Автор публикации: А. Канюкова, ученица 3 класса
МКОУ Газ-Салинская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
Тема: Я - левша. Почему?
Выполнила:
ученица 3 класса
Канюкова Анастасия
Руководитель:
Чолак Елена Геннадьевна
учитель начальных классов
с. Газ-Сале
2021г
Содержание:
1. Введение 3
2. Основная часть 4
2.1. Причины леворукости 4-6
2.2. Скрытые левши 6
2.3. Эксперименты для определения ведущей руки 7-8
2.4. Трудно ли быть левшой в окружении правшей? 8
3. Заключение 9
4. Список источников информации 10
5. Приложение 11-14
1. Введение
Я пишу, рисую, ем левой рукой, а другие люди всё это делают правой. Мне стало интересно -«Почему ?»
Почему одни люди праворукие, а другие - леворукие.
У своей мамы я узнала, что с раннего детства я часто перекладывала все предметы с правой руки в левую и пользовалась чаще левой рукой. Родители меня не переучивали всё делать правой рукой вместо левой. Со временем я стала пользоваться только левой рукой: вилку, ложку я держу в левой руке. Пишу и рисую я тоже левой рукой. Сейчас я учусь в 3 классе. Я не чувствую никаких трудностей ни в быту, ни в учебе.
Я решила провести своё исследование и узнать, почему же я левша?
Тема моей исследовательской работы: Я - левша. Почему?
Актуальность темы
Тема моей работы не только интересна, но и актуальна. В мире примерно десятая часть населения планеты - левши.
Цель моей работы: Изучить причины появления на свет левшей и выяснить, почему я левша.
Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:
-узнать в чём причина "леворукости"
-узнать особенности развития левшей
-провести исследование, чтобы ответить на вопрос: Почему я – левша?
-сделать выводы по изученной теме
Объект исследования: человек.
Предмет исследования: признак леворукости
Методы исследования:
Анализ литературы по заданной теме
Анкетирование
Эксперименты
Анализ полученных результатов
Начиная своё исследование я выдвинула гипотезу.
Я предполагаю, что меня не научили всё делать правой рукой, поэтому я левша.
2. Основная часть
Когда ребенок рождается ему все равно, какой рукой брать предметы, и поэтому его учат пользоваться правой рукой по традиции. Может меня просто не научили с раннего детства работать нужной рукой?
Моя старшая сестра всё делает правой рукой с рождения. Я думаю, что человек уже рождается левшой или правшой.
Чтобы проверить это, я протестировала свою старшую сестру Алёну (Приложение. Тест №1). По результатам теста моя сестра абсолютная правша. Мама подтвердила, что Алёна с рождения всё делает правой рукой. А ведь её этому никто не учил.
Значит, человек уже рождается левшой или правшой
2.1. Причины леворукости
Я решила узнать, кто такие леворукие дети, и что в них особенного. Я обратилась к психологу нашей школы Наталье Викторовне и она мне рассказала о причинах леворукости. Также я нашла ответ на этот вопрос в детской энциклопедии и в различных статьях в интернете. Одной из причин леворукости считается наследственность. Учёные недавно обнаружили ген, который, отвечает за леворукость ребенка. Если этот ген есть, дети в семье могут быть левшами, а если этого гена нет, то все в семье будут только правшами.
Психологи утверждают, что левша ребёнок или правша определяет его головной мозг.
Ещё доказано, что существует особый вариант леворукости, если были черепно-мозговые травмы или серьезные заболевания в детстве.
Маленький ребёнок также часто может повторять за своими родителями- левшами и привыкает всё делать левой рукой. Еще бывает травма правой руки и человеку приходится всё делать левой рукой и он становится левшой.
Получается, что причины леворукости доказаны научно.
Левша и головной мозг
Я узнала, что левша или правша ребёнок, определяет его головной мозг.
В детской энциклопедии я прочитала, что головной мозг делится глубокой бороздой на две части. Эти половины называются левым и правым полушариями. Они занимают самую большую часть головного мозга.
Левое полушарие отвечает за математику, речь, письмо, чтение, науки. Правое полушарие отвечает за способности к музыке, живописи, творчеству, а также за наши чувства.
