Книжка-раскраска для дошкольников «Звездные дали»
Автор публикации: Ю. Крыловская, ученица 6А класса
Автор публикации: Д. Мышьякова, ученица 6А класса
Книжка-раскраска для дошкольников «Звездные дали»
Творческий проект
Окружающий мир
Авторы
Крыловская Юлия,
Мышьякова Диана
6 класс,
руководитель
Легоцкая В.С.,
учитель русского языка и
литературы
Брянск- 2019
Оглавление
1. Проектный продукт
2. Аннотация……………………………………………………..……….….3
3. Этапы и методы работы над проектом………………………..…………4
4. Описание процесса исполнения……………………………………….…6
5. Заключение………………………………………………………………...9
Использованная литература…………………………………………………9
Приложение………………………………………………...…………..…....10
Фотоприложение
1.2 Аннотация
В этом году многие наши ровесники и ребята постарше принимали участие в различных волонтерских акциях. Нам тоже захотелось поучаствовать в какой-нибудь похожей акции и оказать какую-нибудь помощь тем, кто в ней нуждается. Мы обратились со своими идеями и предложениями к учителю литературы и русского языка. В ходе нашего общения решили, что сделаем проект, посвященный космосу, и представим его перед старшими дошкольниками, выступим перед ними, организуем для них мастер-класс по раскрашиванию, а заодно расскажем об окружающем мире, о космосе. Так родилась идея волонтерского проекта.
1.3 Целевая аудитория
Созданный продукт адресован прежде всего детям старшего дошкольного возраста, которые только познают окружающий мир.
1.4 Цель проекта
Создать книжку-раскраску «Звездные дали» для старших дошкольников
Ожидаемый результат
Созданный продукт поможет лучше понять окружающий мир, место человека и человечества во Вселенной, пробудит интерес дошкольников к изучению космоса.
1.5 Задачи проекта
1) Изучить научную литературу по проблеме проекта;
2) создать книжку-раскраску;
4) представить созданный продукт перед дошкольниками в МБДОУ ЦРР д/с №134 «Морячок» г.Брянска, МБДОУ ЦРР д/с №155 «Светлячок» г.Брянска и МБДОУ ЦРР д/с №147 «Голубые дорожки» г.Брянска.
1.6 Этапы и методы работы над проектом
Этапы работы |
Решаемые задачи |
Содержание работы и деятельность участников |
Предполагаемый результат |
Подготовительный (2 дней) |
Определить тему и цель проекта, сформулировать задачи, определить практическую направленность проекта. |
Работаем в Интернет. Составляем библиографический список литературы для изучения и ознакомления, план работы. Обсуждаем первые итоги и заполняем листовки «Лист планирования» и «Подготовительный этап». |
Содержание проекта определено, тема и цель сформулированы, практическая направленность и новизна проекта осмыслены. Все свои идеи мы начали записывать в лист «Банк идей». |
Планирование (2 дня) |
Уточнить источники изучения проблемы, познакомиться с научной литературой, изучить подобные проекты и продукты. |
Знакомимся с проектными работами про космос. Уточняем примерный план работы. Обсуждаем итоги проделанной работы. |
С проектными работами познакомились, план работы составили. |
Работка проекта (3 месяца) |
Составить эскизы будущей книжки, познакомить с ними руководителя, отредактировать, предложить для апробации знакомым шестилетним детям, вновь отредактировать. |
Компилируем отобранный материал, составляем книжку. Предлагаем с полученным материалом ознакомиться учителю. Проводим мастер-класс в детских садах. (Приложение 2) |
Книжка составлена, отзывы собраны и проанализированы, коррективы после анализа отзывов внесены. |
Оформление результатов |
Закончить оформление книжки. |
Редактируем и оформляем книжку в соответствии с результатами экспериментальной работы, с учетом пожеланий учителей и учащихся. |
Портфолио творческого проекта оформлено. |
Презентация (от 10 дней) |
Презентовать книжку в детском садике, в гимназии перед первоклассниками, познакомить с книжкой учителя ИЗО, воспитателей д/с. |
Уточняем условия публикации и готовим книжку для участия в различных конкурсах творческих проектов. |
Публикации проекта в электронных СМИ, участие в фестивалях и конкурсах проектов. (Приложение 3) |
Оценивание (1 день) |
Изучить критерии оценки творческих проектов, критерии городского конкура проектов. |
Обсуждаем созданный нами продукт, выполняем самоанализ созданного проекта. |
Отзыв о работе руководителя, воспитателей детсадов и учителей получены, самоанализ работы выполнен. |
Методы работы над проектом: изучение и анализ научной литературы, сопоставительный метод; статистический метод; организация обучающего эксперимента и обработка результатов, социологический опрос.
