Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение
Средняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа
Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка
Муниципальный конкурс исследовательских
и творческих работ школьников
«Шаг в науку»
Секция «Искусство»
Тема: «Песня, прошедшая через века»
Содержание
Введение - ……………………………………………………………1
История создания песни ……………………………………….2
-
Герой песни –Степан Разин……………………………………3,4
Изменение текста песни ………………………………………4,5
Новая жизнь старой песни ………………………………….. ..6-9
Заключение. …………………………………………………………10
Приложение.
Литература
Введение.
С января 2012 года наша школа имеет статус Казачьей кадетской.
В школе появились новые предметы и факультативы, отражающие культуру, самобытность и традиции казачества.
В дополнительном образовании мы также приобщаемся к народному творчеству, особенно, к культуре Забайкальского казачества.
На одном из таких занятий я узнала, что есть казачья песня «Ой, то не вечер», которая существует уже несколько веков. Мне захотелось узнать историю этой песни и установить, почему она считается казачьей.
Считаем тему работы актуальной, потому что народные песни раскрывают душу каждого народа, помогают понять его культуру и изучить прошлое Родины, а т.к. человек, не знающий прошлого, не может жить настоящим и думать о будущем.
Тема моей работы: Песня, прошедшая через века.
Цель: Установить , с какими событиями из истории казачества связана песня и почему она исполняется уже несколько веков.
Задачи:
1. Изучить историю появления песни.
2. Проследить изменения песни от времени написания до наших дней.
3. Рассмотреть разные варианты исполнения песни.
4.Отследить жизнь песни в разных видах искусства
5. Найти разных исполнителей песни на протяжении всех веков.
Предмет исследования: Русская народная песня «Ой, то не вечер…»
Объект исследования: Изменения песни на протяжении веков
Гипотеза: Если песня живёт в веках, значит, она близка русскому народу.
История создания песни
Процесс создания народной песни уходит в глубинные толщи народной мудрости и культуры. Проходя многовековой путь, песня зачастую теряла своего автора и обретала подлинно народные черты, становилась достоянием всей русской культуры. Нельзя ни на минуту забывать, что русской песне, как и верному другу, народ доверял свои глубокие переживания, в ней он выражал свою устремленность к счастью и свободе.
Петь – природная потребность человека, песни помогали русскому народу обрести и выразить свою душу. Столетия сопровождали они народ в его великом историческом пути. [ 2 ]
Издавна казачья песня являлась объектом самого пристального внимания исследователей, этнографов, фольклористов, писателей, поэтов - песенников, драматургов, лингвистов. Это объясняется, прежде всего, особенностями и богатством песенного духа, ревностно хранимого в среде казаков. Общепризнан особый певческий дух казака, отличный в этническом, психологическом и культурном отношении от песен «россиянина». Большинство фольклористов считают, что казачество имеет свой особый светильник искусства в музыке, в песне и в танце. Народ как будто тот же самый, но песня казачья совсем другая, своеобразная.
До сих пор не вполне ясно, каким путем, почему именно те, а не другие стихи начинали исполнять под музыку, почему именно они оставались в памяти людей. Как именно передавалась песня "Ой, то не вечер, то не вечер", тоже неизвестно. Но совершенно неоспоримо, что это именно народная песня: у нее нет одного автора. Она появилась в XVII в. и повествует о сне Степана Разина. Один из самых старых вариантов этой песни можно обнаружить у Александра и Владимира Железновых в книге "Песни уральских казаков» Ее записали в 1880-х гг. от "75-летнего старика-казака Ф. С. Ж.".. [ 1 ] Вот пример самого первого варианта песни: (приложение 1)-
- Герой песни- Степан Разин.
Степан Тимофеевич Разин (1630 - 1671) –казак, поднявший восстание 1670-1671 годов. Родился в казачьей семье. Биография Степана Разина достоверно известна лишь с 1660-х годов. К этому времени он стал казацким атаманом, получил богатый военный опыт. Интерес к прошлому, причем именно к народным волнениям середины XVII в., заставлял сочинять новые стихотворения поэтов, например Пушкина, который написал "Песни о Стеньке Разине".
