12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мулягина Елена Арсеньевна21

«Виды ручных стежков и строчек» эти темы обучающиеся изучают с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Эффективное усвоение материала обучающимися достигается не репродуктивным методом обучения, когда идет запоминание и воспроизведение сообщаемой информации, а проблемно-поисковым методом обучения. Организация работы обучающихся, на уроке может быть и индивидуальной, и групповой (они сами могут выбирать). Степень сложности постановки задачи при изучении каждого нового шва должна повышаться. Способы проверки знаний обучающихся могут быть в виде тестов, контрольных вопросов, а также в виде вопросов, которые составили сами учащиеся после изученного материала.

План урока по технологии в 5 класс «Ручные швы и строчки»

Тема урока

«Ручные швы и строчки»

Кол-во часов

2

Учитель

Мулягина Е.А.

Использование ИКТ

Программа Р/Р; текстовый редактор, распечатка дополнительных материалов.

Специальные умения и навыки

Организация рабочего места. Технология выполнения ручных стежек и строчек.

Приемы работы с инструментами и материалами.

Цель: 


Ознакомить учащихся с терминологией, применяемой при выполнении ручных работ, с приёмами выполнения ручных стежков и строчек. Выполнение ручных стежков и строчек.

Задачи:


Образовательные:

- Познакомить учащихся с правилами выполнения простейших ручных швов

- Формировать у учащихся умения работать с различными материалами, соблюдая технику безопасности.

Развивающие:

- Развивать мыслительные процессы, внимание и логическое мышление учащихся при работе.

- Развивать мелкую моторику, зрительно – пространственное восприятие, память.

Воспитательные:

- Воспитывать аккуратность при выполнении работы, интерес к ручному труду, заинтересованность в конечном результате своего труда.

Тип урока:

Комбинированный


Методы обучения

Беседа, демонстрация наглядных пособий, самостоятельная практическая работа, работа с учебником, упражнения по выполнению приемов работы.

Повторяемый материал

Терминология ручных работ. Кроссворд «Инструменты».

Правила ТБ при выполнении ручных работ

Виды и формы контроля знаний

Выполнение индивидуальной практической работы, взаимоконтроль, самоконтроль.

Практическая работа

Выполнение ручных стежков и строчек

Домашнее задание

Выучить терминологию ручных стежек и строчек.

Отрабатывать навыки выполнения ручных стежков и строчек.


Ход урока

Повторение изученного материала 

Учитель: Сегодня чтобы вы лучше представили, чем мы сегодня будем заниматься, мы начнем наш урок Технологии с загадок. Давайте постараемся отгадать кроссворд.

(нарисовать на доске или вывести на проекторе)

Кроссворд «Инструменты»:

Длинная … - ленивая швея.

Для того … сделан, чтобы палец не наколоть.

Два кольца, два конца - посередине гвоздик.

Остра, длинна, одноуха - всему миру красна.

Идёт пароход, то взад, то вперёд, а за ним такая гладь – ни морщинки не видать.


Здорово, вы отгадали с легкостью эти загадки. Таким образом, мы вспомнили с вами удивительные предметы, которые помогают человеку в жизни сотни и даже тысячи лет. Это игла, ножницы, наперсток и утюг. Скажите, а представители, какой профессии постоянно используют эти предметы? Где они работают? (портной, швея, на фабрике или в ателье). А вы пользуетесь этими предметами? Когда?

 Актуализация знаний. Опрос учащихся по изученному материалу.

А теперь давайте вспомним прошлую тему урока и что мы изучали. И так….

Что изучает раздел технологии «Материаловедение»? (Строение и свойства материалов)

Что такое волокно? (Это гибкое, прочное тело, длина которого в несколько раз превышает его ширину).

На какие две группы делятся текстильные волокна? (Натуральные и химические).

Назовите волокна растительного происхождения. (Хлопок, лён, конопля, крапива, джут).

Что вы знаете о хлопке и льне? (Учащиеся рассказывают, информацию о волокнах).

Что такое ткань? ( Это материал, полученный в результате переплетения нитей основы и утка).

