Исследовательская работа «Учителя -фронтовики, участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»

1
0
Материал опубликован 14 October 2020 в группе

Автор публикации: Л. Щеглова, ученица 9 класса


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Ермоловка

Пензенского района Пензенской области










Исследовательская работа


«Учителя -фронтовики, участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.»


Секция: краеведение




Работу выполнила: Щеглова Элина,

ученица 9 класса

Руководитель: Карачарова Ю.В.,

учитель истории и обществознания













Оглавление.


Введение………………………………………………………………..3

Основная часть. Учителя в годы войны……………………………….5

2.1. Якунин В.И………………………………………………………..6

2.2. Гордеев А.С……………………………………………………….7

2.3. Гордеева М П……………………………………………………...9

2.4. Рыжкин А.П………………………………………………………10

2.5. Ломакин П.А……………………………………………………..12

3. Заключение……………………………………………………………..13

4. Литература……………………………………………………………...15




















Введение.


Проходят годы, все события жизни уходят безвозвратно. Все меньше и меньше остается очевидцев тех военных событий 1941-1945 годов. В2020 году в нашем селе Ермоловка не осталось ветеранов Великой Отечественной войны. Считаю несправедливым то, что с уходом ветеранов, не сохранилась бы о них информация.

Мы подрастающее юное поколение, должны знать и помнить о тех, кто ценой своей жизни, ценой своего здоровья совершил подвиг, победил фашистских захватчиков. В своей исследовательской работе хочу рассказать о ветеранах Великой Отечественной войны, педагогах Ермоловской средней школы честно сражавшимися на фронтах войны, и честно трудившимися на благо нашей Родины, выполняя свою главную работу по воспитанию подрастающего поколения. Поэтому я выбрала тему «Учителя фронтовики, участники Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В своей работе я докажу, что собранные автобиографические сведения о ветеранах, личные качества каждого, трудовые дела являются очень хорошим примером в воспитании подрастающего поколения.

Значима она и для музейной комнаты школы. Продолжается сбор материалов по краеведению, который может быть использован для работы по патриотическому воспитанию и стать не последней точкой для дальнейших исследований.


Цель работы: выяснить, восстановить исторические события Великой Отечественной войны на примере жизни наших земляков, учителей нашей школы. Собрать и сохранить устные и письменные свидетельства, документы участников Великой Отечественной войны.




Задачи:

продолжить ознакомление с историей своего населенного пункта, изучение героических страниц этой истории, связанных с Великой Отечественной войной;

показать на примере судеб конкретных учителей подвиг в годы войны;

систематизировать имеющийся по данной теме материал и дополнить его новыми исследованиями с дальнейшей передачей в музейную комнату школы;

заинтересовать в работе не только учащихся, но и их родителей, представителей старших поколений, способствовать укреплению межпоколенческих связей;

стимулировать самостоятельную познавательную деятельность, навыки исследования и проектирования деятельности;

развивать творческие способности учащихся


Предмет исследования: судьбы учителей, участников Великой Отечественной войны.

Источники исследования:

личные и семейные материалы:

материалы музейной комнаты Ермоловской школы;

воспоминания жителей села Ермоловка;

СМИ, интернет- ресурс.


Гипотеза: учителя-фронтовики были защитниками Родины, принимали участие в Великой Отечественной войне и внесли посильный вклад в Великую Победу.

Практическая значимость: материалы, собранные, послужат для использования учителями на уроках мужества, внеклассных мероприятиях, а также при проведения экскурсий в школьном музее.



2. Учителя в годы войны

Великая Отечественная война - и важная, и скорбная страница в истории нашего государства. Она затронула все сферы общественной жизни и, естественно, наложила тяжёлый отпечаток на систему народного образования и на деятельность советской школы. Война стала суровым испытанием для советского народа, в том числе и для учителей и преподавателей.