Образ Степана Разина встречается в произведениях современных авторов, он взят за основу в романе В.М. Шукшина «Я пришёл дать вам волю».
Замысел романа складывался долго — более шести лет. В 1968 г. появляется сценарий фильма Шукшина о Степане Разине, а роман «Я пришёл дать вам волю» завершён в 1969 г.
Как предмет любви Степан Разин входит в жизнь В. М. Шукшина со школьных лет: с момента, когда он впервые услышал песни «Из-за острова на стрежень» и « Ой, то не вечер». В дальнейшем образ Разина продолжает тревожить воображение писателя с самых первых его шагов в литературе, являясь идеалом «могучего заступника крестьянства», поборником справедливости и хранителем воли. Как объект писательского осмысления Степан Разин входит в творчество Шукшина с начала 60-х годов: сначала был опубликован рассказ "Стенька Разин", а с завершением первой книги "Любавиных" Разин появляется в замыслах Шукшина как герой программного произведения. В.М. Шукшин собрал целую библиотеку по Степану Разину. Естественно, у него было свое видение этого человека. "Он – национальный герой, и об этом, как ни странно, надо "забыть". Надо освободиться от "колдовского" щемящего взора его, который страшит и манит через века. …Натура он сложная, во многом противоречивая, необузданная, размашистая. Другого быть не могло… И вместе с тем – человек осторожный, хитрый, умный дипломат, крайне любознательный и предприимчивый. …" Все исследования В. М. Шукшина не были вызваны простым любопытством – он хотел снять о нем фильм, где должны была звучать песня «Ой, то не вечер…» Писатель настолько сроднился с Разиным, что некоторые сцены ему давались с большим трудом. По свидетельству Л. Н. Федосеевой-Шукшиной, записанному и опубликованному В. М. Коробовым: "Шукшин писал последние страницы… Попросил: "Ты сегодня не ложись, пока я не закончу казнь Стеньки… я чего-то боюсь, как бы со мной чего не случилось…". Лидия Николаевна, уставшая от домашних дел, часам к двум ночи сама не заметила, как заснула. Пробудилась же в половине пятого от громких рыданий, с Василием Макаровичем была нервная истерика, сквозь стенания едва можно было разобрать слова: "Тако-о-гo… му-жи-ка… погу-у-били… сво-ло-чи…". [3 ]
Можно смело утверждать, какой был Разин , такая и песня!
1.2 Изменение текста песни.
Кто не знает этой чудесной песни? В ней и тоска, и удаль, и чувство гордости за принадлежность к казачьему народу… ”Налетели злые ветры, да с восточной стороны, и сорвали чёрну шапку с моей буйной головы…” Это приснилось атаману. Что же есаул, которому он рассказывает свой сон? “Есаул догадлив был, сумел сон мой разгадать. Ой, пропадёт, он говорил, твоя буйна голова...”
Песня и называется “Сон Степана Разина”.
Почему есаул категорично и безысходно трактует сон атамана? Мало ли что привидится… Или эта песня – просто поэтическая картинка, и буквально понимать её не стоит?
Нет - песня совершенно достоверная и точная. Только песенные герои - люди уже далёкого от нас времени. “Разин увидел вещий сон, смысл которого абсолютно ясен обоим.»
Плюс ещё у казаков с шапкой связано многое. В старину существовало традиционное почитание шапки. Например, перед боем побратимы
обменивались шапками; на Кругу ими голосовали. В глубокую старину даже
невест-казачек венчали с шапкой, если сам молодой казак был на войне. Шапку же кидали во двор к девице-невесте, как бы предупреждая, что скоро придут свататься. В шапку зашивали обереги и иконки. [ 1 ]
Кстати, в “Соннике” сказано, что видеть во сне шапку – это печаль и слёзы. Потерять с головы – болезнь родителей или начальства. [ 4 ]
Слова бесстрашного атамана звучат в песне горькой усмешкой. А есаул не смог удержаться от пророческих слов, произнёс вслух то, что и так понятно…
Текст "Ой, то не вечер" за длительный срок своего существования на удивление мало изменился. Существует, правда, несколько вариаций, но они не столь существенны. Хотя все же есть одно "новшество": по сравнению с текстом XIX в. современный вариант намного короче. Например, сегодня сильно сокращена следующая часть стихов: (приложение 2)
Есть историческая народная баллада «Разин видит сон» относящаяся к 1630-ок 1671г.г. "Задумали как-то старшины казачьих куреней унять бунтаря Стеньку, да повязали, да свезли в Москву, да казнили его люто.
