12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Александрова Марина Александровна1019
Победитель муниципального этапа конкурса "Учитель-года-2014" (г. Мценск), Лауреат (III место) областного этапа конкурса "Учитель года-2015" (Орловская обл.) Люблю читать, пишу стихи, вяжу крючком, люблю готовить.
Россия, Орловская обл., Мценск
Материал размещён в группе «Творческие работы старшеклассников»
5

Исследовательская работа-сочинение «Герои Великой Отечественной войны в книгах и в жизни: образы, созданные поэтами и писателями (стихотворения о войне И.В. Александрова и личность С.Г. Тюленина в осмыслении А.А. Фадеева)»

Да это счастье — стоять на месте, не отступать, жизнь отдать, — поверьте совести, я сам бы почел за счастье жизнь отдать, отдать жизнь за таких ребят, как вы!

А. Фадеев

 

Война… Это слово известно многим с детства. В юном возрасте мы воспринимаем его с детской непосредственностью, как элемент игры, в ходе которой мальчишки постигают основы добра и зла, победы и поражения. Да, это именно игра, где есть армии, отряды, командиры. Это весело и эмоционально. И эта веселость не дает нам сразу осознать подлинную черную сущность этого слова, когда взрослые делают первые попытки рассказать о войне по-взрослому. Книги о войне и учебники истории, рассказы взрослых и документальные программы на телевидении рассказывают о другой войне. Там война – отдельный жуткий мир, где господствует хаос, смерть, разрушения и страдания. За звуками бомбёжек и оружия не слышно человеческого плача. Следом за взрывами и стрельбой мы улавливаем лишь эхо голоса войны, так похожее на шёпот мольбы о близких, Родине и мире во всём мире. Детские воспоминания об играх стираются, блекнут и кажутся нереальными, отступая перед ужасом реальности. А реальность войны бесчеловечна.

Здесь не место слабому духом. Это мрачное время требует быть непоколебимым, смелым и проворным. Война, как метель, холодная и беспощадная, сметает всё на своём пути, оставляя после себя разве что пустоту и мертвенную тишину. Только за время Второй Мировой войны жизни лишилось почти 100 миллионов человек! Я думаю, что эта цифра может не просто шокировать, она способна даже хладнокровного человека ввести в тихое оцепенение. Ведь сколько храбрых воинов не вернулось домой, сколько матерей не смогло вновь прижать к груди своих детей, сколько семей лишилось своих родных, столько сердец и судеб было навеки сломано. Несмотря на всю бессмысленность и неразумность войн, мы вовсе не должны забывать людей, бесстрашно смотревших в лицо смерти и опасности, людей, которые шли на поле боя во имя справедливости, правды и светлого будущего своей страны, людей, подаривших нам мир, в котором мы беззаботно наслаждаемся жизнью. Только благодаря им, мы можем лишь отдаленно представить, что же такое настоящая война.

Я испытываю безмерное чувство признательности каждому солдату, вставшему на защиту своей родной земли и народа, и долга памяти об их великом Подвиге. Эта память рождает гордость за русских людей, за неописуемое величие их бесценных поступков. В летописи роковых огненных лет Великой Отечественной войны немало страниц, связанных с именами уроженцев моего родного края.

Орловская земля издавна славится именами И.С. Тургенева, Н.С. Лескова, А.А. Фета, И.А. Новикова, Е.А. Благининой, но и сегодня, в XXI веке, источник поэтических талантов не иссякает на нашей земле. Среди наших земляков особое место занимает Иван Васильевич Александров, человек удивительной судьбы, чьи детство и юность прошли в дыму страшной войны.

Иван Васильевич Александров родился 15 февраля 1932 года в деревне Гудиловка, «затерявшейся среди ракит и черемух», в семье рабочего.

Детство писателя проходило в кругу семьи. С ранних лет мальчик с большим интересом слушал сказки бабушки. Я думаю, именно они послужили ему основой к творческому началу и сделали детство особо запомнившимся периодом в жизни. «О бабушке осталась добрая память. Она знала уйму сказок. В долгие зимние вечера я слушал ее с замиранием сердца», – писал Иван Васильевич.