Мозг работает перекрестным образом. Левое полушарие мозга управляет движениями правой половины, то есть правой рукой, правой ногой. У большинства людей левое полушарие немного больше, чем правое. Поэтому правая рука их работает лучше, чем левая. (Приложение. Рисунок 1)
Правое же полушарие мозга управляет движениями левой половины тела, то есть левой ногой и левой рукой. У леворуких главное правое полушарие, поэтому левая половина работает лучше.
Теперь, я понимаю, я – левша, так как у меня главным является правое полушарие головного мозга. Каковы же причины этого?
Такая черта часто передается по наследству, в связи с этим у родителей левшей скорее родится ребенок – левша, а у правшей – правша.
Получается, Я – левша, потому что у меня самым главным является правое полушарие головного мозга.
Я обратилась к детскому врачу и выяснила, что бывает леворукость, связанная с какой-либо травмой или болезнью в детстве. Если при рождении пострадало левое полушарие, то правое полушарие берёт на себя часть его функций, и ребёнок становится «вынужденным левшой». Вместе с врачом я изучила свою медицинскую карту. Оказалось, что никаких травм при рождении и в раннем детстве у меня не было.
Левша и наследственность
Я узнала, что леворукость передаётся по наследству.
Мама моя левша, она действительно все делает девой рукой. У мамы папа, сестра и брат тоже левши. Мой папа - правша. Он действительно все делает правой рукой. Как и моя сестра, которая похожа на папу. Я расспросила папу и узнала, что у папы брат и племянник тоже левши.
Получается, что в моей родне со стороны мамы и папы есть левши. Зная теперь свою наследственность, прихожу к выводу:
Я – левша. Это результат наследственности.
2.2. Скрытые левши
В научной литературе я нашла интересную информацию, что деление людей на правшей и левшей условно. Чистых правшей, у которых ведущей является вся правая сторона тела: рука, нога, ухо, глаз– около половины населения Земли. Левша каждый десятый человек. А остальные если и пользуются правой рукой, то у них может быть ведущей левая нога или левое ухо.
Я думаю, что и среди одноклассников могут быть скрытые левши.
Я решила определить, есть ли в нашем классе скрытые левши и предложила одноклассникам выполнить тесты на определение ведущей руки, ноги, уха и глаза (Приложение. Тесты №2)
2.3. Эксперименты для определения ведущей руки
«Поза Наполеона» — скрещивание рук. У правшей правая кисть сверху, у левшей —левая кисть сверху
«Аплодирование» При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, которая хлопает о другую ладонь.
«Замочек» Сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой .
Эксперимент для определения ведущего глаза.
«Рассматривание в подзорную трубу» осуществляется обычно
ведущим глазом.
Эксперименты для определения ведущего уха.
«Тиканье часов». Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов. Отмечается при этом, к какому уху он подносит часы в первый раз.
Прикладывание телефонной трубки к уху. Обычно прикладывают к ведущему уху.
Эксперимент для определения ведущей ноги.
Посмотреть, с какой ноги начинает идти, прыгать, приготовился к бегу. Эта нога и будет ведущей
Закидывание ноги на ногу - ведущая нога сверху.
Результаты эксперимента
Количество участников исследования –14
«Абсолютные правши» -6
«Абсолютные левши» –3
«Частичные левши» – 5
Вывод: Среди моих одноклассников выявлены « частичные левши».
Имя ученика | Ведущая рука | Ведущее ухо | Ведущий глаз | Ведущая нога | Результат |
Ибрагим | левая | правое | правый | правая | частично |
Коля | правая | правое | левый | правая | частично |
Максим | правая | правое | правый | левая | частично |
Ангелина | левая | правое | левый | правая | частично |
Магомед | правая | правое | правый | правая | правша |
Настя | правая | правое | правый | правая | правша |
Ваня | правая | правое | правый | правая | правша |
Вика | левая | левое | левый | левая | левша |
Катя | правая | правое | правый | правая | правша |
Инна | правая | правое | правый | правая | правша |
Назрин | левая | левое | левый | левая | левша |
Эльдар | левая | правое | правый | правая | частично |
Настя | левая | левое | левый | левая | левша |
Саша | правая | правое | правый | правая | правша |
2.4.Трудно ли быть левшой в окружении правшей?
