12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гагаринова Ирина Викторовна1343
Преподаватель русского языка и литературы. Стаж работы 40 лет, из них 20 лет в системе СПО.
Россия, Хакасия респ., с. Шира
Материал размещён в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »
16

Исследовательская работа: «Строки, опаленные войной…» (Творчество поэта Хакасии Георгия Суворова).

Правительство Республики Хакасия

Министерство образования и науки республики Хакасия

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Аграрный техникум»













Исследовательская работа:



«Строки, опаленные войной…» (Творчество поэта Хакасии Георгия Суворова).







Выполнила: Кочкина Элла,

обучающаяся группы 2 ТМ.


Руководитель: Гагаринова Ирина Викторовна,

преподаватель русского языка и литературы.









с. Шира











Оглавление











































Введение

Война и поэзия. Казалось бы, нет более противоречивых понятий. Но вопреки поговорке «Когда говорят пушки, музы молчат» в годы войны музы не молчали. Слово на войне стоило жизни, зато и звучало оно как никогда весомо. В поэзии периода Великой Отечественной войны есть немало трагических страниц.

Прошло 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны, но сквозь десятилетия пробираются к нам поэты, погибшие в военные годы. Навеки они останутся девятнадцатилетними и двадцатилетними. Их было много, не вернувшихся, они были разными по силе своего поэтического дарования, по характеру, по привязанностям, по возрасту, но их навсегда объединяет общность судьбы.

Их строки, пробитые пулями, остались вечно живыми, остались памятью о войне, и то, что строки эти уже никогда не будут исправлены или дописаны, налагает на них особую печать вечности…

Одним из таких поэтов является наш земляк: поэт-фронтовик гвардии лейтенант Георгий Кузьмич Суворов, который воевал на Ленинградском фронте и погиб 13 февраля 1944 года в боях у деревни Красненка на территории Эстонии при форсировании переправы на реке Нарве. Ему было всего 25. Среди личных вещей лейтенанта был найден рукописный сборник стихотворений «Слово солдата», который был издан посмертно ленинградским издательством «Гослитиздат» и позже несколько раз переиздан. При жизни Георгий Суворов публиковался только в газетах, в большей степени фронтовых, и коллективных сборниках предвоенной и военной поры. Сегодня произведения поэта можно найти в коллективных сборниках, периодических изданиях, на тематических сайтах. В 1970-е годы в свет вышли книги «Соколиный свет», «Звезда, сгоревшая в ночи», а в 1985 г. - сборник «Весна похожа на победу». В этих изданиях представлены не только стихотворения поэта, но и его письма, отзывы о нем современников. Воспоминания о личности Георгия Суворова, отзывы о его произведениях, стихотворные посвящения автору оставили известные советские поэты, в частности, Николай Тихонов, Михаил Дудин, Сергей Наровчатов, о нем написали стихотворения В. Майнашев, Леонид Решетников, а Юрий Поляков написал повесть «Между двумя морями».