В школе мальчик отличался особой старательностью и опрятностью, был трудолюбив и непривередлив. Война оборвала учебу будущего поэта, детство закончилось, едва успев начаться. «Мы были эвакуированы в Корсаковский район. Осень 1942 проучился в Андреевской начальной школе. Не хватало учебников. Тетради сшивали из фуражных мешков. Чернила разводили из сажи».

Но ведь Иван Васильевич был десятилетним мальчонкой, когда страну настигла война, скажете вы. Я же считаю, что как раз дети ощущали всю трагедию происходящих событий, как никто другой. Беззащитные, они пропускали через себя всю палитру эмоций напуганных людей. Охватывающий ужас не давал им спокойно заснуть, жуткие мысли залезали глубоко в головы к ранимым созданиям, оставляя на их лицах лишь страх. Картины разрушений, убийства, голод, отречение от дома – все это ранит и калечит души маленьких людей и до конца жизни застревает в памяти. «Война оборвала детство, захлопнула школьные двери, выгнала из родительского дома и заставила скитаться по чужой стороне. Разве можно забыть эти крапивные немецкие шинели, которые обжигали детские глаза, дырявые лесные шалаши, где коротались бессонные ночи, пыльные и грязные дороги по которым протопали босиком?» – описывал прошлое и сам Александров. Несомненно, тот период сильно повлиял на жизнь и творчество писателя, которому посвятил достаточно большое количество стихотворений, которые встречаются в сборниках «Снежедь», «Ядринка», «Щеглы», «Пучок калины» и др.

После прочтения стихотворения Александрова «Баллада о верности» пропитанного непередаваемой гордостью за страну, адреналином и ожиданием победы, благодарностью тем, кто боролся за каждый метр родной земли, отвоевывая ее у беспощадного кровожадного врага, мы начинаем понимать глубинную природу войны.

В одной большой лавине

Они в атаку шли.

Их танками давили

И пулями секли.

Им отрывало руки

Осколками брони.

А им плевать на муки –

Бессмертные они.

Не замечаем, как автор погружает нас в те ужасные моменты, заставляя задуматься, как чувство единства вселяет в душу самых разных людей небывалую и коллективную силу, которая может появиться у целого народа на настоящей войне. В стихотворении мы можем заметить собирательный образ классиков русской литературы как высшей силы, достояния нашего народа, встающих на защиту в нелегкое время. В их произведениях живет русский дух, высшая нравственность, честь, понятие долга и совести русского человека. Поэтому в годы страшных испытания так важно было не забыть их, принять и их помощь.

Дома от боли охали,

Как люди на войне.

Враги палили в Гоголя,

Толстого жгли в огне.

 

Надев стальные каски,

Винтовку взяв с собой,

За Русь вставали классики

И принимали бой.

В «Балладе о верности» автор очень тонко переосмысливает поэтическую душу народа, защищенную сокровищами классической литературы. Литературы, которая и воспитала в нас человечность и верность духовным идеалам, позволившим выстоять под Харьковом и Орлом в годы страшной войны.

Иные мысли складываются о стихотворении «Мать». Небольшое, стихотворение поражает глубиной гуманизма, заключенного в нем. Александров рисует не совсем обычную ситуацию, в которой точно передает эмоции женщины. Стихотворение дает читателю понять, что по-настоящему искренне погибшего солдата любит только его мать, которая растила свое дитя, заботилась о нем и воспитывала. Трагизм произведения заключается в том, что война, безжалостно крадущая и убивающая самое дорогое у матерей, глубоко ранит их души и сердца, которые неспособны забыть о своем горе, лишаясь единственного, ради чего они живут, лишаясь нити, связывающей их с жизнью.

В незнакомый городок на Зуше

Занесло ее издалека:

Здесь когда-то жил Андрюша –

Легендарный командир полка.

Иван Васильевич словно принимает традицию Н.А. Некрасова и подчеркивает значимость образа матери, который острее оттеняет тему гибели героя на войне. Классик XIX столетия строго разграничил любовь материнскую и любовь иную, возведя первую в ранг абсолюта:

Одни я в мир подсмотрел

Святые, искренние слезы -

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве…

И. Александров с той же пронзительностью выводит на первый план образ героини – матери бойца, заставляет проникнуться ее болью и тоской. Через него он обнажает противоестественную природу войны, влекущую не только гибель людей, но и омертвление души, потерявшей смысл жизни.

