Внеклассное мероприятие в 4–5 классе на тему «История одного храма»

1
0
Материал опубликован 10 November 2018

Баталенкова Л.М. История одного храма.


 

Все свои помыслы и представления о высшей
красоте, любви и добре связывали наши предки с образом
Храма – воплощением Царства Божия на Земле.
Л.А. Рапацкая

Тема: «История одного храма»

Цель:

вызвать интерес к знакомству с храмами как с духовными святынями Отечества и культурного наследия в целом;

формировать доброе отношение друг к другу, сострадание,  желание помогать нуждающимся.

Задачи:

воспитывать духовно-нравственные чувства,  раскрывая значение храма в жизни человека, как действия любви, добра, человечности, единения.

воспитать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию русского народа;

развивать мотивацию к изучению православной культуры.

Ход занятия:

Педагог: Здравствуйте дорогие ребята. Мы начинаем наше мероприятие, посвященное истории Российских храмов (звучит песня «Ромашковая Россия» (см.приложение №1), на фоне песни звучит стихотворение «За ясные зори» в исполнении заранее подготовленного учащегося).

                                          За ясные зори, умытые росами,

                                          За русое поле с колоссами рослыми,

                                          За реки разливные  в пламени синем,

                                          Тебя по-славянски назвали Россия.

                                          Россия… Россия…Раздолье…Равнины…,

                                          Березы босые, седые седины.

                                          Все дорого с детства,

                                          Все памятно с детства,

                                          И все же не можешь никак наглядеться.

Педагог: Велика, красива и богата наша страна. Каждый человек, живущий на земле, с детства впитывает в себя любовь к своему народу и стране, к своей земле и ее истории. А олицетворяют родную землю ее символы. О каких символах России мы уже говорили?

Ответы детей:

                                    -о гимне,

                                    -о гербе,

                                    -о флаге,

                                    -о березке.

Педагог: Сегодня наш разговор пойдет еще об одном символе России, о символе духовности и нравственности русского народа – о Храмах России.

(звучит песня «Купола России» (см.приложение №2), на фоне песни читается стихотворение «С чего начинается Родина?» в исполнении заранее подготовленного учащегося)

С чего начинается Родина?

С церквушки над тихой рекой,

Со Спасова древнего образа,

С горящей свечи восковой.

 

А может она начинается

С молитвы прабабки моей,

С нательного детского крестика,

С причастья у Царских Дверей…

 

С чего начинается Родина?

С часовни у Красных ворот,

С Заступницы Матушки Иверской,

К которой стремится народ?

 

С чего же она начинается?

С признания в детских грехах;

Отчизна моя отражается

В священника добрых глазах.

 

С чего начинается Родина?

С церквушки над тихой рекой,

Со спаса древнего образа,

С горящей свечи восковой.

 

                                      (Протоиерей Артемий Владимиров.)

Педагог: Когда мы идём с вами по улице, то обычно не обращаем внимания на то, какие дома стоят у нас на улицах. Проходя мимо них, мы даже их не замечаем. Но церкви не заметить невозможно – они сразу привлекают взор своей красотой и великолепием! Эти неповторимые, поднимающиеся над землей, словно свечи и вместе с тем родные каждому русскому человеку сооружения, были всегда самым главным спутником русского народа.

Педагог: Скажите ребята, а что для вас значит слово храм?

Ответы детей…..

Педагог: Обобщая все ваши ответы, мы видим, что это место Святое, Чистое, Доброе.

Педагог: Ребята, а кто знает, с какого времени появились храмы на Руси?

( Строительство первых храмов на Руси появилось с приходом на Русь христианства).

Ответы детей…..

Педагог: После крещения Руси и принятия Русью православия, т.е. с 988года начался процесс активного храмового строительства. Древнерусские мастера постоянно искали и находили особенные черты своих храмов. Так постепенно формировался русский стиль христианской архитектуры.

С тех пор пронеслось много лет и заблестело над Россией удивительное количество величественных куполов православных храмов, соборов, церквей и монастырей.

Педагог: Архитектура и украшения храмов необычны и поэтому не похожи один на другой (см.приложение №3). Строили храмы всем миром. С любовью. А почему, как вы думаете?

Ответы детей…..

Педагог: А, правда, когда кого-то любишь, готов отдать всё самое лучшее. Вот поэтому, любя Бога, люди строили такие великолепные храмы. Увидишь храм и залюбуешься, и радость наполняет душу.

Педагог: Никого не заставляют православные священники приходить на церковные службы в храмы. А если люди идут туда, то не получают за это ни поощрений, ни грамот… Но почему-то люди идут в храм…Что же влечет человека туда?

Ответы детей…..

Педагог: Из всего сказанного следует, что люди идут туда, чтобы найти  и укрепить свою Веру и Любовь к Богу и получить Надежду.

Педагог: Православные храмы посвящаются Богу в память о том или ином событии из жизни Христа Спасителя, Святой Троицы, Рождества, Богородицы и пр.

Педагог: Просматривая слайды этих неповторимых храмов, конечно же, хочется остановиться на самом родном и близком нам, который стоит в окружении величественных деревьев на высоком холме в г.Дорогобуже.