1.7 Материально-техническое, информационное и методическое обеспечение
Для реализации проекта потребуется:
Оборудование: фотоаппарат, принтер, сканер, краски, карандаши, фломастеры, черная гелевая ручка;
программное обеспечение, бумага;
электронные ресурсы Интернета.
Описание процесса исполнения
1.Определение темы проекта.
Многие наши одноклассники увлечены проектной работой. Мы, ученики 6 класса Крыловская Юля и Мышьякова Диана, давно дружим, и также решили поработать над проектом, идею которого подсказали наши увлечения: мы обе интересуемся космосом, любим рисовать космические пейзажи, читаем научную фантастику о неизведанных космических далях. Мы долго думали, как сформулировать тему проекта, определить его цель и выбрать форму. В этом вопросе нам помогли наши родители: подсказали идею создать продукт, который бы помог изучить космос и нашим младшим братьям. Мы выбирали среди многих форм: сборник стихов, считалок, азбука для младшего брата на космическую тему и т.д. Но, так как мы обе любим рисовать, у нас у обеих развито образное воображение, мы решили создать книжку-раскраску. Так родилась идея проекта.
2. Проблема: сможем ли мы, создав книжку-раскраску и проведя мастер-класс среди старших дошкольников по работе с ней, увлечь будущих первоклассников? Будет ли наш продукт полезен шестилеткам? Удастся ли нам углубить знания ребят о космосе, расширить их кругозор?
3. Погружаемся в тему: еще раз убеждаемся в том, что наш проектный продукт будет интересен ребятам. Для этого беседуем с родителями, своими младшими братьями, их друзьями, воспитателями детского сада. Результаты нашего социологического опроса мы представили в виде таблицы. (Приложение1)
4. По совету учителя работаем с Интернет-источниками и книгами, в которых рассказывается о том, как создаются раскраски, для чего они нужны, как методически правильно с ними работать, а также с книгами, посвященными изучению космоса для детей дошкольного возраста. В частности, многое мы узнали из книг серии «Астрономия для умненьких детей». В книге «Маленькие планеты» мы прочитали о том, как открывают астероиды, какими они бывают, на картинках увидели их размеры в сравнении, а также узнали, чем в будущем могут они пригодиться людям. «Экипажи космических кораблей, пролетев сотни миллионов километров и собираясь пролететь еще больше, смогут отдохнуть на астероидах. В будущем земляне научатся превращать астероиды в обитаемые базы, построив там необходимые им заводы и астрономические обсерватории» [5, 31 ]. Знакомство с этой книжечкой способствовало тому, что мы создали раскраску «Люди на Иде».
Также нам показалась интересной книга «Космическая азбука», адресованная детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В этой книге, кроме описания космических объектов, наше внимание привлекла информация об орбитальных кораблях, космических станциях, о быте космонавтов во время пребывания в космосе. Кни га прекрасно иллюстрирована художниками В.Радаевым и В.Букаревым. Познакомившись с иллюстрациями художников, мы позаимствовали несколько идей для изображения космонавтов. Также мы вдохновились идеей предложить нашим будущим дошкольникам лунный пейзаж: «Что же увидели и что почувствовали астронавты на луне? Они увидели, что луна похожа на пыльную серую пустыню. Ни звука, ни дуновения ветерка» [3, 163 ].
