Изба-читальня «В гостях у Брянской сказки»
Автор публикации: А. Бабина, ученица 6Б класса
Автор публикации: Л. Пухлякова, ученица 6Б класса
МБОУ «Гимназия №5» г. Брянска
Изба-читальня «В гостях у Брянской сказки»
Практико-ориентированный проект
Фольклор
Авторы
Бабина Алина,
Пухлякова Любовь
6 класс,
руководитель
Легоцкая В.С.,
учитель русского языка и
литературы
Брянск- 2019
Оглавление
1. Проектный продукт |
3 |
2. Аннотация |
8 |
3. Этапы и методы работы над проектом |
9 |
4. Отзыв о проекте |
10 |
5. Описание процесса исполнения |
11 |
Заключение |
15 |
Использованная литература |
16 |
Приложение |
21 |
1. Проектный продукт
Сценарий «В гостях у брянской сказки»
Проведение данного мероприятия подразумевает, что авторы проекта соберут 10-15 слушателей, предложат сесть «в кружок» и познакомят со сказками брянского края. Сценарий сопровождается презентацией, а также музыкальным оформлением.
Звучит музыка (Приложение 2).
Ведущий 1. Здравствуйте, ребята!
Ведущий 2. Здравствуйте, дорогие любители сказки!
Ведущий 1. Сегодня мы вам расскажем о сказках нашей малой родины-сказках Брянского края.
Ведущий 2. Вы не знали, что такие сказки существуют? Тем лучше, значит, мы работали не зря!
Ведущий 1. Сегодня мы познакомим вас с книгами (показываем книги) «Былички и бывальщины: суеверные рассказы Брянская края» и «Сказки Брянского края».
Ведущий 2. Автор этих замечательных книг преподаватель устного народного творчества в Брянском государственном университете Владимир Дмитриевич Глебов.
Ведущий 1. Он вместе со студентами собирал сказки, былички и бывальщины более чем в 240 населенных пунктах Брянской области.
Ведущий 2. Вы, ребята, конечно, знаете, что такое сказка.
Ребята. Сказка –это устное повествование с фантастическим умыслом.
Ведущий 1. А какие сказки вы знаете?
Ребята (называют известные им сказки).
Ведущий 2. Молодцы, ребята! А знаете ли вы о том, что сказки делятся на волшебные, бытовые и сказки о животных.
Ведущий 1. В волшебных сказках описываются невозможные действия героев. В сказках про животных мы часто встречаем животных. В бытовых сказках всё наоборот главные герои – это люди.
Пересказ сказок, чтение отрывков из сказок и беседа по вопросам.
Ведущий 1. Сейчас мы познакомим вас с бытовой сказкой «Мужик и царь». Как известно, в бытовых сказках повествуется о жизни людей и о их быту.
Ведущий 2. Вот и в нашей сказке встретились царь и мужик, понятно, мужик царя не признал, но своим остроумием его поразил.
Читаем:
-Так ты, верно, в богачах ходишь?! Куда же ты богатства-то тратишь?
-Как куда! Все, что наживаю, на четыре статьи кладу: по-первой, долг плачу, в-других,- в долг даю, в-третьих,- в воду мечу, а что останется- на нас с женой трачу.
Призадумался царь: чтобы это значило,- но так и не смог разгадать мужикову загадку.
-Не пойму я тебя, мужик. А ну-ка, скажи, что ты в виду имеешь.
-А вот то и имею, сударь- отвечает мужик. -Долг плачу- отца- мать кормлю; в долг даю- сыновей кормлю; в воду мечу- дочерей к замужеству снаряжаю.
Понравились царю и ловкие вопросы, и находчивые ответы мужика; “ умной головой “ он его назвал.
Ведущий 1. А потом согласился мужик царя через лес проводить, но, конечно, за плату. Сейчас мы прочитаем, как это было.
Читаем:
Сели мужик с царем в карету и поехали. Дорогой стал царь его выспрашивать:
-Далече ли, мужик, бывал?
-Кое-где бывал, сударь,- отвечает.
-А довелось ли тебе царя видеть?
