История храма с.Большие Харлуши
Автор публикации: А. Соколов, ученик 4 класса
Управление образования администрации
Сосновского муниципального района
X районная конференция юных исследователей
«Первый доклад»
История храма села Большие Харлуши
(секция «Краеведение»)
Автор:
Соколов Артём,
МОУ «Кременкульская СОШ», 4 класс
Научный руководитель:
Колдаева Нина Ивановна,
учитель начальных классов
МОУ «Кременкульская СОШ»
2024
Оглавление
Введение………………………………………………………………………3
Глава1. История образования села…………………………………………..5
Глава2.Рождение, разрушение и восстановление храма……………………6
Глава3. Роль храма в жизни жителей села………………………………….13
Заключение……………………………………………………………………15
Список используемой литературы…………………………………………..16
Введение
С самого детства родители говорят нам, что наша страна — самая большая и сильная в мире. В школе на уроках мы с учителем читаем много стихотворений, посвященных России. Каждый россиянин должен, обязан гордиться своей Родиной. Я очень люблю свою малую Родину. И мне очень интересно знать историю своего села, обычаи, традиции и все что с ним связано. Небольшое поселение уже можно было считать селом, если в нем есть небольшая церквушка.
Актуальность: Почему мы выбрали эту тему? Храм - это наши духовные и исторические корни. На уроках изобразительного искусства, окружающего мира, ОРКСЭ мы знакомимся с особенностями храмового зодчества. Это важно знать каждому культурному человеку. Но у каждого храма есть еще и своя собственная история, свои особенности.
Цель:
- изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Большие Харлуши и показать историческую значимость храма в жизни села и людей.
Задачи:
-найти сведения о возникновении села Большие Харлуши и строительстве православного храма в селе; -изучить историю храма; -раскрыть значение храма в духовной и культурной жизни жителей;
Создавая свою исследовательскую работу, я использовал следующие методы: -теоретические - работа с материалами сети интернет , материалами архивов МУК «Сосновский музей», Объединенного государственного архива Челябинской области, районной газеты « Сосновская нива», газеты «Аргументы и факты» ; -эмпирические – наблюдение, интервьюирование
Гипотеза: если храм всегда являлся духовным, нравственным, социальным и культурным центром села, то судьба храма неразрывно связана с судьбой жителей села
Практическая значимость работы: материалы и выводы исследования могут использоваться на классных часах, во внеурочной деятельности, внеклассных мероприятиях, помогут в формировании и укреплении знаний истории своей малой родины, чувства патриотизма и любви к родному краю
Глава 1. История образования села
Деревня Большие Харлуши была основана на берегу реки Миасс середине XVIIIв. В архивных документах упоминается впервые в 1763 г. под названием Харлушево. Называется по фамилии первопоселенца Харлушева.
Старинное поселение, известное с XVIII в. в числе первых деревень, относящихся к ведомству Челябинской крепости. На старинных картах обозначалось при р. Миасс по левую сторону от почтового тракта из Челябинска в Екатеринбург, в 27 верстах от Челябинска
В 1866 г здесь имелась единоверческая церковь и раскольничий молитвенный дом; в 1900 г. работали 2 школы, 2 мельницы, 5 лавок. Была построена православная часовня. В 1926 г. открылся фельдшерский пункт и школа.
В XVIII- первой половине XIXв. относилось к приходу Свято- Троицкой церкви г.Челябинска, с 1861г. - к приходу Всехсвятской церкви пос. Кременкульского.
После Великой Отечественной войны в селе располагалось отделение совхоза «Митрофановский»
В настоящее время Большие Харлуши – это село Кременкульского сельского поселения Сосновского района Челябинской области.