Все мы привыкли видеть учителей с указками в руках. И очень трудно вообразить, что представители этой самой гуманной профессии на Земле могут сменить указку на автомат. В годы Великой Отечественной войны немало педагогов воевало на фронте. Учителя – ветераны, как много общего в их фронтовых биографиях! 17 - 20 - летние, они уходили на фронт из школ вместе со своими учениками и их родителями.

Учителя в боях показывали пример отваги, мужества, воинского мастерства, находчивости и смекалки. Но и в самых сложных боевых обстоятельствах учитель, ставший солдатом, оставался педагогом-воспитателем, словом и делом воодушевлял бойцов на подвиги, учил искусству побеждать врага. Вряд ли найдется такой участок фронта, такое сражение Великой Отечественной войны, среди активных участников которого не было бы учителей. Гордостью дивизий и полков, батальонов и рот были на фронтах многие учителя!

Глубочайшее уважение народа к учителям, совершившие славные подвиги в сражениях Великой Отечественной войны и после ее победоносного завершения вернувшиеся к педагогическому труду.







2.1 ЯКУНИН ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ


t1602700214aa.jpgt1602700214ab.pngt1602700214ac.png


Родился в 1913 году в селе Кучки, Пензенского района, Пензенской области. Призван в РККА Телегинским РВК, Пензенской области в январе 1940 года.

В действующей армии с декабря 1941 года на Закавказском фронте, с октября 1943 года на 4-ом Украинском фронте. Имеет награды медаль « За отвагу»,

за то, что его отделение в период ожесточенного боя за хутор Канадский предоставил бесперебойную связь артподразделения со штабом артиллерии и сам рискуя жизнью устранил пять прорыв связи.

Был ранен 5 июля 1942 года. В госпитале находился 5 месяцев, затем вернулся в часть. Продолжил в звании ст. сержант.

В 1944 году ст.сержант Якунин в боях против немецких захватчиков в районе Сиваша и под Севастополем показал себя самым верным в работе и отважным в бою.

Наблюдавший за противником всегда сам лично обнаружил 2 огневые точки противника которые вели губительный огонь, не давая продвигаться нашей пехоте. Рискуя своей жизнью добрался до Артиллерийского командования и указал на местности эти точки. Огнем эти точки были уничтожены, тем самым был очищен путь наступающей пехоты. За этот подвиг был представлен к награде орден «Красной звезды».

Войну закончил при освобождении Балтийского моря. После демобилизации вернулся в село Ермоловка где работал учителем, преподавал физику, математику, черчение. Был женат . Жена тоже работала в школе учителем начальных классов. Из воспоминаний учеников: «Был добрым, веселым, любил по шутить с детьми. Но к предметам проявлял требовательность».

Умер в 20.01.1981 году.

2.2 ГОРДЕЕВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ

t1602700214ad.pngt1602700214ae.pngt1602700214af.pngt1602700214ab.png

t1602700214ag.jpg

Александр Сергеевич Гордеев родился 29 августа 1918 года в деревне Дубенское, в 1939 году получил среднее образование в школе № 3 г. Пензы.

В 1940 году был призван на службу в действующую армию, служил в Азербайджане, уже готовился к демобилизации, но началась война. Александр окончил двухмесячные офицерские курсы, после чего ему присвоили звание лейтенанта. Служил на 4-м Украинском фронте в 5-й отдельной противотанковой истребительной, ордена Ленина, ордена Суворова Сталинградской, Севастопольской, Кенигсбергской бригаде. При освобождении Крыма под Бахчисараем был ранен и отправлен в госпиталь, где и познакомился с Марией Просиной, которая в 1944 году стала его женой. После госпиталя вернулся в свою часть, где продолжал служить командиром 5-ой батареи 283-го полка.

9 марта 1943 года под городом Мелитополем, сопровождая батарею по минному полю, Александр ехал на крыле автомашины, которая при взрыве мины свалилась на бок, и командир оказался под машиной, получив общую контузию. Выздоровев, в феврале 1944 года он участвовал в переходе вброд залива Сиваш, выбивал немцев на Сапун-горе, был снова тяжело ранен. После госпиталя офицер Гордеев возвратился в свою часть.