-Вот чего не видал, так не видал: врать не стану. Очень бы хотел, конечно, посмотреть, тогда и помирать можно.
-Так это легко поправить. В город, как я знаю, прибывает царь. Так вот: как увидишь, перед кем все шапки снимают, тот и царь.
Ведущий 2. Читаем:
Приехали они в город, увидели люди царскую карету, тут же шапки поскидали и стоят, кланяются. Огляделся мужик вокруг и приметил, что в шапках остались только два человека -он и барин, что рядом сидит.
-Так кто же царь-то? - крутится мужик.
-А ты подумай. Кто-то из нас и есть царь!
Выскочил мужик из кареты (его как ветром сдуло ) и в ноги царю повалился: простить просит, что не признал. Вышел царь из кареты, поднял его, по плечу похлопал и велел своему министру выдать мужику премию. Триста рублей ему досталось. Вот повезло, так повезло мужику!
Ведущий 2. Ребята, понравилась ли вам сказка?
Ребята. Сказка понравилась, она не похожа на все известные нам сказки, у нее занимательный сюжет, остроумные, живые герои. Особенно понравились ответы мужика на вопросы царя.
Ведущий 1. Каким вам показался царь? А мужик?
Ребята. Царь показался важным, но не очень проницательным, не очень дальновидным. Мужик остроумный, находчивый, умеет выходить из трудного положения.
Ведущий 2. Какие мечты простого человека выражены в этой сказке?
Ребята. В прошлом люди жили очень бедно, мечтали о том, чтобы накормить свою семью, поэтому в сказке выражены мечты о материальном благополучии.
Ведущий 1. Многие сказки Брянского края похожи своими сюжетами, героями, удивительными превращениями на известные всем вам народные сказки. Вот, например, волшебная сказка «Аленушка и злая колдунья». В этой сказке рассказывается об удивительной судьбе Аленушки, которую полюбил богатый купец, а потом и женился на ней.
Ведущий 2. Но, как это часто бывает и в жизни, позавидовали Аленушке, да не кто-нибудь, а злая колдунья! Утопила она Аленушку, а сама обернулась ею и вошла в дом купца женою.
Ведущий 1. Интересно, как дальше развивались события?
Читаем:
Обернулась она Аленушкой и явилась в дом хозяйкой. Вернулся купец и никакой подмены вначале не заметил. А тут приглядываться стал: другая какая-то жена у него стала- и злая, и грубая. На всех в доме кричит, ругается – все по ее да не так. А Аленушка-то раньше добрая была, обходительная. Совсем загрустил купец, часто уходил из дому стал, задумываться. В общем, сам не свой.
И вот оказался он как-то на том самом бережку, где Аленушка утопла. Присел он на травку, вспомнил прежнюю Аленушку и горько заплакал. Тут вот и случилось: подлетел к нем старый ворон и говорит:
Ведущий 2. -Добрый ты, барин, и к людям, и ко всякому зверью. А за это за все открою я тебе великую тайну. Погубила твою Аленушку злая колдунья – утопила на этом самом месте. Теперь она и хозяйничает в твоем доме. А спасти свою жену ты в силах, и я тебе верный помощник.
Повелел купец позвать мужиков-рыбарей. Закинули они сети и вытянули из омута Аленушку. А она лежит живая как живая, только что не дышит. Вскаркнул тут ворон и полетел за тридевять земель, в тридевятое государство, набрал там живой воды и тут же вернулся. Брызнул купец той водой на Аленушку – она и ожила: ясному свету радуется. Рассказал ей купец, как все случилось. А тут и колдунья явилась, начала права качать, да не тут-то было. Каркнул ворон во все воронье горло и тут же налетели со всех концов большие и малые птицы, набросились на колдунью и заклевали до смерти. Так от колдуньи и избавились.
Ведущий 1. Ребята, что в этой сказке показалось вам особенно интересным?
Ребята. Самым интересным моментом в сказке был сюжет когда Алёнушку вытянули из омута.
Ведущий 2. Какой вы представляете себе Аленушку? А злую колдунью?