Александров в своём творчестве отводит особое место не только защитникам Отечества, но и храбрости женщины в страшные годы войны. Ни для кого не секрет, что значительная часть «слабого пола» без страха шла на фронт и наравне с мужчинами отстаивала свою Родину, дом, семью и детей. Другая же часть, сдавливая слёзы, провожала главу семейства, сыновей, без доли жалости к себе взваливала на свои хрупкие плечи ответственность, мужские обязанности и работу. Сколько женщин, столько судеб, и все разные, но всех объединяли поломанные семейные жизни, разбитые сердца и жертвенность ради родных и страны.

Пускай война,

Пускай проруха,

А ты держись любой ценой.

Они брели за ржавым плугом,

Брели за ржавой бороной.

<…>

И шли они в одной упряжке

Со всем народом и страной:

Они – двужильные – в пристяжке,

А мать Россия – коренной.

Здесь также затрагивается тема героизма, отваги, чести, гордости. Андрей как олицетворение погибших солдат, которые подарили нам жизнь, отдав взамен свою. С отвагой шли на фронт, не задумываясь о том, вернутся ли они в родной дом и прижмут ли к груди близких.

В чудеса не верила, старея,

Никогда не ожидала мать,

Что давно погибшего Андрея

Доведется снова повидать.

 

Шла седая женщина с вокзала

Улицею сына своего

И под каждой крышею встречала

Имя незабвенное его.

Будь ты женщина, ребёнок или старик, война не щадила никого, не различала пол и возраст человека, а Родина для всех одна. И только патриотизм, преданность Отчизне, стремление к спокойной жизни на родной земле пробуждали в каждом из них новые силы на борьбу и разжигали в сердце огонь сопротивления. Люди, которые полегли на поле боя, которые, не задумываясь, рисковали собственной жизнью, но защищали Родину, совершили Подвиг, несравнимый ни с чем.

Горели поленья в печурке,

Потрескивал тихо огонь.

О чьей-то жене и дочурке

Вздыхала в землянке гармонь.

<…>

Давно обвалилась землянка,

А песня поныне жива!

Это стихотворение – поэтический отзвук знаменитейшего стихотворения А.А. Суркова «В землянке», ставшего поистине народной песней. «Бьется в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза, и поет мне в землянке гармонь про улыбки твои и глаза» - эти строки вдохновили Александрова на переосмысления образа солдата, коротающего мгновения между атаками. Образы, созданные поэтом, обобщают и расширяют представление о подвиге. Это уже не один солдат, а ушедшие в атаку, а «из атаки – в века». Это целый народ, память о котором живет в военных песнях и стихах поэтов.

Произведения Ивана Александрова поразительно своевременные, они напоминают живущим о непреходящей ценности жизни и ее назначении. Память сердца заставляет вновь и вновь писателей и читателей возвращаться к теме подвига народа на войне. Эта тема неисчерпаема, необъятна, она не утратит актуальность и в наши дни, и в будущем, ибо войны не прекращаются на Земле. К сожалению, бесконечное чувство благодарности и вечная память – это единственное, что может дать современное общество бесстрашному поколению. Память о Великой Отечественной войне должна жить всегда: в потомках героев-ветеранов и на страницах многих и многих книг, написанных о войне и по ее впечатлениям. В стихах Ивана Александрова ощущается искреннее переживание военных воспоминаний, гордость и, вместе с тем, горечь, живущая в сердце человека, в жизни которого была Война.

На долю Орловщины выпали тяжелейшие испытания. Наша малая родина стойко и мужественно отстояла право на жизнь. На защиту мира от фашистской чумы вставали сталевары и хлебопашцы, учителя и инженеры. Каждый из них – Герой. А 179 стали Героями Советского Союза за боевые заслуги и доблесть, проявленную в бою. Этого Высшего звания удостаивались люди, совершившие подвиг. Но что такое фронтовые будни, как не подвиг? «Дни и ночи у мартеновских печей», помощь раненому красногвардейцу втайне от полицаев, стойкость и мужество в блокадном Ленинграде, труд санитарок под взрывами бомб на поле боя – все это Подвиг. Не бывает больших и малых подвигов, как не бывает больших и малых героев.

