Исследовательская работа «История казачества Луганщины»
Автор публикации: М. Мирошниченко, ученица 7Б класса
исследовательская работа на тему:
«История казачества Луганщины»
Выполнила:
учащаяся 7-Б класса
Мирошниченко Маргарита
Руководитель:
учитель истории,
обществознания и права
Заика Н.Н.
Луганск 2019
План
Введение…………………………………………………………………………3
История заселения нашего края…………………………………………5
Малороссийское казачество на землях Луганщины……………………8
Донское казачество на царской службе в нашем крае…………………14
Заключение……………………………………………………………………..20
Литература………………………………………………………………………21
Введение
Человек не может жить полноценно на земле исторически пустынной. Малая родина - это место, где человек родился и вырос, она имеет для каждого из нас огромное значение. Это земля отцов и дедов, по которой сделаны первые шаги, где сказаны первые слова, которая навсегда останется порогом, от которого идет счет всех понятий, открытий и добрых дел. Познание истории родного края, города, района, посёлка даёт возможность понять, кто мы есть, кто наши предки, что они нам завещали, лучше оценить прошлое, понять настоящее, заглянуть в будущее, помочь духовному возрождению народа.
Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. В большой стране у каждого человека есть маленький уголок – деревня, улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
Казачество! Именно оно внесло огромный вклад в создание обширной и могучей России, защищало ее в боях, охраняло ее границы. Что же такое казачество? Есть казаки донские, запорожские, кубанские, терские, яицкие, уральские, оренбургские – но и на противоположном краю континента живут казаки: забайкальские, амурские, уссурийские. Была великолепная казачья конница – но были и пластуны – разведчики и пехотинцы, были казаки – моряки, были казаки – землепроходцы, преодолевавшие и осваивающие огромные пространства тайги и ледяных пустынь. Были удальцы – станичники, с молоком матери впитавшие боевой дух и воинское искусство, но была, и Запорожская Сечь, куда приходил любой желающий. Были служилые и городовые казаки, набиравшиеся царской администрацией из людей разного звания. Однако все эти категории, не смотря ни на какие различия, признавали друг друга казаками и все они составляли единое явление, имя которому – казачество. То есть казачье сословие существует на правах этноса и различается только местом проживания и характерных этому месту особенностей.
История казачества Донбасса интересна и разнообразна. Считают, что она начинает свой отсчет от первых казаков Войска Запорожского, их зимовок и от первых станиц и хуторов Всевеликого войска Донского, но начиналась она задолго до этого.
Донбасс является уникальной, единственной, в своем роде, территорией, где на своей исторической земле компактно жило и живет сословное казачество, состоявшее из двух его основных ветвей – Запорожской и Донской. Так же было на этих землях Азовское (Приазовское) казачество, которое впоследствии вошло в состав Войска Донского. Но казачья история Донбасса древнее и Запорожской Сечи и Войска Донского. Она простирается в глубину веков и, возможно, территория Донбасса является предтечей казачества на Украине и в России.
Практическая направленность такой исследовательской работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы на уроках истории Отечества, во внеклассной работе. Они помогают в воспитании высоких нравственных качеств личности, патриотический чувств, гражданской позиции.
Во время работы над исследовательским проектом применялись: метод лингвистического описания, анализ изученных материалов, сравнительный метод, синтез как самостоятельная часть исследования.
Предметом исследования является изучение истории заселения казаками нашего края.
Целью моей работы является изучение истории Луганщины в 15-19 вв.
Задачи моей исследовательской работы :
* Во-первых, изучение процесса заселение Луганского края казаками.
* Во-вторых, исследование особенностей жизни Малороссийского казачества на
Луганщине.
*И в-третьих, рассмотрение истории жизни, службы и быта Донского казачества
в наших степях.
Основными источниками при работе стали: « История станицы Луганской с конца XVII в. – до 1918 г.» Сизенко А.Г., «Краткий очерк по истории казачества Донбасса», «История Луганского края». Также использовался материал интернет-источников(представленный далее в списке литературы).
История заселения края
Заселение нашего края началось около 100 тысяч лет назад. Найденные на территории области орудия труда охотников на мамонтов, изготовленные из кремния, свидетельствуют о пребывании здесь человека уже в период раннего палеолита. Они обнаружены в черте г.Луганска (Красный Яр), на территории Ст. Луганского, Славяносербского районов.[1,39 ]
В I и II в.н.э. донецкие приазовские степи заселяют славянские племена. Донбасс – это территория, находящаяся на оживленных путях, где происходило перемещение народов с Востока на Запад и обратно. Еще во времена «Великого переселения народов» (II-YI века) Евразийские степи были «торной дорогой» по которой, громя друг друга, проходили новые народы. А покрытые зарослями долины рек, острова, плавни, болота являлись естественным укрытием, где имелась возможность спрятаться побежденным. Выжить в таких условиях могли только самые сильные, выносливые и вольнолюбивые, не желающие покориться победителям. Из осколков различных племен произрастают древнейшие корни казачества.
На этой земле кипели вечные войны за право оседлой жизни, поэтому край приобретал признаки «Дикого поля». После скифов и сарматов здесь жили хазары, печенеги, половцы (черные клобуки), по донецким степям кочевали племена аланов, гуннов, булгар, торков. В YIII-IX веках земли на которых находится Донбасс персидскими хроникерами назывались Земля Касак или Кайсак (Персидская география Гудуд ал Алэм отметила Землю Касак между Азовским морем и Кубанью) и входили в земли Хазарского каганата. Князь Святослав завоевывает их в 965 году и впоследствии они входят в состав Тмутараканьского княжества.
