, дети допускают меньше ошибок на такие правила, как порядок слов, связывание частей предложения и текста, но зато встречается больше ошибок при употреблении местоимений в предложении и тексте, количество которых возрастает почти в два раза, что можно объяснить общим смысловым и конструктивным усложнением письменных работ.
Наименьший процент ошибок приходится на логико-коммуникативные, вероятно, потому, что дети в этом возрасте не оперируют широко причинно-следственными отношениями и соответственно не употребляют в своей речи сложноподчиненных предложений, отражающих эти отношения. По данным психологов, эти отношения осваиваются позднее. Поэтому наиболее устойчивым из логико-коммуникативных нарушений в начальной школе оказывается соединение в одном ряду несовместимых понятий в самом банальном выражении, например: Передняя лапка была у него сломана, ушки у зайчика черные (соединение качественного ситуативного состояния и постоянного цветового признака внешности).
При анализе творческих работ учащихся на уровне словосочетания были отмечены случаи нарушения управления - Как красиво украсил художник на окнах своей невидимой кисточкой вместо окна, нарушения согласования - Он увидел лосиху с лосенком и бежавшими за ними волков вместо бежавших. На уровне предложения и текста встретились ошибки при согласовании подлежащего и сказуемого - Он увидел, что стая волков бегут за лосихой, нарушения соотнесенности подлежащих в лице - Они услышали детский плач и поспешили туда. Там заблудились две девочки, и мы показали им дорогу(уровень текста), нарушения соотнесенности подлежащего или дополнения в роде - Коля и Ваня пошли в лес и увидели черную собаку. Его звали жук. Последние разновидности ошибок - свойство речи именно младших школьников.
Анализ лексических ошибок в речи школьников 3-4 классов показал, что они допускаются стабильно, причем преобладают случаи незнания семантики слов. По сравнению с общим количеством лексических ошибок, лидируют случаи неправильного употребления глаголов (60 %), что не является неожиданностью для письменной речи вообще. При употреблении глаголов в речи наибольшие трудности обычно вызывает соотношение некоторых глаголов по виду и образование некоторых форм.
Лексическим ошибкам школьников младшего возраста также свойственны специфические черты. С семантической точки зрения заметно преобладание ошибочного употребления глаголов движения-перемещения: вспорхнуть, идти, приземлиться, ринуться, уползти, пошатнуться, всколыхнуться (Лебедь вспорхнул и начал подниматься выше и выше, он полетел и приземлился на маленькую волну. Лебедь подогнул крылья); глаголов воздействия на объект (разрисовать рожицу на шаре, растолкать кошку вместо оттолкнуть, зацепиться за орла вместо вцепиться, загребать снег вместо разгребать); глаголов появления (зародиться вместо народиться) и т. п.
Употребление в письменных работах учащихся начальной школы имен существительных также демонстрирует определенные тенденции, когда значения простых слов усваиваются не в полном объеме. Это приводит к смешению слов типа болото - море - озеро, вода - река, жилье - хатка бобра, лицо - морда волчицы, ноготь - коготь кота, почта - посылка, рот - клюв журавля, урожай - плоды и т.п. И глагольное, и именное словоупотребление показывает недостаточно развитый словарный запас учащихся.
Еще одна отличительная черта детской речи - наличие в ней ошибок на словообразование, например, неправильное прямое словообразование с преобладанием суффиксального в разных частях речи: глаголах (всплекснулось, пыльнул), существительных (журавка, пустыник, бескормилица), прилагательных (ручейвая, садовское, садовное, дровянистый). Как видим, везде - образование с помощью регулярных словообразовательных средств, присоединяемых к распространенным основам, которые требуют в системе языка иного форманта. Встречается неправильное приставочное словообразование, но таких случаев меньше, например: непрерывистая, вверхом; сложение основ по активным моделям с аффиксоидами - добролюбивый, дровеносный, неправильная постфиксация и устранение постфикса - поплел от поплелся, замахнул от замахнулся, вилялась от вилял, нередки случаи заменительного словообразования, суффиксального и приставочного – сениная (сенная), откинулись (накинулись), заредели (поредели), подподнял (приподнял).