Большую помощь в работе над проектом оказала нам и книга «Звезды и планеты» из серии «Энциклопедия для детей». Полезной оказалась для нас доступно изложенная информация о возникновении Вселенной, нашей галактики, Солнечной системы, отдельных планет. Эта информация не только расширила наш собственный кругозор, но и помогла понять, как в доступной, понятной для детей форме излагать тот или иной материал. Например, мы прочитали о Меркурии следующее: «Это самая маленькая планета Солнечной системы. У Меркурия тонкая атмосфера, поэтому температура на поверхности опускается до -180 градусов в тени и поднимается до 400 градусов на солнце!.. Поскольку орбита Меркурия расположена близко к земной, мы можем наблюдать его фазы, т.е. он, как и луна, в разное время выглядит по-разному». [4, 31 ].
Первые свои иллюстрации мы позаимствовали из ресурсов Интернета. Этот сайт очень помог нам. Впоследствии мы выполнили свои иллюстрации, но первоначально использовали в работе с дошкольниками чужие.
5. Далее составляем график работы над проектом. Вносим в него и те шаги, которые нами уже сделаны.
п/п |
Мероприятие |
Дата |
1. |
Беседа с руководителем проекта о предстоящей работе и предложение определиться с темой. |
24. 05.18. |
2. |
Формулировка темы. |
26. 05. 18. |
3. |
Составление библиографического списка Анкетирование одноклассников. |
27-31. 05.18 |
4. |
Работа с материалами сайта http://project.1september.ru |
27-31. 05.18 |
5. |
Работа в библиотеке и Интернете. Уточнение понятийного аппарата, работа с источниками. Беседа с родителями, учителем ИЗО, работками типографии. |
31.05.18-14.06.18 |
6. |
Уточнение цели и задач проекта, беседа с руководителем проекта. |
14.06..18 |
7. |
Беседа с руководителем проекта и составление плана и графика работы. |
8.07.18 |
8. |
Систематизация собранного материала, попытка ответить на вопрос проекта. Беседа с руководителем проекта. |
10.07.18. |
9. |
Знакомство с требованиями, предъявляемыми к учебным проектам |
19.07.18. |
10. |
Составление сборника раскрасок. Беседа с руководителем и редактирование получившегося проектного продукта. |
до конца июля |
12. |
Проведение мастер-классов с раскрасками в детских садах, редактирование полученного продукта. |
в течение августа-сентября 2018 |
13. |
Обращение к родителям с просьбой напечатать книжку-раскраску в типографии. |
октябрь 2018 |
14. |
Оформление портфолио проекта и постера для защиты |
октябрь 2018 |
15. |
Участие в гимназическом конкурсе проектов. |
декабрь 2018 |
16. |
Презентация проекта полученного продукта в рамках Недели науки перед учащимися гимназии |
февраль 2019 г. |
17. |
Участие в фестивалях и конкурсах, публикации в электронных СМИ |
до конца учебного года |
18. |
Рефлексия. |
6. Пришла пора подводить итоги, говорить о том, что нам особенно удалось, а что нет. Это также ответственный этап в работе над проектом, мы вновь внимательно изучаем положение о проекте, редактируем и дополняем папку портфолио, делаем фотоприложение.
Заключение
Подводя итог проделанной работе, следует отметить, что цель и поставленные задачи проекта достигнуты. Об этом свидетельствуют отзывы воспитателей детских садов, с которыми мы сотрудничали, детей старшего дошкольного возраста, которым мы предлагали наши раскраски для творческой работы, наших и другим мам.
В процессе работы над проектом авторы приобрели следующие
знания: расширили свой кругозор о Космосе, узнали много новых терминов и понятий, используемых в работе с детьми садовского возраста;
умения: понимать проблему, структурировать материал, формулировать заключение; выступать перед дошкольниками; общаться с людьми разных возрастов.
навыки: самостоятельной организации своей деятельности, работы с научной и справочной литературой, анализа и использования полученной информации в самостоятельной работе, работы в паре.
Мы еще раз убедились в ценности научных знаний в современном мире, проверили свои способности в проектной деятельности. Мы поняли, насколько важно и трудно умение работать с людьми, особенно с детьми.