Ребята. Алёнушка очень милая и добрая девушка. Злая колдунья очень жестокая и самовлюблённая.
Ведущий 2. Какие краски вы бы использовали, если бы рисовали этих героин? Почему?
Ребята. Что бы нарисовать Алёнушку нам бы понадобились яркие краски, потому что она очень весёлая. Для колдуньи мы бы взяли более тёмные тонна, потому что она ведёт себя очень грозно и злобно.
Ведущий 1. Если знакомство с двумя сказками показалось вам интересным, предлагаем познакомиться с еще одним произведением -бытовой сказкой «Жадность».
Жили-были два брата: один был очень богат, а другой – бедный-пребедный. У бедного было семеро детей; а у богатого детей не было, зато было очень много собак.
Ведущий 2.
Дожил бедный до того, что в доме – хоть шаром покати: маковой росинки не найдешь. Проснулся он однажды, а есть нечего, дети не кормлены, плачут. Пошел бедный к брату помощи просить:
- Помоги, брат, дай хлеба, пожалуйста. Дети с голоду умирают.
Богатый и слушать брата не стал, а выпустил на него собак, чтобы убирался прочь. И тут же накормил собак такой едой, что впору человеку поесть.
Ведущий 1.
Возвращается бедный домой, пригорюнился, а навстречу ему старуха-нищенка идет. Расспросила она мужика про его печаль, а потом говорит:
- Не волнуйся, сынок, есть у меня хлеб: насобирала по селу – добрые люди подали. Бери вот, на хорошее дело не жалко.
Взял мужик хлеб, поблагодарил старушку и накормил своих детей.
Прошел год, и богатый брат умер. А бедный хоть и небогато, но ничего – живет-поживает. Дети у него потом выросли, все при деле оказались: кого женил, кого замуж отдал. Так и состарился бедный брат, а потом и он умер.
Ведущий 2.
Идет он по тому свету и вдруг встречает своего старшего брата. А там-то каждый за свои земные грехи рассчитывается: кому по крупному достается, а кому полегче – это уж как жил! Так что вышло-то? Богатый-то братец, оказывается, в пекле огненном горит, да еще и за решеткой. Увидел он своего бедного брата и взмолился:
- Братец, дай мне водицы хоть губы помочить.
А бедный ему и говорит:
- Я бы тебе и целое ведро дал, да к тебе, брат, не подступиться – сгоришь! Да и черти не подпускают.
Ведущий 1.
А смысл этой сказки такой: люди-то за жадность простить могут, а вот простить ли Бог?! Так что думать надо, пока на земле живешь!
Ведущий 2. Каким по характеру вы представляете себе бедного брата? А богатого?
Ребята. Характер у бедного очень добродушный, а у богатого брата наоборот очень жадный и злой характер.
Ведущий 1. На этом, ребята, наша встреча заканчивается.
Ведущий 2. Мы благодарим вас за внимание, надеемся, что прочитаете все сказки Брянского края, а может быть, в будущем напишите свои, литературные. До новых встреч!
2. Аннотация
На уроках литературы в пятом классе мы знакомились с русскими народными сказками «Царевна-лягушка» и «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо». Тогда я, Бабина Алина, рассказала учительнице и своим одноклассникам о том, что существует целый сборник сказок, записанных со слов жителей Брянщины, который так и называется «Сказки Брянского края». Удивительно, но никто из моих одноклассников не знал, что в нашей области тоже есть свой фольклор! Я рассказала об этом своей маме, Ольге Юрьевне Бабиной. Она предложила мне создать презентацию и рассказать ребятам о сказках нашего края. Так родилась идея проекта. Тогда эта идея показалась мне неосуществимой. Однако когда я увидела проектные работы своих одноклассников, я пожалела о том, что не создала свой проект. В этом году я решила обязательно поучаствовать в конкурсе проектов. Поговорила с теми, кто уже делал проектные работы, и все сказали, что одному делать скучно, неинтересно и сложно. Тогда я предложила сотрудничество моей лучшей подруге Пухляковой Любе, она охотно согласилась, и мы приступили к созданию проекта.