Каком направлении проходят нити основы в ткани? (Вдоль ткани)

Как определить направление нитей основы и утка? (По нити, по растяжению, по звуку, по кромке)

Правильно молодцы, запомнили материал, но это еще не все загадки. У нас осталось еще две загадки, которые помогут нам узнать темы нашего сегодняшнего урока. И так давайте попробуем их отгадать.

Шагает мастерица

По шёлку и по ситцу

Как мал её шажок

А зовётся он – Стежок

Стежок за стежком

Встали ряды…..Строчка

(ученики затрудняются дать ответ)

Что же случилось, почему мы не можем отгадать эти загадки (ученики говорят, что не знают ответа) ну что- же давайте попробуем отгадать их вместе. А может, кто- то сможет не только отгадать слова, но и сказать их значение. Что они обозначают. Будет очень здорово, если кто-то это знает!

Прекрасно! А теперь давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Учитель помогает, вместе формулируем тему нашего урока. 

А как вы думаете, какая цель нашего урока? Чему я должна вас сегодня научить? Вы наверно хотите, научиться….. (дети называю цель урока)? 

- Вот теперь и мы с вами попробуем овладеть основами этого древнего искусства.

- Запишите в тетрадь тему урока:

«Ручные строчки и стежки»

Изучение нового материала и его закрепление. 


В процессе пошива одежды применяют различные ручные стежки и строчки.

Стежок - это законченный процесс переплетения ниток на ткани.

Строчка – это ряд повторяющихся стежков на ткани.

Длина стежка – это расстояние между двумя последовательными проколами иглы.

Шов – это ниточное соединение деталей.

Ширина шва – расстояние от среза детали до строчки.

По способу выполнения стежки делятся на: ручные и машинные, а по назначению на соединительные и отделочные.

- Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

При выполнении ручных работ применяют следующую терминологию.


Терминология, применяемая при выполнении ручных работ


В целях экономии времени учитель раздаёт обучающимся, распечатанную таблицу которую они наклеивают в тетрадь.


Таблица. Ручные работы.

Вt1672923591aa.png ходе объяснения учитель комментирует каждый термин и выполняемую операцию.

                              Виды ручных стежков и строчек.

По назначению строчки делятся на две группы:

Временные 2. Постоянные.

Строчки временного назначения.

Смёточные строчки прямых стежков, применяют для смётывания деталей изделия перед работой на швейной машине.

Копировальные строчки применяют для точного перенесения намеченных линий с одной детали на другую.

Строчки постоянного назначения.

Подшивочные косые стежки, используют для подшивания низа изделия. Стежки выполняют нитками в цвет ткани.

Обмёточные строчки косых стежков. Стежки выполняют нитками в цвет ткани, служат для предохранения срезов от осыпания.

Петельные стежки применяют с целью предохранения срезов от осыпания.

Пришивание пуговиц. Пуговицы служат не только для застёгивания, но и для отделки. Они должны сочетаться с цветом основного материала. Если материал плотный (например, зимнее пальто) пуговицы с двумя или четырьмя отверстиями пришивают на ножке из ниток, высота которой должна соответствовать толщине ткани.

Во время объяснения материала учитель демонстрирует виды ручных стежков и строчек, используя наглядные пособия.

Для выполнения всех видов работ нужно соблюдать ……

Правила Техники Безопасности

Организация рабочего места.

Перед началом любого дела надо оборудовать своё рабочее место. Рабочим местом принято называть участок кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы. Для ручных работ необходим рабочий стол, на котором располагают инструменты и приспособления. Вся работа выполняется на столе, обрабатываемую деталь следует держать перед собой.

Большое влияние на самочувствие учащихся и качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса вызывает преждевременную усталость, снижение работоспособности, а также способствует появлению сутулости, искривлению позвоночника, развитию близорукости. Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, т.к. при другом положении ног нарушается кровообращение.

Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд.

Инструктаж по технике безопасности

Иглы и булавки хранить в подушечке или в игольнице, шить с напёрстком.

Нельзя иглу и булавки брать в рот, вкалывать в одежду.

Сломанную иглу не выбрасывать, а класть в специально отведённую для этого коробку.