А перед этим сон ему вещий привиделся..." (приложение 3)
Вот пример уже современной трактовки песни. (приложение 4) Если текст песни изменился не очень сильно, то с мелодией дело обстоит иначе. Существует несколько вариантов, причем какие-то из них появились в XVII-XIX вв., а что-то сочинили совсем недавно. Например, Жанна Бичевская долгое время исполняла эту песню на собственную мелодию, которую написала сама, когда ещё училась в училище. По словам певицы, она долго скрывала своё авторство, и об этом почти никто не знал, кроме её близких друзей. [ 3 ]
Вот одно из интервью с певицей.
— Как вы находите контакт с аудиторией, Жанна?
— Аудитория — это тот же собеседник, которого сразу чувствуешь. Я счастлива. У меня есть чуткий собеседник не только в нашей стране, но и в Польше, Венгрии, Болгарии... Надеюсь найти его и в других странах. Но мне пора на сцену. Я уже «в образе»...
...Привиделся казаку сон тревожный: будто любимый и верный вороной его конь вдруг под ним разыгрался, разрезвился; и налетели вдруг злые ветры, и сорвали черную шапку с буйной его головушки...
Сказывает народ, что видел такой сон лихой казачий атаман Степан Разин, водивший в далекие времена вольные челны по раздольям донским и волжским, заступавшийся за сирых и обездоленных. Лютой казнью казнили за то богатеи удалого Степана: четвертовали его в Москве на глазах у толпы боязливой, рыдающей. А голову заступника народного надели на кол и выставили во устрашение и назидание на болотах, что подходили тогда к самому Кремлю с востока. И вот с тех самых времен живет в народе песня о трагическом пророческом сне, что пригрезился Разину незадолго до страшной его кончины. Догадлив был есаул атамана, сразу сумел он тот сон разгадать: «Ой, пропадет твоя буйна голова...»
По словам самой певицы- это одна из любимых песен, потому что часто открывает она ею свои многочисленные сольные концерты. И как бы ни был велик зал, он сразу затихает и, в единую пружину сжавшись, затаив дыхание, слушает певицу. [ 8 ]
Известно, что в роман Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» входит старая казачья песня «Ой, да не вечер…». Но, сохраняя свой прежний культурный контекст, на глазах читателя текст песни наполняется новым, неведомым до сих пор содержанием. Петр Пустота становится свидетелем исполнения этой песни группой «бородатых мужиков в косматых желтых папахах», сидящих у костра посреди степи, в устах которых «Ой, да не
вечер…» превращается в ритуальную песню, смысл которой мужиками в желтых папахах трактуется в духе основных положений «тибетской книги мертвых» [ 11 ]
Песня, как и другие цитаты в романе, стала элементом языка, в котором «играют гены» разных культурно-исторических эпох. Старые, давно созданные формы, давно написанные тексты, проходя через сознание героев и автора, как бы заново рождаются, подвергаясь некой трансформации.
Песня «Ой, то не вечер…» звучит в финале фильма режиссёра Николая Стамбулы «Волчья кровь» о временах Гражданской войны. Песню в аранжировке В. Комарова исполняет группа Баба Яга. Это уникальная интернациональная группа, состоящая из ирландских и венгерских рок-музыкантов и четырех исполнителей русских народных песен. В песнях этой группы соединяются британская поп/рок-музыка с русским фольклором. [ 9 ]
Группа «Аркона» русская фолк – метал группа сочетает в своих композициях и обычный женский вокал. Главным поэтом и композитором является вокалистка группы Маша «Scream» Архипова.