Эта мысль пришла мне однажды, когда я читала роман Александра Александровича Фадеева «Молодая гвардия». Писатель неоднократно повторяет мысль о том, что «по всей советской земле и в самом Краснодоне немало людей простых, каки ты, но отмеченных подвигами и славой, – такими, о которых раньше не писали в книгах». Не писали, а вот Фадеев же пишет. Я словно рядом с собой вижу молодых, сильных, искренних Олега Кошевого, Ульяну Громову, Любовь Шевцову, Ивана Земнухова, Сергея Тюленина. Вчерашние мальчишки и девчонки – сегодня Герои. Возможно, я так и относилась бы к ним, как к героям романа, если бы не урок литературы, посвященный этому роману. Что изменилось после него? Я узнала, что эти герои были реальными людьми, жившими, боровшимися, отдавшими жизнь за наше будущее. А самым большим потрясением для меня стал небольшой факт из биографии одного из молодогвардейцев – Сергея Тюленина. Он родился на Орловщине, был удостоен звания Героя Советского Союза. Теперь я уже не могла по-другому: познакомиться, протянуть руку сквозь время и сказать спасибо за мою жизнь!

О Сергее Гавриловиче Тюленине написано не так много, как хотелось бы. Он уроженец села Киселёво Новосильского уезда Орловской губернии, а позже житель украинского города Краснодона. Был самым младшим в семье, состоявшей из 12 человек, учился в школе № 1 имени А. М. Горького, где окончил лишь 8 классов. Сергей стал одним из многих подростков, на плечи который война легла тяжёлым бременем. С первых дней оккупации Сергей Тюленин с группой ребят боролся с фашистами, распространял листовки. Вошел в штаб созданной организации, которая по его предложению была названа "Молодой гвардией". Каждый новобранец, вступавший в ряды молодогвардейцев, давал клятву о верности и борьбе до последнего вздоха. В составе подпольной организации были проведены сложные операции: ночью Сергей поджигает штаб немцев; отважная пятерка Сергея разгоняет за Шевыревкой скот, совершает нападение на вражеский обоз; в ночь с 6 на 7 ноября 1942 года молодогвардеец Сергей Тюленин с боевыми товарищами вывесил флаг на школе № 4 имени К. Е. Ворошилова. Ночью 5 декабря Сергей Тюленин, Любовь Шевцова, Виктор Лукьянченко подожгли биржу труда, избавив от угона в Германию две тысячи молодых краснодонцев.

Я читаю биографию человека, а в памяти пульсируют строки из книги Фадеева: «Я, Сергей  Тюленин, торжественно клянусь...<…>Кровь  за  кровь,  смерть за смерть!» Такой герой не может сломаться под бременем обстоятельств, ни за деньги, ни ради своего спасения он «не прогнется под изменчивый мир». Такой человек и не предал, не продал, не согнулся.

Когда начались аресты молодогвардейцев, в январе 1943 года Сергей переходит линию фронта и становится разведчиков воинской части. Во время боев попадает в плен, но бежит из-под расстрела и раненный в руку, 25 января возвращается в Краснодон. Через два дня по доносу предателя он был схвачен полицией. На допросах немцы не жалели сил - тело Сергея было усыпано синяками, из ран текла кровь, лицо опухло, но с уст юного коммуниста не сорвалась ни просьба о пощаде, ни фамилия кого-либо из “Молодой гвардии”. На страницах биографии Сергея Тюленина есть воспоминания очевидцев этих допросов. Когда читаешь эти скупые, лишенные эмоций слова-факты, внутри рождается такой гнев, такое возмущение: «Немец, как разъяренный тигр, ударом кулака сбил Сергея с ног и кованными немецкими сапогами стал терзать его тело. Он со страшной силой наносил ему удары в живот, спину, лицо, топтал и рвал на куски его одежду вместе с телом», – юный, красивый, сильный парень! Он был живым человеком! Стойким, храбрым, искренним человеком! Нет оправдания людям, которые творили такие зверства! Нет оправдания фашизму! И даже снисходительное уважение к стойкости Сергея со стороны его экзекуторов – жандармов и следователей – не может оправдать таких бесчинств. Так сильный признает еще большую силу – духовное благородство и бесстрашие.

