Методическая разработка творческого проекта «Раскраска-книжка для сестрёнки Аришки»

2
0
Материал опубликован 4 February 2020

Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. Методическая разработка творческого проекта «Раскраска-книжка для сестрёнки Аришки».

Шафран Наталья Валерьевна,

методист, педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги

Нестерова Ирина Викторовна,

методист, педагог дополнительного образования

МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги


В современной образовательной практике особое место отводится проектной деятельности учащихся. ФГОС начального общего образования определяет данный вид деятельности как одно из условий реализации программ начального общего образования. Проектная деятельность включается также в реализацию дополнительных общеразвивающих программ. Проект, как метод обучения, позволяет решать разнообразные задачи развития учащихся младшего школьного возраста: формирует их активность, самостоятельность и инициативу, исследовательские навыки и умение анализировать собственную деятельность, развивает познавательный интерес и творческие способности.

Младший школьный возраст является наиболее чувствительным в развитии творческих способностей. Для него характерно интенсивное развитие всех психических процессов, особенно мышления. Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста предполагает их качественное изменение через включение учащегося в различные виды деятельности, носящие творческий характер [1]. Одним из таких видов деятельности является разработка и реализация творческого проекта.

В данной статье представлен педагогический опыт по созданию индивидуального творческого проекта учащегося 7 лет по теме «Раскраска-книжка для сестрёнки Аришки». Данный проект реализован в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Основы компьютерной графики» для учащихся 7-10 лет на базе МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги. Проектная деятельность проводится как итоговое повторение темы: «Графический редактор Paint». Данная тема рассчитана на 7 часов.

Предметное содержание проекта.

Учащиеся применяют знания и навыки рисования в графическом редакторе Paint для создания книжки-раскраски. Планируют работу по реализации проекта и определяют техники его выполнения. Составляют инструкцию по изготовлению книжки-раскраски. Создают книжку-раскраску в печатном и электронном варианте.

Актуальность проекта.

Компьютерная графика очень популярное направление в сфере информационных технологий, которыми увлечены современные дети, подростки и молодёжь. Реализация творческого проекта позволяет применить знания и умения выполнения рисунков в графическом редакторе Paint на практике, а также повысить познавательный интерес и мотивацию учащихся к творчеству.

Определение проблемы.

Для проекта необходимо было выбрать личностно-значимую проблему для учащегося, что обеспечило бы интерес к работе и успех проекта.

Проблема: «я очень хочу порадовать свою младшую сестру и сделать для нее раскраску, но пока не знаю, как это сделать».

Цели и задачи проекта.

Для педагога цель данного проекта заключается в формировании мотивации к предмету и развитие творческих способностей учащихся посредством практического применения навыков работы в графическом редакторе Paint.

Задачи:

закрепление навыков работы в графическом редакторе Paint;

формирование у учащихся навыков разработки творческого проекта;

формирование навыков реализации проекта и презентации его результатов;

решение личностно значимой проблемы.

Для учащегося цель проекта: создание книжки-раскраски в электронном и в печатном виде.

Задачи:

ознакомление с историей и видами книжек-раскрасок;

определение техники выполнения книжки-раскраски;

составление инструкции по изготовлению книжки-раскраски;

изготовление книжки-раскраски для младшей сестры и презентации этой книжки.

Планируемые результаты.

Образовательные:

знание основных техник рисования в графическом редакторе Paint;

умение применять техники рисования в графическом редакторе Paint для решения конкретных задач;

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности;

развитие самостоятельности и ответственности за результат своего труда;

формирование эстетических потребностей;

формирование ценности труда на благо другого человека.

Метапредметные:

овладение способностью к проектированию собственной деятельности, поиска средств осуществления проекта;

освоение способов решения проблем творческого характера;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

умение использовать графические презентации для представления результатов проекта.

Описание проектного продукта.

Проектный продукт: книжка-раскраска в печатном виде и презентация этой книжки.

Этапы реализации проекта.

Проектный модуль включает в себя 6 занятий.

1 занятие. Подготовительный этап.

На данном этапе происходит актуализация знаний учащегося и постановка проблемы.

Педагог задает вопросы по пройденному материалу, актуализирует имеющиеся знания и способы деятельности. Проводится беседа с учащимся о том, что ему интересно и чтобы он хотел еще сделать. Совместно с педагогом определяется личностно-значимая проблема: «я очень хочу порадовать свою младшую сестру и сделать для нее раскраску, но пока не знаю, как это сделать».

Формулируется тема «Раскраска-книжка для сестры Аришки».

2 занятие. Проектировочный этап.

На данном этапе происходит постановка цели на основе сформулированной проблемы и определяется будущий проектный продукт.

Совместно с педагогом учащийся формулирует цель проекта: создать книжку-раскраску в электронном и в печатном виде для младшей сестренки.

Далее происходит планирование действий (разработка конкретных шагов по реализации цели):

Познакомиться с историей и видами книжек-раскрасок.

Определить технику выполнения книжки-раскраски.

Составить инструкцию по изготовлению книжки-раскраски.

Изготовить книжку-раскраску для младшей сестры и презентацию этой книжки.

Учащийся получает задание изучить информацию об истории и видах книжек-раскрасок и подготовить ее в виде доклада.

3, 4, 5 и 6 занятие. Этап реализации проекта.

На данном этапе происходит решение конкретно-практических задач. Создание проектного продукта.

Педагог создает условия для реализации проекта, осуществляет помощь в создании проектного продукта.

Учащийся определяет разделы книжки-раскраски: насекомые; звери; школа; сказочные герои. Определяет рисунки в каждом разделе. Затем подбирает загадки к каждому рисунку.

В графическом редакторе Paint учащийся самостоятельно рисует каждую картинку для книжки-раскраски.

Книжка собирается по разделам, которые были определены учащимся.

В печатном варианте загадки размещаются на первой странице книжки. Отгадав загадку, ребенок осуществляет переход на страницу, прописанную рябом с загадкой. Правильность ответа подтверждается рисунком, который надо раскрасить.

Создается презентация книжки. При открытии каждой странички, сначала появляется загадка, а потом по щелчку появляется отгадка и сама картинка, которую можно распечатать и раскрасить, а при желании открыть картинки в графическом редакторе и раскрасить их там.

7 занятие. Презентация проектного продукта.

Это этап оценки качества продукта и рефлексия действий в проекте его создателя. Педагог создает условия для презентации полученного проектного продукта.

Педагог организует обобщение знаний и выполненных действий. Предлагает соотнести задачи и результаты создания проекта, оценить что получилось, а что не получилось. Учащийся сам оценивает результаты своей работы.

Учащийся презентует созданный проектный продукт другим учащимся, педагогу, родителям и своей сестренке. Презентация запускается через мультимедийный проектор в формате Microsoft Power Point. В печатном виде проектный продукт представляется в виде сброшюрованной книги в формате А4 с цветной печатью.

Проектный продукт представлен в приложении 1 (печатный вариант) и приложении 2 (электронный вариант).

В результате реализации проекта были достигнуты поставленные цели и задачи. Участники проекта получили огромное удовольствие от работы и мотивацию к познанию и творчеству.

Педагогический опыт по созданию индивидуального творческого проекта учащегося доказывает эффективность проектной деятельности в формировании творческих способностей младшего школьника.

Валуева И.Н. Творческие способности в младшем школьном возрасте // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. URL: sibac.info/archive/humanities/13.pdf (дата обращения: 17.10.2018)

Крапова  Э.Б.  Методы  и  приемы  развития  творческих  способностей  детей  на  уроке  [Текст]/  Э.Б.  Крапова  //  Начальная  школа.  2012.  —  С.  21—22.

Полат, Е. С. Метод проектов/ Е. С Полат : М.: 2001.



Приложение

Проектный продукт. Печатный вариант книжки-раскраски.

t1580824650aa.gif

 t1580824650ac.jpg

t1580824650ad.jpgt1580824650ae.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.