Неправильное словообразование у детей младшего школьного возраста отражает общую тенденцию детской речи, отмеченную С.Н. Цейтлин, - полностью следовать системе языка, заполняя пустые клетки именно там, где норма эту систему ограничивает, создавая запреты. Характер и механизм нарушений школьников младших классов, частотность ошибок определенных типов отражают, с одной стороны, следование этой системе, с другой - недостаточное развитие оперативной речевой памяти при порождении высказывания и текста. Развитие оперативной памяти и развитие речи – процессы, глубоко взаимосвязанные.
1.3.Разработка комплекса упражнений, направленного на предупреждение типичных ошибок в письменной речи младших школьников
Для эффeктивного прeдупрeждения типичных oшибoк в письменной речи младших школьников неoбхoдимo прoвoдить работу по рaзвитию именнo oперативнoй памяти, динaмически рaсширяя лексикон, чтобы усваивалась не только семантика слова, но и правила его употребления в условиях, приближенных к естественной коммуникативной ситуации. Тем более что современная программа для начальной школы провозгласила коммуникативно ориентированный подход к обучению русскому языку во вторых и третьих классах10, при котором предполагается изучать грамматический, орфографический, синтаксический и речевой материал комплексно, делая ребенка активным субъектом учебного процесса, коммуникативной и познавательной ситуации, наблюдающим за поведением речевых единиц любого уровня высказывания и текста.
Школьная практика в этом отношении явно отстает. Очевидно, что в структуру любого урока русского языка могут быть введены упражнения, направленные на формирование различных общеречевых и собственно коммуникативных навыков.
Итак, для предупреждения нарушений границ предложения эффективно следующее:
1.Упражнения на составление связного текста из деформированных высказываний, которые могут быть проведены в виде игры конструированием «Наборщики»;
2.Деление сплошного текста на отдельные предложения;
3.Ступенчатое распространение простых предложений в виде игры «Аукцион». Смысл игры состоит в том, что на доске пишется простое нераспространенное предложение, к которому необходимо добавить как можно больше второстепенных членов, прибавляя каждый раз только одно слово;
4. Распространение предложений определенной тематики влево и вправо;
5. Конструирование предложений по заданному началу и концу;
6. Соединение двух простых предложений в одно сложное или простое с однородными членами;
7. Построение предложений из нескольких элементов в виде игры «Найди пару». Смысл игры состоит в том, что на доске в два ряда записаны части предложений, которые нужно соединить по смыслу;
8. Построение сложного предложения из нескольких частей с внутренним формированием самих этих частей;
9. Восстановление связного текста с пропусками в каждом предложении каких-либо частей.
Упражнения подобного рода учат школьников не просто построению высказывания и текста, они помогают осознавать начало и конец предложения, фиксируя это в памяти. Игровая форма позволяет создать ситуацию непринужденного общения, вовлекая в познавательную деятельность весь класс.
На развитие оперативной речевой памяти направлена система упражнений В.Н. Зайцева, зрительные диктанты И.П. Федоренко, диктанты типа «Кто больше запомнит» как на материале отдельных предложений, так и связного текста, письмо по памяти, начиная с небольших стихотворных текстов, постепенно увеличивая их объем и заменяя стихи прозой, упражнения на составление предложений по опорным словам - крылатому выражению11.
Для предупреждения и исправления коммуникативных нарушений можно использовать игру «Потерялось слово». Смысл игры состоит в том, что необходимо определить, какого слова в заданных предложениях не хватает и объяснить почему, передать основную мысль предложения и закончить его. Аналогичную игру можно проводить с использованием текста.
Для избегания повторов и тавтологий следует проводить работу по подбору и использованию синонимов, для которой также возможна форма игры, например: «Охота за синонимами». Смысл игры состоит в том, что на столах раскладываются карточки с синонимичными словами, а играющие должны выбрать синонимы к заданным каждому словам. Затем класс составляет с ними словосочетания, предложения, текст и записывает в тетрадь. Вторая форма игры «Найди пару», когда в две колонки записываются слова, стрелками нужно соединить те из них, которые синонимичны, доказав свое мнение; или «Обгонялки», когда за определенное время нужно записать как можно больше синонимов к заданным словам.
Для предупреждения лексических ошибок возможен ряд разнообразных по форме и содержанию упражнений, например: «Найди значение слова», когда в одном ряду записаны слова, а во втором даны описания их значений. Необходимо выбрать толкования, соответствующие своим словам, с которыми затем составить предложения, подобрать синонимы, антонимы, паронимы, выясняя общее и различное в значениях; «Федот да не тот», когда дается ряд однокоренных производных слов с разными приставками, например: замотать, обмотать, примотать, намотать, необходимо продолжить ряд или придумать свой по аналогии и объяснить разницу значения слов, составить с ними предложения, а если позволит время, то связный текст; упражнения на коррекцию текста, например, на устранение повторов слов, мыслей, конструкций и т. п.