31 января семнадцатилетнего участника организации фашисты сбросили в шурф шахты № 5. У А. Фадеева эта сцена описана с такой пронзительной безмятежностью, фактографичностью, отрешенностью, что кажется почти нереальной. Это похоже на сцену какого-то жестокого фильма, в это не хочется верить:

«Их выводили на пустырь, облитый месяцем, и сажали в два грузовика.

Первым вынесли лишившегося всяких сил и потерявшего рассудок Стаховича и, раскачав, бросили в грузовик. Многие "молодогвардейцы" не могли идти сами. Вынесли Анатолия Попова, у которого была отрублена ступня. Витю Петрова с выколотыми глазами вели под руки Рагозин и Женя Шепелев. У Володи Осьмухина была отрублена правая рука, но он шел сам. Ваню Земнухова вынесли Толя Орлов и Витя Лукьянченко. За ними, шатаясь, как былинка, шел Сережка Тюленин». Сердце заходится ужасом. Каждое мгновение словно проживаешь вместе с ними – героями романа и Героями Великой Отечественной войны. И долго еще в мозгу и сердце бьются строки последней песни «молодогвардейцев»: «...Подымется мститель суровый, И будет он нас посильней...».

Похоронен Сергей Тюленин был в братской могиле героев на центральной площади города Краснодона. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 сентября 1943 года члену штаба подпольной комсомольской организации "Молодая гвардия" Сергею Гаврииловичу Тюленину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. За этими словами стоят и боевые подвиги юного Сережи, и стойкость во время допросов, и страшная гибель в шурфе шахты, в которой когда-то он работал совсем мальчишкой. За этими строками высокого приказа стоят стоны и вопли матерей, которые старели в мгновение, провожая своих обезображенных истязателями детей на центральной площади Краснодона. Они не простили и не забыли и завещали нам, потомкам, оставшимся в неоплатном долгу перед Героями, не забывать: «Проклятье тому, кто забудет эти жуткие месяцы оккупации, кто эту кровь врагам простит».

Переосмыслив роман А. Фадеева “Молодая гвардия”, а позже посмотрев и экранизацию этой книги, я действительно прочувствовала атмосферу войны. Воздух пропитан смогом и порохом так, что лучи солнца с трудом добираются до поверхности земли. Это огромное безжалостное поле боя, где неважно кем ты был, где главное то, каков ты внутри. Сергей Тюленин, по моему мнению, оставался человеком среди кровожадных и жаждущих власти зверей. Он сам пошёл на убийства только после того, как увидел своими глазами, как жестоко немцы обходятся с людьми. Он добивался справедливости, не мог спокойно смотреть на то, как враг топчет его землю, убивает его народ, не терпел предательства. Ему было противно то аморальное поведение, которое можно было наблюдать в то жуткое время повсеместно. Во время пытки Герой презирал своего врага, не проронив ни слова, он будто указывал на то, что все они морально ниже его и душевно слабее. Юноша храбро погиб в возрасте 17 лет. Даже сложно представить, как «молодогвардейцы» в нашем возрасте, объединившись в настоящую подпольную организацию, смогли противостоять хладнокровным немецким воинам, осуществлять военные операции, смогли спасти жизни невинных людей и без секунды сомнения, что поступают правильно, приняли свою смерть.

Мне в полной мере трудно сейчас понять и принять этот Подвиг. Возможно, в силу возраста или иного воспитания, я лишь угадываю те чувства, которые двигали «молодогвардейцем» Сережей Тюлениным. Современная молодежь по-иному смотрит на понятие долга. В воспоминаниях о брате Феня Тюленина писала, что «вся "Молодая гвардия" вела себя в камерах весело. Они исполняли всевозможные песни, не боясь угроз полицаев, отвечая: "Умрём за родину, за советский народ"». Но одно я знаю наверняка: они умерли не только за советский народ, за своей поколение. Их Подвиг – это великий дар жизни всем последующим поколениям. Их Подвиг – это моя жизнь, мое будущее, мое счастье. Это дар человечеству. Это подарок каждому мальчишке, который войну знает только по играм.

Я помню! Я горжусь!

Опубликовано в группе «Творческие работы старшеклассников»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.