Кармен-сюита – самое знаменитое произведение Родиона Щедрина.

2
0
Материал опубликован 7 April 2020

Автор публикации: Е. Ложкина, ученица 8Б класса

ЭССЕ

ученицы 8б класса МБОУ СОШ № 4

Ложкиной Евгении Дмитриевны

«Кармен-сюита – самое знаменитое произведение Родиона Щедрина»

Письмо подруге.


Здравствуй, Настя! В прошлом письме ты спрашивала меня о том, как у меня дела, чем я занимаюсь. Сегодня я расскажу тебе о моих открытиях, только ты не удивляйся – эти открытия из мира музыки.

Надеюсь, ты помнишь, что моя мама, занимаясь каким-нибудь делом, постоянно что-то напевает. Я уже запомнила: «У любви, как у пташки крылья». Мама рассказала мне, что это фрагмент из оперы Жоржа Бизе «Кармен». Она мне и содержание кратко рассказала. Цыганка Кармен была настолько яркой и привлекательной, что в нее влюбились и солдат, и тореадор.

Каково же было мое удивление, когда недавно я узнала, что есть балет с почти таким же названием, и музыка в нем почти такая же. Мне пришлось провести настоящее расследование, чтоб окончательно во всем разобраться.

Настя, в поисках истины я наткнулась на информацию о том, что в 8 классе мы будем изучать это произведение на уроках музыки. Но мне не терпится рассказать тебе то, что я узнала.

Впервые сюжет о самой знаменитой и страстной цыганке Кармен стал известным в 1845 году, когда французский писатель Проспер Мериме написал свою новеллу. Уже через год молодой хореограф Мариус Петипа ставит на балетной сцене Мадрида одноактный балет "Кармен и тореадор". А 29 лет спустя появляется один из самых знаменитых оперных шедевров ставит «Кармен» Жоржа Бизе.

Именно в музыку оперы влюбляется прима-балерина Майя Плисецкая. Правда тогда она была еще семилетней девочкой, которая, словно завороженная, с силой крутила ручку патефона, бесконечно слушая единственную пластинку Бизе "Кармен". С детства ей нравилось все испанское - мотивы, ритмы, движения.

У каждой артистки есть своя мечта. Иногда сбыточная, иногда несбыточная. Мечта станцевать Кармен на сцене преследовала Майю Михайловну многие годы.

У Дмитрия Шостаковича и Арама Хачатуряна, к которым она обратилась с просьбой создания балетного спек­такля, эта идея не получила одобрения. Тогда за дело взялся Родион Щедрин. Он нашёл единственно верный вариант: максимально сохранил музыку французского композитора, приспособив её к хореографической интерпретации. Так появилась «Кармен-сюита».

Музыка Бизе зазвучала по-новому, а образ Кармен засверкал благодаря исполнительнице главной роли – Майе Плисецкой.

Она, пожалуй, впервые исполняла партию, столь близкую ей по темпераменту, впервые станцевала героиню, о которой мечтала.

Балет не нашел одобрения в вышестоящих кругах. Много времени и сил пришлось потратить на уговоры, чтоб разрешили дальнейшие исполнения балета. Пытаясь оказать определенное давление на Плисецкую, министр культуры Фурцева возмущенно сказала балерине: «Вы предаете балет! Ваша Кармен погибнет!» Но великая непревзойденная звезда гордо отпарировала: «Кармен будет жива, пока буду жить я!» 

Майя Плисецкая вспоминала: «Меня хвалила пресса, меня ругала пресса. Но публика принимала спектакль с восторгом, упоением, радостью. Это ли не высшая награда за мое упрямство, веру, фанатизм, убежденность?»

«Кармен-сюиту» М. Плисецкая станцевала более 350 раз, каждый раз импровизи­руя и находя новые и новые акценты и эмоции.

Когда она ушла со сцены, спектакль ушёл вместе с ней. Но спустя 20 лет его возродили.

После большого перерыва «Кармен-сюита» была исполнена на сцене Большого театра 11 декабря 2002 г. на юбилейном вечере Родиона Щедрина. Партию Кармен танцевала А.Волочкова (партнеры – Е.Иванченко и Д.Матвиенко).

Из балерин Большого театра Кармен в «Кармен-сюите» танцевала Марианна Рыжкина с Александром Ветровым в Arlington Ballet в 2003 г.

В 2005 году, солистка Большого театра Светлана Захарова вышла на прославленную сцену в балете «Кармен-сюита». Прима-балерина Большого театра, своим искусством покорила весь мир. Она танцевала легендарную партию Кармен в спектакле "Кармен-сюита" так вдохновенно, что ей аплодировала сама Майя Плисецкая.

Балет, поставленный в расчете на неповторимую индивидуальность Плисецкой, обрел новый облик и новую жизнь с появлением в заглавной роли Марии Александровой в 2006 году…

Сегодня в заглавной партии блистают ведущие примы страны — «Кармен» не умерла даже после смерти своей великой исполнительницы.

Возможно и сейчас, когда ты, Настя, читаешь это письмо, кто-то наяву восхищается творением талантливых людей в каком-то музыкальном театре. Учти, Настя, что часто «Кармен-сюита» исполняется и как оркестровое произведение.

Однажды Родиона Щедрина спросили, не обидно ли ему, что самое знаменитое, чаще всего исполняемое произведение «Кармен-сюита» не принадлежит ему полностью.

Настя, ты думаешь ему это неприятно? Конечно же, нет. У Родиона Щедрина много шедевров и кроме «Кармен-сюиты».

Но именно «Кармен-сюита» ему особенно дорога, ведь она принесла столько счастья его любимой Майе Михайловне Плисецкой. Этот балет сыграл одну из главных ролей в профессиональной жизни балерины – он ярче всего выразил ее необыкновенной танцевальный стиль, и именно с него началась её мировая слава.


2


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.