Упражнения, предложенные из традиционных и экспериментальных учебников, и многие другие могут быть преобразованы и применены на уроках. Они помогут предусмотреть использование различных речевых форм и жанров, обучить сознательной речевой деятельности, в которой учащийся будет четко понимать все этапы - мотив, намерение - цель - ориентировку - планирование - реализацию замысла - контроль за выполнением.
Нами было предложено использовать все вышеперечисленные упражнения по предупреждению типичных речевых ошибок в 3-4 классах в течение последующих двух месяцев после проведения первого этапа исследования. Данные упражнения направлены именно на развитие оперативной памяти школьников младших классов, на расширение лексикона, на сокращения числа ошибок в речи школьников.
Под оперативной, или рабочей, памятью подразумевают память, которая удерживает в сознании (хранит) необходимые данные до того момента, когда задача будет решена. В научной концепции Н.И. Жинкина, оперативная память – «непосредственная, кратковременная память на операции, которые следует реализовать в процессе производства какого-либо действия»12. Поэтому развитие оперативной памяти и развитие речи – процессы, глубоко взаимосвязанные.
После этого этапа опять были собраны и проанализированы творческие работы учащихся. Результаты проверки отражены в таблице 2.2.
Таблица 2.2.
Типичные ошибки в письменной речи учащихся МОУ «СОШ с.Вязовка»
Виды ошибок |
Типы ошибок |
3 класс, % |
4 класс, % |
Информационно-коммуникативные |
Пропуски слов и частей высказывания |
25,1 |
24 |
Повторы |
20 |
18,7 |
|
Тавтологии |
4 |
5,4 |
|
Плеоназмы |
4,3 |
4 |
|
Нагромождение конструкций |
10 |
13 |
|
Конструктивно- коммуникативные |
Нарушение порядка слов |
9 |
8,7 |
Нарушение связи между частями высказывания |
8,7 |
4,2 |
|
Неудачное употребление местоимений |
7,5 |
12,2 |
|
Логико-коммуникативные |
Нарушение причинно-следственных отношений |
0,4 |
1,2 |
Соединение несовместимого |
1,3 |
0,4 |
|
Нарушение последовательности изложения информации |
1 |
2,1 |
Сравнивая данные двух таблиц мы видим, что ошибки в виде пропусков слов и частей высказывания после систематического использования предложенных упражнений в 3 классе сократились на 8,1 %, в 4 классе – на 7,7 %. Использование повторов в 3 классе снизилось на 9,5 %, в 4 классе - 3,1%. Также отмечается положительная динамика по снижению ошибок в нарушении порядка слов. Так, в 3 классе их число сократилось на 27,4 %, в 4 классе на 21,6%. Из этого следует, что проведение подобных несложных упражнений в течение всего учебного года приведет к их большей эффективности.
Считаем, что главное – это система в работе по предупреждению речевых ошибок. Только в этом случае можно добиться каких-либо успехов. Успех в овладении речью в свою очередь - это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении учащихся. Ведь именно через речь познается и открывается широкий мир жизни и науки.
Заключение
Нами были рассмотрены главные ошибки в словообразовании, выявлены типичные речевые ошибки учащихся начальных классов МОУ «СОШ с. Вязовка» и разработан и применен на практике комплекс упражнений, направленный на предупреждение типичных ошибок в письменной речи младших школьников.
Культура речи в широком понимании представляет собой выбор и организацию языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач. Культура речи включает в себя три компонента: нормативный, коммуникативный и этический.
Речь – это образное воспроизведение мыслей человека. Наиболее важные этапы в овладении речью приходятся на дошкольный и школьный периоды. Проблема определения и предупреждения речевых ошибок особо актуальна в начальной школе. Именно в этот период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
В настоящее время учащиеся младших классов допускают большое количество ошибок именно в произношении слов, словообразовании, словоизменении, употреблении слов и постановке ударения. В ходе нашего исследования выявлено, что наиболее распространенными лексическими ошибками в речи младших школьников МОУ «СОШ с.Вязовка» является неоправданный повтор одного и того же слова, нарушение сочетаемости и порядка слов, пропуски слов и частей высказывания. Не понимая значения слова, школьники неправильно его употребляют, смешивают прямое и переносное значение слова, злоупотребляют жаргонизмами.
