«Космические страницы моей малой Родины»

6
1
Материал опубликован 9 April

Автор публикации: А. Дмитриева, ученица 5И класса





Направление: «история»

Творческая работа

«Космические страницы моей малой Родины»

Выполнила: Дмитриева Амира
ученица 5 класса МБОУ Школа №24 г.о. Самара,
воспитанница МБУ ДО ЦВР «Общение поколений»
(детское творческое объединение «Историческое краеведение»)
г. о. Самара

Научный руководитель:
Андреева Светлана Ивановна
учитель истории и обществознания
МБОУ Школы №24 г.о. Самара,
руководитель д. т. объединения
«Историческое краеведение»
МБУ ДО ЦВР «Общение поколений» г. о. Самара







Самара 2025








Содержание

Введение……………………………………………………………………..

Основная часть

Глава 1

Засамарская сторона – из истории моего района………………………...

Глава 2

Аэродром Кряж. Космические страницы в истории Куйбышевского района……………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………....

Литература………………………………………………………………….

Приложения………………………………………………………………...























Введение

Среди пространств родной России
Есть край, в котором я живу.
Он для меня самый красивый,
Я всей душой его люблю.
Здесь Волга небо отражает,
Где проплывают облака.
Здесь всё тебя благословляет
Вперед на целые века…

« Всему начало здесь, в краю моем родном…» Эти слова Николая Алексеевича Некрасова дороги и понятны каждому из нас. Мы привязаны к месту, где родились и провели лучшие годы жизни. Счастлив тот, для кого оно является географическим понятием, но и нравственным. Улицы, дома, площади всегда готовы открыть свои тайны и рассказать о людях и событиях, с ними связанных, если есть тот, кто испытывает к ним интерес. Это желание узнать о своем районе как можно больше, на мой взгляд вполне естественное.
Куйбышевский
район образовался не на пустом месте, имеет свои глубокие исторические корни. Его история – неотъемлемая составная часть истории нашего города, нашего региона, нашей Родины. В исторических документах еще в X веке река Самара упоминается под именем Самур. В те времена основное русло реки Самары проходило почти в центре нашего района и впадало в Волгу в районе поселка Гранный. Русское поселение – пристань Самар, видимо, было именно здесь а погибло оно, вероятно, в 1521 году во время похода крымского хана Мухаммеда Гирея на Москву и его брата Саипа – на Казань. [7] С возникновением крепости Самары в 1586 году окрепли юго-восточные границы Московского государства. Не раз пытались кочевники взять этот сторожевой форпост, но история не знает случая, когда бы это им удалось. В 1545 году были построены здесь дополнительные городские укрепления. В 1670 году нападали на город калмыки, а в 1682 – башкиры. Но к 80-м годам 17 века город уже выходит за пределы крепости. К этому же времени относится «царская милость» - раздача «служилым» людям в награду в окрестностях города 120 тысяч десятин земли. [7] Но есть и другие странички истории нашего района – космические, как и странички истории моего родного города – Самары.

Цель исследования – рассмотреть вклад и значение своей малой Родины в развитие космонавтики.

Задача исследования – изучить литературу, источники, рассказывающие об истории своего района, города, связанные с освоением космоса.
Актуальность – выбранная мною тема работы актуальна на сегодняшний день, потому что знать о своей малой Родине и ее людях, своих корнях – это, что делает сильнее любую нацию, народ, человека.

Я живу в Куйбышевском районе. Историческим корнем района является Засамарская слобода. До 19 века сюда невозможно было добраться, особенно весной и осенью. В 1904 году был открыт железнодорожный мост через реку Самара, в 1954 году – автомобильный, соединяющий до настоящего времени наш Куйбышевский район с центральной частью города. За последние годы облик района изменился, появились новые микрорайоны: «Волгарь», «Южный город». Наш район, я считаю самым перспективным, у него большое будущее. Здесь есть, где приложить свои силы, свой талант. В нашем районе расположен знаменитый Кряжский аэродром, который связан с такими именами как Юрий Алексеевич Гагарин, Герман Титов. Сейчас там идут тренировки спортивных самолетов и вертолетов. Я люблю свой район и стараюсь изучать его историю. Это моя малая Родина, здесь я родилась, здесь живут мои родные. История Куйбышевского района – это история нашей могущественной России. Каждый человек должен знать и изучать историю своей Родины, поэтому данная тема всегда будет актуальной. Время неумолимо, уходит в прошлое истории нашей страны, поэтому так важно не потерять ту живую нить, что связывает нас с гениальными людьми, пионерами космического ракетостроения, тем более что жители нашего родного района вписали в летопись покорения космоса одну из самых славных страниц. 
ГЛАВА I: Из истории Куйбышевского района.

