«Как обезопасить себя в сети Интернет от опасных игр и не поддаваться манипуляциям»

0
1
Материал опубликован 14 May

Автор публикации: А. Зулейка, ученица 3 класса

Министерство образования и науки Республики Дагестан





Республиканский конкурс исследовательских проектов

младших школьников «Первоцвет – 2025»







Исследовательская работа

«Как обезопасить себя в сети Интернет от опасных игр и не поддаваться манипуляциям»





Научное направление: компьютер и мы.





Выполнила: Асланова Зулейка Артуровна, ученица 3 класса

МКОУ «Гимназии Табасаранского района»

Руководитель : Гамидова Э.Ш., учитель начальной школы

МКОУ «Гимназии Табасаранского района»

с.Хучни, 2025г

Содержание

1.Введение__________________________________________________1-2

2. Основная часть

Глава 1.1 Что такое интернет и зачем он нужен детям?__________3

Глава 1.2 Какие опасности могут подстерегать в интернете?­­­­­­_____3-4

Глава 1.3 Что такое манипуляция?­­­­­­­­­­­­­­­­­­____________________________4-5

Глава 1.4 Почему важно говорить о безопасности в интернете?___5

Глава 1.5 Что я узнала, изучая литературу и статьи в интернете__5

Глава 2 Практическая часть__________________________________6-12

3.Заключение_______________________________________________12-13

4.Список использованной литературы:_________________________14



















Введение

Мы живем в мире цифровых технологий. Сегодня с помощью компьютеров и телефонов мы можем учиться, искать ответы на вопросы, смотрим мультфильмы, находим интересную информацию, играем в онлайн-игры и общаемся с друзьями. Однако вместе с интересными возможностями в интернете есть и опасности.

В последнее время появляются вредные игры, которые могут заставить детей выполнять опасные задания. Иногда в интернете встречаются люди, которые стараются обмануть или уговорить сделать что-то против желания — это называется манипуляцией.

Многие дети не знают, как правильно вести себя в таких ситуациях. Поэтому важно не только пользоваться интернетом, но и уметь защищать себя от опасностей.

В своём исследовательском проекте я решила изучить, как ребёнок может обезопасить себя в интернете и не поддаваться манипуляциям.

Актуальность

Интернет — это неотъемлемая часть современной жизни. Всё больше детей начинают пользоваться сетью с раннего возраста, но далеко не все знают о скрытых угрозах.

Каждый день дети сталкиваются с новой информацией: играми, заданиями, переписками. Иногда за интересными предложениями могут скрываться опасные ловушки — например, участие в странных или вредных играх, рассылки вирусов или предложения выполнить задания, которые могут быть опасными для жизни и здоровья.

Особенно важно уметь вовремя распознавать манипуляции — когда кто-то пытается незаметно влиять на наши поступки или решения.

Отсутствие знаний о безопасности в сети может привести к серьёзным последствиям.

Поэтому тема моего исследования актуальна: каждый ребёнок должен понимать, как защитить себя в интернете и кому можно доверять.

Цель работы

Понять, какие опасности могут подстерегать детей в интернете, и узнать, как защитить себя от вредных игр и манипуляций, а также понять роль взрослых в процессе обучения детей безопасности в интернете.

Задачи работы

Изучить материалы о сетевых опасностях для детей;

Узнать, что такое манипуляции, и научиться их распознавать;

Провести анкетирование среди своих одноклассников: знают ли они, как вести себя в интернете;

Составить список полезных советов о том, как быть осторожным в сети;

Гипотеза:

Если дети будут знать об опасностях в интернете и правилах безопасного поведения, то они смогут защитить себя от вредного влияния и избежать опасных ситуаций.

Объект исследования: Поведение детей в интернете.

Предмет исследования: Опасности, с которыми дети могут столкнуться в интернете, и способы защиты от них.



Основная часть

Глава 1. Теоретическая часть

1.1 Что такое интернет и зачем он нужен детям?

Интернет — это большая всемирная сеть, которая объединяет миллионы компьютеров. С его помощью люди могут быстро получать информацию, общаться друг с другом, смотреть видео, учиться и играть.

Для детей интернет — это возможность находить интересные факты для уроков, учиться новому, играть в развивающие игры и общаться с друзьями.

Но, кроме пользы, в интернете можно столкнуться с разными опасностями, о которых нужно знать каждому пользователю.

1.2 Какие опасности могут подстерегать в интернете?

Интернет может быть как полезным, так и опасным. Важно уметь отличать хорошие сайты от вредных. Вот основные опасности, с которыми дети могут столкнуться в сети:



Опасные игры. Некоторые игры могут содержать задания, которые наносят вред физическому или психическому здоровью детей. Например, в играх типа «Синий кит» дети могут быть заставлены выполнять опасные действия, такие как нанесение себе вреда.