В их репертуаре есть произведения, характеризующие развитие русской хоровой музыки от XVI до начала XVIII века. Песня «Ой, то не вечер» часто исполняется этой группой на своих концертах . [ 12 ] Советская и российская поп-рок- группа «Рок –Острова» также на своих концертах исполняют эту русскую народную песню.
Эта песня звучала даже в новой концертной программе репертуара «Геликон-Оперы» в марте 2009 года в исполнении солиста Петра Морозова. «Геликон-Опера» - это Московский музыкальный театр в Москве, созданный в 1990 году. [ 10 ]
В проекте «Призрак оперы» песню «Ой, то не вечер..» исполнила Тамара Гвердцители. "Настоящая казачка! Браво! Краски голосовые и движения души настолько точны по намерениям", - похвалила Любовь Казарновская, а также за прекрасное piano в начале произведения. Зураб Соткилава отметил стройное звучание группы поддержки .
"Не знаю, какая русская может спеть так особенно. Страстность и нежность!". "Я выбрала казацкую песню, так эта музыка близка Кавказу, близка мне, в ней есть внутренняя дрожь", - заметила Тамара.
В процессе своей работы я поняла, что эта песня до того известна и любима, что ее поют МНОГИЕ современные исполнители, причем ВСЕ пытаются петь ее душевно!!! Такая это песня! Никто не пытается в этой песне "показать себя"! В ходе исследования нами было установлено , что она в репертуаре почти 100 исполнителей! (приложение 5)
И ещё один очень интересный факт- песню «Ой, то не вечер…» русский боксёр Фёдор Емельяненко считает своим гимном и часто выходит на ринг под эту песню.
На одной из пресс-конференций в июне 2011 года репортёры поговорили с Фёдором и о музыке. Один из журналистов предложил Федору сменить песню, под которую он выходит на ринг. В казачьей песне «Ой, да не вечер..» не представившийся репортер услышал настроение обреченности, а Федор под нее идет «как будто на заклание». Но боксёр ответил:
— Мне нравится эта песня, я люблю ее. Как и многие русские народные, казачьи песни, я постоянно их слушаю.
Вообще, люблю песни со смыслом. И иду я не на заклание, а иду биться за честь России и, прежде всего, настраиваюсь на победу, - сказал Федор.
У многих исполнителей казачьих песен есть такие, которые отражают службу рядовых казаков, урядников, хорунжий, где перед нами предстаёт собирательный образ, насыщенный лиризмом. Герои таких песен чаще всего гибнут в бою, их смертью куплена победа, о них вспоминают казаки, возвращающиеся из похода, их хоронят на чужой стороне. Постоянное соприкосновение с опасностью и смертью заставляет казаков задумываться о своей дальнейшей судьбе.
И нельзя не отметить исполнение этой песни разными казачьими группами и ансамблями. Её исполняют:
- Кубанский Казачий хор
- Ансамбль «Казачий круг»
- Группа «Забайкалье»
- Группа «Казаки»
-Забайкальский казачий хор
-Ансамбль песни и пляски «Забайкальские казаки» ?
-Группа «Казачья воля»
-Ансамбль казачьей песни «Сакма»
-Государственный казачий ансамбль песни и пляски «Казачий курень»
-Народный Казачий ансамбль «Атаман» [ 14
Осенью 2012 года нашу страну посетили казаки из Посольской казачьей станицы города Сиднея (Австралия). Их предки в прошлом веке покинули Россию и обосновались в Австралии. Наши гости исполняли песни, которые увезли с собой когда-то на чужбину. И среди этих песен была и «Ой, то не вечер». (Приложение 6)
Заключение.
В ходе своей работы мы узнали, что через изучение истории казачьей песни можно познакомиться с некоторыми событиями из истории казачества.