Мы предлагаем вашему вниманию рассказ о том, что мы узнали о нашем храме.

1 учащийся (старшие классы): В Дорогобуже на левобережье Днепра, восточнее городского крепостного вала, находится возвышенность, которая в прошлом называлась горожанами Дмитровским валом. В наше время этот вал чаще называют больничной горкой, так как здесь до недавнего времени располагалась городская больница.

История Дмитровского вала уходит в глубь веков, он был заселен уже в древности, во время возникновения самого города Дорогобужа.

Дмитровский вал представляет собой одну из господствующих высот города и идеально подходит для строительства церкви. Поэтому логично предположить, что уже в 12-13 веках здесь находилась церковь, по крайней мере, деревянная. Так как первое упоминание о нахождении в этом месте Дмитровского храма относится еще к 16 веку, т.е. оно достаточно древнее, высока вероятность, что первоначальный храм 12-13 вв. на Дмитровском валу также носил имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского.

2 учащийся (старшие классы): В начале 18 века на месте ветхой деревянной Дмитровской церкви строится первая в городе каменная церковь (если не считать предполагаемого домонгольского храма на крепостном валу), которая получила наименование Духовской.

Итак, 16 апреля 1703 г. митрополитом Смоленским и Дорогобужским Сильвестром Черницким выдана «благословенная грамота» на построение нового каменного храма. В грамоте сказано: «Церковь Великомученика Дмитрия Солунского деревянная ветхая и служить в ней нельзя, а служат в церкви Рождества Пресвятой Богородицы…» Грамота выдана вследствие просьбы прихожан церквей Дмитрия Солунского и Рождества Пресвятой Богородицы. Прихожане просили разрешения у митрополита «на том месте построить вновь церковь каменную, во имя Сошествия Святого Духа, да придел Великомученика Дмитрия Солунского». Строилась церковь на деньги дорогобужских посадских людей Петра Кондратьева и Демида Иванова.

В описании Духовской церкви 1774 г. сказано: «… Оная церковь стоит на прекрасном, ровном, высоком месте.… При ней устроены: каменная колокольня и деревянная ограда…»

В 1774 году у Духовской церкви был самый большой причт среди городских церквей – 10 человек: 3 священника, 1 диакон, и 6 причетников.

В 1799 г. по просьбе священнослужителей и прихожан Духовской церкви Преосвященным Дмитрием дана храмозданная грамота, разрешающая устройство придела во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Таким образов, в Духовской церкви стало три престола: главный – холодный, во имя Сошествия Святого Духа, и в теплых приделах – в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя Святого Великомученика Дмитрия Солунского.

3 учащийся (старшие классы): В 1812 г., во время наполеоновского нашествия, город Дорогобуж был захвачен французами и подвергся разорению. В результате многочисленных пожаров две трети города выгорело. Неприятелем были осквернены дорогобужские церкви, многие из них сильно пострадали. Духовская церковь пострадала меньше других храмов. Богослужение в ней продолжалось в течение 1812 г. Совершалось оно священником Александром Юденичем, которому был дан особый ярлык от французов, разрешающий проводить службу в своей церкви и гарантирующий его безопасность. Запрещено было только звонить в колокола, а вместо них была дана чугунная доска, в которую стучали перед службой. По какой причине французы были расположены к отцу Александру, неизвестно. Все ценное имущество Духовской церкви на время пребывания неприятия в городе было скрыто под полом церкви, в подвале.

Никитин В.А. в своем очерке «Описание города Дорогобужа» приводит подробное описание особо чтимых икон и древних богослужебных книг Духовской церкви. Исторические сведения для этого описания он взял из «Летописи Духовской церкви, составленной ее причтом», которая хранилась в храме. Из его рассказа следует, что внутри церковь довольно красива и не бедна, так что на иконах ее много ценных риз и ризница не из бедных.

Из древних икон в Духовской церкви заслуживает особенного внимания резной образ (в виде католической «фигуры») Николая Чудотворца. Вышина этого образа 2 аршина 9 вершков. Он очень древний, как письменно свидетельствует старожилы, но когда именно он был перенесен в Духовскую церковь, неизвестно, хотя предполагают, что это было при самом основании этого храма, в 1711 году, причем образ взят был из существовавших раньше церквей – Дмитриевской или Рождественской. В 1859 году на этом образе была сделана серебряная риза чеканной работы, весом около пуда. Образ считается чудотворным, и известны следующие случаи исцеления от этого образа: в 1856 году 28 января вследствие просьбы помещицы Цявловской, жившей в сельце Хотунь Духовщинского уезда, и с разрешения Преосвященного Тимофея, образ Святителя Николая был перенесен на некоторое время в дом Цявловской, которая была неизлечимо больна общим расслаблением тела и во сне видела резной образ Николая Чудотворца, приказывающего ей попросить у него помощи. После этого сна Цявловская порешила непременно съездить в Дорогобуж и поклониться этому образу, но образ снова явился во сне и сказал, «чтобы она сделала это в своем доме», вследствие чего Цявловская просила разрешения у Владыки «понять» эту икону. При внесении образа в дом, Цявловская почувствовала себя значительно лучше, а во время служения всенощной могла уже немного стоять. Вскоре же Цявловская совершенно выздоровела и ежегодно, в день исцеления своего, пешком проходила за 40 верст в Духовскую церковь для поклонения образу Святителя Николая. Очевидцем такого происшествия был священник Михаил Волочков, которым и было оно записано.

