Проектно-исследовательская работа «Почему мы разные»
Огромна наша планета. Много на ней удивительного и прекрасного. Но больше всего меня удивляет человек, живущий на ней. Миллионы лет он живёт на земле, а до сих пор таит в себе массу неизведанного и таинственного.
1 сентября я пришел в новую школу в новый класс. Класс оказался большой и шумный. Ребята практически ничем не отличались от моих бывших одноклассников. В классе я сразу заметил двух одинаковых девчонок, это Диана и Катя. Я задумался, а как же их отличить? И стал наблюдать за ними. Внешне они не отличаются никак, часто ходят в одинаковой одежде. Но ребята и Валентина Викторовна всё же их не путают. Как? И тут я заметил, что одна из них все делает левой рукой, а другая правой. Спросил у одноклассников. Они пожимают плечами.
Валентина Викторовна улыбнулась и предложила нам провести исследование на тему «Почему мы разные?». Почти все люди на земле праворукие, и только часть из них- другие: они пишут, едят, работают левой рукой. О таких людях мы мало, что знаем, поэтому актуальность изучения левшей оправдывается.
Раньше я не задумывался о том, что у левшей могут быть какие – то трудности в учебе. Я попробовал писать и рисовать так, как они, но мне было очень неудобно. У меня появилось несколько вопросов, и мы с Надей и Машей начали искать на них ответы:
Кто такие левши и что о них известно?
Как можно понять, что ты левша?
Трудно ли быть левшой в окружении правшей?
Отличаются ли увлечения леворуких и праворуких детей?
В процессе нашей исследовательской мы провели анкетирование в начальной школе, выявили интересы леворуких и праворуких детей.
Цель исследования: выявление особенностей леворуких детей в мире праворуких.
Задачи:
Изучить особенности леворуких детей.
Сравнить интересы и увлечения левшей и правшей.
Провести анкетирование и тесты на определение рукости.
Проанализировать результаты исследования.
Объект исследования: особенности леворукости и праворукости.
Предмет исследования: интересы, увлечения, успехи в учебе леворуких и праворуких детей.
Наши гипотезы:
1. «Леворукому» человеку очень трудно в праворуком мире, потому что всё оборудование для жизни и труда рассчитано на правшей.
2. Мы предположили, что у "правшей" и "левшей" есть различия в предпочтениях по видам деятельности и в интересах.
Мы выбрал следующие методы исследования:
изучение теоретического материала;
анкетирование;
анализ результатов исследования.
1. Что мы знаем о левшах? Сначала мы решили узнать кто такие леворукие дети, и что в них особенного. Валентина Викторовна предложила задать нам этот вопрос сначала Ольге Владимировны, учителю биологии.
Оказывается, леворукость и праворукость зависит от того, какое у человека ведущее полушарие мозга.
Итак, наш головной мозг состоит из 2 полушарий. Левое и правое полушария мозга отличаются друг от друга. Они нужны нам для противоположных действий.
Левое полушарие отвечает за математические вычисления, речь, чтение и письмо, двигательные функции. Левое полушарие очень хорошо развито у праворуких людей.
Правое полушарие - за образную память, ритм, восприятие музыки, чувства. Правое полушарие хорошо развито у леворуких людей.
Зная, какое полушарие у нас главное, мы можем правильно выбрать профессию или объяснить, почему у нас что-то не получается в том или ином виде деятельности.
Леворукие дети – правополушарные, а значит более эмоциональные, чувствительные, творческие натуры.
Мы обратились к литературе и нашли еще такие интересные факты и особенности левшей:
у них необычный взгляд на мир, стремление к новому, интересному.
наличие творческих и музыкальных способностей, высокий уровень интеллекта, который помогает добиваться хороших результатов в профессии. Часто левши встречаются среди деятелей искусств: художники, музыканты, актеры, например: Валерий Меладзе, Микеланджело, Чарли Чаплин.
левши незаменимы в отдельных видах спорта, например: теннисе, фехтовании, боксе. Они считаются самыми «опасными» и непредсказуемыми противниками.
у левшей даже есть свой праздник «Всемирный день левшей», который проходится 13 августа.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что леворукость – это не болезнь, а особенность человека, у которого правое полушарие работает лучше, чем левое.
2. Как узнать, что ты леворукий ребенок?
Определить это можно разными способами, мы предложили ребятам 2 теста:
Тест №1
Возьмите расческу и расчешите волосы.
Возьмите ручку и напишите несколько слов.
Возьмите карандаш и нарисуйте солнышко.
Послушайте часики.
Вырежьте цветочек.
Если из 4 заданий вы сделали 3 – левой рукой, то, скорее всего, вы леворукий человек.
Тест №2
Этот тест мы провели для того, чтобы определить ведущую руку, глаз, ухо. Для этого мы:
Сделали в небольшой коробочке одно отверстие для глаза, положил туда светящийся предмет и попросили ребят заглянуть в коробочку, спросив, что там внутри. В это время мы отмечали, кто каким глазом прикладываются к коробке. (Ведущий глаз)
Приготовили коробочку с горохом, завязали ребятам глаза и попросили побрякать ей и угадать, что там. Отмечаем, каким ухом кто слушает. (Ведущее ухо)
Предложили брать одной рукой школьные принадлежности. (Ведущая рука)
Если большинство действий определили ведущую левую сторону тела — ребенок левша. Если ведущая правая сторона тела — правша.
3. Анкетирование детей начальной школы.
Мы решили узнать, сколько в начальных классах нашей школы леворуких и праворуких детей. Оказывается, в начальной школе 128 учащихся.
Из них 121 правша и 7 левшей.
Мы провели анкетирование в начальных классах .
Ребята отвечали на вопросы:
1. Какой рукой ты пишешь (ешь, бросаешь мяч)?