Творчество Георгия Суворова изучается на уровне статей и диссертаций, его имя включено в библиографический справочник «Писатели Восточной Сибири», его стихи напечатаны для изучения в школе в «Хрестоматии по литературе», издание «Просвещение»1993 г., а наиболее полная библиография по творчеству Г. Суворова представлена на сайте «Литературная карта Хакасии». Тем не менее имя Георгия Суворова, как имена многих рано ушедших поэтов-фронтовиков, остается неизвестным широкому кругу читателей, поэтому мое обращение в этой теме не случайно. Мы привычно начинаем говорить об участниках войны в юбилейные даты, а мне хочется, чтобы об этих героях помнили всегда. Учащийся, читающий о войне в параграфе учебника, заданном на дом учителем, воспринимает ее как лишь одно из многих в бесконечной цепи исторических событий, а не как нечто чрезвычайное, имеющее отношение ко всем и каждому и что оно не имеет срока давности. Из бесед с одногруппниками выяснилось, что они довольно поверхностно знают, кто из писателей и поэтов, например, работали военными корреспондентами, кто взял в руки винтовки и пошел воевать с врагом, и почти никто не знает о Георгии Суворове (из 32-х опрошенных 3-е что-то слышали). К моему, теперь большому сожалению, я тоже ничего о нем не знала и услышала впервые о Георгии Суворове от преподавателя литературы. Таким образом, существует угроза утраты исторической памяти о самом важном и трагичном событии нашей Родины и всего мира в 20-м веке - Великой Отечественной войне. Историческая память – это не просто знание конкретной реальности прошлого, а сознание того, что каждый из нас, как частица истории, неотделим от того, что было и до нашего рождения. На мой взгляд, историческая память является одним из важнейших источников патриотического и нравственного воспитания личности. Актуальность моей работы состоит в том, что сохранить этот источник должны не только ветераны, но и мы, дети современного поколения, живущие часто в реалиях общества, разрушающего духовный мир человека.

Моя работа не только освещает одну из страниц Великой Отечественной войны, но и носит практический характер: этот материал можно использовать для проведения классных часов в техникуме, для проведения читательских конференций, конкурсов чтецов и т. д.

Цель данной работы: проследить события истории страны через творчество нашего земляка, изучить особенности фронтовой поэзии Георгия Суворова.

Задачи работы: 1) установить факты биографии, собрать и проанализировать материал, прочитать стихотворения поэта, воспоминания о нем современников, литературную критику, отзывы о произведениях; 2) по разным источникам выяснить особенности фронтовой поэзии Г. Суворова и проанализировать прочитанные произведения с точки зрения изобразительно-художественных средств.

Гипотеза: если жива память в потомках, то человек прожил жизнь не зря и оставил свой след на земле.

Объект исследования: биография Георгия Суворова и его творчество.

В работе использованы методы сплошной выборки, конспектирования, наблюдения, частичного литературного анализа, обобщения.

Материалом для настоящего исследования послужили стихи из поэтической тетради «Слово солдата» и из Интернет-ресурсов.

1. Жизненный и творческий путь Г.К. Суворова

Ю. Поляков в книге «Между двумя морями. Повесть о поэте-фронтовике Георгии Суворове» пишет: «О классиках мы знаем все… Порой даже знаем о них то, чего и они сами не знали. Другое дело, когда путь молодого писателя оборвался в самом начале и все оставшееся от него — тоненькая книжка прекрасных стихов, несколько строк в истории отечественной литературы и горькие слова более счастливых его ровесников о том, что он стал бы замечательным художником, если бы…» [15].

О таких, как они, и о себе, в том числе, написал другой молодой поэт-фронтовик - Николай Майоров, погибший в 1942 году:

Мы были высоки, русоволосы.

Вы в книгах прочитаете как миф

О людях, что ушли не долюбив,

Не докурив последней папиросы.

Георгий Кузьмич Суворов может по праву считаться хакасским, красноярским, омским и даже ленинградским поэтом. За свою столь короткую, но яркую жизнь, он сменил несколько городов, сыгравших роль не только в его судьбе, но и в творчестве.

Георгий Суворов родился 19 апреля 1919 года в обычной крестьянской семье в Хакасии, а именно в селе Абаканском Енисейской губернии (ныне – город Краснотуранск Красноярского края). Детство его прошло на лоне природы Енисея. Но детство это было сложным. Отец – бывший колчаковец – во время коллективизации разошелся с матерью и оставил семью, а когда мать умерла, забрал детей к себе, но так и не смог добиться взаимопонимания с Георгием. После окончания начальной школы в Большой Ничке Георгий Суворов вместе с отцом переехал в Хакасию, где начал учиться в одной из абаканских школ. Окончив пятый класс, он поступил на подготовительное отделение Хакасского педагогического училища, там училась и его сестра Тамара. В это время связь с отцом была прервана, средств на учебу не хватало, поэтому поэт всегда говорил и писал о том, что он рано осиротел. В автобиографии Г.Суворов писал: «Окончить училище из-за слабой экономической обеспеченности не удалось, и я поступил на работу учителем начальной школы в Аскизский район.»