Район основан в 1943 году. Здесь началось строительство Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода №443. На тот момент, площадь района составляла 15 тыс. га. В районе было 1672 частных домовладений, проживало свыше 30 тыс. жителей.
Одной из важнейших задач, стоящих перед руководством района в 1943 году, было строительство нефтеперерабатывающего завода. Сначала здесь появились геодезисты, затем началось строительство первой очереди завода, одновременно сооружалось несколько технологических установок, теплоэлектроцентраль, прокладывались внутренние заводские коммуникации, возводились железнодорожные эстакады, жилье.
Строить дома начали с возведения лагерных бараков на будущей улице Грозненской. Позднее жители поселка это место будут называть лагерем Тавлинского – по фамилии начальника лагеря. Перед новыми жителями района стояла первоочередная задача построить завод и дать продукцию, а потом уже и можно будет думать о жилье для рабочих. [3]
Первые жилые кирпичные дома появились на улице Бакинской. В 1946 там стояли 6 бараков и 14 домов. Бараки и дома отапливались дровами. Каждую осень руководство завода организовывало субботники и воскресники по заготовке дров с выездом за Волгу. Питьевой водой пользовались из водоразборных колонок, смонтированных внутри кварталов. И в бараках, и в кирпичных домах работники и их семьи занимали комнаты площадью 14,16, 18 м2. Изолированных квартир не было. Отдельные семьи ютились в кухнях площадью 4-5 м2. Пищу готовили на примусах или электроплитках в коридорах, либо в своих комнатах. [3]
Строить завод и поселок приехали рабочие и специалисты со всего Советского Союза. Так в нашем районе появились улицы: Грозненская, Рижская, Кишиневская, Молдавская, а район наш стал многонациональным.
Территория поселка была небольшой. Дороги были грунтовыми, без тротуаров. Правда, у некоторых домов и бараков были деревянные настилы. Для отвода воды в весеннее – осенний период готовили кюветы. Но слякоть и грязь все равно досаждали жильцам поселка.
В 1948 году начали строить долотный завод, появилась первая школа. С 1949 г. Ново – Стройку начинают называть поселком Нефтяников. Самое большое здание в поселке Нефтяников – 2х – этажная кирпичная школа № 23. В начале 50-х построят столовую, продовольственный и промтоварный магазины, два общежития, детский сад, военкомат, поликлинику. У поселка Нефтяников появляется второе название: «Соцгород» или еще 116 км. Именно на таком расстоянии от Сызранского моста находится железнодорожная платформа «Соцгород». В 1975 году в нашем районе распахнула свои двери новая школа №24, построенная на средства КНПЗ и отметившая свой 40-летний юбилей. Район быстро менялся.

ГЛАВА II: Аэродром Кряж. Космические страницы Куйбышевского района.

Небольшой военный аэродром на территории нашего района существует с 1930-х годов и расположен в поселке Кряж. Когда – то на картах советских министерств и ведомств он был отмечен грифом «Совершенно секретно», так как был связан с космическими программами в начале 1960 года.

В 1958 году в нашем городе было развернуто серийное производство межконтинентальных ракет Р-7. Именно эта модифицированная ракета вывела на околоземную орбиту советские спутники и пилотируемые корабли.

Куйбышев стал третьим - после Москвы и космодрома в Тюратаме – Байконуре – местом постоянного притяжения интересов С. П. Королева. На авиационном заводе всего за 305 дней организовали серийную сборку межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, и в Куйбышеве начала успешно складываться, дополнительно к авиационной, широкая космическая кооперация. Параллельные направления развития двух важнейших отраслей промышленности Куйбышевской области – нефтяное и авиакосмическое - пресеклись в 1960 году на территории поселка Кряж. Здешний аэродром был выбран как место базирования и тренировок поисково - спасательных групп, которым предстояло обеспечить встречу на Земле первых советских космонавтов.
В далеком 1959 году аэродром Кряж стал второй самой важной точкой, после космодрома Байконур. Здесь были сосредоточены поисково-спасательные группы, которым предстояло обеспечить поиск  Юрия Гагарина и его эвакуацию с места высадки.