Для работы по предупреждению речевых ошибок важно придерживаться тактики опережающего их предупреждения, включать в работу по лексике новые слова, учитывая практическую значимость и семантическую доступность слова, уделять большое внимание отбору текстов для редактирования, проводить попутное предупреждение речевых ошибок в ходе работы над другими разделами программы школьного курса русского языка. Соответственно работа над речевыми ошибками должна проводиться систематически.
Итак, систематичность, последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений и умение подчинить их единой цели являются важнейшими требованиями для речевых упражнений. Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущим, в то же время должно вносить что-то новое, хотя бы небольшой элемент. Обязательно необходимо использовать упражнения в игровой форме, которая позволяет создать ситуацию непринужденного общения, вовлекая в познавательную деятельность весь класс.
В нашей работе уточнены и систематизированы методические приемы работы по предупреждению речевых ошибок в письменной речи учащихся, а также представлены типы упражнений, с помощью которых возможна реализация работы по предупреждению речевых ошибок в письменной речи младших школьников. По результатам применения разработанного комплекса упражнений на учащихся 3-4 классов МОУ «СОШ с.Вязовка» была отмечена положительная динамика по снижению типичных ошибок в речи младших школьников.
Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества, это одна из главных задач, стоящих перед современной школой, которая должна соответствовать основным требованиям ФГОС. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять особое внимание формированию культуры речи именно в младшем школьном возрасте. Учитель в свою очередь должен хорошо знать типичные ошибки в речи учащихся и своей речи, причины появления этих ошибок, уметь классифицировать их. Это позволит ему организовать эффективную, целенаправленную и планомерную работу по предупреждению и устранению этих ошибок в процессе обучения младших школьников.
1 Кирюхина, О. П. Ошибки нашей речи / О.П. Кирюхина // Начальная школа. - 2013. - № 5. – С. 103-107
2 Дунаев, А.И. Русский язык и культура речи: Учебник / А.И. Дунаев, В.А. Ефремов, Е.В. Сергеева, В.Д. Черняк. – СПб.: САГА-М.: ФОРУМ, 2009.
3 Бондаренко, А.А. Русский язык в мире языков, или На каком языке говорят младшие школьники? / А.А. Бондаренко // Начальная школа. - 2015. - №: 1. - C. 22-26.
4 Проблема культуры речи [Электронный ресурс] // Культура речи [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://kulturarechi.ru/problema-kultury-rechi/ (дата обращения 20.11.2016) Загл. с экрана. Яз. рус.
5 Конева, Е.А. Смешение паронимов: ошибка или оговорка / Е.А. Конева // Вестник КГУ – 2013. – выпуск №1. – с.40-45.
6 Петрунина, С.П. Информационный шум в устной спонтанной коммуникации:оговорки и ослышки / С.П. Петрунина // Вестник ТГПУ. Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ФИЛОЛОГИЯ). — 2006. — Выпуск 5 (56). – С. 103 – 107.
7 Шерстобитова, Н. Плеоназм и тавтология: примеры ошибок и уместного употребления близких по значению слов [Электронный ресурс] // Жизнь [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://fb.ru/article/62218/pleonazm-i-tavtologiya-primeryi-oshibok-i-umestnogo-upotrebleniya-blizkih-po-znacheniyu-slov (дата обращения 10.09.2015) Загл. с экрана. Яз. рус.
8 Синцов, Е.В. Русский язык и культура речи / Е.В. Синцов – ФЛИНТА, 2009. – 230 с.
9 Сергеев, Ф. П. Речевые ошибки и их предупреждение / Ф.П. Сергеев – Волгоград: Учитель, 2006. –152с.
10 Банцерова, О.В. Как преодолеть трудности обучения в начальной школе / О.В.Банцерова // Начальная школа . - 2014. - №: 5. - C. 21-26.
11 Шургина, Н.И. Обучение оптимальному чтению. Технология В.Н. Зайцева [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/01/16/obuchenie-optimalnomu-chteniyu-tekhnologiya-vn-zaytseva (дата обращения 3.12.2015) Загл. с экрана. Яз. рус.
12 Фомичева, Г.А. Речевое развитие младших школьников. – М.: Просвещение, 1970. – 176с.