Песню «Ой, то не вечер» поют не только народные советские и русские исполнители, но и группы разных музыкальных направлений, интернациональные группы, много разных интересных вариантов исполнения.
Мы думаем, песня сохранилась в веках благодаря тому что:
- русский народ связывает её с конкретной исторической личностью- Степаном Разиным, который любим народом и является народным героем,
-песня передаёт дух, величие русского народа,
- широта русской души передаётся через напевность и мелодичность песни
Мы гордимся тем , что принадлежим к народу , который способен создавать такие бессмертные песни! Песни, после исполнения которых, по словам одного из слушателей, «… не страшны ни пули, ни осколки, ни взрывы, мы разобьем любого врага, разорвем его в клочки…никто не сломит наш дух…
Приложение.
Ой, не вечoръ, то-ли не вечоръ.
Мне малымъ мало спалось,
Ой мне малымъ мало спалось
Во снѣ видѣлося:
Ой будто конь мой вороной
Разыгрался подо мной,
Ой разыгрался, расплясался,
Подъ удалымъ, добрымъ молодцомъ
Ой налетели вѣтры да буйны
Со восточной стороны,
Ой сорывали-то черну шапку
Съ моей буйной головы.
Ой отрывался лукь звончатый
Со могучало плеча;
Ой разыпались каленыя стрѣлы,
Какъ по матушкѣ сырой землѣ,
Ой да и кто бы мнѣ этотъ, да сонъ
Разгадалъ его бы онъ?»
Ой есаулушка былъ догадливый
Есаулъ тотъ сонъ все разуживалъ:
— «Степанушка ты нашъ, Тимофеѣевичъ
По прозванью Разниъ сынъ!
Сопадала у тебя съ головы черна шапка—
Пропадаетъ твоя буйна головушка;
Отрывался, ой-ли, лукъ звончатый—
То мнѣ, есаулушкѣ, ой-ли, быть повѣшену;
Ой, разсыпализь каленыя стрѣлыь—
То казаки наши, ой-ли, все празойнички
Они во побѣгъ пойдуть». [ 6 ]
- Ой, есаулушка был догадливый,
Есаул тот сон всё рассуживал,
Ой, есаулушка был догадливый,
Есаул тот сон всё рассуживал:
"Степанушка ты наш, Тимофеевич,
По прозванью Разин-сын!
Сопадала у тебя с головы чёрна шапка, –
Пропадёт твоя буйна головушка,
Сопадала у тебя с головы чёрна шапка, –
Пропадёт твоя буйна головушка;
Оторвался ой ли лук звончатый, –
Ой, то мне, есаулушке,
Ой ли, быть повешену,
Ой ли, быть повешену;
Ой, рассыпались калёные стрелы, –
То казаки наши,
Ой ли, все разбойнички,
Они во побег пойдут. [ 6 ]
Ой не вечор, то ли, не вечор
Мне малым-мало спалось,
Ой мне малым-мало спалось,
Во сне виделося,
Ой мне малым-мало спалось,
Во сне виделося:
Ой, будто конь мой вороной
Разыгрался подо мной,
Ой разыгрался, расплясался,
Под удалым добрым молодцом,
Ой, разыгрался, расплясался
Под удалым, добрым молодцом,
Ой, налетали ветры да буйны Со восточной стороны,
Ой, сорывали-то чёрну шапку
С моей буйной головы,
Ой, сорывали-то чёрну шапку
С моей буйной головы,
Ой, отрывался лук звончатый
Со могучего плеча;
Ой, рассыпались калёные стрелы
Как по матушке сырой земле,
Ой, рассыпались калёные стрелы
Как по матушке сырой земле,
Ой, да и кто бы мне этот да сон
Разгадал его бы он?".
Ой, есаулушка был догадливый,
Есаул тот сон всё рассуживал,
Ой, есаулушка был догадливый,
Есаул тот сон всё рассуживал:
„Степанушка ты наш, Тимофеевич,
По прозванью Разин-сын!