В период расцвета Киевской Руси территория Луганщины граничила с землями кочевых племен, частые набеги которых не способствовали заселению этой территории, поэтому она была немноголюдной. В это время в донецких степях (их русичи издревле называли Полем) проживают берендеи (многие их считают прямыми предками казаков). Монголы забрали берендеев к себе на службу в качестве легкой конницы, и они уже тогда назывались касаками, что означало – вольный человек (ас – вольный). Так же появляется название черкас (чер – голова) –вольные головы. С берендеями смешалось русскоязычное население – бродники, они селились возле переправ, волоков, подрабатывая в качестве проводников, лодочников и т. д., жили самостоятельно и независимо.
В XIII в. на русские земли вторглись татаро-монгольские орды, которые опустошали этот край. В 1223 году произошла битва на реке Калка. Одни историки считают, что это было на Кальмиусе. Другие – на реке Кальчик под Мариуполем. Но то, что это было в донецких степях неоспоримо. Русские князья выступили в поддержку половцев – врагов берендеев, а берендеи выступили на стороне монголов. Зато в дальнейшем казаки донецких степей имеют прямое отношение к изгнанию монголов из славянских земель.
Монголо-татарское иго задержало экономическое и культурное развитие этого края, привело к запустению и обезлюдению степей между Днепром и Доном. Огромная, почти незаселенная территория получила историческое название «Дикое поле».
В 1480 году Большая Орда направила свои войска на Русь (после Куликовской битвы дань Орде Русью не выплачивалась). После Великого стояния на реке Угре (военные действия между ханом Большой Орды Ахматом и Великим князем московским Иваном III) монголы подались на Северский Донец, где их разгромили ногайцы, в их составе с ордынцами билось 16 тысяч православных казаков. Запорожской сечи и Войска Донского в то время еще не было.[1,58]
Название «Дикое поле» встречается на иностранных картах, напечатанных в первой половине XVII века (русские карты того времени «Старый чертеж» и «Большой чертеж поля» утрачены). Так обозначали южнорусские степи голландец И.Масса, издавший по данным русских «чертежей» карты России, и француз Г.Боплан, собравший ценные сведения по географии этой местности и составивший ее карту.
Дикое поле отделяло Русское государство от Крымского ханства. В него входила и южная часть донецкого края. Центральный и северный районы края относились к Дикому полю. Через него по трем дорогам – Кальмиусскому, Муравскому и Изюмскому шляхам – татары совершали грабительские походы на русские и украинские земли.
В конце XV – начале XVII вв. началось освоение Дикого поля украинскими и русскими крестьянами – беглецами. Рост крепостничества в XV — XVI веках в Росcийском и Польско-Литовском государствах привел к массовому бегству крестьян и посадских людей за пределы этих государств, главным образом на незанятые земли южной и юго-восточной окраин России и Малороссии, в основном по рекам Днепр, Дон, Яик и их притокам. Беглые русские и украинские люди устремлялись в степи с плодородным черноземом, обилием дичи, рыбы. Они обживали поросшие лесом речные долины и балки, осваивали нетронутые земли на юге, отражая татарские набеги.
Вслед за стихийными народным потоком шла военно-правительственная колонизация. Государство начинает создавать в южных степях сторожевую службу, укрепленные линии. В пограничные города селили служилых людей «по прибору» – казаков, стрельцов, пушкарей. Служилые люди «по прибору», вербовавшиеся из народа, являлись преобладающей боевой частью русского войска. Служилые люди «по отечеству», дворяне и дети боярские за несение «государевой службы получали поместья.
Постройка укрепленных городов с гарнизонами, организация сторожевой и станичной службы для защиты от татарских набегов, способствовала новому притоку переселенцев. В 70-х годах XVI века проведена значительная реорганизация пограничной службы: увеличилось количество служилых людей, сторожевых пунктов. Только в юго-восточной части края было создано семь таких пунктов в т.ч. сторожа Айдарская (1571).
В конце ХVI века сформировались две такие области, которые объединили казачество. Наибольшая область Запорожская Сечь, которая, в основном, состояла из этнических малороссов. Другая область — донские казаки, состоявшие из местного населения (потомки половцев, тюрков и др. кочевников), русских (известных тогда под названием “черкасы”), а также беглых крестьян из Московии. Донские казаки уже в 1570 г. называли себя “вольным казацтвом” и вместе с запорожскими совершали походы в Крымское ханство. Для предупреждения населения о вражеских набегах и подготовки войска казаками создавались стоянки, которые постепенно превращались в зимовники, слободы.
Источники, относящиеся к указанному периоду, не содержат упоминаний о существовании стационарных поселений. Достоверно известно, что казачьи становища (донцев, запорожцев, азовских, оскольских казаков) были временными. Это были так называемые юрты, что в XVI в. могло означать территориальную единицу, находящуюся в частной собственности как по официальному разрешению Москвы, так и по праву первой заимки. Лишь в первой половине XVII в. казачий городок и юрт — как территориально совпадавшие типы поселений — приобрели одинаковое административное значение. Действия казаков в XVI в. носили здесь временный, в какой-то степени случайный характер, что отнюдь не способствовало сколько-нибудь всестороннему освоению края. На данном этапе ни татары, ни казаки, имевшие сходный, хотя и вызванный разными причинами уклад, основанный на войне и разбое, в силу объективных условий не смогли надежно закрепиться в степи.