Ножницы, иглы и булавки хранить в рабочей коробке.

Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего.

Передают ножницы, кольцами вперёд, держась за сомкнутые лезвия.


Объяснение учебного задания. Практическая работа

«Выполнение ручных стежков и строчек».

Цель практической работы: выполнить образцы ручных стежков и строчек.

Используя наглядные пособия, выполним последовательно ручные работы:

сметать;

наметать;

заметать

пришить.

Требования к выполнению ручных работ.

Стежки временного назначения выполняют светлыми хлопчатобумажными нитками, хорошо видными на ткани.

Нитки закрепляют вначале и в конце строчки. В начале строчки узелком на нитке, в конце двумя-тремя стежками.

Строчки постоянного назначения выполняют нитками в цвет ткани.

Пуговицы со сквозными отверстиями пришивают в цвет пуговицы. Пуговицы со стойкой в цвет ткани.

Показ и объяснения приёмов работы с учётом правил техники безопасности.

(Инструктаж по технике безопасности и требования к выполнению ручных работ распечатанные раздаются детям и они, прочитав, приклеивают в тетради, для дальнейшего изучения).

Самостоятельная работа учащихся 

Учащиеся выполняют задания, используя инструкционные карты. Учитель, контролирует правильность выполнения приёмов работы и соблюдение правил техники безопасности.

Обсудить критерии оценивания: положительно оцениваются правильно выполненные образцы ручных строчек и правильное пришивание пуговиц.

Но если вы при выполнении образцов проявили смекалку и выполи не прямую линию, а прошили (к примеру) таким швом сердечко или носовой платочек, то оценка будет выше. Или наоборот, прошили прямую линию но, сделали это ооочень аккуратно и красиво, то балл за работу будет выше.

То же самое и с пуговицами, если вы проявили свою фантазию и сделали это со вкусом, выдумкой и стараниями, то это будет оценено выше.

Заключительная часть

Итоги практической работы. Анализ типичных ошибок, раскрытие их причин и пути их исправления. Оценить работу учащихся. 

Критерии оценки:  правильно выполненные образцы ручных строчек, пришивание пуговиц. Правильно организовано рабочее место, соблюдение техники безопасности. Проявление смекалки и авторского дизайна.

Итог урока. 

Подведение общих итогов занятия

-Что нового узнали на уроке?

-Научились ли вы чему-нибудь сегодня на уроке?

-Какие затруднения возникли у вас при выполнении практической работы?

- Как вы думаете, пригодятся ли вам знания, полученные на этом занятии, в дальнейшей жизни?

Вместе с ребятами сформулируем вывод урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание. 

Повторить изученный материал, выучить терминологию и отработать навыки ручных работ, выполнив самостоятельно, что не успели доделать на уроке.

Уборка рабочих мест.

Литература. Источники информации

Учебник: Технология. Обслуживающий труд. 5 класс. О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. Издательство «ДРОФА» Москва ФГОС 2020 Рекомендовано.

В. Н. Чернякова. Технология обработки ткани 5 класс. М.: – 2019.

https://yandex.ru/images/searchpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Ffsd.multiurok.ru%2Fhtml%2F2018%2F07%2F10%2Fs_5b44a48606d07%2F927609_21.png&from=tabbar&lr=100917

https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2013/08/26/ruchnye-stezhki-i-strochki



                                      Дополнительный материал. Это интересно.

(Распечатать дополнительный материал и разместить на доске на протяжении изучаемой темы.)

Приложение 1

Ножницы.

Первые ножницы изобретены полторы тысячи лет до нашей эры. Самые старые ножницы в Восточной Европе найдены под Смоленском, в Гнездово. По составу материала, из которого они были изготовлены, ученые определили, что ими работал кожевник X в.

На Руси ножницы делали кустари, занимавшиеся изготовлением ножей. Материалом для изготовления ножниц служило железо, сталь, иногда даже серебро, покрытое позолотой.

