ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН «НА СЕВЕРЕ ДИКОМ». Сочинение-описание
Автор публикации: К. Гаранова, студентка 1 курса
ИВАН ИВАНОВИЧ ШИШКИН «НА СЕВЕРЕ ДИКОМ»

О чем говорят картины?
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1. | ФИО | Калягина Ирина Владимировна |
2. | Должность | Преподаватель. |
3. | Категория | Высшая педагогическая. |
4. | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» |
5. | Название ресурса | Иван Иванович Шишкин «На севере диком». |
6. | Вид ресурса | Сочинение-описание по картине. |
7. | Студент, автор сочинения | ГАРАНОВА КСЕНИЯ. |
8. | Курс, группа | 1 курс, группа 9ТД-11. |
9. | Специальность СПО | 38.02.08 Торговое дело. |
10. | Орфография | Авторская. |
11 | Количество знаков | Количество знаков без пробелов без учета заголовка и плана – 3346 |
12. | Примечание | Для сочинения-описания студент выбрал ту картину, которая очень нравится, исходя из собственных художественных предпочтений. |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрация | |
Иван Иванович Шишкин "На севере диком"
План сочинения-описания:
1. Кто автор картины и что изображено?
2. Что изображено на переднем и заднем плане, в центре? Какие краски использует художник?
3. Какое настроение вызывает картина?
Картина «На севере диком» — это шедевр, созданный знаменитым русским художником-пейзажистом Иваном Шишкиным, которого часто называют «царём леса». Это великолепное полотно, написанное в 1891 году, — не просто обычный пейзаж; это мощная визуальная интерпретация стихотворения Михаила Лермонтова. На холсте запечатлена сцена глубокого уединения и безмятежной красоты: одинокая сосна, стоящая на заснеженной скале под бледным, лунным небом. Шишкин, известный своими детальными и реалистичными изображениями русской природы, здесь движется к более поэтичному и философскому представлению, исследуя темы изоляции и стойкости.
Рассматривая композицию картины, зритель сразу же обращает внимание на центр и передний план, где находится главная героиня этой природной драмы — величественная одинокая сосна. Дерево растёт прямо из крутой, покрытой снегом скалы, его корни вцепились в голую породу. Шишкин мастерски изображает фактуру дерева: его тёмную, грубую кору и мощные ветви, тяжело укрытые снегом. Снег изображен не как мягкое одеяло, а как тяжёлая, неотъемлемая часть существования дерева, гнущая, но не ломающая его ветви. Эта деталь подчёркивает невероятную силу и выносливость сосны перед лицом суровых стихий. Она стоит твёрдо и непоколебимо, являясь символом безмолвной стойкости.
Задний план картины крайне важен для создания её уникальной атмосферы. Позади сосны Шишкин изображает безграничное, огромное небо. Оно не ярко-голубое, а приглушённого, серебристо-серого оттенка, озарённое холодным светом скрытой луны. Это небесное сияние придает всей сцене волшебное, почти мистическое качество. Далеко внизу, под скалой, виднеются верхушки других деревьев, окутанные густым туманом, что намекает на глубокую, спящую долину. Такое использование фона усиливает чувство огромной дистанции и абсолютного одиночества дерева. Оно отделено от мира, царствуя в одиночестве на своем высоком, безмолвном утёсе.
Цветовая палитра, которую использует Шишкин, сдержанна, но невероятно эффективна. Он в основном применяет холодные тона: различные оттенки белого для снега, стальные синие и серые цвета для неба и теней на скале, а также тёмные, почти чёрные, зелёные и коричневые тона для самой сосны. Здесь нет тёплых красок. Этот выбор холодной палитры идеально передаёт ощущение морозной, безветренной ночи. Однако она не кажется враждебной или мрачной. Вместо этого цвета создают ощущение покоя, умиротворения и величественного спокойствия. Краски передают ощущение застывшего времени и возвышенной красоты спящей северной природы. С помощью такой палитры художник передаёт не просто вид, а определённое настроение — настроение созерцательного одиночества и чистой, нетронутой природы.
Настроение, которое эта картина вызывает во мне, сложное и глубоко трогательное. С одной стороны, это настроение глубокого одиночества. Вид единственного живого существа посреди огромного, холодного и пустого пространства естественным образом вызывает чувство светлой грусти и обособленности. Кажется, будто слышишь ту полную, абсолютную тишину, что окружает сосну. Однако, с другой стороны, картина не вызывает печали или отчаяния. Вместо этого она внушает чувство огромного уважения и благоговения перед силой и достоинством дерева. Это одинокое величие, умиротворённое уединение. Сосна не страдает; она терпит, она стоит на своём с тихой силой.
Мое личное впечатление заключается в том, что Шишкин воспевает стойкость жизни, способность к выживанию. Сосна для меня становится символом человеческого духа — его способности выдерживать невзгоды, находить силы в самом себе и оставаться прекрасным и гордым даже в самых изолирующих обстоятельствах. Красота «На севере диком» не громкая и не яркая; это тихая, вечная красота, которая говорит с душой. Она напоминает нам, что в одиночестве есть величие и покой, и что истинная сила часто заключается в безмолвной, непоколебимой стойкости.