Глава 2.Рождение, разрушение и восстановление храма
Впервые вопрос о строительстве храма в Харлушах обсуждался в 1843 г. Челябинский благочинный протоиерей Алексей Агров обратился в Челябинскую городскую думу с письмом: «Нужно мне иметь сведение по производимому мною следствию о построении единоверческой церкви Челябинского уезда в деревне Харлушевой, сколько в городе Челябе и уезде оного из раскольников купеческого и мещанского сословия присоединилось к единоверческой церкви, состоящей в Златоустовском заводе, или другим каким-либо единоверческим церквям?». Чем же приход в Харлушах отличался от обычного церковного прихода? У православных в Харлушах - часовня, а у старообрядцев - молитвенный дом.
Повсеместно стали появляться единоверческие церкви. Как правило, они строились там, где было плотное, массовое население старообрядцев. К этому времени назрело строительство церкви и открытие нового прихода: в Челябинске и округе появилось достаточно единоверцев (старообрядцев, признающих юрисдикцию Русской православной церкви), а действующие единоверческие храмы были далеко.
Поэтому и пишет протоиерей, чтобы церковь была востребована и в Челябинске (для челябинских старообрядцев), и для тех, кто живет в округе. В Харлушах также старообрядцев было достаточно много.
Единоверие – это способ объединения официальной русской православной церкви и старообрядчества. Предложено это было еще в конце 18 века, в сороковые годы 19 века. Инициатива объединения исходила от государства. То есть власти давали возможность старообрядцам («раскольникам») легализовать себя. Можно было сохранить основы своего вероисповедания, но посещать официальную русскую православную церковь. Крестить детей, заключать браки и отпевать усопших. Обряды у староверов теперь не должны были вестись скрыто.
Обсуждение, строительство храма, поиск клириков и открытие прихода затянулось почти на два десятилетия.
Храм был заложен в 1863 г. священником Иваном Никольским и «тщанием войскового начальства Оренбургского казачьего войска на войсковой капитал». К концу 1864 г. строительные работы завершились, оставалось поставить иконостас и иконы. Однако еще несколько лет приход не открывался, а храм не освящался. Очевидно, было связано с тем, что не было подходящих кандидатур на места священника и дьячка. Священник Иван Никольский покинул приход в ноябре 1863 г. и с тех пор места священника и причетника оставались «праздными», пока в декабре 1869 г. настоятелем не был назначен о. Николай Гонибесов. Освящение единоверческой церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы состоялось 17 июля 1873 г.
Храм небольшой – гармоничное здание, стоящее на возвышении, с классической трехчастной продольно-осевой композицией. Объем храма представляет собой куб, перекрытый сводом, на который опирается световой барабан. Колокольня церкви – восьмерик на четверике – увенчана шатром. Декор фасадов скромен: все углы оформлены лопатками, из трапезной выходят одинаковые прямоугольные окна. На восточной стене апсиды – ложный оконный проем, по размерам подобный окнам на северном и южном фасадах. Световой барабан, венчающий объем храма, имеет четыре окна и завершается небольшой луковичной главой. Главный арочный вход обращен на запад, подчеркнут обрамляющим архивольтом и украшен двумя пилястрами. Такие же дверные проемы с северной и южной сторон здания. Восьмерик колокольни имеет четыре арки звона, ориентированные по сторонам света; их вытянутые пропорции зрительно увеличивали высоту колокольни. Арки украшены скромными архитектурными деталями. Пространство храма органично связано с апсидой тремя небольшими арками.
Причт прихода состоял из священника и псаломщика. Пожертвования были скудные, потому обеспечение клира легло на счет казны и войска. Это так же было причиной скромного благоустройства храма.
Священник и псаломщик жили в церковных домах, построенных на церковные средства в 1890 г., при них имелись необходимые хозяйственные постройки – сараи, каретник, хлев, конюшня, баня. При храме стояла небольшая деревянная сторожка с кладовой. В приходе действовало две казачьих школы – мужская и женская, содержавшиеся за счет поселкового общества.