2 учащийся (старшие классы): Другой случай чудесного исцеления от этой иконы был 1862 году. Жившая в Дорогобуже дворянка Савицкая просила Преосвященного Антония дозволить ей взять в дом образ Николая Угодника, вследствие болезни – помешательства своей семнадцатилетней дочери. Преосвященный позволил, и во время Всенощной в доме Савицкой дочь ее сначала пришла в беспамятство, а затем к концу службы постепенно пришла в полное сознание и начала со слезами молиться и целовать икону, а после этого ее помешательство совершенно прошло. Очевидцем такого происшествия был священник Семеон Волочков, со слов которого оно и было записано в церковной летописи.

3 учащийся (старшие классы): Кроме этого чудотворного образа, в Духовской церкви есть еще замечательная старинная большая икона Иерусалимской Божьей Матери, древней византийской живописи, считающаяся тоже чудотворной. В складках покрывала Божьей Матери есть какая-то надпись, но неизвестно, на каком языке она сделана, а поэтому нельзя никак разобрать, хотя об этом и старались некоторые специалисты. Вышина икона – 2 аршина 13 вершков, а ширина – 2 аршина 5 вершков. Икона вся открыта, т.е. без ризы, и только по краям обложена серебром. В Духовскую церковь она была пожертвована дорогобужским купцом Андреем Прудниковым, который привез эту икону из Архангельска, причем от Москвы до Дорогобужа она была принесена на руках 28 января 1749 или 1750 года. День этот и до сих пор празднуется с торжеством в Духовской церкви. Из остальных икон в Духовской церкви известны своею древностью: образ Нерукотворного Спаса, Пожертвованный еще в 1717 году; икона Смоленской Божьей Матери, пожертвованная в 1719 году, и небольшая икона Иерусалимской Божьей Матери, пожертвованная в 1723 году. Три последние иконы также очень чтутся народом.

Из находящихся при церкви богослужебных книг замечательны своею древностью: месячная минея за июль месяц, изданная при царе Михаиле Федоровиче и отце его Патриархе Филарете в 1629 году; октоих 1699 года; служебник, изданный в 1758 году, и другой – изданный в 1780 году. Евангелие в этой церкви издано еще в 1703 году, а пожертвовано в 1711 году «смоленской шляхтянкой вдовой Анной, женой Петрова сына Чижа, по обещанию своему, ради спасения дочери своей и на поминовение родителей», как значится в надписи на Евангелии».

1 учащийся (старшие классы): Возле храмов часто строили высокие и стройные колокольни, звонницы. В дни праздников колокольный звон наполнял всё пространство и  отзывался радостью в сердцах православных людей. По призыву колокола народ спешит на церковную службу.

2  учащийся (старшие классы): В 1930-е годы церковь была закрыта и использовалась как склад для зерна, а затем для больничных нужд. В это же время была разобрана колокольня. Во время Великой Отечественной была разрушена верхняя часть церкви. В послевоенное время два уцелевших придела приспособили под родильный дом, позднее здесь находилось неврологическое отделение. Здания церкви были заброшены в 1990-е годы.

3 учащийся (старшие классы): Осенью 1998 года высокопреосвященнейщий Кирилл, Митрополит Смоленский и Калининградский, освятил восстановленный в Свято – Духовском храме придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Осенью этого года освящен придел в честь св. великомученика Дмитрия Солунского (церковное празднование его памяти – 8 ноября).

На это торжество, имеющее огромное значение для всех православных христиан Дорогобужского района приехали и прихожане. Они стали свидетелями события, которое, несомненно, займет свою страницу в истории восстановления одного из святых мест нашей земли.

Педагог: В 2012 году Свято-Димитровский женский монастырь получил обновку - отреставрированная ранее колокольня Свято-Духовского храма была электрифицирована и на нее установили электромеханическую звонарную машину. Руководствуясь введенной в нее программой, машина в нужной последовательности натягивает языки церковных колоколов, распространяя тем самым колокольный звон над городом. Звонарная машина призвана заменить собою звонарей. Теперь звон, извлеченный электромеханикой, можно слушать по субботам и воскресеньям, а также в дни церковных праздников.

Это история храма в истории нашей малой родины.

Список литературы.

М. Грибанова // Край Дорогобужский. - №36. – 15 сентября. – 2011 №47. – 1 декабря. – 2011.

Р. Константинов // Смоленск Православный. - №10 – октябрь. – 2011.

В.А. Прохоров. Ю.Н. Шорин. Дорогобужская старина. :Смоленск: Смядынь, 2011.

А. Пономарев Неюбилейные размышления. Сборник очерков. :Смоленск: Смоленская областная типография, 2000.

http://xramuspenie.church.ua

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.