8 мая 1944 г. Крым был полностью освобождён. Войска, в которых находился Александр, стояли в брянских лесах, затем фронт был переформирован в 3-й Белорусский. В его составе Гордеев освобождал Прибалтику, Пруссию. После взятия Кенигсберга окончил войну в звании помощника начальника штаба артполка по политчасти.

Был награжден двумя орденами Красной Звезды, медалями «За взятие Кенигсберга» и «За Победу над Германией», орден Отечественной войны II степени, юбилейными медалями.

После войны работал директором Ермоловской семилетней, а затем Загоскинской средней школ.

За профессиональную деятельность Александр Сергеевич был награждён медалью «За доблестный труд», грамотой Министерства просвещения РСФСР и республиканского комитета профсоюза, знаком «Отличник народного просвещения», Почётной грамотой Министерства образования «За успехи в обучении и воспитании учащихся».

Александр Сергеевич всегда с уважением относился к своим коллегам и учащимся. Умер 28 февраля 1990 года.


2.3 МАРИЯ ПАВЛОВНА ГОРДЕЕВА (ПРОСИНА)

t1602700214ah.jpgt1602700214af.png


Родилась 14 февраля 1926 года в деревне Даниловке Беловодского района Луганской области. Когда началась война, Марии было 15 лет, и она пошла учиться на тракториста. В июле 1942 года территорию оккупировали немцы, а в январе 1943 года Луганск был освобождён. Из воспоминаний Марии Павловны: «До Харькова немцев гнали без боя, город переходил из рук в руки три раза».

В 1943 году Марии исполнилось 17 лет, и чтобы вновь не попасть под оккупацию, молодая девчушка пошла добровольцем на фронт. В этом же году познакомилась с будущим мужем Александром Гордеевым.

Командующими фронтами, где служила Мария Просина, были Н.Ф. Ватутин и Ф.И. Толобухин. Позднее 4-й Украинский фронт был переименован в Белорусский. Мария служила санитарным инструктором в 5-ой Гвардейской противотанковой бригаде, принимала участие в освобождении Украины, Крыма, Пруссии, Кенигсберга.

В 1944 году вышла замуж за гвардии капитана Александра Сергеевича Гордеева.

В декабре 1944 года Мария демобилизовалась по состоянию здоровья и переехала на постоянное место жительства в деревню Дубенское, откуда был родом её муж.

Ее трудовая деятельность проходила в Ермоловской семилетней, а затем в Загоскинской средней школах.

За время работы она неоднократно награждалась почетными грамотами, дипломами и ценными подарками. Имеет правительственные награды, орден Отечественной войны II степени, юбилейное медали.


2.4 РЫЖКИН АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ

t1602700214ac.pngt1602700214ai.jpgt1602700214aj.pngt1602700214ak.png

t1602700214al.jpg

Родился 18 февраля 1919 года в селе Телегино, Колышлейского района, Пензенской области в семье священника.

В 1939 году окончил 10 классов Телегинской средней школы. До начала войны работал в деревне. А в 1942 году ушел на фронт.

Воевал в составе 35 зенитно-пулеметного артиллерийского полка Белорусского и Украинского фронтов.

Он участвовал в боевых действиях при освобождении городов Белоруссии; а потом отличился в боях с немецкими захватчиками при прорыве обороны противника и освобождении городов Европы.

 Демобилизован из армии по приказу президиума Верховного Совета СССР от 1946 г. Вот перечень его боевых наград: Орден Отечественной войны 1 степени, Медаль за отвагу, Медаль за оборону Ленинграда, Медаль за взятие Берлина, Медаль за победу в ВОВ, все юбилейные медали до 1986.