На основании личного заявления Г.К.Суворова Аскизский районный отдел народного образования приказом от 11 января 1937 года назначил его учителем Иудинской (Бондаревской) начальной школы. Так, в возрасте 17 лет Суворов, перейдя на заочное обучение в Хакасском педучилище, стал учителем. Уже в это время у него начал раскрываться поэтический дар. Нередко в работе с коллегами он общался стихами. Затем после обучения на курсах повышения квалификации в Красноярске был переведен в Аскизскую среднюю школу учителем русского языка, где преподавал в 5-7-х классах. Учителя Аскизской школы вспоминали о нем впоследствии с большим уважением. В это же время, в 1938-1939 учебном году, в Аскизской школе в седьмом классе учились будущий Герой Советского Союза Михаил Чебодаев и ученый-этнограф Кузьма Патачаков.

В это время несколько стихов Суворов отправил в Красноярск в газету «Красноярский комсомолец». Молодой корреспондент этой газеты А. Шадрин, познакомившись с начинающим поэтом, подал ему идею о переезде в Красноярск. Г. Суворов поступил учиться в Красноярский педагогический институт, познакомился с журналистами, писателями, поэтами, художниками своего края, стал посещать «Литературные пятницы» в Красноярске. А Шадрин вспоминал, что завязывая новые знакомства с более опытными литераторами, Георгий всегда живо интересовался, как они работают, как подбирают слова, оттачивают слог [11, с. 158]. Собственные произведения поэта этого периода были то дерзкими, колкими, высмеивающими даже коллег, то подражательными, в частности, поэтической манере С. Есенина и алтайского поэта И. Ерошина.

Со второго курса института Г. Суворов был призван в армию. Служил он в Омске, где началась его активная и уже более зрелая, вполне самостоятельная литературная деятельность. Омский поэт М. Юдалевич вспоминал о том, как в 1939 году на литературном вечере в воинской части он познакомился с поэтом-красноармейцем Г. Суворовым, который вышел читать свои стихотворения и сразу же завоевал симпатии слушателей тем, что произведения его были совсем не армейскими. Он писал о природе Хакасии, о детстве [14, с. 153

Но Великая Отечественная война резко изменила судьбы всех. Г. Суворов начал войну под Ленинградом в сентябре 1941 года. В 1942 году был ранен, по выздоровлении командование направило его корреспондентом в дивизионную газету «За Родину». В начале войны Г. Суворов знакомится с самыми известными и авторитетными поэтами эпохи: Николаем Тихоновым, Алексеем Сурковым, Михаилом Дудиным. Они высоко оценивали произведения поэта, оставили теплые вспоминания о нем и отзывы о его стихотворениях.

Ленинградский поэт Николай Семенович Тихонов открыл молодому поэту-лейтенанту Г. Суворову дорогу в большую прессу. Про их первую встречу Н. Тихонов вспоминал так: «У него было открытое, мужественное лицо, чуть прищуренные веселые глаза с огоньком, маленькие усики, крепкий фронтовой загар. Он весь дышал молодостью свежих, широких пространств. Он пришел на Неву из далекой Хакасии, с берегов голубого Абакана.

Он любил глубокой любовью свой далекий сибирский край, любил рассказывать про кедровые леса, про скалы над быстрой рекой, про охотничьи тропы, про охотников и золотоискателей. Он никогда не видел Ленинграда. Война привела его в окопы под городом, о котором он знал только из книг, из стихов, которые любил до страсти. Его полевая сумка была переполнена стихами. Он в разрывах снарядов, в дымных ленинградских ночах, в непрерывных фронтовых перестрелках и схватках искал поэтическое слово».