На первом занятии наш учитель русского языка и литературы Вера Сергеевна Легоцкая рассказала нам, как делать учебные проекты:
мы посмотрели проектные работы других ребят;
внимательно рассмотрели книги;
обсудили идеи проекта.
В результате мы определили следующее:
Целевая аудитория проекта.
Созданный продукт адресован учащимся 4-6 классов, которые хотят углубить свои знания по краеведению, литературе, фольклору, а также ребятам 7-8 классов, которые хотят расширить кругозор.
Цель проекта: создать сценарий избы-читальни «В гостях у брянской сказки».
Ожидаемый результат: созданный продукт познакомит ребят с брянскими сказками, поможет увидеть их своеобразие, воспитает любовь и интерес к творчеству земляков.
Задачи проекта:
1) изучить научную литературу по проблеме проекта;
2) создать сценарий избы-читальни «В гостях у брянской сказки»
3) представить созданный продукт перед учащимися гимназии.
3. Этапы и методы работы над проектом
Этапы работы |
Решаемые задачи |
Содержание работы и деятельность участников |
Предполагаемый результат |
Подготовительный (10 дней) |
Определить тему и цель проекта, сформулировать задачи, определить практическую направленность проекта. |
Работаем в Интернет. Составляем библиографический список литературы для изучения и ознакомления. Проводим анкетирование (Приложение 1). Обсуждаем первые итоги проделанной работы и заполняем листовки «Лист планирования» и «Подготовительный этап». |
Содержание проекта определено, тема и цель сформулированы, практическая направленность и новизна проекта осмыслены. Все свои идеи мы начали записывать в лист «Банк идей». |
Планирование (2 дня) |
Уточнить источники изучения проблемы, познакомиться с научной литературой и словарными статьями, изучить подобные проекты и продукты. |
Знакомимся с проектными работами. Составляем примерный план работы. Обсуждаем итоги проделанной работы. |
С проектными работами познакомились, план работы составили. |
Разработка проекта (3 месяца) |
Написать сценарий, познакомить с ним руководителя, отредактировать, предложить для ознакомления одноклассникам, вновь отредактировать. |
Компилируем отобранный материал, составляем сценарий. Предлагаем с полученным материалом ознакомиться учителю, одноклассникам, собираем и анализируем отзывы, вносим коррективы в соответствии с полученными результатами. |
Сценарий написан, отзывы собраны и проанализированы, коррективы после анализа отзывов учителя и одноклассников внесены. |
Оформление результатов |
Закончить оформление сценария. |
Редактируем и оформляем сценарий в соответствии с результатами экспериментальной работы, с учетом пожеланий учителей и учащихся. |
Портфолио практико-ориентированного проекта оформлено. |
Презентация проекта (от 10 дней) |
Опубликовать сценарий в электронных СМИ, принять участие в Международном творческом конкурсе «Престиж», Всероссийском конкурсе «Страна Конкурсов», в городском конкурсе учебных проектов среди учащихся ОУ г. Брянска. |
Уточняем условия публикации и готовим сценарий в соответствии с положением о публикации. Уточняем положение о городском конкурсе учебных проектов среди учащихся ОУ г. Брянска. |
Публикации проекта в электронных СМИ, участие в фестивалях и конкурсах проектов. |
Оценивание (1 день) |
Изучить критерии оценки практико-ориентированных проектов, критерии конкурса в рамках фестиваля «Детство без границ» |
Обсуждаем созданный нами продукт, выполняем самоанализ созданного проекта. Заполняем листовку «Осмысление и оценка проекта» |
Отзыв о работе руководителя проекта получен, «Лист сопровождения проектом» получен. Самоанализ работы выполнен. |
Методы работы над проектом: изучение и анализ научной литературы, работа со словарями; сопоставительный метод; статистический метод; организация обучающего эксперимента и обработка результатов, социологический опрос.