Манипуляции и обман. В интернете встречаются люди, которые пытаются манипулировать детьми, убедить их в чем-то или уговорить делать что-то против их воли. Часто это бывает через социальные сети, чаты и форумы.

Распространение вирусов и фишинг. Многие вирусы и программы-мошенники пытаются украсть личные данные пользователей, такие как пароли и номера карт.

Кибербуллинг. Это когда кто-то оскорбляет, унижает или запугивает другого человека через интернет. Важно знать, как себя защитить и куда обратиться за помощью в таких ситуациях.

Почему дети вовлекаются в опасные игры?

• Им становится интересно.

• Они хотят казаться взрослыми и смелыми.

• Иногда они хотят получить поддержку или признание.

• Их могут обмануть и заставить делать что-то опасное.

Особенно опасны игры, где ребёнку предлагают выполнять странные или страшные задания, требуя полного подчинения. Поэтому нужно всегда быть осторожным и рассказывать взрослым, если в интернете что-то кажется подозрительным.

1.3 Что такое манипуляция?

Манипуляция — это когда кто-то пытается незаметно заставить другого человека сделать то, чего он сам не хочет.

В интернете манипуляторы могут использовать добрые слова, хитрые вопросы, просьбы о помощи или уговоры, чтобы убедить ребёнка сделать что-то неправильное или опасное.



Важно помнить: если кто-то в интернете просит тебя делать что-то странное, неприятное или пугающее — нужно обязательно сказать об этом взрослым!

1.4 Почему важно говорить о безопасности в интернете?

В современном мире интернет — это такая же часть жизни, как школа или дом. Но пользоваться им нужно с умом.

Безопасность в интернете — это знание простых правил, которые помогут защитить себя от опасностей. Если ребёнок умеет правильно реагировать на подозрительные предложения, он сможет избежать неприятностей.



Чтобы дети были защищены, нужно:

Учиться отличать хорошие сайты от вредных;

Никогда не разговаривать с незнакомыми людьми в интернете;

Не выполнять задания от незнакомцев;

Всегда советоваться с родителями или учителями, если что-то настораживает.

1.5 Что я узнала, изучая литературу и статьи в интернете

Я изучила разные книги и статьи о безопасности в интернете. Из них я узнала, что опасные игры могут нанести вред не только настроению, но и здоровью.

Также я поняла, что не все люди в интернете говорят правду, и что надо уметь вовремя отличать хорошие предложения от опасных.

Оказалось, что существуют специальные правила безопасности для детей, которые помогают спокойно пользоваться интернетом и не попадать в ловушки.

Глава 2. Практическая часть

Чтобы узнать, насколько хорошо мои одноклассники понимают правила безопасности в интернете, я провела анкетирование в своём классе.(приложение №1)

Вопросы были такими:

Часто ли ты играешь в онлайн-игры?

Знаешь ли ты о том, что в интернете есть опасные игры?

Что бы ты сделал, если бы незнакомец попросил тебя выполнить странное задание?

Знаешь ли ты, кому можно рассказать о подозрительных случаях в интернете?

Результаты опроса показали, что большинство детей пользуются интернетом каждый день, но не все знают о существовании опасных игр и методов манипуляции.

Большинство ребят проводят в интернете от 1 до 3 часов в день.

• О смертельных играх, таких как «Синий кит», слышали примерно половина опрошенных.

• Некоторым ребятам несовсем понятно, куда ещё можно обратиться за помощью кроме родителей.

Многие ответили, что в случае опасности обратились бы к родителям или учителю.

Беседа со школьным психологом (приложение №2)

Также я провела беседу с нашим школьным психологом.

Она объяснила, что иногда опасные игры в интернете (например, “Синий кит”, “Разбуди меня в 4:20”, “Беги или умри”) специально созданы, чтобы влиять на чувства детей и заставлять их делать странные или даже опасные поступки.

Психолог рассказал, что важно сразу сообщать взрослым, если кто-то в интернете предлагает выполнить странные задания или внушает страх.

Школьный психолог посоветовал всем ребятам:

Никогда не вступать в подозрительные игры.

Не выполнять задания незнакомцев.

Быть внимательными и доверять своим ощущениям.

Сразу обращаться за помощью к взрослым, если что-то насторожило.

2.1 Как защититься от опасных сайтов и вирусов в интернете?

После того как я провела анкетирование среди своих одноклассников и обсудила с психологом их ответы, у меня появилась идея узнать больше о том, как правильно настроить защиту от опасных сайтов и вирусов. Во время анкетирования я заметила, что многие дети не знают, как безопасно пользоваться интернетом, а также сталкиваются с проблемами, связанными с вирусами и нежелательными сайтами. Психолог подсказал, что важно понимать, как можно защитить себя в интернете и что для этого можно использовать различные настройки и программы.