Однако в процессе работы над проектом авторами были выявлены некоторые недочеты:
- мы слишком мало предоставили ребятам информации о космосе;
-было очень сложно объяснить детям многие простейшие слова, например, скафандр, спутник планеты;
-не всегда легко понять взрослых и договориться с ними.
Использованная литература
1. Афонькин С.Ю./Космос.-СПб: «БКК», 2010.-96 с.
2. Большая книга «Почему». Пер. с итал..-М.: «РОСМЭН, 2013, -239 с.
3. Горьков В.Л., Авдеев Ю.Ф. Космическая азбука. М.: «Детская литература», 1990.-176 с.
4. Звезды и планеты. Пер. с итал.-М.: ООО «Издательская Группа «Азбука Антикус», 2012, 72 с.
5. Левитан Е.П. Маленькие планетки. –М.:«Белый город», 2007.-32 с.
6. Левитан Е.П. Длинноволосые звезды. –М.:«Белый город», 2007.-32 с.
7. Хабер Х. Звезды/Пер.с нем.-М.: ООО «ТД» «Издательство Мир книги», 2006.-48 с.
Приложение 1
ФИ |
Интересны ли ребятам 6 лет раскраски на тему «Космос»? |
Смогут ли созданные нами раскраски помочь ребятам в расширении кругозора? |
С какими деталями на раскраске детям легче будет работать? |
Крыловская Оксана Александровна, мама Юли |
Да, т.к дети в этом возрасте активно познают мир, открывают для себя новые знания. |
Да, ведь раскраски-прекрасное средство развития детей. |
Детям шести лет следует предлагать небольшие рисунки с четким жирным контуром. |
Талогаева Наталья Витальевна, мама Дианы |
Да, интересны и познавательны |
Да, дети узнают мир, обогащают представления о природе |
С крупными и средними деталями детям работать легче. |
Сафронова Татьяна Васильевна, мама старшего дошкольника |
Тема «Космоса» очень интересна, т. к. у меня мальчик интересуется планетами. |
Я думаю, все зависит от развития и интересов ребенка. |
С крупными деталями рисунка детям работать намного легче, чем с мелкими. |
Зубарева Наталья Викторовна, воспитатель д/с «Морячок» |
Тема «Космоса» детям очень интересна. Привлекает как мальчиков, так и девочек. |
Раскрашивая «космические» картинки дети закрепляют свои представления о космосе, расширяют кругозор. Раскрашивая необычные детали, задают вопросы, смогут белее ярко и полно представить космическое пространство. Рассматривая и раскрашивая «космические» раскраски, дети развивают воображение. |
Конечно, крупные детали раскрашивать легче, но дольше. Раскрашивание мелких деталей позволяет развивать мелкую моторику. |
Кушенова Виктория Андреевна, воспитатель д/с «Морячок» |
Раскраски всегда интересовали детей, потому что это путь в мир изобразительного искусства, развитие художественного вкуса ребенка. |
Дети дошкольного возраста с помощью раскрашивания вырабатывают эстетический вкус и расширяют свой кругозор. |
Я уверенна, что детям легче работать с более крупными деталями, хотя в этом возрасте (6 лет) ребенку необходимо добавлять более мелкие детали. |
Дмитрий Мышьяков, 6 лет |
Да, особенно мальчикам, потому что они увлечены космосом. |
Конечно, потому что все сразу узнать невозможно, а благодаря раскраскам дети расширяют свой кругозор, приобретают уверенность в себе. |
Я считаю, что детям 6 лет необходимо работать с более мелкими деталями рисунка. |
Крыловский Матвей, 6 лет |
Да, моему ребенку очень интересны раскраски с инопланетянами и пришельцами из космоса. |
Смогут, т. к. благодаря раскраскам дети развивают свое мышление, пополняют знания. Ребенок познает мир, а значит, расширяет свой кругозор. |
Легче всего работать с более крупными деталями рисунка. |
Сафронов Артем, 6 лет |
Дошкольники живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звездное небо. |
Мой ребенок благодаря раскрашиванию развивает свой кругозор. Всегда к основному рисунку подрисовывает, пририсовывает, додумывает сюжет рисунка, опираясь на содержание раскрашенного. |
Ребятам легче всего работать с деталями крупного размера, что позволяет ребенку осваивать рисование карандашами и фломастерами. |
Кукареко Кирилл, 6 лет |
Дети мало знают о космосе, поэтому эта тема им очень интересна, а тем более в виде раскраски. |
Раскраски на тему «Космос» развивают кругозор знаний о Вселенной, способствуют накоплению знаний об окружающем мире. Это позволит быстро и без проблем изучать природоведение, рисование, литературу в школе. |
В этом возрасте, я считаю, что необходимо детям раскраски с мелкими деталями, хотя легче дошкольникам будет работать с крупными деталями. |
Приложение 2
Мастер-класс «О Космосе с карандашом в руках»
Диана. Здравствуйте, дорогие ребята!