Экипажем, который доставил Юрия Гагарина на аэродром Кряж, после приземления в районе деревни Смеловка Саратовской области, командовал Василий Григорьевич Баранов. Именно он одним из первых расспрашивал первого космонавта планеты о полете.

Начальником парашютно-десантной службы (ПДС) Приволжского военного округа в те годы был подполковник Василий Иванович Сараев, участник Великой Отечественной войны. Он обучал молодых врачей-новобранцев из Москвы (среди них – Борис Егоров, студент-медик 6-го курса, будущий космонавт) парашютному искусству.[11]

Летчик Виктор Алексеевич Малыгин был вторым пилотом самолета Ил-14, на котором Гагарин был доставлен из Энгельса в Куйбышев. Как  сам это объяснил подполковник ВВС: «Почему за Гагариным послали именно наш экипаж? На Кряж накануне, 11 апреля, прилетел московский самолет-«салон» Ил-11 и,  заруливая на стоянку, повредил центроплан. Иначе мы, конечно, за космонавтом не полетели бы, если бы все было нормально! Но когда уже  с Гагариным на борту подлетали к Кряжу, получили команду - лететь на «Трехгорку», это был позывной заводского аэродрома на Безымянке». [11] Десантник Вениамин Петрович Расторгуев был в составе одной из поисково-спасательных групп, работавших на Кряже до начала 70-х годов, и в любой момент лучшие куйбышевские  парашютисты были готовы вылететь туда, где потребуется их помощь в эвакуации космонавтов и космических аппаратов, которые возвращались на Землю, а не сгорали в атмосфере. Интересны воспоминания Вениамина Петровича: «Летом 1960 года заместитель командира нашей эскадрильи Маракин привез с места приземления Белку и Стрелку. В феврале 1961 года наши ребята летали за собачкой Чернушкой и манекеном «Иваном Ивановичем». И Чернушку,  и манекен привезли к нам на Кряж, а потом отправили в Москву. Все это было, конечно, строго засекречено. Чернушка, кстати, «подписала» угол комнаты, куда ее запирали на ночь, и мы там в шутку прицепили флажок  - историческое, можно сказать место!». [11]
Космических страниц в историю Куйбышевского района вписано немало. Именно на Кряжский аэродром в августе 1961 года доставили с места приземления «Востока-2» Германа Титова. 6-7 августа на корабле «Восток» Герман Титов совершил многовитковый полет вокруг Земли. Полет продолжался 25 часов 11 минут. Облетев 17 раз вокруг земли, приземлился он также в саратовской области в районе г. Красный Кут, но вскоре был доставлен на самолёте Ил-14 на аэродром Кряж, где летчикам посчастливилось увидеть космонавта № 2, тогда еще капитана Титова.

Трудно передать словами, что творилось на аэродроме «Кряж». Словно весь Куйбышев высыпал на аэродром, и люди заполняли лётное поле. Ни милиция, ни военный кордон не смогли остановить нашествие людей на аэродром. Люди бежали, ехали на лошадях, на велосипедах, машинах со всех сторон аэродрома.
Всем хотелось увидеть живого космонавта. Через некоторое время высокие чины, встречавшие Германа Титова, увезли его в военный санаторий «Волга».
Но и после этого люди оставались на аэродроме; они ликовали, целовались, радовались, гордились подвигом СССР в космосе. [11] А в 1967-69 годах на нашем аэродроме совершил первые прыжки с парашютом студент Куйбышевского авиационного института Геннадий Манаков, будущий летчик-космонавт.

На Кряже в начале 60-х годов тренировалась свердловская парашютистка Ирина Соловьева, член сборной команды СССР – она была потом дублером № 1 Валентины Терешковой.