На 1864 г. в приход Покровской церкви, кроме пос. Харлушевского, входило казачье единоверческое население еще 28 населенных пунктов, например, среди них был Челябинск, Троицк, а также окрестные поселки: Медиакский, Есаульский, Полетаевский, Бутаковский, Сухомесовский, Синеглазовский, Фотеевский, Шигаевский, Баландинский, Кременкульский и другие, всего 286 дворов и 1851 чел. Постепенно этот список к 1916 г. сократился до двух поселков – Харлушевского и Костылевского. Состав населения прихода был своеобразным – около 80 % старообрядцы, 20 % единоверцы. На 1916 г. в пос. Харлушевском было 202 двора: 48 – духовенство и единоверцы (собственно прихожане – 213 чел.), 156 – старообрядцы (817 чел.); в пос. Костылевском картина была примерно такой же: 19 дворов, из которых 4 – единоверцев (13 чел.), 15 – старообрядцев (82 чел.).
До революции 1917 года в церкви служили девять священников. Вот самые заметные из них. Усилиями настоятеля Ивана Никольского(1863-1864) церковь была возведена и украшена.
Николай Гонибесов служил в Харлушах в 1869-78 годы. Крещений и венчаний в те годы было много, да и сам батюшка Гонибесов хорошо запомнился прихожанам.
Дважды благословляли на служение настоятеля Ивана Васильевича Попова – в 1883-1889 и 1894-1903 годах.
Геннадий Васильевич Ионин (1878–1882), Дмитрий Алексеевич Владыкин (1890–1894), Гавриил Прохорович Чертыковцев (1904–1911).
Особенная судьба священника Федора Дмитриевича Суханова(1911–1919). В 1911 году в Большие Харлуши приехал образованный и энергичный 38-летний священник. За плечами Федора Дмитриевича было много не совсем типичных жизненных поворотов. Во-первых, происхождение – не из среды священников. Родился в Ставропольской губернии, где получил домашнее образование. С детства полюбил технику. Став старше, владел механической мастерской на юге Оренбургской губернии. В духовное сословие поступил только в 1906 году.
Федор Суханов служил в разных приходах Оренбургского казачьего войска Оренбургской епархии, пока не оказался в Челябинском уезде. Благодаря личным качествам ему был доверен сложный приход в Харлушах. В 1914 году священник ушел на первую мировую войну. В 1917 году Федор Суханов был демобилизован и вернулся в свой приход.
Священник Федор Суханов, подобно своим прихожанам, тоже до усталости трудился в поле. Как и полагалось, Оренбургское казачье войско предоставило ему дом и наделило землей – около 300 десятин. Предшественники Федора Дмитриевича сами не обрабатывали земельный участок, а сдавали его в аренду. У него же находились умение, силы и время возделывать эту землю. Ему помогали старшие дети – семья священника росла. В хозяйстве Сухановых было три лошади, две коровы, три теленка и новая молотилка.
Чтобы не простаивать из-за поломок в уборочную страду, батюшка организовал слесарно-кузнечную и токарную мастерские. Главной целью была починка земледельческих орудий. Через некоторое время при мастерских появилась новая техника. Такого в местных селах еще не было. Федор Суханов организовал для крестьян единый комплекс техники, который владельцы земли использовали по очереди.
Работу первого свободного кооператива оборвала война. В 1918 году в Челябинске вспыхнул чешский мятеж. Летом 1919 года наши деревни попали в эпицентр Челябинской наступательной операции Пятой армии РККА против войск Колчака. Когда война откатилась в Сибирь, чекисты занялись «подозрительными элементами». Наверное, влияние батюшки-пахаря на деревню сочли слишком опасным.
16 октября 1919 года Федора Дмитриевича арестовали. На допросах и в заявлениях священник не отрицал, что высказывался против красных, но также отмечал, что отказался служить у белых, хотя они предлагали. В этом документе он со всей искренностью пишет (это его обращение к чекистам), что он не за красных и не за белых.
Вряд ли на допросах были приняты во внимание слова священника, что красные и белые солдаты для него прежде всего люди. Это не могло попасть ни в какой протокол.
В минуты роковые всегда «кто не с нами, тот против нас». Его ждал жестокий приговор. Священника расстреляли.