Материально-техническое, информационное и методическое обеспечение
Для реализации проекта потребуется:
Оборудование: фотоаппарат, принтер, сканер, мультимедийный проектор, компьютер;
программное обеспечение, бумага;
электронные ресурсы Интернета;
Книги «Сказки Брянского края» и «Былички и бывальщины: суеверные рассказы Брянского края»
книги о фольклоре.
4. Описание процесса исполнения
1. Определение темы проекта.
В 5 классе мы очень любим читать сказки. Нам случайно попались книги: «Сказки Брянского края» и « Былички и бывальщины». Мы заинтересовались сказками, напечатанными в ней. Прочитали несколько из них и решили сделать проект по популяризации сказок родного края. Одноклассники и учитель русского языка поддержали нашу идею и даже обещали помочь.
Изучив различные проекты, мы для начала решили попробовать свои силы в мастер классе в форме избы-читальни (это когда ребята садятся в кружок, ведущие читают сказку с остановками или отрывки из сказки и все вместе обсуждают прочитанное). Мы очень боимся, что наш проект на заинтересует ребят.
2. Проблема: сможем ли мы, создав сценарий мастер-класса и проведя его для ребят, увлечь одноклассников? Будет ли наш продукт полезен сверстникам и ребятам 5-х, 4-х классов? К этой возрастной категории мы обратились не случайно, ведь именно в этом возрасте дети наиболее интересуются сказками.
3. Погружаемся в тему: убеждаемся в том, что наш проектный продукт будет интересен ребятам. Для этого проводим анкетирование среди 5-6 классов (Приложение 1) по вопросам:
1. Любите ли вы читать сказки?
2. Какие типы сказок вам нравятся?
3. Известно ли вам, что существуют сборники Брянских сказок?
4. Что вам больше нравится – смотреть сказки, читать сказки, слушать сказки?
5. Хотели бы вы поучаствовать в мастер-классе, посвященном сказкам Брянского края?
4. По совету учителя работаем с книгами, в которых говорится о брянских сказках.
В семейной библиотеке Алины Бабиной оказалась книга «Сказки Брянского края». Она подготовлена на основе фольклорных записей студентов и преподавателя Брянского государственного университета Владимира Дмитриевича Глебова, сделанные за последние четверть века. В сборник включено 225 текстов сказок, записанных от 174 респондентов в 158 населенных пунктах Брянской области. Книга сопровождается сведениями об исполнителях, собирателях и населенных пунктах, словарями диалектных и устаревших слов, облегчающими работой с книгой.
Прочитав аннотацию к сборнику доктора филологических наук Валентина Костина, мы поняли, что создание такой книги сказок – это тяжелая работа, которую выполнил Владимир Дмитриевич Глебов. Исследователь кропотливо классифицировал сказки по разновидностям, создал систематический указатель сюжетов, дал пояснения и примечания [1, 9].
Благодаря работе с примечаниями мы смогли определиться, какие сказки включить в сценарий нашей будущей избы-читальни. Нам хотелось познакомить ребят с уникальными для Брянского края сюжетами. В своем примечании В.Д.Глебов у каждой сказки определил уникальность, сравнив ее с несколькими указателями сказочных сюжетов (мотивов) [1, 337-338].
Мы остановились на 3 сказках:
- «Мужик и царь» (бытовая сказка);
- «Аленушка и злая колдунья» (волшебная сказка);
- «Жадность» (бытовая сказка).
Еще одна книга из семейной библиотеки – «Былички и бывальщины: Суеверные рассказы Брянского края». Вот, что мы о ней знаем. Это первое издание брянских суеверных рассказов, записанных от 322 респондентов в 245 населенных пунктах Брянщины. Книга включает более 640 текстов быличек и бывальщин о народной демонологии, приметах и предвидениях, собранных студентами Брянского госуниверситета и составителям книги за последние четверть века. Ее составитель также В.Д.Глебов.
Мы думали, в этой книге тоже собраны сказки, но оказалось, что жанры былички и бывальщины – это рассказы об общении человека с силами потустороннего мира. Они отличаются от сказок, в которых главное – это установка на вымысел, то есть в реальность сказочных событий и героев никто не верит. Былички и бывальщины – это несказочная проза, а значит, главное для них – это достоверность и точность жизненных событий и фактов. Еще одна отличительная особенность – такой прозы – она рассказывает о наиболее важных, с точки зрения народа, событиях, интересных всем жителям региона [2, 3-5].