Еще одна важная страница – создание школы юных летчиков-космонавтов, которую возглавлял широко известный в Самаре генерал Ф.Г. Кисель, бывший начальник Сызранского вертолетного училища. Она открылась 31 августа 1977 года и носила имя нашего земляка, дважды Героя Советского Союза Владимира Шаталова. Набор в школу шел на базе аэроклуба. На Кряжском аэродроме подростки, мечтающие связать жизнь с небом, совершали свои первые парашютные прыжки, и школа помогала им определиться с выбором будущей профессии. Первый в стране юношеский авиационно-космический комплекс имени дважды Героя Советского Союза В.А.Шаталова проработал 15 лет (1977-1992). [11]

А потом космические полеты стали длительными, а корабли научились маневрировать на орбите. Была сформирована  специальная поисковая «космическая» эскадрилья, разместившаяся в Чебеньках в Оренбургской области. Место встречи космонавтов переместилось из Поволжья в казахстанские степи, и вернувшиеся с орбиты экипажи стали доставлять на благоустроившийся Байконур, а оттуда в Подмосковье, на аэродром Чкаловский. И космический этап истории аэродрома Кряж завершился. Маленький аэродром на окраине Самары навсегда останется в памяти, как участник исторического космического события. [11]
Ныне аэродром Кряж используется как спортивный аэродром, здесь базируется аэроклуб филиала ФАУ МО РФ ЦСКА – ЦСК ВВС (3 самолета Ан-2, 9 вертолетов Ми-2, 3 самолета Як-54, 1 самолет Як-2, 1 вертолет Ми-8МТ, 1 вертолет Ми-8МТВ2). Часть воздушных судов центра находится на грунтовом аэродроме Рождествено, расположенном в 15 км. севернее. В центре осуществляется полный цикл подготовки спортсменов – парашютистов (от новичков до спортсменов высшей квалификации, включая специалистов парашютно – десантной и поисково – спасательной службы ВВС). Регулярно проводится подготовка сборной команды ВВС по парашютному спорту. [11] Традиционными и интересными за последние годы стали обзорные занятия по военно – патриотическому воспитанию учащихся района, которые проходят в мае на аэродроме «Кряж. В парашютном классе инструкторы знакомят с устройством парашюта, ребята на практике могут попробовать сложить парашют. После этого они знакомятся с техникой – вертолетами и самолетами и смотрят тренировочные полеты летчиков – спортсменов.

3. Заключение.

Историю, как и родителей не выбирают. Мы воспринимаем ее такой, как она есть, со всеми ее плюсами и минусами. И главное не в том, каких в ней знаков больше. Главное, чтобы из ее уроков были сделаны правильные выводы. Историю страны, отрасли, города нельзя отменить и нельзя переделать. И поэтому сегодня надо попытаться исправить то, что еще исправить можно – восстановить забытое, рассказать о неизвестном. Иначе мы обречены быть страной с непредсказуемым прошлым, а, стало быть, с нестабильным настоящим и проблематичным будущим.

Не мало важного и интересного по истории родного поселка я нашел в книгах, энциклопедиях, картинах, рисунках, Интернете. За короткий срок появился уникальный Куйбышевский район. Но к сожалению все таки нет богатого исторического материала, нет исследований по находкам, которые были обнаружены в нашем районе – в поселке Кряж. А в 1968 году в поселке 116 километр при строительстве дома было обнаружено захоронение воина – булгара, относящееся к 8 веку. [6] И поэтому историю малой Родины надо еще изучать и изучать!









4. Использованная литература.

За прогресс. Куйбышевский район. Самарский дом печати. 2011 г. 15 стр.

За Самарой – рекой. Куйбышевскому району 65 лет. Самарский дом печати 23 стр.

История Куйбышевского района. Самара. Самарская областная краеведческая школа – лаборатория. 1993 г. 53 стр.

Куйбышевскому району города Самары – 60 лет. Самарский дом печати. 31 стр. ​​​​​​​

Самарская область. Учебное пособие. Самарский информационный концерн. 1998 г. 438 стр.

С юбилеем, дорогой Куйбышевский! 70 лет. Издательский Дом «Сиверкин» 2013 г. 14 стр.

http://airhub.ru/airports.html?sobi2Task=sobi2Details&catid=3&sobi2Id=332

http://samaralife.com/9-rayonov-kuybyishevskiy/

http://sto16km.wordpress.com/tag/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F3%E9%E1%FB%F8%E5%E2%F1%EA%E8%E9_%F0%E0%E9%EE%ED_(%D1%E0%EC%E0%F0%E0)

Полетаева В. Космический аэродром Кряж. Самара 2003 год. 32 стр.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Амире спасибо. Этих интересных фактов из истории Самары не знала

0
9 April