«Почти таким я и представлял его себе. Он был из тех ладных молодцов, в которых чувствуется что-то богатырски-молодое, и застенчивое, и дерзкое вместе, которые на вопросы: „Кто пойдет в самое пекло?“— отвечают, делая шаг вперед: „Я пойду!“» [9, с. 171] С момента первой встречи их связала та светлая мужская дружба, которая и должна связывать двух поэтов — учителя и ученика. Тихонов действительно «открыл ему дорогу в большую прессу», ибо пользовался высоким авторитетом и как замечательный поэт, и как руководитель Ленинградской писательской организации. В течение 1943–1944 годов стихи Г. Суворова постоянно появляются не только во фронтовых газетах, но и в журналах «Ленинград», «Звезда», а также сибирских изданиях «Сибирские огни», «Омский альманах».

Немалое влияние оказал на Суворова и другой его ленинградский товарищ – поэт Михаил Дудин, которому он посвятил свое самое известное стихотворение «Еще утрами черный дым клубится…». С. Наровчатов любил это стихотворение и отзывался о нем так: «Поразительной эпитафией ему, да и не только ему, а всем безвременно погибшим на фронте, послужило стихотворение, сложенное Суворовым за несколько дней до смерти… Все лучшие черты поэзии Георгия Суворова нашли выражение в этом стихотворении» [Там же].

Г. Суворова не совсем устраивала судьба военного корреспондента, он очень хотел быть на передовой с оружием в руках, поэтому гвардии лейтенант Г. Суворов пишет рапорт за рапортом с просьбой вернуть его на передовую. Просьбу удовлетворили.

В дни зимнего наступления, в январе-феврале 1944 года, когда немцы были разгромлены под Ленинградом, наши войска, преследуя противника, вышли к реке Нарва. На левом берегу был захвачен плацдарм. К нему, через ледяную переправу днём и ночью шли подкрепления, везли боеприпасы и продовольствие.
Гитлеровцы вели по переправе ожесточённый огонь. Артиллерийский снаряд взорвался посреди боевых порядков взвода, который вёл на левый берег 24-х летний гвардии лейтенант Георгий Суворов, сибиряк, поэт-фронтовик. Он был искромсан осколками весь.
 Умер Георгий Кузьмич Суворов в медсанбате, повторяя в бреду фамилию своего любимого поэта, романтика и участника Гражданской войны Николая Тихонова, автора знаменитого стихотворения «Баллада о гвоздях».
 

Первоначально Г. Суворов, как и все погибшие солдаты и командиры, был похоронен вблизи деревни Красненка, позже был перезахоронен в мемориале «Северная окраина» (г. Сланцы Ленинградской области), где на обелиске выбиты строки из стихотворения поэта:

Свой добрый век мы прожили, как люди,

И для людей. [6]

Николай Тихонов и Михаил Дудин составили, отредактировали и буквально через несколько месяцев после гибели Г. Суворова издали в 1944 году в издательстве «Гослитиздат» в еще только недавно освобожденном Ленинграде его книгу «Слово солдата», найденную у поэта в рукописном варианте с авторским эскизом обложки. «Из его стихотворений, — вспоминает Н. Тихонов об этой книге, — постепенно собиралась первая книга, которую сначала он хотел назвать „Тропа войны“. Но потом решил переменить название. Георгий Суворов сказал «Надо назвать проще и точнее. Я солдат. И книгу назову „Слово солдата“» [8, с. 151].