Федор Дмитриевич Суханов реабилитирован в 1997 году за отсутствием состава преступления.
В 2023 году ему исполнилось бы 150 лет. Сегодня речь идет о канонизации священника как духовного лидера, много сделавшего для людей.
23 июня 1923 г. община верующих подала заявление о регистрации Покровской религиозной общины и передачи ей в пользование здания церкви: «Заявляя при сем, покорнейше прошу Челябинский отдел управления уисполкома зарегистрировать по принадлежности список учредителей членов общества верующих религиозного культа и список выборных ответственных лиц того же общества Покровской церкви поселка Харлуши Долгодеревенской станицы».
В 1931 г. Покровская церковь была закрыта.
В последующем здание использовалось под мастерскую, кузницу, склад, затем пришло в запустение, долгое время было бесхозным, что привело к разрушению и значительным утратам кровли, перекрытий, пола, штукатурки, оконных и дверных проемов.
Восстановление церкви началось уже в XXI в. В ноябре 2002 г. священник Алексей Егоров был определен настоятелем храма, строящегося в пос. Кременкуль, также ему было поручено заняться восстановлением церкви в пос. Большие Харлуши. Возрождение стало возможно благодаря участию благотворителей: В. П. Рыльских, В. Я. Гроо, В. Н. Барманова, В. П. Ковалёва и В. Я. Бооса. Проект реставрации был подготовлен В. П. Ковалёвым и В. Д. Оленьковым. Основные работы велись летом 2003 г. и к осени завершились: восстановлена кладка, сделаны крыша и потолок, вставлены окна, положен новый пол и поставлен временный иконостас, к концу года – установлены кресты, колокола, паникадило. Протоиерей Алексей Егоров вспоминает: «Первая полноценная литургия была отслужена на Покров в 2004 г. С этого времени в храме начались постоянные богослужения. До этого в нем служились только молебны и панихиды, а также совершалось Таинство Крещения».
В 2012–2021 гг. настоятелем прихода был священник Виктор Голубцов, стараниями которого велось благоустройство храма: поставлен новый иконостас, написаны иконы (блаженной Матроны Московской, святых Царственных Страстотерпцев, с острова Корфу привезена специально написанная для храма икона святителя Спиридона Тримифунтского), на средства жертвователей приобретен большой колокол – благовест, установлена современная система отопления, благоустроена территория вокруг, построена ограда. В эти годы была заведена традиция в праздник Покрова обходить крестным ходом все село.
С 2022 г. настоятелем служит иерей Иоанн Карабидович. Продолжаются работы по благоустройству храма. В 2023 году был проведен ремонт внутри храма. В храме всегда тепло и уютно. Территория вокруг церкви выложена плиткой, посажены кусты роз и туи. Прихожане помогают приводить территорию храма в порядок осенью и весной.
На территории храма возвели здание воскресной школы. В помещении воскресной школы есть рабочие столы и стулья , мультимедийное оборудование, телевизор.
В настоящее время храм Покрова Божией Матери (Покровский храм) признан историко-культурным наследием, является памятником архитектуры XIX века и принят на госохрану.
Глава 3. Роль храма в жизни жителей села
Моя семья мама, папа, я – православная. По субботам и воскресеньям, когда выдается возможность, мы ходим в храм на богослужения. Когда я стою на службе, невольно наблюдаю за прихожанами, как они почтительно относятся к святыням храма, как уважительно относятся друг к другу. В храме всегда тихо, никто громко не разговаривает.
Одним из главных для нашего села церковных праздников является престольный праздник, который отмечают 14 октября, День Покрова Пресвятой Богородицы . Престольный праздник – это память святого или того события, которому посвящен сам храм. То есть, если храм (его престол) освящен в честь святого, то в тот день, когда по церковному календарю припадает святой, служится торжественное богослужение.