На основе полученной информации и с целью углубить свои знания о безопасности в интернете, я решила поговорить с ИКТ-специалистом. (приложение №3)

В беседе он мне объяснил, как можно защитить себя и своих близких в интернете с помощью различных инструментов и настроек на компьютере.



Что мне рассказал ИКТ-специалист?

Родительский контроль — это специальная программа, которая помогает родителям следить за тем, какие сайты посещает ребёнок. Она может блокировать нежелательные сайты и ограничивать время, которое ребёнок проводит в интернете.

Антивирусные программы — они защищают устройства от вирусов, которые могут повредить компьютеры и украсть личную информацию. ИКТ-специалист посоветовал устанавливать такие программы, как Kaspersky или Dr.Web.

Фильтры безопасности — через специальные настройки можно блокировать нежелательные сайты или устанавливать фильтры, которые не дают доступ к опасным материалам.

Что должны делать родители?

Родители должны регулярно проверять, какие сайты посещает ребёнок, и следить за тем, чтобы он не общался с незнакомыми людьми в интернете. Также они должны использовать антивирусные программы и устанавливать родительский контроль, чтобы обеспечить безопасность своего ребёнка в сети.

После того как я провела опрос одноклассников и беседу с психологом, с икт специалистом я задумалась: как ещё можно объяснить, почему в интернете нужно быть осторожным?

Я изучила памятки для детей о правилах поведения в интернете, размещённые на сайтах школ и детских организаций;

Изучила статьи о вредных интернет-играх и квестах, чтобы узнать, какие из них наиболее опасны для младших школьников;

Чтобы сделать это понятнее и интереснее для младших школьников, я решила сравнить интернет с разными вещами, которые хорошо знакомы каждому.



Интернет — как ремень. Ремень может быть полезным: он помогает поддерживать одежду, помогает быть аккуратным. Но если ремень использовать неправильно, он может причинить вред. Так и интернет — приносит пользу, если мы знаем, как им правильно пользоваться.

Интернет — как большой город. В городе есть красивые парки, библиотеки и магазины, но есть и опасные улицы, на которые нельзя заходить. Точно так же в интернете есть полезные сайты, а есть опасные, где могут обмануть или причинить вред.

Интернет — как огонь. Огонь даёт тепло и свет, когда мы аккуратны с ним. Но если обращаться с огнём неосторожно, он становится опасным. Интернет тоже нужно “держать под контролем”, чтобы он помогал нам учиться, а не причинял беду.

Поговорила с ребятами из младших классов и выяснила, что многие из них слышали про популярные игры, но не всегда понимают, что среди игр могут скрываться опасности.

(Приложение№4) Входе исследования я также решила предложить младшим школьникам создать собственные правила безопасного использования интернета. Это важно, потому что, когда дети сами участвуют в создании правил, они более внимательно относятся к их соблюдению и лучше понимают необходимость защиты в сети.



Мы вместе с учениками обсудили основные принципы безопасного поведения в интернете и предложили следующие шаги:

Провести обсуждение правил безопасности.
В рамках группового обсуждения мы рассмотрели возможные опасности, которые могут поджидать детей в интернете, такие как вирусы, неприемлемый контент и нежелательное общение с незнакомыми людьми. Каждый школьник смог высказать свои опасения и предложить способы их устранения.

Разработка собственных правил.
Мы составили список простых, но важных правил, например: не раскрывать личную информацию, сообщать взрослым о подозрительных ситуациях, использовать безопасные сайты, не играть в игры, которые могут быть опасны для здоровья. Дети предложили свои идеи, и на основе этого был составлен свод правил, который может быть полезен в их повседневной жизни.

Предложение обучающих игр и упражнений.
Я предложила детям создать игровые ситуации, которые будут помогать им закрепить эти правила. Например, в игре можно задать вопросы, как поступить в определенной ситуации в интернете, или научить распознавать опасные сайты. Это позволит школьникам в игровой форме понять важность соблюдения интернет-безопасности.

Совместная работа с родителями.
Мы договорились, что для лучшего понимания безопасности в интернете детям нужно делиться своими правилами с родителями. Родители помогут следить за соблюдением правил, а также могут предложить дополнительные рекомендации по защите в сети.

Правила безопасного использования интернета для младших школьников



Не раскрывай личные данные

Никогда не делись своим полным именем, адресом, номером телефона или паролями в интернете. Помни, что эти данные могут быть использованы не по назначению.

Не соглашайся на незнакомые запросы на общение

Если кто-то незнакомый предлагает тебе общение в чате или видеозвонок, не соглашайся без разрешения родителей. Чужие люди в интернете могут быть опасными.

