План-конспект занятия «Составление описательного рассказа по репродукции к картине И. Шишкина "На севере диком"»

1
0
Материал опубликован 14 December 2021

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»



t1639487065aa.jpg

План – конспект

открытого занятия

в творческом объединении «Воображение»

(Школа раннего эстетического развития)

Тема: «Составление описательного рассказа по репродукции к картине

И. Шишкина «На севере диком»



Составитель –

педагог дополнительного образования

Еналдиева Эмма Семеновна





Владикавказ, 2018г

План – конспект

учебного занятия в т/о «Воображение»


Дата проведения: 19.02.2018 г.

Место проведения: каб. №17, Центр «Нарт».

Количество обучающихся: 34 чел.

Тип занятия: сообщение и усвоение новых знаний.

Педагог: Еналдиева Э. С.

Тема занятия: Составление описательного рассказа по репродукции к картине И. Шишкина «На севере диком».


Цель занятия: развивать у детей художественное восприятие произведений изобразительного искусства, учить понимать содержание картины, уточнение представлений о зиме как времени года.

Задачи занятия:

образовательные:

учить детей составлять описательный рассказ по пейзажной картине;

совершенствовать монологическую речь детей; учить рассказывать связно, плавно;

узнавать образы зимней сказки в звуках музыки, стихах, живописи;

обогащать словарь искусствоведческими терминами (пейзаж, полотно, репродукция);

развивающие:

развивать художественное восприятие и эстетический вкус,

развивать наблюдательность, умение чувствовать настроение, заключенное в картине;

закрепить знания детей о зимних месяцах, а так же пространственные представления (ближе, дальше, далеко);

воспитательные:

воспитывать чувство прекрасного, любовь к искусству;

воспитывать положительное отношение к природе, стремление беречь её;

прививать любовь к поэзии, изобразительному и музыкальному искусству.

Оборудование: компьютер, видеослайды с зимней тематикой, аудиозапись произведений из альбома «Времена года» П.И. Чайковского, альбомы, карандаши, доска, репродукции «Зима – волшебница» и «На Севере диком» И. Шишкина, снежинки, пословицы, поговорки, загадки, стихи А. С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, план – конспект открытого занятия.


Ход занятия


Организационный момент. Приветствие, перекличка, объявление новой темы.

Основная часть.

Беседа педагога.

Педагог: Ребята, посмотрите, какие предметы лежат у меня на столе?

Дети. Карандаши, альбом, ластик.

Педагог: Как вы думаете, кому нужны для работы эти предметы?

Дети. Художнику.

Педагог: Где работают художники?

Дети. В мастерской, на улице, в лесу, в горах, на лугу, у себя в доме.

Педагог: Какие должны быть художники?

Дети. Умные, мечтательные, умелые.

Педагог: Я предлагаю вам сегодня стать художниками и создать свою картину. Темой нашего рисунка будет ответ на загадку.

Тройка, тройка прилетела

Скакуны в той тройке белой

А в санях сидит царица

Белокожа, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром!

Дети. Зима!

Педагог:А как вы догадались? Что это за тройка?

Дети. Зимние месяцы – декабрь, январь и февраль.

Педагог: Правильно! Вы отгадали загадку. Красоту и величие природы зимой воспевают художники – красками, поэты – стихами, композиторы – музыкой.

Вот и мы наш рисунок посвятим зиме. Подумайте, как мы назовём нашу работу?

Дети. «Зимнее чудо», «Зимнее волшебство», «Зимняя сказка», «Зима –волшебница» и т. д.

Педагог: Наверное, больше подойдёт к этой сказочной красоте название «Зимняя сказка».

Итак, наш рисунок называется «Зимняя сказка».


Подготовка к работе над рисунком.


(Педагог на доске демонстрирует репродукцию)


Педагог: Ребята, посмотрите, какая она весёлая картина! Как великолепно сверкают снежинки, будто приглашают поиграть! В самый раз поиграть с зимой и рассказать пословицы и поговорки о зиме. Какие вы знаете пословицы и поговорки?


Дети: Мороз невелик, а стоять не велит.

Много снега – много хлеба.

Береги нос в большой мороз.

Зимой пошёл бы по грибы, да снега глубоки.

Зима лодыря морозит.

Зима холодная – жди лето теплое

Зима – не лето, в меха одета.


Педагог: Послушайте стихотворение – загадку и добавляйте недостающие слова:

1. С неба падают пушинки –

Вот веселье для ребят!

Серебристые …(снежинки)

Всё сильнее …(снегопад).


На полянку, на лужок

Все бегут вперегонки.

Всё снижается …(снежок)

Все хотят играть в …(снежки).


Словно в белый пуховик,

Словно в сказке, как во сне,

Нарядился …(снеговик),

Землю всю украсил …(снег).


Педагог:. Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите.

Дети. Снежинки, снежок, снегопад, снежки, снеговик, снег.

Педагог: Ой, посмотрите, одна из снежинок прилетела к нам поиграть. Будем передавать её по кругу и называть, какая бывает зима.

Дети: Морозная, снежная, суровая, пушистая, белая, вьюжная и т. д.

Педагог: Молодцы! А теперь давайте присядем на стулья и посмотрим на доску. Вы узнали, чей это портрет?

Дети: Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Мы с вами учили наизусть отрывок из стихотворения о зиме этого автора.

Кто хочет их рассказать?

(обучающийся читает стихотворение А. Пушкина «Зимнее утро»)

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.