С начала XVII в. в целях более надежной защиты южных границ правители Московского царства начали сооружать хорошо укрепленные военные поселения и многокилометровые оборонительные линии на «заселенной черте». Началось строительство новых крепостей, укреплений и сторожевых пунктов. В 1637 г. был основан сторожевой пункт Осиновый острог (ныне с. Осиново) на р. Айдаре.
С конца 30-х годов XVII в. усилился приток переселенцев с Левобережной и Правобережной Украины на южную окраину Российского государства. Шли крестьяне, мещане, казаки, духовенство, мелкая православная шляхта. Переселенцы селились слободами (отсюда название «слобожане»). С севера прибывали беглые русские крестьяне. Так, на юге, в пограничье образовалась историческая область России, получившая название «Слободская Украина». Северная часть современной территории Луганской области (до реки Айдар) входила в ее состав. Здесь образовывались поселения, строились крепости. В междуречье Айдара и Белой возник Белолуцк. Ниже по Айдару украинские и русские крестьяне построили Закамянку (ныне Новопсков), Закотную, Ивановскую Луку (ныне Булавиновка).
II. Малороссийское казачество на Луганской земле
Прошлое Луганщины связано с двумя ветвями Малороссийского казачества — Войском Запорожским и Слободским казачеством. Южная часть нынешней Луганской области принадлежала к Кальмиусской паланке Войска Запорожского Низового, а северная — к Изюмскому и Острогожскому слободским казачьим полкам. Казаки не жили все на Сечи, но Сечь была столицей, а казацкие паланки были чем-то вроде областей, но территориально были обширней.Расположенные по татарскому пути, так называемой Кальмиусской сакме, земли нынешней Луганщины свыше двух столетий были полем боя запорожских, а позже слободских казаков с татарскими ордами.
Запорожская Сечь сыграла большую роль в заселении “Дикого поля”. Запорожские казаки для походов против Крыма и султанских владений выбирали два пути: или вниз по Днепру в море, или по Донецкому краю: шли вверх по Днепру до Самары (левый приток Днепра), входили в Волчьи воды (левый приток Самары), а затем, пройдя волоком до Кальмиуса или Миуса, спускались по этим рекам и входили в Азовское и Черное моря через Керченский пролив. О пребывании запорожцев на Самаре свидетельствует письмо крымского хана великому князю литовскому (1545 г.). В источниках 1552 г. запорожские казаки имели свои поселения на Кальмиусе и добирались для зимовки до Миуса из Северского Донца.К 1571 г. относится “Роспись донецким сторожам”, в которой отмечены пятая Святогорская сторожа (в районе современного Славяногорска Донецкой области), 6-я Бахмутовская сторожа (на месте современного г. Артемовска Донецкой области), 7-я Айдарская сторожа. Всего в 1571 г. по Северскому Донцу имелось уже 73 сторожи.[1, 74]
Ежегодно весной немало запорожцев шло сюда, присоединяясь к тем казакам, которые постоянно проживали здесь в зимовках и пограничных залогах. Они оставались основной вооруженной силой в Придонцовье, и московское правительство все чаще было вынуждено обращаться к их услугам. Так, 1559 году казаки во главе с гетьманом Дмитрием (Байдой) Вишневецким разгромили татар у Айдара. От 1641 по 1643 годы запорожской пограничной стражей возле Донца руководил казацкий предводитель Иван Богун. В 1650 году сюда, к реке Миус, приводил запорожское войско старший сын гетьмана Богдана Хмельницкого — Тимош.
Каменный Брод на реке Лугани — сейчас Каменнобродский район областного центра — древнее запорожское займище, старинная казацкая местность. Первые упоминания о поселении в этой местности датируются 1740 годом. Так, существовал зимовник казака Вергуна на реке Лугани (нынешнее село Вергунка , г. Луганск). К сожалению, не сохранило свое название поселение Макаров Яр — нынешнее село Пархоменко Краснодонского района. Эта местность с древних времен была любимым убежищем для запорожского казачества. 1738 здесь поселился зимовником отставной сечевик Макар Безродный. Вблизи этого села есть Скелеватый Яр и Тертышный Байрак. В 1690 и 1700 годах казаки этих зимовников поставляли в Бахмутскую крепость на продажу большое количество скота, зерна и других продуктов. Почему-то не сохранил свое название Черкасский брод — ныне это г. Зимогорье Славяносербского района, упоминается в 1645 году. Запорожцы Лисьего Байрака на Донце (сейчас город Лисичанск) еще в ХVII веке использовали каменный уголь для бытовых нужд и при ковке железа, однако годом основания Лисичанска считается 1710-й.
В 1696 — 1707 гг. запорожские казаки поселились на р. Лозовой (приток Лугани) в овраге Каменный и притоке Гриценков, где впоследствии путем объединения возникло с. Лозовая (1730 г.). В 1776 г. П. И. Миокович основал рядом поселение Павловка.В 1778 г. Лозовая и Павловка объединились, получив название Лозовая Павловка (ныне г. Брянка). Примерно в эти же годы запорожские казаки обжили байрак Тертышный и овраг Скалеватый в окрестностях современного с. Пархоменко.
А у нынешнего поселка Чернухино Перевальского района проходил казацкий путь из Сечи на Дон и Кагальник. В начале ХVII века запорожцы устроили там одну из своих главных попутных станций с большими запасами продовольствия, оружия и других припасов. Путешествующие казаки могли там отдохнуть и запастись продовольствием.
Землями Луганщины, по Донцу, проходил северный рубеж вольностей Войска Запорожского Низового. Севернее этого рубежа начиналось Дикое Поле — степной простор между Гетманщиной, Московией и Войском Донским. В засушливые годы татары шли в Дикое Поле на выпас лошадей. Границы Запорожских вольностей здесь защищали казаки Подгорненского и Суходольского пикетов (пограничных караулов), подавая знаки о нашествии крымцев через систему так называемых хвигур — башен, на вершине которых зажигались огни.С 1750 года войско запорожское подчинено было киевскому генерал-губернатору, с 1756 г. оно поставлено в зависимость от Cената.
С середины ХVIII века царская политика в отношении запорожских казаков была такая: последовательное стремление уравнять всё Запорожье, с его особыми правами и привилегиями, с остальным населением России.
С 1763 г. в Сечи был устроен Новосеченский ретранжемент с особым комендантом при нем, с видимою целью помогать запорожцам в борьбе с мусульманами, но с действительною целью удержать их от свободы и своеволия, “для исправнейшего произвождения тамошних дел и смотрения пропусков заграницу, а наипаче для смотрения за своевольными запорожцами, дабы их хотя некоторым образом воздержать и от времени до времени в порядок приводить”. Запорожцы это понимали и выражали свой протест иносказательной пословицей: “Засіла нам московська болячка в печінках”.
Екатерина Вторая начала свое царствование той же политикой в отношении запорожских казаков. Прежде всего она нашла нужным дать золотую медаль с собственным бюстом кошевому атаману и обязательством носить эту медаль на шее при исполнении им войсковых обязанностей. Затем предписала именным указом заказать для войска Запорожского новые клейноды, т. е. знаки — бунчук, булаву, пернач, знамя, литавры, печать и отправить их в Сечь. Она ограничила казаков в выборе старшин, воспретила сечевому начальству казнить самовольно преступников, установила строгую зависимость сечевой церкви от киевского митрополита, приказывала кошевым атаманам истреблять в запорожских степях гайдамаков, не пропускать через запорожские владения беспаспортных людей, установила пошлину на товары (вино, соль), запретила запорожцам вывозить серебряные монеты за границу их владений.
В 1752 — 1754 годах царская власть отдает земли по Северскому Донцу под новую структуру — войсковые поселения. Для этого были приглашены выходцы из Сербии и других балканских стран. Было создано 16 рот. Все они поселились в уже существовавших зимовниках, слободах и станицах. Кроме 5-й роты в Крымской яме (ныне п. Крымское).
В первой половине XVIIІ века переселенцы селились слободами, образовав на юго- востоке Украины историческую область — Слободскую Украину. В ее состав входила территория современной Луганской области (до р. Айдар) и северной части современной Донецкой области (до р. Бахмут).
В 1773 г. селение Макаров Яр получил сербский полковник Авраам Гаврилович Рашковский и оно стало называться “Рашковка”. В 1786 г. хозяином Рашковки стал помещик Божерадович и он переименовал поселение в Архангельское (24.12.1886 г. здесь родился А. Я. Пархоменко, в честь которого селение было переименовано в с. Пархоменко).
Старейшим пунктом пребывания запорожцев в крае является местность в районе современного с. Суходол Луганской области. В 1650 г. здесь на берегах Северского Донца и Луганчика, стояли запорожские пикеты.В землянках и зимовниках проживало 200 казаков, в чьи задачи входило наблюдение за перемещениями в степи донского казачества и татар.
Земли к западу от реки Лугани в XVII веке принадлежали Войску Запорожском. Закономерен вопрос: что привлекало запорожцев в этом в этом удаленном от Сечи крае, менее изобильном природными ресурсами, но более уязвимом для татарских набегов?
Прежде всего, Приазовье было важным для сечевиков своим географическим расположением. Бывало, что запорожцам, возвращавшимся из набега на Турцию, вражеский флот преграждал проход в Днепр. Тогда казацкие чайки устремлялись в Азовское море, где прибрежное мелководье препятствовало прохождению Турецких кораблей. Избавившись таким образом от погони, запорожцы поднимались вверх по Кальмиусу, потом волоком перетягивали свои челны к реке Волчьей, а затем через реку Самару по Днепру возвращались в Сечь.
Пикеты-пограничные разъезды казацких отрядов, расположенные в Подонцовье, держали под наблюдением один из самых опасных для запорожцев участков Дикого поля.
В 1650 году на Северском Донце и реке Луганчик они устраивают Суходольский пикет, который по наказу кошевого атамана должен был следить за перемещениями крымских татар и донских казаков. В пикете постоянно находилось около 200 запорожцев. В 1660 году часть Суходольского пикета расселилась в окрестностях байрака Тертишного и оврага Скелеватого. Здесь, над Северским Донцом, возвышался курган, где стоял сторожевой пункт пикета-«калавурня», окруженный крепостным валом. [1, 82]
Через земли нашего края поддерживалась постоянная связь между Запорожьем и Войском Донским. По этой территории проходил так называемый «секретный шлях» из Сечи на Дон.
Древнейшие запорожские поселения в нашем крае возникли на месте нынешнего Каменного Брода и Вергунки, в черте города Луганска, пгт Славяносербска, города Брянка, села Ореховка Лутугинского района, села хорошего Славяносербского района, села Анновка Перевальского района и во многих других местах на реках Лугани и Северском Донце.
