Автор публикации: С. Жежеря, ученик 2Б класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» с. Дивное
356720 Ставропольский край, Апанасенковский район, с. Дивное, ул. Кашубы, 4
т.5-13-63, т. 5-16-43 http:// www.divsch1.ru; e-mail:school1ap@yandex.ru
Исследовательский проект
на тему:
«История песни «Катюша»».
Автор работы:
Жежеря Серафим,
ученик 2 «Б» класса
Руководитель:
учитель музыки
Корнюшенко Ирина Дмитриевна
с.Дивное
2020 год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Введение -------------------------------------------------------------------------------------- стр 3
Глава I: «История возникновения песни»------------------------------------------- стр 4
Глава II: «Дальнейшая судьба песни»
В годы Великой Отечественной войны-------------------------------------------------- стр 5-6
В послевоенные годы-------------------------------------------------------------------------стр 7
Создание буклета по теме ------------------------------------------------------------------ стр 7
III. Заключение------------------------------------------------------------------------------- стр 8
Список использованной литературы--------------------------------------------------- стр 9
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
У каждой песни - своя жизнь. Одна проживается мгновенно, как мотылек;другая едва появившись, тотчас умирает.
Но есть песни со счастливой судьбой – долго живут и не старятся.
С одной из таких песен я познакомился на классном часе, посвященном защитникам Москвы. Сложно было поверить, что именно песня « Катюша» сопровождала наших бойцов по пути к победе.
В наше время все чаще люди забывают о песнях, которые посвящены той, теперь уже далекой, войне; тому народу, который выстоял те страшные времена. Многие считают, что такие песни не популярны. Хотя такие песни были примером и признаны за рубежом.
Цель: изучение истории песни и создание буклета по теме.
Объектом исследования: песня «Катюша».
Предметом исследования стало содержание песни, определение ее значимости в годы войны и в наше время. В соответствии с целью исследования определены следующие задачи:
- выяснить как возникла песня «Катюша»;
- проследить какова ее жизнь в дальнейшем.
Этапы исследовательского проекта:
I. Подготовительный этап:
- Первичный сбор и анализ информации .
- Изучение литературы и других источников информации по теме исследования;
II. Основной этап:
- Изучение дальнейшей судьбы песни;
- Создание буклета по теме:
3. Обобщение и распространение полученного опыта.
Глава I: «История возникновения песни»
Однажды известный поэт Михаил Исаковский, на ту пору уже автор всенародно любимых песен сочинил четверостишие:
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой.
А дальше стихи не складывались ни в какую. Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится, в долгий ящик. Но все равно никак не мог забыть строчки.
Вскоре у поэта состоялось знакомство с композитором М.И.Блантер, которому он и посетовал, что застопорилось стихотворение. А тот возьми, да и попроси зачин, который уже имелся. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так сам потерял покой: так ему понравилась игра ударений: берег, на берег, и так хотелось сочинить мелодию к словам, но она все не давалась, но потом вдруг – раз – и пришла сама собою.
Стал тогда композитор теребить поэта, чтоб дописывал текст песни поскорее… Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала.
«Катюша» прозвучала 28 ноября 1938 года в Москве, в Колонном зале Дома Союзов на первом концерте Государственного джаз – оркестра под руководством В. Кнушевицкого. Исполняла эту песню Валентина Батищева. ,( приложение 3) По воспоминаниям М.И.Блантера, «когда после всей нашей программы на сцену вышла эта девочка и спела песню, в зале стоял стон от аплодисментов». Никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню.
«Катюшу» запела вся страна, а через год песня перешагнула границу государства, ее запели и в других странах.
Глава II: «Дальнейшая судьба песни»
- В годы Великой Отечественной войны.
По-новому зазвучала «Катюша» в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке.
Бойцы, подражая "Катюше", пели на свой лад пусть и не совсем совершенные, но идущие от всего сердца слова и посвящали их они в ее образе своей любимой девушке, их мечте и надежде. Неизвестный солдат просил Катюшу, словно она была с ним рядом.
На фронте было немало реальных героинь с песенным именем. Одна из них – старший сержант Катюша Пастушенко, отважная пулеметчица, награжденная орденом Красной Звезды, уничтожившая немало фашистских автоматчиков.
10 января 1943 года в газете 44-й армии "На штурм" были опубликованы стихи о Кате Пастушенко .
Далее были опубликованы ответы Катюше от тех воинов-пограничников, к которым она обращалась.