14 октября 2023 года, в День Покрова Пресвятой Богородицы, наше село отмечало 160-летие со дня основания храма. Было очень широкое празднование. Съехались люди почти со всех уголков Сосновского района, г.Челябинска. Сначала было торжественное богослужение. Потом прихожане и гости собрались на прихрамовой территории, где были организованы различные конкурсы для прихожан и гостей: « Самый вкусный пирог», «Самое вкусное угощение», лучшая поделка. Все конкурсы были связаны с дарами осени. Ребята нашего класса стали участниками конкурса поделок и получили грамоту. Также был организован концерт с известными коллективами и исполнителями.
Здесь предоставлялось слово для поздравления прихожанам и гостям. Один из прихожан сказал такие слова: «В 90-е годы мы были детьми и видели разрушенное здание храма, заросшее высокой травой. У стен ходил скот. Наши родители очень ждали и надеялись, что храм восстановят. И вот спустя столько лет мы увидели замечательный работающий храм, чему очень рады».
Храм посещают не только жители нашего села, но и жители других поселков и деревень. В храме проходят постоянные богослужения, совершаются Таинства. Взрослые люди, желающие узнать о православии, могут приходить на беседы, которые батюшка проводит каждую неделю.
Один раз в неделю проводит занятия учитель математики, помогает ребятам подтянуть знания. Также проводит беседы и консультации психолог. Один раз в месяц проводится такое мероприятие «Киноклуб» - это просмотр фильма с последующей беседой по впечатлениям.
Устраиваются книжные выставки, где могут найти полезные книги как взрослые так и дети.
Заключение
На основании проведенного исследования мы сделали следующие выводы:
-на протяжении всего своего существования храм действительно является духовным, нравственным, социальным и культурным центром села – при храме в разное время есть школа, своего рода библиотека, в настоящее время Воскресная школа; храм –духовный щит общества, он всегда имеет миротворческую, объединительную миссию и является одним из источников культурного, образовательного роста;
-изучая исторические факты жизни основателей храма, священников, тех, кто восстанавливал разрушенный храм, мы видим связь времен, преемственность поколений, ощущаем причастность к историческим событиям;
- история нашего храма – это история родного края, а знание истории родного края помогает понять историю своей страны, крепче любить родную землю;
-без прошлого нет будущего;
-уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков- одна из нравственных характеристик человека, она позволяет ощущать себя наследниками прошлого и сознавать свою ответственность перед будущим;
Список используемой литературы
1.Антипин Н.А. Церковь в честь покрова Пресвятой Богородицы в д. Большие Харлуши Сосновского района (150 лет со дня освящения) // Календарь знаменательных и памятных дет Челябинская область, 2023 / сост. Э. А. Арсламбаева, И. Н. Пережогина. Челябинск: Абрис, 2022. С. 236–244.
2. Виктория Сорокина Дело №14595// газета Аргументы и факты №42,2019 с.4
3.Духовенство и церковные деятели Оренбургской епархии по публикациям «Оренбургских епархиальных ведомостей» 1912—1917 гг. : справ. изд. / сост. А. Г. Щегольков. — Челябинск, 2012.
Т. 1. С. 187: о священнике Д. А. Владыкине.
Т. 2. С. 44: о священнике Г. В. Ионине.
Т. 4. С. 148: о священнике Ф. Д. Суханове.
4.Материалы конференции «Сохранение народной культуры» сентябрь 2022(записала Ирина Русакова)- предоставленыМКУ «Сосновский музей»
5.Оленьков В. Д., Конышева Е. В. Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы // Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарев. — Челябинск, 2008. — Т. 1. — С. 106.
6.Поздеев В. В. Большие Харлуши // Челябинская область: энциклопедия / гл. ред. К. Н. Бочкарев. — Челябинск, 2008. — Т. 1. — С. 468.
7.«Православные храмы Челябинской области», Челябинск, 2008
https://sobory.ru/article/?object=36578
https://sosnovnovosti.ru/82367-v-sosnovskom-rajone-dobavilos-dva-obekta-kulturnogo-naslediya/