Запорожские казаки, пришедшие на территорию нашего края устраивали хутора-зимовники. Зимовники, как правило, располагались по берегам рек, оврагов и байраков. Поселялись в них или семейные запорожцы, или оставившие сечевую службу старшины. Основные занятия казаков были- земледелие, скотоводство, рыболовство, пчеловодство. Загоны для скота и другие хозяйственные постройки были врыты в землю и тщательно замаскированы. Лишь только вытоптанная трава, дорожка в снегу да курящийся над зимовником дымок очага выдавали присутствие здесь людей. Ведение многоотраслевого хозяйства давало казакам достаточно продуктов для собственного пропитания, а также для продовольственной поддержки братьев-сечевиков, занятых военным промыслом. «Курень» казаков был представлен едва приметной возвышенностью над землей, покрытой толстым слоем сухого камыша, с крохотными окошками. Внутри мало чем отличался от украинской хаты: земляной пол, глинобитные стены, печь с лежанкой, икона в святом углу. Только сабля да ружье, висевшие на стене, говорили о принадлежности их хозяина к казацкому сословию.
Со временем, когда на смену первоначальному равенству и братству в Сечи пришло неравенство, вид части зимовников резко изменился. Среди пойменного леса в долине реки можно было натолкнуться на настоящую маленькую крепость. За неглубоким рвом над земляной насыпью возвышался частокол из толстых застроенных дубовых кольев. Внутри ограды стояли 5-6 куреней, где жили хозяева и их работники. Многочисленные хозяйственные постройки говорили о зажиточности их владельцев. Когда к ним приходили наниматься на работу беглые бедняки «бурлаки» или «молодики» - молодые сечевики, хозяева устраивали испытание. Например, оставят казаки новенького в зимовнике обед варить, а сами, сказав, что идут косить сено, спрячутся где-нибудь неподалеку в траву и лежат, трубки покуривают. Приходит время обеда, и кашевар зовет хозяев. Раз крикнет, другой, третий. Казаки не откликаются. Страшно становится «молодику», всякие мыслив голову лезут. Бывает, что плакать начнет, отца и мать призывая. Тогда переглянутся друг с другом запорожцы : «Не наш!». Дадут такому парню коня, денег на дорогу и отправят, откуда пришел.
А другой новичок-кашевар позовет раз-два «панов-молодцев» на обед, и, не услышав их ответа, крикнет : «Буду я сам кашу есть!» Да еще ударит гопака, приговаривая: «Ой, тут мне погулять на просторе». «Оце наш!»-скажут про такого казаки и оставят смельчака в зимовнике.
Жители зимовников были всегда настороже из-за постоянной опасности татарских набегов.
От небольшого и вовремя замеченного татарского отряда зимовник, где было до 10 человек, а иногда и более боеспособных мужчин, отбивался запросто. При нападении же большого татарского отряда отсидеться за деревянным частоколом было невозможно. В этих случаях все надежды возлагались на дозорных, которые должны были вовремя заметить опасность. Тогда обитатели зимовника прятались в лесах.
Но если татарам все же удавалось напасть внезапно, разыгрывалась настоящая трагедия: маленьких детей и стариков убивали, трудоспособных взрослых брали в плен, а затем продавали на невольных рынках, имущество грабили, угоняли весь скот, за исключением свиней, которых татары, будучи мусульманами, считали «нечистыми», и поэтому сгоняли этих несчастных животных в хлев и сжигали. После татарского захвата на месте зимовника оставались одни обугленные головешки и ничего живого-даже кошек и собак.
С 1690 г. по распоряжению Коша Запорожского часть Суходольского пикета была поселена зимовником в местность, расположенную близ Макарова Яра, чтобы “следить за перелазами турецко-татарской орды и за движениями донского казачества”.[1, 90] К этим поселенцам присоединились свободные охотники, бездомные бродяги и бурлаки. Запорожские казаки осваивали южные территории Среднего Подонцовья. Единственным типом поселений здесь являлись зимовники — небольшие хутора (фольварки), в которых постоянно проживало определенное число специализировавшихся в разведении и выращивании скота жителей. Поселение было небольшим и состояло из нескольких хат (2 — 3), помещений для скота.По большей части зимовники располагались на берегах рек, балок и оврагов, строились с участием нескольких хозяев. Большая часть населения зимовников проживала там зимой.Эта особенность и послужила основой для типового определения подобного населенного пункта. Здесь обитали отставные запорожцы и поспильство — подданное сословие сечевиков, главным занятием которого являлось не военное ремесло, а снабжение Сечи продовольствием.
На рубеже 70 — 80 гг. новопоселенные слободы и хутора, как правило, являлись частновладельческими. Одним из типичных примеров обстоятельств возникновения населенных пунктов края второй половины ХVIII в. является история основания слободы Красный Кут.По легенде, гора Сокол, балка Мечетная и балка Глубокий Яр были издавна известны запорожским казакам. В этой местности находился зимовник казака Петра Довгаля — грамотея-отшельника, к которому приходили казаки за советом.В 1778 г. эта земля отведена в ранговую дачу коллежскому асессору Долинскому, основавшему здесь слободу Красный Кут, а неподалеку слободу Катериновку.
В начале ХVIII в. на Луганщине существовало свыше 50 разного типа поселений-зимовников, городков, станиц, не говоря уже о сторожевых постах. Одним из таких поселений был Святогорский монастырь на Северском Донце (Донецкая область), упоминания о нем были еще в ХV в., а в ХVI в. на него уже совершали набеги татары.