Юля. Мы, ученицы 6 класса МБОУ «Гимназия №5» г.Брянска Диана и Юля, хотим предложить вам взять в руки карандаши и вместе с нами отправиться в удивительное космическое путешествие.
Диана. Нам поможет книжка-раскраска, которую мы создали вместе специально для вас.
Юля. Ребята, давайте посмотрим в нашу раскраску и немного поговорим о космосе.
Диана. Люди всегда мечтали о космосе, их манили дальние просторы, звезды, они хотели знать, есть ли жизнь на других планетах, хотели побывать в космических далях.
Юля. Прежде чем отправить в космическое путешествие человека, наши ученые отправили в космос собак Белку и Стрелку. И собаки благополучно вернулись на Землю.
Диана. Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтом, покорившим космос? (Ответы детей - Ю.А. Гагарин).
Юля. Юрий Алексеевич Гагарин первым открыл дорогу в космос, облетел земной шар и успешно совершил посадку. Его полет начался с фразы: «Поехали!».
Диана. Когда Юрий Гагарин увидел из космоса нашу планету, он воскликнул: «Красота-то какая!»
Юля. Ребята, а вы знаете, как называется наша планета? (Ответы детей — Земля).
Диана. Солнечная система-это объединение планет и их спутников, которые вращаются вокруг яркой звезды- Солнца.
Юля. А сколько планет входит в Солнечную систему? (Ответы детей).
Раз-Меркурий.
Два-Венера.
Три-Земля.
Четыре-Марс.
Пять-Юпитер.
Шесть-Сатурн.
А еще Уран, Нептун.
И еще учтем Плутон.
Наше Солнце-Чемпион!
Диана. Наша планета находится в постоянном движении: она вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.
Юля. С Земли мы можем увидеть миллионы звезд. Они кажутся нам маленькими яркими огоньками, потому что находятся очень далеко.
Диана. На самом деле каждая звезда – это гигантский газовый шар, как солнце, который излучает тепло и свет. Звезды образуют различные узоры, напоминающие фигуры. Это созвездия.
Юля. Все мы знаем, что космонавты, совершая свои полеты, защищают тело скафандром. Как вы думаете, зачем нужен скафандр? (Ответы детей- В скафандре есть большой запас воздуха. Также скафандр обогревается изнутри и просто незаменим для выполнения работы в открытом космосе. Кроме того, в скафандре есть радиосвязь на случай, если космонавт сильно удалится от станции, проводя осмотр корабля).
Диана. Как вы думаете, ребята, каким должен быть космонавт? (Ответы детей-космонавт должен быть смелым, решительным, собранным. И здоровье у него должно быть очень крепкое).
Юля. Ребята, перед вами лежат наши книжки-раскраски, в них размещены эскизы всего того, что можно встретить в космическом пространстве. Давайте вместе создадим наш удивительный космос и раскрасим понравившиеся вам картинки.
Диана. Спасибо вам большое, мы были очень рады встречи с вами!
Юля. И надеемся, что вам наша встреча понравилась и запомнилась.
Артюхова Наталья Александровна
Легоцкая Вера Сергеевна
Порошина Ольга Анатольевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Дементьева Ирина Михайловна
Порошина Ольга Анатольевна