Песню часто передавали по радио, слова издали отдельной книжечкой. И
в ответных «письмах-песнях» девушка заверяет любимого в том, что и она своим трудом поможет фронту
Милая сердцу "Катюша" всегда была вместе с солдатами – песня на войне нужна, наверное, куда больше, чем в мирной жизни, и, естественно, появлялись новые варианты. В этом Катюша предстаёт в образе верной девушки гипотетического партизана . Некоторые строки утверждают, что и сама Катюша сражалась с оружием в руках.
В одной из песен девушка оказывается на захваченной врагом территории, её угоняют в немецкий плен: Это «чтоб ненависть била сильнее, давай говорить о любви», — писал поэт-фронтовик Александр Прокофьев. Вот и воины, сочиняя новые и новые варианты песни, говорили о любви. Ведь в образе невольницы-полонянки им представлялись невесты и жены, дочери и сестры, оставшиеся на захваченной фашистами земле.
Есть «победный» вариант про Катюшу-девушку. Всего же исследователи насчитывают только одних текстов на мотив «Катюши» свыше ста вариантов! Более сотни переделанных текстов, а мелодия – все одна и та же, «Катюшина».
Во время Великой Отечественной войны каждый солдат, певший или слушавший «Катюшу», испытывал такое чувство, будто это к нему лично обращен призыв сберечь родную землю.
Вскоре немцы познакомились еще с одной «Катюшей». Только на этот раз ее «исполняли» реактивные минометы, установленные на машинах. Это грозное оружие, наводившее страх на врагов, артиллеристы прозвали ласковым девичьим именем.
Начался ее боевой путь в Белоруссии, под Оршей, т.е. по соседству со смоленскими землями, 14 июля 1941 года. Первый залп из БМ-13, прозванных «Катюшами», дала батарея капитана Флерова. Всю войну прошли «Катюши», «передавая пламенные приветы» врагу, как шутили солдаты. И сочинили свои продолжения песни.
Песня стала очень популярной и за рубежом. В Италии она известна в двух вариантах: «Катарина» и «Дует ветер». Последняя представляет собой партизанский гимн итальянских патриотов, боровшихся против фашизма. Хорошо знают «Катюшу» и в странах, которым советские воины принесли освобождение.
- В послевоенные годы.
Отгремела война, а песню все поют. Песню знают и поют по всему свету: и на немецком, и на английском, и на китайском. В Финляндии она носит название «Карельская Катюша», в Израиле – «Катюшка».
Незабываемая она оказалась, не зря покоя не давала авторам, пока сочиняли ее.
В День Победы, 9 мая 1949 года, в смоленском селе Всходы Угранского района открыли новый клуб, где именинницей на торжестве была «Катюша. В 1985 году открылся Единственный в мире Музей песни «Катюша», преобразованный в мемориальный музей поэта.
Песня эта служила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, а к проходившему летом 1985 года в Москве XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучим именем Катюша. ( приложение 13) Подобно знаменитому олимпийскому медвежонку она стала известной всей планете. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.
- Создание буклета по теме.
Самое сложное для меня было создание буклета по теме. Мне пришлось впервые распределять текст по трем столбцам. Тут не обошлось без помощи учителя. Необходимо было отобрать нужную информацию. Подобрать к выбранному тексту подходящие фотографии. Мне пришлось обрабатывать фотографии и придавать им необходимый размер.
III. Заключение.
Результатом моего исследовательского проекта можно считать следующее:
- Я узнал историю создания этой песни и о его дальнейшей судьбе;
- Я выучил песню наизусть;
- Теперь умею работать с фотографиями в компьютере (переворачивать их, стирать, переставлять);
- Создав буклет по песне «Катюша», я продлил ее историю.
- Могу рассказать о своем проекте ребятам детского сада.
Список использованной литературы
1. Андреев Ю.А. Наша авторская. История, теория и современное состояние самодеятельной песни. - М.,1991. - 38.
2. Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество: Хрестоматия: Учеб. пос. для муз. училищ.. -4-е изд. - М.,1974. -с.зо
3. Бирюков Ю.Е. Место и роль песни в героико-патриотическом воспитании советских воинов. / Лекщм. - М.,1981. - 48.
4. Долматовский Е. Рассказы о твоих песнях. - М., 1973. -С. 286.
В работе использованы материалы следующих сайтов:
1.muzruk.info/?p=905
2.www.a-pesni.golosa.info/ww2/oficial/katjucha.htm
3.www.gorodfm.ru/broadcast/broadcast.146/date.20070507/
4.www.trud.ru/article/2000/06/22/pesnja_kotoroj_postavlen_pamjatnik.html
5.www.a-pesni.golosa.info/ww2/oficial/katjucha.htm