Главная тема поэзии Г.Суворова – героизм, а главные мотивы стихотворений Г. Суворова 1941-44 гг.: долг, честь, мужество, верность. Но что характерно: трагизм жестокой войны не мешал автору быть оптимистом. Так Алексей Сурков (поэт, журналист, общественный деятель) отмечает оптимистичность поэзии Георгия Суворова, созданной в «самую жестокую, самую хищную полосу войны». [7, с. 161]

У Г. Суворова было все, чтобы стать большим поэтом. На этом сходятся все, пишущие о нем. «Он мыслил стихами» (М. Дудин). «В его неокрепших сырых вспененных строках жил настоящий талант» (Н. Тихонов). «Он шел к Большой Поэзии» (Л. Решетников). «В написанных нетвердым поэтическим почерком строках... отчетливо... проступали черты складывающейся творческой индивидуальности» (А. Сурков). [1, 2, 9, 10]

2. Анализ фронтовой поэзии Г.К.Суворова

Мои наблюдения над стихотворениями Г. Суворова пока далеки от подробного изучения и представляют собой первичный литературный анализ.

Главной темой творчества военных лет Г.К. Суворова можно назвать тему служения Родине, тему героизма. Поэт показывает сражающийся не на жизнь, а на смерть народ, его подвиги, безграничную любовь к Родине, верность ей. Он призывает в своих стихотворениях стать бойцом, готовым к бою, к защите своей страны, когда «опасность над страной» («Еще вчера мечтал об институте…»), мстить врагам: «Для мести и любви страна тебя взрастила» («Зое Космодемьянской»). Автор видит, что люди становятся молчаливы и суровы, они меняются на войне: «Без слова мы уходим на войну. И умираем на войне без слова.» («Месть»). И безгранично любят Родину, как мать: «Ты землю русскую, как мать свою, любила.» («Зое Космодемьянской»).

Тема героизма русского народа раскрывается через образы Родины, родной земли, природы, самоотверженного воина, оружия, способного поразить врага, близких воина, которых он защищает, как и всю Отчизну в целом. Автор создает не только образы солдат, но и командиров. Командир — это пример, он должен быть всегда храбрым и смелым, умеющим поднять своих солдат для решительной схватки с врагом и быть впереди в самые напряженные минуты боя:

По взгляду твоему: — Вперед!

По слову твоему: — Дружнее!

Полк в вихрях пламени идет

И за траншеей рвет траншею.

Когда ж уставшие бойцы

Не встанут по прямому знаку,

Ты крикнешь лихо: — Молодцы!..

И первый бросишься в атаку.

(«По взгляду твоему: — Вперед!»)

Героическая тема сопровождается мотивами долга, мести, благородной геройской смерти, чести, мужества, будущей победы, возвращения мирной жизни. Автор оптимистичен, не сомневается в победе и предает это чувство уверенности в торжестве мира читателю:

Ещё война. Но мы упрямо верим,

Что будет день, - мы выпьем боль до дна,

Широкий мир нам вновь раскроет двери,

С рассветом новым встанет тишина.

(«Еще на зорях черный дым клубится…»)

Особенностью фронтового творчества исследуемого поэта является то, что тема любви к Родине в стихотворениях Г. Суворова неразрывно связана с любовью к своей малой родине – Сибири. Автор гордо называет Сибирь краем «золотоликим» в стихотворении «Брусника», «сереброокой» Сибирью в «Прощай Сибирь». Тоска по малой родине вызывает сравнение Ленинграда и Сибири: «Здесь все, как в Сибири…». Встретив в лесу птицу или ягоду, лирический герой вспоминает о природе родного края - горах хакасских, тайге, ночных кострах (в произведениях «Брусника», «Косач», «Еще вчера мечтал об институте…»). Как представляется, тоска по дому является воспоминанием мирной жизни и стремлением ее вернуть.