Используй программное обеспечение для защиты

На компьютере всегда должны быть установлены антивирусные программы и родительский контроль, которые помогут защитить тебя от вредоносных сайтов и вирусов.

Ограничь время, проведенное за экраном

Проводя слишком много времени в интернете, ты можешь устать, потерять интерес к учебе и физическим активностям. Постарайся следовать рекомендациям взрослых и делай перерывы.

Не участвуйте в опасных играх и заданиях

Некоторые игры и челленджи могут быть опасными для твоего здоровья или психики. Если тебе кажется, что игра может быть опасной, немедленно сообщи об этом взрослым.

Блокируй и сообщай о неприятном контенте

Если ты увидел или услышал что-то, что тебя напугало или огорчило, сразу расскажи об этом взрослым. В интернете есть способы заблокировать неприятный контент.

Слушай советы родителей и учителей

Родители и учителя могут помочь тебе выбрать безопасные и полезные игры, сайты и приложения. Всегда спрашивай их совета перед тем, как начать что-то делать в интернете.

Не доверяй всем сообщениям

В интернете могут быть фальшивые сообщения или предложения, которые выглядят как настоящие. Будь осторожен и всегда проверяй информацию с взрослыми.

Заводи онлайн-друзей с осторожностью

В интернете можно завести друзей, но всегда помни, что они могут не быть теми, кем кажутся. Не встречайся с ними в реальной жизни без разрешения взрослых.

 Рекомендации по улучшению ситуации

Включение образовательных программ в школьную программу по цифровой безопасности, где дети научатся распознавать опасности в интернете и принимать правильные решения.

Проведение регулярных мероприятий для детей и родителей по вопросам безопасности в интернете.

Рекомендации для разработчиков игр

Создание игр, которые способствуют развитию критического мышления и предлагают детям безопасные, познавательные задания.

Регулирование возраста игроков и создание системы предупреждений о возможных опасностях для несовершеннолетних пользователей.

Заключение

В ходе работы я убедилась, что безопасность в интернете — это актуальная и важная тема. этот В интернете действительно могут скрываться серьёзные опасности: опасные игры, мошенники, кибербуллинг, обман. Особенно уязвимыми становятся дети, которые не знают правил безопасного поведения.

Хотя дети ежедневно сталкиваются с интернетом, не все знают, какие опасности могут их подстерегать. Особенно важно научить детей распознавать манипуляции и опасные игры, а также обучить их правильно реагировать на такие ситуации

Проведённый мною опрос среди одноклассников показал, что многие ребята уже слышали об опасных играх и понимают важность осторожности в интернете. Однако некоторые всё ещё не знают, к кому можно обратиться за помощью в случае опасности.

Беседа со школьным психологом подтвердила, что главная защита ребёнка в интернете — это знание правил безопасности и доверие к взрослым.

Основные выводы:

Дети не всегда понимают, какие игры могут быть опасными, и часто попадают в ловушки.

Важную роль в безопасности играют родители и педагоги, которые могут научить детей правилам безопасности.

Применение технологий и цифровых инструментов для защиты детей от вредных сайтов и игр имеет большое значение.

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась:

Если дети будут знать об опасностях в интернете и правилах безопасного поведения, то они смогут защитить себя от вредного влияния и избежать опасных ситуаций.

Каждый ребёнок должен помнить, что интернет может быть безопасным и полезным, если использовать его с умом и осторожностью.





Список использованной литературы:

Бойко, Н. Г. (2017). Психология безопасности детей в интернете. Санкт-Петербург: Речь.

Шевченко, И. М. (2019). Защита детей от вредного контента: принципы и методы. Москва: Издательство Юрайт.

Смирнова, Т. П. (2016). Родительский контроль в интернете: советы и рекомендации для родителей младших школьников. Журнал «Безопасность в сети», 4(3), 45–56.

Иванова, Л. В. (2015). Цифровая грамотность и безопасность детей в сети. Санкт-Петербург: Наука и образование.

Мищенко, М. В. (2020). Психологические аспекты работы с детьми в условиях цифровизации. Журнал «Психология и безопасность», 5(2), 23–32.

Левина, Е. А. (2018). Безопасность младших школьников в социальных сетях: проблемы и решения. Москва: Академия.

Литвинова, Н. В. (2017). Развитие безопасности детей через информационные технологии. Вопросы современной педагогики, 12, 88–94.

Федеральный закон Российской Федерации № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года О персональных данных. Москва: Законодательство России.

10 https://www.kaspersky.ru/resource-center/threats/top-seven-dangers-children-face-online

https://obuchonok.ru/node/7604



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Приложения в тексте публикации заявлены, но не оформлены подобающим образом, к сожалению.

1
15 May

Похожие публикации