Вот поселения, которые существовали на Луганщине в ХVII — XVIII столетии: Адрианополь, Асессорское (оно же Приволье 1695 г.), Бараниевка на реке Камышной, Белолуцк, Беловодск (1686 г.), Боровское (до 1690 г.), Варваровка, Великолуцк, Городище (на берегу р. Деркул), Гричишкино, Евсуг (на берегу одноименной речки), Закатное (на правом берегу реки Айдар), Зориновка (на р. Камышной), Иванова Лука (с 1637 г. сторожевое укрепление, уничтожено по приказу Петра І за поддержку Булавинского восстания, отстроено в 1772 г., (ныне Булавиновка), Кабанье (1747 г.), Караяшник (с 1923 г. — Петровка), Кризское (на р. Деркул), Куземовка (на р. Ковилка, 1628 г.), Макаров Яр (1660 — зимовник, с 1939 г. — Пархоменко), Маньковка, Михайловка на р. Боровой и Михайловка на р. Белой, Морозовка в долине р. Камышной, Нижний Нагольчик на одноименной реке, Новый Айдар, Алексеевка, Осиновое (до 1643 г.), Павленково на р. Белой, Подгорное, Половинкино, Преображенское на р. Красной, Пришиб, Сватова Лучка, она же Сватова Пристань (ныне г. Сватово), Сиротино на р. С. Донец, Старая Белая (в ХVI в. сторожевой пост, ныне г. Старобельск), Старый Айдар (до 1642 г.), Сорокино (с 1938 г. Краснодон), Тишковка, Трехизбенка, Хорошее, Шульгинка. [1, 123]
Таким образом, в ХVIII в. продолжалась колонизация территории, которая уже с середины столетия запорожцами официально считалась своею и охранялась.
2. Донское казачество на царской службе в нашем крае
С середины XVII в. донское казачество стало играть значительную роль в освоении Подонцовья. В первой половине XVII в. особенности ландшафтов и климата Среднего Подонцовья были уже в достаточной степени знакомы донским казакам, поскольку в степи — берегами Северского Донца, Деркула, Евсуга и Каменки — проходил шлях с Дона до Валуек, откуда казачьи посланцы следовали в Москву. Документы тех времен пестрят сообщениями о том, что быстрые и подвижные отряды татар «ганяли» донские станицы, заставляя последних держать трудную оборону, «осекшись терном», «в кусту». Особенно часто военные столкновения происходили на водоразделе Донца и Евсуга, поскольку в непосредственной близости отсюда, вдоль Кальмиуса и Айдара, пролегали татарские пути в Московию. За период 1636-1652 гг. сохранилось достаточное количество свидетельств, содержащих упоминания о многочисленных нападениях татар на донцев в районе рек Айдар, Деркул, Белый Колодезь. На указанный период припадает и начало колонизационного движения донцев на Донеччину.[1, 134] Освоение донецких степей происходило в сложных и своеобразных условиях борьбы с природой и вытеснением кочевников, поэтому донцы вначале занимали определенные территории (юрты), а лишь потом переселялись большими группами и строили укрепленные городки. Такой путь заселения края донцами вполне естественен для указанного периода, поскольку на это же время припадает рост военной активности азовских татар, ногаев и крымцев, остановивших донскую колонизацию на р.Лугань, вследствие чего Подонцовье стало далекой окраиной Земли Войска Донского.
Однако к концу века на Дону постепенно развилось скотоводство, в частности, коневодство, вызванное изменением характера военных походов. Если раньше походы «за зипунами» были одним из важнейших источников пополнения казачьей конницы, то новые направления военной активности — осада турецких крепостей Северного Причерноморья и далекие морские походы — не были «урожайными» на подобную добычу, что и заставляло донцев массово разводить лошадей. Отсюда — проблема юртовых границ, т.е. упорядочения землевладения. Теперь уже юрт организовывался не по праву первой заимки, а по выдаваемым Войсковым кругом «граматам».
Войско Донское начинает формироваться с середины XVI века. Управление войском было сосредоточено в городе Черкасске, расположенном в низовьях реки Дона (ныне станица Старочеркасская Ростовской области). Высшим органом власти Войска Донского являлся Войсковой Круг. Он избирал атамана, двух есаулов и дьяка-письмоводителя. Атаман избирался на один год большинством голосов.
На рассмотрение Круга выносились важнейшие вопросы жизни Войска Донского:
-организация военных походов;
-принятие законов;
-политика и отношение Крыма, Турции, Москвы.
Разбирались на Кругу и конфликты, возникшие между казаками. Самым серьезным преступлением у донских казаков считались:
-измена;
-трусость;
-убийство товарища;
-воровство у своих.
За них полагалась смертная казнь-«в куль да в воду»(утопление)
Круг тщательно следил за соблюдением неписанного закона: «С Дона выдачи нет». Это означало, что ни правительства, ни бывшие владельцы не вправе требовать от Войска Донского убежавших сюда людей.
Таким образом, Войско Донское в решении своих внутренних проблем было вполне самостоятельным в течении XVI-XVII веков.
Однако в своей внешней политике донское казачество уже в тот период во много зависело от Москвы.