Быличка – это короткий суеверный рассказ, в котором от первого лица повествуется о столкновении человека с иным миром, свидетелем которого был сам рассказчик или другой, вызывающий доверие человек. Главная функция былички – информативная [2, 6-8].
Бывальщина – это также короткий суеверный рассказ о необычных, удивительных и даже невероятных происшествиях, в коревых, по утверждению рассказчика, участвуют демонические существа. Главная функция бывальщины – развлекательная. [2, 7-8]
Мы решили, что в одном проекте рассказать и о сказках, и о несказочной прозе Брянского края будет непросто, так как это два разных и очень интересных жанра фольклора, по каждому из них много материала для изучения. Поэтому пока остановились на работе со сказками.
В словаре-справочнике «Русский фольклор» из библиотеки гимназии, нас заинтересовала информация о видах сказок. Мы даже не знали, что такие сказки вообще существуют. Сказки делятся на: анекдотические, бытовые, волшебные, докучные, легендарные, лубочные, мифологические, новеллистические, сказки о животных. Каждый жанр имеет своё значение. Например, анекдотическая сказка - это всемирно распространённый жанр фольклора, в основе которого лежит универсальный смех как средство разрешения конфликта и способ уничтожения противника. А вот ещё интересный пример, сказка новеллистическая - это сказка сюжет которой составляют любовные приключения, опасные путешествия, чередование удач и неудач [3, 9].
Ещё одна интересная книга, которую мы использовали – это «Я познаю мир. Литература». В ней мы узнали значение слова фольклор. Это английское слово - народная мудрость, народное знание. Это слово в разных странах понимают по- разному. Американские и западноевропейские учёные фольклором называют все виды народного искусства - танцы, резьбу по дереву и вышивку, словесное творчество. А российские ученые словом фольклор обозначают лишь словесное искусство народа. Возник фольклор тогда, когда не было письменности. Его произведения передавались из уст в уста- отсюда русское название фольклора: устное народное творчество. И в этом - главное отличие фольклора от литературы [4, 9].
Брянская областная научная универсальная библиотека им. Ф.И.Тютчева познакомила нас с несколькими довольно серьезными книгами о фольклоре.
Учебник для ВУЗов «Русское устное народное творчество» В.П.Аникина очень подробно рассказал нам о видах сказок и их особенностях, приемах, видах концовки [5, 450-494].
Учебник Зуевой Т.В. и Кирдана Б.П. «Русский фольклор» нам понравился разделами «Сказки как вид народной прозы» [6, 133-139] и «Русские сказочники» [6, 164-165].
5. Далее составляем график работы над проектом. Вносим в него и те шаги, которые нами уже сделаны.
п/п |
Мероприятие |
Дата |
1. |
Беседа с руководителем проекта о предстоящей работе и предложение определиться с темой. |
12. 09.18. |
2. |
Формулировка темы, поиск интересных форм и названий проекта. |
19. 09. 18 |
3. |
Составление библиографического списка, выход в библиотеку, работа в интернет, анкетирование. |
21-26. 09.18 |
4. |
Обработка результатов анкетирования, работа с материалами сайта http://project.1september.ru |
25-28. 09.18 |
5. |
Работа в библиотеке и Интернете. Уточнение отдельных терминов, связанных с фольклором. |
26.09.18-7.10.18 |
6. |
Уточнение цели и задач проекта, беседа с руководителем проекта. |
8. 10.18 |
7. |
Беседа с руководителем проекта и составление плана и графика работы. |
8.10.18 |
8. |
Составление и редактирование сценария «Избы-читальни». Выступление перед учениками 4 класса. Беседа с руководителем проекта. |
10.10.18. |
9. |
Выступление перед учениками группы продленного дня. Знакомство с требованиями, предъявляемыми к учебным проектам |
19.10.18. |
10. |
Выступление перед учениками 5 класса. Беседа с руководителем и редактирование получившегося проектного продукта. |
до конца ноября |
12. |
Редактирование и проведение «Избы-читальни» для учащихся 4-6 классов гимназии. Сбор отзывов. Оформление проекта портфолио. |
в течение ноября-декабря |
13. |
Презентация полученного продукта в рамках недели русского языка перед учащимися гимназии |
в течение октября и ноября 2017 г. |
14. |
Сбор и изучение отзывов учащихся гимназии, редактирование проекта и его презентации с учетом замечаний и пожеланий. |
декабрь-январь 2018 г. |
15. |
Участие в фестивалях и конкурсах, публикации в электронных СМИ |
до конца учебного года |
16. |
Рефлексия. |
6. Пришла пора подводить итоги, говорить о том, что нам особенно удалось, а что нет. Это также ответственный этап в работе над проектом, мы вновь внимательно изучаем положение о проекте, оформляем папку портфолио, редактируем написанное.