Именно поэтому автор концентрирует свое внимание не на описании баталий, тягот фронтовой жизни, трудности сражений, деталей битв, а на картинах природы. Но в произведениях нет мрачных красок, разрушения и уничтожения природы, нет тяжелых, негативных эмоций. Акцент не делается на утрате мира, грязи войны, как это делают многие авторы. Лирический герой Г. Суворова свято верит, что мир придет, поэтому он тонко подмечает все детали природы, словно и не тронутой войной, или живущей и цветущей, независимо от войны: сквозь орудийный гул он слышит песню жаворонка («Жаворонок»), в самом вихре огня видит полет серебряной чайки («Чайка»), на поле, где только что шел бой и лилась кровь, замечает живую радугу смеющихся цветов («Цветы, цветы…»). Природа — один из ключевых образов поэзии Г. Суворова. Природа - контраст войне, а может быть, и та сила, которая тоже борется с войной и помогает человеку в его борьбе с врагом.

Особо стоит остановиться на образе врага. Г. Суворов не прорабатывает этот образ детально. Он словно не хочет омрачать свои стихотворения неприятной ни ему самому, ни любому русскому солдату персоной немца, тем более подробностями описания его самого или связанных с ним ситуаций. Поэтому, говоря о захватчике, он лишь с презрением и гневом отзывается о нем, называя его «зверем», «упырем», «фрицем», «зверем тысячелицым», «гансом», «вражьим стадом» («Косач», «Прощай, Сибирь», «Перед атакой», «Здесь все, как в Сибири», «Месть»), и выражает уверенность в том, что захватчик будет наказан.

Изучение жанровой принадлежности произведений показало, что Г. Суворов работал в жанре дружеского послания, что не удивительно, поскольку он либо писал произведения в письмах и посвящал их своим товарищам, стараясь поддержать их, укрепить боевой дух, либо мысленно обращался к тем, кого нет рядом, например: «Мы вышли из большого боя» - посвящение Олегу Корниенко, «Солдат… Ты плачешь?» - полковому комиссару Георгию Журбе, «Есть в русском офицере обаяние - полковнику Путилову», «По взгляду твоему: - Вперед!…» - П. Зайченко.

Удивительно, но еще одним,характерным для Г. Суворова жанром, является сонет. Поэт возрождает форму 14-истишия. Некоторые стихи написаны в жанре сонета и представляют собой по форме 4 строфы — 2 четверостишия и 2 трехстишия. Автор сам так объясняет выбор этого жанра:


Хотя теперь сонеты и не в моде,

Узки, тесны, простора мысли нет,

Сентиментальны по своей природе,

В четырнадцати строчках сжат поэт.


Пусть будет так. Пусть небылицы бродят.

На старый кедр пролей ты новый свет,

Поэт, скажи сонетом о походе,

И по-иному заблестит сонет.


В четырнадцать чеканных светлых строк

Вложи времён живую эпопею...

И что ни слово, ни строка – рывок.


Сонет – снаряд смертельный по врагу,

Петля врагу кровавому на шею,

Кровь, пламенеющая на снегу.

Наблюдения показывают, что Г. Суворов постоянно старается писать от лица множества, выразить коллективное мнение («Еще на зорях черный дым клубится»), поэтому многие его стихотворения начинаются местоимением «мы», например, стихотворение «Месть» начинается со строк: «Мы стали молчаливы и суровы», название следующего и первая строка звучит так: «Мы тоскуем и скорбим…». Но надо отметить, что в некоторых произведениях появляется лирическое «я». Например, когда Г. Суворов пишет о довоенном времени, в воспоминаниях: « Я исходил немало горных троп…» в «Тропа войны» или « …Я рисовал свои повествованья» в «Прощай Сибирь», в «Брусника» - «…Я вызвал аромат моей страны…», или когда пишет о своих действиях, которые можно отнести к каждому человеку:

Я слово дал идти тропой сражений

Платя ценою крови и лишений. («Тропа войны»)

Если говорить о характерных для поэзии Г. Суворова выразительных средств, необходимо назвать повторы, в первую очередь, анафорический, причем автор чаще повторяет одно предложение в начале каждой строфы, нежели слова в начале предложения («Чайка», «Перед атакой», «Ухожу» и др.). Кроме того, встречается фигура подхвата — анадиплозис, когда в начале предложения или строфы повторяются последние слова или фразы предыдущей части:

Целую матовый клинок,

Клинок мой обоюдоострый,

Пред тем, как брызнут боя звёзды

На перекрестьи двух дорог,


На перекрестьи двух дорог,

Где встречусь я с врагом коварным.