Сопадала у тебя с головы чёрна шапка, —
Пропадёт твоя буйна головушка,
Сопадала у тебя с. головы чёрна шапка, —
Пропадёт твоя буйна головушка;
Оторвался ой ли лук звончатый, —
Ой, То мне, есаулушке,
Ой ли, быть повешену,
Ой ли, быть повешену;
Ой, рассыпались калёные стрелы, —
То казаки наши,
Ой ли, все разбойнички,
Они во побег пойдут". [ 5 ]
4.Ой, то не вечер, то не вечер...
Мне малым-мало спалось,
Мне малым-мало спалось,
Ой, да во сне привиделось.
Мне малым-мало спалось,
Ой, да во сне привиделось.
Мне во сне привиделось,
Будто конь мой вороной
Разыгрался, разгулялся,
Разрезвился подо мной.
Разыгрался, разгулялся,
Ой, разрезвился подо мной.
Ой, налетели ветры злые
Да с восточной стороны.
И сорвали черну шапку
С моей буйной головы.
И сорвали черну шапку
С моей буйной головы.
А есаул догадлив был,
Он сумел сон мой разгадать:
'Ох, пропадет' - он говорил, -
Твоя буйна голова! '
'Ох, пропадет' - он говорил, -
Твоя буйна голова! ' [ 6 ]
22.Александр Панайотов
23.Леонид Газиханов
24. Наталья Тельшинская
25.Альберт Ассадулин
26. Николай Найдёнов
27.Сергей Руднев и Лев Глик
28.Влад Лобанов
29. Анна Широченко
30. Группа «Ариэль»
31. Евгений Головин
32. Ксения Герасимова
33. Зинаида Сазонова
34. Отец Андрей из церкви св. Николая
35. А. Рубцова
36. Ксения Грачёва
37. Александр Савин
38.Группа «Fresco»
39. Группа «АПМ»
40. Бывший хор мальчиков «Родник»
41.Ольга Левашёва
42.Александр Барыкин
43. Юлия Рябикова
44.Лёня Куцевало (тяжёлоатлет)
45. Максим Егоров
46. Квартет «Притча»
47. Екатерина Ямщикова
48. «Сибирские певчие» Новосибирск
49. Группа «Яхонт»
50.Марина Шевченко
51.Гузель Эсфирь Саттарова
52. Макс Кравченко
53.Mojo Life Band & Anna Berezhnaya
54. Марина Дубовец
55.Вис Виталис группа «SIXTYNINE» (Россия)
56. Ольга Безрукова
57. .Сергеева,Е. Silentium, Д.Фонвизин
58. Сергей Коржуков
59. Регина Кашалова
60.«Zuboroth» Белорусская группа
61. Оксана Глухова
62. Надежда Образцова
63.Kарельский фольклорный музыкальный ансамбль
64. Диана Арбенина
65.Лилия Батырханова и ансамбль "Дубрава"
66. Таня Острягина
67. Татьяна Слуцкая
68. Леонид Газиханов
69. Певица Amante
70. Александр Тимонин
71. Алексей рыбаков
72. Даш Михайлов
73. Марина Капуро и группа «Яблоко»
74. Сергей Пенкин
75. Ансамбль «Золотое кольцо»
76. Янка Дягилева
77. Диана гурцкая
78. Варвара
79. Ефросия
80. Светлана Зорина
81. И. Тальков
82.Е. Дятлов
83Владимир Хлынин
84.Николай Найдёнов
85.Анна Широченко
86.Хор им. Пятницкого
6)
Литература.
http://www.liveinternet.ru/community/frondam
5.http://a-pesni.org/kazaki/Kazaki.php
6. http://www.russkie-pesni.ru
7. http://aphorisms.su/pesni/russkie_pesni/l-o/oj_to_ne_vecher.htm
8.http://chords.seriyps.ru/short/bichevskaya-zhanna::kazachya-pritcha/
11. http://sibac.info/index.php « ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ В РОМАНЕ ПЕЛЕВИНА «ЧАПАЕВ И ПУСТОТА»12.http://ru.wikipedia.org/wiki/
14.http://ru.wikipedia.