Заключение
Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что цель и поставленные задачи проекта достигнуты. Об этом свидетельствуют отзывы учащихся и учителей гимназии.
В процессе работы над проектом авторы приобрели следующие
знания: расширили свой кругозор, узнали много новых терминов и понятий, связанных с фольклором;
умения: понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы; выступать перед аудиторией, выразительно читать фольклорные тексты;
навыки: самостоятельной организации своей деятельности, работы с научной и справочной литературой, анализа и использования полученной информации в самостоятельной работе, работы в паре.
Мы еще раз убедились в ценности научных знаний в современном мире, проверили свои способности в проектной деятельности. Мы поняли, что для достижения любой цели необходимы умственная активность, трудолюбие, наблюдательность, настойчивость, быстрота ориентации, сосредоточенное внимание. Мы обязательно будем работать над совершенствованием этих способностей.
Проект дал возможность проявить собственное творческое видение процесса и результата работы, создать проектный продукт, в котором воплотился творческий замысел: мы создать несколько интеллектуальных игр, в которые с большим удовольствием поиграли наши одноклассники ребята из параллельных классов.
Однако в процессе работы над проектом авторами были выявлены некоторые недочеты:
- работать вдвоем сложно: мы часто спорили, надо было пригласить еще хотя бы одного человека;
-было очень сложно организовать «Избу-читальню» для ребят четвертых классов, потому что они многого не поняли в нашем чтении;
-многие вопросы, связанные с понимание сказок, оказались слишком сложными для нас и для тех, кому мы адресовали наш проект, нам было очень трудно самостоятельно решить их.
Использованная литература
Былички и бывальщины: Суеверные рассказы Брянского края/Сост., вступ. ст., подгот. текстов и прилож. В. Д. Глебова.-Орел-Брянск: Изд-во ОГУ, 2011, 405 с.
Сказки Брянского края / Сост., подгот. текстов и прилож. В. Д. Глебова. – Брянск:
ООО «Новый Проект», 2016 г..- 388 с.
Русский фольклор: Слов. – справ.: Кн. Для учителя. – М. : Просвещение, 2002.- 334 с.
Я познаю мир: Дет. Энцикл.: Литература/Авт.-сост. Н.В.Чудакова; Худож. Е.В.Гальдяева, А.В. Кардашук; Под общ. Ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Фирма Издатель-ство АСТ», 1998.—448 с.
Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Учебник для вузов / В.П.Аникин. – 2-е изд., испр и доп. – М.: Высш.шк., 2004. – 735с.
Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Учебник для высших учебных заведений. - М.: Флинта: Наука, 2002. - 400 с.: ил.
Приложение 1
(Всего опрошено 103 учащихся 5-6 классов)
Любите ли вы читать сказки?
Какие типы сказок вам нравятся?
Известно ли вам, что существуют сборники со сказками Брянского края?
Что вам больше нравится: смотреть сказку, читать сказку, слушать сказку?
Хотите ли вы поучаствовать в мастре-классе, посвященном сказкам Брянского края?
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Легоцкая Вера Сергеевна