Политика Москвы по отношению к донскому казачеству носила двойственный характер. С одной стороны, Россия нуждалась в военной силе казаков для борьбы с Крымом и Турцией. С 1570 года московский двор высылал на Дон порох, свинец, хлеб, вино и денежное жалованье. Донские казаки нанимались на службу в русские сторожки и станицы для защиты от татарских набегов. Да и сами походы донцов против турок и татар во много соответствовали задачам обороны южных рубежей Российского государства.
С другой стороны, своевольное казачество, притягивавшее к себе угнетенных и недовольных, страшило Москву. Опасения эти не был напрасными. Донские казаки приняли активное участие в антиправительственном восстании под предводительство Ивана Болотникова (1606-1607 гг.). Еще более заметна их роль в восстании крестьян и казаков под руководством донского казака Степана Разина (1670-1671гг.).
После разгрома этого восстания донские казаки были вынуждены принести присягу на верность русскому царю.
Это произошло 28 августа 1671 года в городе Черкасске. Казаки обязывались раскрывать все возмущения и тайные заговоры «против государя и отечества», защитников отправлять в Москву, а их последователей казнить.
Все присягнувшие казаки вписывались в книгу из Посольского приказа. Вторая книга была оставлена в Черкасске. В нее должны были вписывать имена новых казаков.
Военный промысел составлял основу жизни донского казака. Это обстоятельство наложило глубоки отпечаток на весь образ жизни дончаков, их нравы, обычаи и традиции.
Жестокие по отношению к врагу, жадные к военной добыче, донские казаки относились к друг другу по-братски, уважительно и доверчиво.
Холостые казаки жили по куреням своеобразными коммунами, включавшими 10-20 человек. Продукты и многое другое имущество у них были общими. Называли казаки друг друга товарищами или односумами (так как у них вся добыча шла в одну общую сумку).
В отношении врагов казаки проявляли определенное благородство. За несколько дней до нападения они направляли своим врагам «размирную грамоту», в которой сообщали о начале военных действий.
В мирное время казаки старались быть на виду. Их тянуло на майдан (площадь), в в станичную избу. Здесь, сидя в кругу, они вязали сети и тенета, рассказывали о военных эпизодах, пели. Молодые казаки в присутствии старых стреляли из луков и ружей в цель, состязались в искусстве верховой езды.
Если в походы донские казаки одевались скромно, то на людях стремились показаться во всем великолепии. В публичных местах их можно было увидеть в бархатных кафтанах, атласных зипунах, шелковых рубашках, подпоясанных дорогими турецкими кушаками, в красных или желтых сафьяновых сапогах, куньих шапках с бархатным верхом. Некоторые одевались в трофейные богатые турецкие, черкесские, калмыцкие одежды.
Часть казаков обзаводилась семьями. Они женились на захваченных турчанках, татарках, черкешенках, русских. Жили женатые казаки в отдельных куренях.
Одевались зажиточные казачки красиво и богато. Они носили турецкие, татарские, черкесские одежды, русские сарафаны. У них были дорогие, иногда серебряные пояса. Зимой носили длинные шубы. Головы девушек украшали повязки с медными позолоченными гвоздиками и бахромой. В косы они вплетали яркие ленты и махры. Замужние казачки носили «кички» (шапкообразный головной убор). На лоб на лоб одевали вышитую повязку с подвесками, нитки с жемчугом или бисером. На шее носили «ожерельники» из монет или монисты. Руки украшали браслетами, обували красные сапожки на каблуках.
В соответствии с данными документа, хронология возникновения донских городков по Донцу и его притокам представляется следующей: 1673 г. — Боровской, Лугань, Староайдарский, Теплинский; 1675 г. — Сухарев, Трехизбянский; 1678 г. — Гундоров; 1683 г. — Краснянский, Новоайдарский; 1686 г. — Каменский, Митякин; 1696 г. — Беленской, Закотинский, Обливы; 1701 г. — Осиновский юрт. И если о существовании большинства из перечисленных выше городков известно только по письменным источникам, то данные о Луганском и Теплинском (ныне Станично-Луганское и Нижнетеплое) городках подтверждаются в ходе археологических исследований. [2,16]
Круг известных в настоящее время материалов, относящихся к истории Луганского городка, довольно широк, что позволяет в некоторой степени реконструировать его вид и особенности быта на рубеже XVII-XVIII вв.
Первоначально станица располагалась на некотором расстоянии от современного пгт Станично-Луганское. Городок был укреплен и обнесен системой валов, вдоль которых тянулись неглубокие ровики. Внутреннее пространство поселка разделялось на четыре части. Колоритные названия частей станицы были подсказаны нелегкими условиями жизни ее обитателей. По причине наводнений часть поселенцев была вынуждена покинуть жилье и перейти на новое место. Так возникла «Качевань» — улица в северной части городка. Те, кто остались на прежних местах, прозывались «Отставкой» — улица на западе городка. Обе улицы располагались вокруг «Камышевахи» — болота, бывшего в центре и поросшего камышом.
Важное значение в жизни станицы занимала торговля, которая происходила на «Майдане» — площади перед церковью. Одним из источников питания жителей являлась охота. В целом, Луганский городок донского казачества предстает перед нами как поселок мастеров-ремесленников, один из локальных центров гончарства, подверженного влиянию традиций как русского, так и украинского декоративно-прикладного искусства. В 1684 г. городок был разорен азовскими татарами, но вскоре восстановлен. Однако уже после 1718 г. в станице случился пожар и, возможно, тогда же она была оставлена жителями.