Некоторые мастера-изготовители давали волю фантазии: из-под их рук выходила диковинная птица с клювом, который резал ткань. Это были настоящие художники, которые превращали простой рабочий инструмент в произведение искусства. Иногда украшений на ножницах было так много, что это затрудняло пользование инструментом, и они оставались чисто декоративным предметом. Например, так получилось с ножницами, кольца которых были увиты металлическими виноградными лозами с кистями винограда.

Существует множество разновидностей этого древнейшего режущего инструмента. У ножниц есть своя «специализация»: для кожевников, парикмахеров, лекарей… Различаются они по размеру – от маленьких для маникюра до громадных для разрезания автомобилей.

Созданы электрические ножницы, которые режут толстую кожу, резину, линолеум, пластик со скоростью 20 метром в минуту.

Самые совершенные – лазерные ножницы, их используют на швейных предприятиях. Электронная вычислительная машина составляет и воспроизводит на экране выкройки одежды любого фасона, придуманного модельерами. Оператор-раскройщик вносит в эти выкройки с помощью светового карандаша окончательные изменения, и лазерные ножницы автоматически разрезают ткань по этим выкройкам. 

Пуговица.

До появления пуговиц даже верхнюю одежду надевали через голову. В Европу пуговицы завезли из Турции около 900 лет назад. Модны были крупные пуговицы диаметром несколько сантиметров. В пуговицы вставляли портреты, цветы, бабочек и покрывали стеклом. Также пуговицы делали из жемчуга, дерева, перламутра, кости, рога, кожи и драгоценных камней. Их пришивали на одежду сотнями – уже не для удобства, а для красоты.

Утюг.

В древние времена до появления утюгов на Руси, а также в Средней и Северной Европе пользовались деревянным прессом для распрямления ткани после стирки. Затем появилась деревянная каталка, на которую наматывали бельё, потом прокатывали по доске несколько раз.

В XIV в. Начали применять деревянную утюжильную машину. Она приводилась в действие зубчатым колесом вручную или конным воротом и имела деревянные валики, двигающиеся по доске.

Первый утюг появился в начале XVI в. Он представлял собой большой, тяжелый корпус, сделанный из латуни, стали или чугуна, с широкой отполированной нижней поверхностью и деревянной ручкой. Нагревали такие утюги на плите, или раскаленным железом, либо углями, которые закладывали внутрь корпуса. Манжеты и некоторые другие вещи утюжили с помощью специального приспособления из латуни в форме колокола, внутри которого находилось раскаленное железо. Изделия из тонких тканей утюжили стеклянным цилиндром, которым распрямляли их до удаления всех мелких складок.

Н протяжении трех последующих веков конструкция утюга менялась незначительно, улучшалось качество и возрастала скорость работы.

Существенным достижением начала XX в. Считается создание электрического утюга, не зависящего от внешнего нагревателя, обязательным элементом которого стал терморегулятор. Затем начали применять устройства для увлажнения тканей при утюжении; традиционную чугунную подошву сменила более легкая алюминиевая или с антипригарным покрытием; корпус и ручки стали изготавливать из жаростойких пластмасс. Это основные характеристики современного бытового электроутюга.


Приложение2

                                                    Кроссворд «Инструменты»










5





3











2






























4

















1




































Длинная … - ленивая швея.

Для того … сделан, чтобы палец не наколоть.

Два кольца, два конца - посередине гвоздик.

Остра, длинна, одноуха - всему миру красна.

Идёт пароход, то взад, то вперёд, а за ним такая гладь – ни морщинки не видать.










5





3







у




2


н

а

п

ё

р

с

т

о

к



о







ю





ж





4

и

г

л

а



н










1

н

и


т

к

и








ц












ы













​​​​​​​ Приложение 3


Виды ручных швов.



t1672923591ab.png


Сметочный

t1672923591ac.png


Петлеобразный


t1672923591ad.png


Петлеобразный (назад иголку)

t1672923591ae.png



Косой


t1672923591af.png


Копировальный

t1672923591ag.pngКрестообразный


t1672923591ah.png

Копировальный

t1672923591ai.png

Петельный


t1672923591aj.png

Косой (подшивочный)

t1672923591ak.jpg







Петлеобразный










Автор материала: А. Кальянова (7 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.