Чтобы вернее был удар мой,

Целую матовый клинок.

С помощью повторов автор выделяет значимую мысль или информацию, также использует простые лексические повторы: «цветы, цветы», «зачем, зачем» и т.д., которые помогают акцентировать внимание на информации и одновременно создают эмоциональное напряжение в показанной картине. Можно увидеть и использование синтаксического параллелизма:

Средь этих нив я собирал слова, –

То пёстрые, как вешняя долина,

То строгие, как горная вершина,

То тихие, как на заре трава.

А фигура умолчания: «Вот и всё, родная. Ухожу...» («Ухожу...») вкупе с другими приемами создают эмоциональное напряжение и помогают автору усилить эмоциональное впечатление у читателя.

Обратившись к лексике произведений, можно заметить, что язык поэзии Г. Суворова доступный: в нем много разговорных и просторечных слов и выражений, слов с эмоциональной окраской, что и понятно — автор пишет простым солдатским языком, создает конкретные зримые образы и прямо выражает к ним свое отношение. Самым распространенным выразительным средством на уровне лексики является эпитет.


Ещё на зорях черный дым клубится

Над развороченным твоим жильём,

И падает обугленная птица,

Настигнутая бешеным огнём.

Ещё ночами белыми нам снятся,

Как вестники потерянной любви,

Живые горы голубых акаций

И в них восторженные соловьи.

Ещё война. Но мы упрямо верим,

Что будет день,- мы выпьем боль до дна…

В этом стихотворении я вижу страшную правду о войне. Это передают эпитеты: «бешеный огонь» , «обугленная птица». Но здесь звучит и вера в победу, наступление долгожданного мира. Чувствуется это через олицетворения: «встанет тишина», через повторы: «последний враг», «последний меткий выстрел», метафоры: «мир раскроет двери», «выпьем боль до дна», сравнение: «проблеск утра как стекло». Автор заставляет нас почувствовать горе и боль потери близких и дорогих людей.

Это стихотворение, которое служит эпитафией, не только ему, но и всем безвременно погибшим на фронте.Все лучшие черты поэзии Георгия Суворова нашли выражение в этом стихотворении.Это стихотворение огромного душевного и духовного простора. Меня буквально потрясают прощальные слова, уходящего навеки человека, с провидческими строками этого человека: «…Мой милый друг, а всё-таки как быстро,Как быстро наше время протекло…»

К сожалению, многие произведения автора, не вошедшие в рукописную тетрадь «Слово солдата», утрачены, поскольку он писал их в письмах товарищам. Некоторые стихотворения найдены в разных версиях в архивах разных людей. Другие нередко в отрывках цитируются по памяти в воспоминаниях современников.

За книгу стихов «Слово солдата», в 1968 году, посмертно, Г. Суворов был награжден мемориальной медалью конкурса имени Николая Островского. Также посмертно он был принят в Союз писателей СССР. [17]



3 .Заключение

В данной работе были изучены факты биографии Г.Суворова, рассмотрены особенности фронтовой лирики сибирского поэта. В ходе работы были сделаны ледующие выводы:

- творчество Г. Суворова военных лет является ярким, самобытным;

- в стихотворениях неизменно присутствует образ родной сибирской природы, напоминающей о мире, доме и связанный со стремлением их вернуть;

- лирический герой – внимательный наблюдатель, который видит черты мирной природы, подмечает то, что напоминает о мире, о доме, даже в самые трудные минуты.