В 1700 г. на Дон была отправлена грамота Петра I, в которой казакам с целью создания и обслуживания почтовых трактов предписывалось заселить шляхи от Рыбного до Валуек. Для обеспечения безопасности почты донцы должны были предоставить коней и поселиться вдоль почтовых дорог. Только в 1705 г. был создан проходивший через Старый Айдар к Азову и Черкасскому Бахмутский почтовый шлях. Однако казаки выполнили царский указ по собственному пониманию, в связи с чем в 1705 и 1706 гг. на Дон пришли грамоты, в которых царь приказывал перенести на правый берег Северского Донца поселенные «не по указу» городки. Данная мера была продиктована не столько необходимостью военно-хозяйственного обеспечения Бахмутского шляха, сколько увеличивавшимся в этих краях скоплением беглых.
В этой связи царской грамотой от 14 мая 1705 г. указывалось: «…и того ради ныне и впредь на запольных речках на Московскую сторону Северского Донца без нашего, великого государя, указу никому вновь селиться не велеть, а которые поселены по Северскому Донцу городки, Старый Айдар и выше Айдара иные, до нашего, великого государя указу, и тем городкам быть по-прежнему». Конкретный перечень части таких, возникших «не по указу», приведен в грамоте 1706 г.
Согласно последней, Новый Айдар, Осиновый Ровенек и Шульгин-городок надлежало «свесть и старожитных казаков, которые в тех городках живут, перевесть за Северский Донец, а новопришлых … распрося выслать за провожатыми в украинные городы, кто отколь пришел».[2, 34]Следовательно, Осиновый Ровенек мог развиться в населенный пункт на месте Осиновского юрта, отмеченного Пушкиным и Кологривовым, в период между 1701-1705 гг. Новый Айдар также мог быть построен на месте известного со второй половины XVII в. юрта, что косвенно подтверждается данными вышеприведенной грамоты 1705 г. Возможно, что около 1705 г. был основан и Шульгин городок, который в более ранних источниках не упоминается. Оправдываясь перед царем, казаки поясняли свое самовольное расселение и выбор местности для основания городков необходимостью защиты от «неприятелей, потому как у государя с турецким салтаном миротворения не было». Поэтому царский указ так и не был выполнен.
В 1802 г. область войска Донского была разделена на семь округов. Земли к востоку от Кальмиуса вошли в Миусский округ (1884 г. — Таганрогский), а к западу от Деркула—в Донецкий округ.
Таким образом, топографическое размещение перечисленных городков указывает на то, что к началу XVIII в. донская колонизация края была приостановлена на левом берегу Северского Донца, а на юг казаки продвинулись до берегов р. Лугань, куда доходили территориальные владения станицы Луганской. Основав ряд укрепленных городков, казаки не смогли продвинуться южнее, поскольку встретили противодействие татар. В поисках свободных земель часть казачьего переселенческого потока была вынуждена направиться на северо-запад.
Заключение
Таким образом, территория нынешнего Донбасса в исторических событиях, которые происходили на ней является одним из образующих факторов древней истории казачества, более ранних чем Запорожская Сечь. Днепровские черкасы заселили Северский Донец только в начале XYI века. Так образовались Донские черкасы, к которым обращался Иван Грозный. Он адресовал свои послания на Северский Донец, а не на Дон. Позже из Донских черкас образовалась «Донская войска», которая стала составной частью Донской казачьей республики. Покоритель Сибири – Ермак Тимофеич был выходцем из Донских черкас.
В конце XV – начале XVII вв. началось освоение Дикого поля украинскими и русскими крестьянами – беглецами. Вслед за стихийными народным потоком шла военно-правительственная колонизация. Государство начинает создавать в южных степях сторожевую службу, укрепленные линии. С начала XVII в. в целях более надежной защиты южных границ правители Московского царства начали сооружать хорошо укрепленные военные поселения и многокилометровые оборонительные линии на «заселенной черте». В начале ХVIII в. на Луганщине существовало свыше 50 разного типа поселений-зимовников, городков, станиц, не говоря уже о сторожевых постах. Топографическое размещение перечисленных городков указывает на то, что к началу XVIII в. колонизация края была приостановлена на левом берегу Северского Донца, а на юг казаки продвинулись до берегов р. Лугань. Военный промысел составлял основу жизни казака. Это обстоятельство наложило глубоки отпечаток на весь образ их жизни, их нравы, обычаи и традиции, что и следует нам и далее более детально изучать.
Изучение истории родного края всегда актуально. Оно расширяет и обогащает знания школьников о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает более полно ощутить и осознать связь истории с жизнью. Благодаря этому активизируются и обогащаются имеющиеся знания по истории Малой Родины, так как они просматриваются через призму истории края, города, семьи, человека. Изучение истории малой родины способствует развитию бережного отношения, не только к памятникам культуры и истории, но и к людям, живущим рядом.
Литература
1.История Луганского края
2. История станицы Луганской с конца XVII в. – до 1918 г. Сизенко А.Г
3.Краткий очерк по истории казачества Донбасса
Источники:
https://cont.ws/@alexanderkrot/552952
https://infourok.ru/lp/cashBrandsShop?doc_dwn=2074582
http://donbass.name/3268-istoriya-luganskogo-3.html
http://kazachestvodnr.ru/history/%D0%B7%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D
http://elan-kazak.org/almanax-3-2010-fajl-pdf-tekstovaya-versiya/sizenko-a-g-istoriya-stanicy-luganskoj-s-konca-xvii-v-do-1918-g
https://hist-etnol.livejournal.com/5040117.html
Порошина Ольга Анатольевна