В мирное время судьба забросила в село Ермоловку.  После демобилизации в 1946 году вместе с молодой женой Ксенией Ивановной приехали и стали работать учителями начальных классов. Они были самыми первыми учителями послевоенного времени в нашем селе. Алексей Павлович

был учителем и директором начальной школы одновременно.

Время было трудное. В школе не было света, печь топили торфом, да и то не всегда. Иногда в классе было так холодно, что замерзали чернильницы.

Но, несмотря на эти трудности, дети учились, старались выполнять все требования учителя.

В 1949 году закончил Пензенское педагогическое училище и стал дипломированным специалистом.

t1602700214am.png

Ученики 4 класса 1949 год

В этот период жизни начал серьёзно заниматься проблемами воспитания учащихся. Сколько интересных дел проходило за время обучения. Об этом вспоминают его воспитанники - « Каждый из нас с любовью вспоминает своего первого учителя. Алексей Павлович не только давал знания, но и учил детей быть честными, справедливыми, добрыми и сильными людьми, всегда хорошо выполнять любое дело и доводить его до конца, дарил душевное тепло. Он помогал поверить в свои силы даже самому слабому ученику».

Его ученики до сих пор ценят его за профессионализм, кропотливый труд, терпение. Это и есть высшая оценка учительского труда, ради которого он жил и работал. . Умер 11 мая 1986 года.



2.5 ЛОМАКИН ПЁТР АНДРЕЕВИЧ

t1602700214an.jpgt1602700214af.pngt1602700214ao.jpg


Родился 19 ноября 1923 года в селе Малиновка, Наровчатского района, Пензенской области.

Награждён орденами «Отечественная война» I и II степени. Медаль «За победу над Германией»

Призван в Армию 28 февраля 1942 года. Был направлен в Моршанское стрелково-миномётное училище. В Училище был до 1 октября 1942 года. После окончания училища присвоили звание младшего лейтенанта и направили на должность командира миномётной батареи . Со своей дивизией воевал под Сталинградом и на Курской дуге. 7 февраля 1943 года был ранен под городом Лесичанск, Ворошиловградской области. По ранению демобилизован из армии в ноябре 1944 года.

В 1968 году с семьёй переехал на постоянное место жительство в село Ермоловка, Пензенского района. Работал в совхозе «Прогресс» бригадиром. Во второй половине семидесятых годов по состоянию здоровья перешёл на д работу в школу. До пенсии и несколько лет на пенсии работал завхозом в Ермоловской средней школе.

3.Заключение.

t1602700214ap.jpg

Учителя Ермоловской школы. В центре Гордеев А.С. и Рыжкин А.П.

Выбранная мной тема исследования актуальна для наших сверстников и для всего Ермоловского сельского поселения. Молодое поколение должно знать и помнить своих героев-учителей, брать пример с этих людей, показавших себя мужественными в годы испытаний и проявивших лучшие человеческие качества в мирное время.

Учителя Ермоловской школы с оружием в руках, проявив свои лучшие качества патриотов, защищали нашу Родину. Учителя – фронтовики, сражавшиеся в борьбе за освобождение родной земли от фашистов, стали гордостью нашей школы. Вернувшись с войны, они посвятили себя нелёгкому, но нужному делу – воспитанию детей.

Их дела, как военные дороги, так и мирные будни, были бесстрашными и громкими, но об этом сейчас мало кто знает. Потому что они не любили говорить сами о себе, потому что уже поработало время...

Всем известно, что без любви к своему Отечеству, к своей малой родине, без знания её истории невозможно строить завтрашний день нашего государства. Поэтому наш долг – сохранить память о наших доблестных земляках. Главное, чтобы наша благодарность ветеранам не закончилась после праздничных торжественных дат, не ограничилась только словами, а нашла своё воплощение в реальных добрых делах, в сохранении исторической памяти. И это в наших руках.

















ЛИТЕРАТУРА:


1.Сайт «Память народа»

2.Сайт «Мемориал»

3.Книга памяти Пензенской области

4.Семейные архивы

5.Архивы школьного музея




15


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации