Методическая разработка творческого проекта «Раскраска-книжка для сестрёнки Аришки»
Проектная деятельность как способ формирования творческих способностей учащихся младшего школьного возраста. Методическая разработка творческого проекта «Раскраска-книжка для сестрёнки Аришки».
Шафран Наталья Валерьевна,
методист, педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги
Нестерова Ирина Викторовна,
методист, педагог дополнительного образования
МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г.Калуги
В современной образовательной практике особое место отводится проектной деятельности учащихся. ФГОС начального общего образования определяет данный вид деятельности как одно из условий реализации программ начального общего образования. Проектная деятельность включается также в реализацию дополнительных общеразвивающих программ. Проект, как метод обучения, позволяет решать разнообразные задачи развития учащихся младшего школьного возраста: формирует их активность, самостоятельность и инициативу, исследовательские навыки и умение анализировать собственную деятельность, развивает познавательный интерес и творческие способности.
Младший школьный возраст является наиболее чувствительным в развитии творческих способностей. Для него характерно интенсивное развитие всех психических процессов, особенно мышления. Развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста предполагает их качественное изменение через включение учащегося в различные виды деятельности, носящие творческий характер [1]. Одним из таких видов деятельности является разработка и реализация творческого проекта.
В данной статье представлен педагогический опыт по созданию индивидуального творческого проекта учащегося 7 лет по теме «Раскраска-книжка для сестрёнки Аришки». Данный проект реализован в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Основы компьютерной графики» для учащихся 7-10 лет на базе МБОУДО ЦРТДиЮ «Созвездие» г. Калуги. Проектная деятельность проводится как итоговое повторение темы: «Графический редактор Paint». Данная тема рассчитана на 7 часов.
Предметное содержание проекта.
Учащиеся применяют знания и навыки рисования в графическом редакторе Paint для создания книжки-раскраски. Планируют работу по реализации проекта и определяют техники его выполнения. Составляют инструкцию по изготовлению книжки-раскраски. Создают книжку-раскраску в печатном и электронном варианте.
Актуальность проекта.
Компьютерная графика очень популярное направление в сфере информационных технологий, которыми увлечены современные дети, подростки и молодёжь. Реализация творческого проекта позволяет применить знания и умения выполнения рисунков в графическом редакторе Paint на практике, а также повысить познавательный интерес и мотивацию учащихся к творчеству.
Определение проблемы.
Для проекта необходимо было выбрать личностно-значимую проблему для учащегося, что обеспечило бы интерес к работе и успех проекта.
Проблема: «я очень хочу порадовать свою младшую сестру и сделать для нее раскраску, но пока не знаю, как это сделать».
Цели и задачи проекта.
Для педагога цель данного проекта заключается в формировании мотивации к предмету и развитие творческих способностей учащихся посредством практического применения навыков работы в графическом редакторе Paint.
Задачи:
закрепление навыков работы в графическом редакторе Paint;
формирование у учащихся навыков разработки творческого проекта;
формирование навыков реализации проекта и презентации его результатов;
решение личностно значимой проблемы.
Для учащегося цель проекта: создание книжки-раскраски в электронном и в печатном виде.
Задачи:
ознакомление с историей и видами книжек-раскрасок;
определение техники выполнения книжки-раскраски;
составление инструкции по изготовлению книжки-раскраски;
изготовление книжки-раскраски для младшей сестры и презентации этой книжки.
Планируемые результаты.
Образовательные:
знание основных техник рисования в графическом редакторе Paint;
умение применять техники рисования в графическом редакторе Paint для решения конкретных задач;
Личностные:
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и ответственности за результат своего труда;
формирование эстетических потребностей;
формирование ценности труда на благо другого человека.
Метапредметные:
овладение способностью к проектированию собственной деятельности, поиска средств осуществления проекта;
освоение способов решения проблем творческого характера;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
умение использовать графические презентации для представления результатов проекта.
Описание проектного продукта.
Проектный продукт: книжка-раскраска в печатном виде и презентация этой книжки.
Этапы реализации проекта.
Проектный модуль включает в себя 6 занятий.
1 занятие. Подготовительный этап.
На данном этапе происходит актуализация знаний учащегося и постановка проблемы.
Педагог задает вопросы по пройденному материалу, актуализирует имеющиеся знания и способы деятельности. Проводится беседа с учащимся о том, что ему интересно и чтобы он хотел еще сделать. Совместно с педагогом определяется личностно-значимая проблема: «я очень хочу порадовать свою младшую сестру и сделать для нее раскраску, но пока не знаю, как это сделать».
Формулируется тема «Раскраска-книжка для сестры Аришки».
2 занятие. Проектировочный этап.
На данном этапе происходит постановка цели на основе сформулированной проблемы и определяется будущий проектный продукт.
Совместно с педагогом учащийся формулирует цель проекта: создать книжку-раскраску в электронном и в печатном виде для младшей сестренки.
Далее происходит планирование действий (разработка конкретных шагов по реализации цели):
Познакомиться с историей и видами книжек-раскрасок.
Определить технику выполнения книжки-раскраски.
Составить инструкцию по изготовлению книжки-раскраски.
Изготовить книжку-раскраску для младшей сестры и презентацию этой книжки.
Учащийся получает задание изучить информацию об истории и видах книжек-раскрасок и подготовить ее в виде доклада.
3, 4, 5 и 6 занятие. Этап реализации проекта.
На данном этапе происходит решение конкретно-практических задач. Создание проектного продукта.
Педагог создает условия для реализации проекта, осуществляет помощь в создании проектного продукта.
Учащийся определяет разделы книжки-раскраски: насекомые; звери; школа; сказочные герои. Определяет рисунки в каждом разделе. Затем подбирает загадки к каждому рисунку.
В графическом редакторе Paint учащийся самостоятельно рисует каждую картинку для книжки-раскраски.
Книжка собирается по разделам, которые были определены учащимся.
В печатном варианте загадки размещаются на первой странице книжки. Отгадав загадку, ребенок осуществляет переход на страницу, прописанную рябом с загадкой. Правильность ответа подтверждается рисунком, который надо раскрасить.
Создается презентация книжки. При открытии каждой странички, сначала появляется загадка, а потом по щелчку появляется отгадка и сама картинка, которую можно распечатать и раскрасить, а при желании открыть картинки в графическом редакторе и раскрасить их там.
7 занятие. Презентация проектного продукта.
Это этап оценки качества продукта и рефлексия действий в проекте его создателя. Педагог создает условия для презентации полученного проектного продукта.
Педагог организует обобщение знаний и выполненных действий. Предлагает соотнести задачи и результаты создания проекта, оценить что получилось, а что не получилось. Учащийся сам оценивает результаты своей работы.
Учащийся презентует созданный проектный продукт другим учащимся, педагогу, родителям и своей сестренке. Презентация запускается через мультимедийный проектор в формате Microsoft Power Point. В печатном виде проектный продукт представляется в виде сброшюрованной книги в формате А4 с цветной печатью.
Проектный продукт представлен в приложении 1 (печатный вариант) и приложении 2 (электронный вариант).
В результате реализации проекта были достигнуты поставленные цели и задачи. Участники проекта получили огромное удовольствие от работы и мотивацию к познанию и творчеству.
Педагогический опыт по созданию индивидуального творческого проекта учащегося доказывает эффективность проектной деятельности в формировании творческих способностей младшего школьника.
Валуева И.Н. Творческие способности в младшем школьном возрасте // Научное сообщество студентов XXI столетия. ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 13. URL: sibac.info/archive/humanities/13.pdf (дата обращения: 17.10.2018)
Крапова Э.Б. Методы и приемы развития творческих способностей детей на уроке [Текст]/ Э.Б. Крапова // Начальная школа. 2012. — С. 21—22.
Полат, Е. С. Метод проектов/ Е. С Полат : М.: 2001.
Проектный продукт. Печатный вариант книжки-раскраски.