Отношение к левшам в разные времена и у различных народов было неодинаковым. Но спросив своих одноклассников, как они относятся к левшам, все ответили, что не придают этому значению.
Левшам бывает трудно жить в праворуком мире. Потому что все тетради, ручки, мебель и даже ручки на дверях сделаны для правшей. Но сейчас уже появилось много приспособлений для леворуких детей. Это ручки, ножницы, тетради, линейки, точилки и даже музыкальные инструменты. (Приложение. Рисунок 2)
3. Заключение
В ходе исследования я получила много новой информации. Узнала, что существует Международный день левши, который празднуется ежегодно 13 августа.
Моя гипотеза, что можно натренировать левшу или правшу не подтвердилась. Человек рождается левшой или правшой.
Я выяснила, что
1. Я – левша, потому что леворукость передаётся по наследству
2. Я левша, потому что у меня самым главным является правое полушарие головного мозга.
3. Среди моих одноклассников есть скрытые левши
Проводить такую работу мне было интересно. Еще древние философы говорили: "Познай себя!" Значит, проведя исследование по этой теме, я лучше узнала себя.
Мир был бы не интересен, если бы все были бы одинаковыми. Например, все светловолосые и голубоглазые, все очень красивые и очень умные. Все - просто одинаковые. Но мы - разные и это здорово!
Каждый леворукий человек - особенный. Впрочем, как и каждый праворукий.
4. Список литературы:
1. Детская энциклопедия Потому.ру
2. Детская энциклопедия "Чудо-Почемучка"
3. Маркина Н. «Мозг правшей и левшей- в чём разница?» журнал "Наука и жизнь", 6, 2001.
4. Интернет - источники:
5. Приложение
Рисунок 1
Рисунок 2
Тест № 1
Отвечая на вопросы, записывайте цифры:
"левой"-1балл,"всё равно"-2балла,"правой"-3балла.
1)Какой рукой Вы обычно пишите?
2)Какой рукой Вы обычно рисуете?
3)Какой рукой кидаете мяч?
4)В какой руке держите ракетку для тенниса, бадминтона?
5)В какой руке держите зубную щётку?
6)В какой руке держите нож, когда что-то режете?
7)В какой руке держите молоток, когда забиваете гвозди?
8)В какой руке держите спичку, когда зажигаете её?
9)Какой рукой используете ластик?
10) Какой рукой продеваете нитку в иголку?
11)В какой руке держите мухобойку?
Результаты теста:
30-33 - абсолютный правша
26-29 - правша
22-25 - почти правша
21 -нет ведущей руки.
17-20 - почти левша
13-16 - левша
меньше 13 - абсолютный левша
Тесты №2
Тесты для определения ведущей руки:
1. Переплетение пальцев рук. Ребятам необходимо сложить руки в замок, тест должен выполнятся быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху кладется большой палец правой руки, а у левшей - левой.
2. Скрещивание рук (Поза Наполеона). У правшей правая кисть сверху, у левшей —левая кисть сверху
3. Аплодирование. При аплодировании более активна и более подвижна ведущая рука, она совершает ударные движения о другую ладонь.
Тесты для определения ведущего уха:
1. Телефонный звонок. Я предложила ребятам поднести к уху телефон и послушать. Как правило, дети подносят телефон к ведущему уху
2. «Тиканье часов». Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов. Отмечается при этом, к какому уху он подносит часы в первый раз.
Тест для определения ведущего глаза:
1. Подзорная труба. Я предложила одноклассникам поднести к глазу воображаемую подзорную трубу, скатанную из листа бумаги или газеты,
и, прищурив один глаз, другим посмотреть в эту трубу. Рассматривание обычно делается ведущим глазом.
Тесты для определения ведущей ноги:
1. Попрыгать на одной ноге. Как правило, прыгают на ведущей ноге. Я попросила одноклассников как можно выше подпрыгнуть на одной ноге несколько раз.
2. Закидывание ноги на ногу - ведущая нога сверху. Я предложила ребятам
сесть и положить ногу на ногу — ведущая оказывается сверху.