2. Трудно ли тебе было учиться писать в первом классе?
3. Чем ты любишь заниматься? (спорт, рисование, музыка, чтение, поделки)
4. Как относятся к твоей леворукости окружающие? А если ученик работает правой рукой – как ты относишься к левшам?
Анализ анкет показал:
что большая часть одноклассников не знала как определить ведущую руку, и ее определение им очень понравилось;
что учиться в первом классе было трудно всем;
большая часть ребят ответили, что они даже не обращали внимания на то, какой рукой работает их сосед, друг;
левши ответили, что им иногда бывает сложно писать быстро, читать и считать. Свою леворукость – праворукость ребята определяли впервые;
а еще анализ показал, что 9 учеников умеют работать обеими руками.
4. Трудно ли быть левшой в окружении правшей?
Отношение к левшам в разные времена и у различных народов было неодинаковым. В Средние века леворукость считалась знаком дьявола. В дальнейшем левшам стали приписывать одаренность и талант.
Однако, среди праворуких людей тоже очень много известных людей. Это говорит о том, что люди равны между собой, и успехи, достижения зависят не только от природных задатков, но и от желания человека развивать себя, работать над собой.
В нашем поселке ни в одном магазине нет в продаже предметов для леворуких детей.
Если есть возможность, то советуем всем, у кого есть такие дети, приобрести специальные канцелярские принадлежности для левшей. В этом случае вашему малышу не придется идти на различные ухищрения для приспособления праворуких вещей к левой руке.
Например, шариковая ручка со специальными углублениями для правильной фиксации пальцев и быстросохнущими чернилами сделает письмо левой рукой очень комфортным и удобным.
Ножницы для леворуких благодаря перевернутым лезвиям легко режут бумагу при работе именно левой рукой, в отличие от обычных ножниц для праворуких, которые при использовании их левшами лишь сгибают и мнут ее.
Линейка с разметкой шкалы справа налево решает проблемы, возникающие в связи с неудобным движением руки слева направо, при котором рукой закрывается шкала линейки и размазывается проведенная линия.
А в точилке для левшей лезвие перевернуто в другую сторону.
Даже, оказывается, существуют специальные прописи для леворуких детей, которые отличаются от обычных тем, что все образцы пишутся с правой стороны по отношению к ученику для расширения зрительной зоны. Написание букв в них сопровождается вспомогательными знаками – точками (откуда начинать письмо) и стрелками (направление письма).
Если ребенок с самого начала школьного обучения будет пользоваться специальными школьными принадлежностями, то, скорее всего, он не почувствует дискомфорта.
Побеседовав с левшами, мы выяснили, что они никогда не имели специальных предметов, лишь некоторые в первом классе имели специальные приспособления к ручкам. Они научились пользоваться обычными предметами и сейчас уже не испытывают никаких затруднений.
Из всего этого можно сделать вывод, что левшам трудно жить в праворуком мире. Потому что все прописи, ручки, мебель и даже ручки на дверях сделаны для правшей. Но они успешно приспосабливаются.
5. Стоит ли переучивать левшу?
До недавнего времени левшей старались переучивать, но после выяснилось, что если переучивать их силой, то это плохо отражается на учебном процессе, ведёт к различным неврозам и даже может вызвать заикание.
Я попробовал это на себе: как праворукий человек я привязал к телу с помощью ребят правую руку и попробовал все делать левой рукой – это, конечно, возможно, но я очень нервничал, потому что уходило очень много времени, получалось некачественно, и очень хотелось отвязаться.
Во время тестирования 9 учеников написали, что умеют работать обеими руками. Можно предположить, что это переученные левши. По моим наблюдениям эти ребята часто нервничают, торопятся, расстраиваются при неудачах.
Мой вывод: переучивать нельзя, ребенку от этого лучше не будет. Можно пробовать, развивать другую руку, только если он сам этого хочет.
6. Увлечения леворуких и праворуких детей.
Мы сравнили интересы леворуких и праворуких детей, вот, что у нас получилось: левши действительно больше предпочитают творческие занятия, рисовать, петь, слушать музыку, а правши больше предпочитают точные науки и спорт.
Заключение
В ходе исследования нам удалось выяснить, что:
1. Среди учащихся начальных классов 7 левшей, 9 умеют работать обеими руками, 121 правшей.
2. Мы научились и научили одноклассников определять ведущую руку.
3. Леворукий человек испытывает неудобства в праворуком мире.
4. Интересы левшей и правшей немного отличаются. Леворукие люди склонны к творчеству. Они увлекаются музыкой, литературой, но им труднее дается чтение, письмо, счет. Праворукие – любят точные науки, спорт. Но, леворукость – это не препятствие для достижения успеха в жизни.
5. Еще мы сделали вывод, что переучивать ребенка – левшу не надо, а можно развивать правую руку, если ребенок этого хочет.
Проделав эту работу, мы получили ответы на все интересующие нас вопросы. Было очень интересно подтверждать теорию практикой. Считаем, что наша гипотеза подтвердилась полностью.
И нам бы хотелось дать левшам следующие рекомендации:
Чтобы сосед не мешал вам писать, садитесь от него слева.
Ручку берите пальчиками на расстоянии 2-3 см от пера.
Тетрадь разворачивайте к себе правым уголком, а не левым как это делают правши.
Все это нужно делать для того, чтобы видеть, что вы пишете.
Вот несколько интернет-магазинов в которых можно приобрести продукцию для левшей:
http://www.lefthandwriting.ru/ канцелярская продукция для левшей, ручки, карандаши, линейки, ластики и т.д.
http://www.levo.labms.ru/ товары для левшей, ножи, штопоры, прописи, наборы для школьников
http://www.lefthandshop.ru/ магазин товаров для левшей
Valentina