У Георгия Суворова есть строчки, которые звучат как клятва:

Я, исходивший сотни троп,

Я слово дал идти тропой сражений,

Платя ценою крови и лишений

За каждый шаг.

Да, я на все готов.

За короткую 25-летнюю жизнь Георгий сделал многое и ни разу не свернул с однажды выбранного пути.

Гипотеза, выдвинутая в начале работы, нашла яркое подтверждение в строках стихотворения поэта, написанного за день до своей трагической гибели:

Свой добрый век мы прожили как люди -

И для людей.

4. Список литературы



Аренин Э. Стихотворение во фронтовом блокноте // Сердца на взлёте: сборник. – Омск: ТИСА, 2012. – С. 167 – 168.

Ойфа П. Поэт и офицер // Сердца на взлёте: сборник. – Омск: ТИСА, 2012. – С. 163-165. (Или: Молодая гвардия. 1965. № 5. - С. 193-196).

Сурков А.О «Сонетах гнева» // Сердца на взлёте: сборник. – Омск: ТИСА, 2012. – С. 160-162.

Тихонов Н. Георгий Суворов // В боевом строю: сборник. – Новосибирск: Сибирское книжное изд-во, 1954. - С. 151-152.

Шадрин А. Исповедь перед боем. // Красноярский рабочий. 1976. 5 апреля.

Поляков Ю.М. Между двумя морями: Повесть о поэте-фронтовике Георгии Суворове [Электронный ресурс] // http://www.ruslit.net/polykov/

Поэзия Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] // http://www.otvoyna.ru/poezia.htm

Поэт и воин // Красноярский рабочий. 4 июня 2002 г. [Электронный ресурс] // http://www.krasrab.com/archive/2002/06/04/10/view_article

Суворов Георгий Кузьмич // Литературная карта Хакасии [Электронный сайт] // http://www.nbdrx.ru/chit/lm/souz/souz21.asp

Фоняков И. Георгий Суворов. Биография // «День и ночь»: Литературный журнал для семейного чтения [Электронный ресурс] // http://kkdb.ru/projects/pkd/Суворов%20Георгий%20Кузьмич/Биография.htm

https://www.stihi.ru/2018/09/06/3269Имя на поэтической поверке. Георгий Суворов.

Лев Баскин.


Произведения Г. Суворова

Суворов Г. Творчество // Сердца на взлёте: сборник. – Омск: ТИСА, 2012. (Серия «Аллея литераторов»). – С. 137-151.

Суворов Г.К. В моем вине лучистый белый лед; Леса и степи… [Электронный ресурс] // http://krkprf.narod.ru/rubriki/poems/23.htm

Суворов Георгий // Стихи погибших поэтов // Эхо войны // Огонь войны 1941-1945 [Интернет-сайт] // http://www.fire-of-war.ru/echo_of_war/
stihi-Suvorov.htm



Автор материала: Э. Кочкина (2 курс)
Опубликовано в группе «ПРЕПОДАВАТЕЛИ СПО, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ! »


Комментарии (6)

сменить сортировку
Юлия Васильевна Воробьева, 22.08.20 в 11:13 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Викторовна! Элла - молодец!
Гагаринова Ирина Викторовна, 22.08.20 в 17:32 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрые слова, Юлия Васильевна!
Матвеюк Валентина Сергеевна, 28.08.20 в 06:27 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Викторовна! Данная работа может быть использована при проведении кл. часа 1 сентября, потому что она не только освещает одну из страниц Великой Отечественной войны, но и помогает изучить особенности фронтовой поэзии Георгия Суворова, нашего земляка.
Гагаринова Ирина Викторовна, 28.08.20 в 07:24 1Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Валентина Сергеевна, за оценку работы! Очень приятно!
Горбачёва Марина Юрьевна, 30.08.20 в 14:17 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Гагаринова Ирина Викторовна, 30.08.20 в 15:54 0Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, спасибо большое Вам за внимание и оценку!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.