Педагог: Прекрасное стихотворение о зиме. Да, действительно, поэт в своих стихах превосходно описал красоту зимнего леса. И передал нам свой восторг.


Работа над картиной.


Педагог: Переходим к следующему этапу нашей работы – художественному.

Давайте теперь посмотрим, как художники передавали в своих произведениях любовь к родной природе. Я предлагаю вам насладиться красотой картины известного художника, а поможет нам в этом прекрасная музыка.


(звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года» декабрь.

Выставляется картина И Шишкина «На севере диком»)


Педагог: Что вы видите на рисунке?

Дети: Пейзаж.

Педагог: Почему вы так решили, что такое пейзаж?

Дети. Пейзаж – это картина, на которой изображена природа.

Педагог: Многие художники посвятили свои картины зимнему времени года. Несколько картин о зиме написал И.И.Шишкин. Он очень любил русскую природу, особенно лес, и изображал его в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. И сам он крепкий, широкоплечий, с широкой бородой, чем-то напоминал могучее дерево.

Пока вы внимательно будете её рассматривать картину, я почитаю стихотворение

Тютчева Ф.И. «Чародейкою зимою…»


Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит. —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.

И стоит он, околдован,-
Не мертвец и не живой.—
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…


Вопросы по картине:

Что изображено на картине? (красота зимнего леса, укутанного толстым слоем пушистого снега).

Какой это лес? (старый, дремучий).

А почему вы решили, что это старый, дремучий лес? (потому что ели огромные с мощными стволами, как лесные богатыри).

Что вы видите на переднем плане картины?  (на земле под снегом лежат огромные стволы упавших, старых деревьев, стволы елей кое – где уже наклонились, но еще не упали).

Какие деревья изобразил художник на переднем плане картины? (сосны).

Опишите их (они стройные, могучие).

Эти величавые сосны выросли на просторе. Как вы думаете, они молодые или старые? (старые)

.Почему так решили? (стволы у сосен толстые, высокие, широкими ветвями).

Педагог: Знаете, Шишкин не просто изображал деревья, траву, кусты. Он, как ученый, изучал особенности растений и лишь потом рисовал их. Художник умел и любил точно изображать породы деревьев, форму растений. Это особенность его творчества.

Каким художник изобразил на картине снег? (снег на земле лежит пушистым, большим, белоснежным одеялом, ветки так окутаны снежным покрывалом, что прогнулись под его тяжестью).

Посмотрите на цвет снега. Везде ли он белоснежный? (коричневато – белый, это от коричневых стволов деревьев, а там, где глубокие тени и следы, он еще и голубоватый, а где-то синий).

А каким художник написал небо? (небо очень светлое, почти белое, а где-то темное).

Видите ли вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Видите ли вы кого-нибудь в этом сонном лесу? Вот какую ещё загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке, кажется, что она тоже заснула.


Физминутка

Педагог: Ребята, я вам предлагаю закрыть глаза и представить, что мы попали в эту картину, почувствовать всю красоту зимней природы.

Давайте вдохнем воздуха и почувствуем, какой он? (морозный, прозрачный, свежий, легкий).

Давайте прислушаемся, в лесу тихо, а можно в такой тишине услышать самый небольшой шорох. Что вы слышите? (скрип снега, шепот ветра, потрескивание веток, стволов деревьев, а вот перелетела птица с ветки на ветку).

Мне кажется, в такой тишине даже слышно как падают снежинки. Вот и мы давайте превратимся в снежинок, будем плавно кружиться под музыку, а по окончании музыки опустимся на землю и превратимся в сугроб.

Ну а теперь кто сможет составить рассказ? Рассказать надо и о красоте деревьев, и о снеге, и о небе, и о солнце.


(составление совместного рассказа)


Великолепен вид русской природы, которая погружена в зимний сон. Весь лес окутала холодная тень. Сучья и стволы, кусты и деревья, высокие травы опушились снегом, по которому скользят солнечные лучи, осыпая все холодным блеском алмазных огней. Воздух мягок. В лесу торжественно и тихо. Лес как бы дремлет. Небо над головой очень светлое, почти белое. Вся земля покрыта белым, мягким покрывалом, лишь синеют на нем глубокие следы. Деревья покрыты пушистыми шапками, Будто вросли в снег. Зима – волшебница. Она очаровывает природу, украшает ее невиданными нарядами. Ни одно время года так не волшебно. Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.

Педагог: Какая же по настроению эта картина? Шумная или тихая, спокойная или громкая, звонкая? ( картина тихая, спокойная, негромкая).


III. Заключительная часть.

Да, природа – это красота земли. Она ещё может исцелять душу человека, если она сохранена в первозданной своей красоте.

Вопросы по изученной теме:

Какую же главную мысль этой картиной хотел донести до зрителя художник Шишкин? (как прекрасна наша природа).

Какой вывод вы можете сделать из этого для себя? (природа – красота и богатство, и её надо охранять и беречь.)


Педагог: Ну что же, рисунок наш готов. Вы славно потрудились, и я думаю, наш рисунок очень понравился нашим гостям. А вам понравилось быть художниками? Ну что же будьте наблюдательными, любите природу, учитесь рисованию и в будущем будете интересными людьми. Может быть, кто-то из вас и станет настоящим художником, как Иван Шишкин.

Я вам дарю карандаши и альбомы, в которых вы можете делать какие-то зарисовки, ведь многие из вас уже неплохо рисуют.


До свиданья!


8


Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации