Кроссворд «Михаил Васильевич Ломоносов»
Автор публикации: Г. Рубаносов, ученик 6А класса
Кроссворд «Михаил Васильевич Ломоносов»
Автор: Рубаносов Глеб, ученик 6 «А» класса
Руководитель: Чигарева Светлана Федоровна, учитель математики и физики высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГОУ "С(К)ОШ-И I-II, V видов", город Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика
Возраст: 12 лет
Особые условия: Ученик коррекционной речевой школы.
Пояснительная записка
Цель работы: Систематизация и закрепление знаний о жизни и научной деятельности Михаила Васильевича Ломоносова, его вкладе в естественные и точные науки, а также развитие познавательного интереса к истории отечественной науки.
Задачи:
Повторить и проверить знание основных фактов биографии М.В. Ломоносова, его открытий (физика, химия, география и др.) и терминологии из соответствующих научных областей.
Расширить кругозор за счет углубленного изучения личности великого ученого.
Способствовать развитию внимательности и точности в работе с историческими и научными определениями.
Время выполнения: одна неделя
Идея создания: Для Глеба неделя естественно-математических наук, проходившая в школе в октябре 2025 года и посвященная М.В. Ломоносову, стала источником вдохновения. Ученик был впечатлен масштабом личности Ломоносова, который проявил себя в множестве научных дисциплин – от химии и физики до русского языка. Глеб решил создать кроссворд, чтобы сделать сложный и обширный материал о жизни и открытиях Ломоносова более доступным и увлекательным для своих одноклассников, объединив ключевые термины и факты в игровой форме.
Этапы работы:
Прочтение и анализ материалов, предоставленных во время недели естественно-математических наук, дополнительный поиск информации о жизни, образовании и научных достижениях М.В. Ломоносова.
Выделение ключевых слов для создания словарной базы кроссворда.
Составление вопросов, чтобы они были интересны, информативны и понятны одноклассникам.
Создание кроссворда с использованием выбранных слов и вопросов, с упором на междисциплинарный характер деятельности ученого.
Обработка изображения кроссворда с помощью программы Paint 3D для улучшения внешнего вида и подготовки к демонстрации.
Учитель может использовать данный кроссворд для проверки и закрепления знаний учащихся о жизни и вкладе ученого после прохождения соответствующей темы на уроках истории или естествознания. Он также может служить стимулом для начала дискуссии о междисциплинарном характере науки и способом заинтересовать учащихся отечественной историей науки в игровой форме. Учитель физики может использовать на вводном уроке в 7 классе. Для учителя математики - это инструмент для активации логического мышления и повторения математических понятий.
Кроссворд создан с использованием генератора кроссвордов «Кроссген», ссылка на сайт: https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html

Кроссворд «Михаил Васильевич Ломоносов»
По горизонтали: 1. Город, в который Михаил сбежал с обозом, чтобы пойти учиться. Москва 4. Торжественное стихотворение, которое писал Ломоносов, прославляя царицу Елизавету. ода 5. Название университета, который он основал и который до сих пор носит его имя. Московский 8. Что Ломоносов сконструировал сам, чтобы наблюдать за звездами и планетами? телескоп 10. Материал, который Ломоносов очень любил и научился делать цветным. Стекло 11. Название страны, где Ломоносов изучал горное дело. Германия 15. Планета, у которой Ломоносов открыл атмосферу, наблюдая за ней в телескоп. Венера 16. Как называются картины, которые Ломоносов создавал из маленьких кусочков смальты? мозаика | По вертикали: 2. Как называется наука о звездах и планетах, которой он занимался? астрономия 3. «Транспорт», с которым юный Михайло сбежал из дома, чтобы его не догнали. обоз 6. Книга о правилах русского языка, которую написал Ломоносов, чтобы наш язык стал понятным и красивым. грамматика 7. Старинное название мелкой монеты, которую Ломоносов получал на квас и хлеб, когда учился в академии. денежка 9. По какому морю Михаил ходил с отцом на рыбный промысел? Белому 12. Родная деревня Ломоносова, где он родился. Мишанинская 13. Что Ломоносов взял с собой, идя в Москву, кроме одежды? книги 14. Что Ломоносов считал основой всех наук? математика 17. Наука, в которой он получил звание профессора после возвращения из Германии. химия |
Список использованной литературы и источников
Ломоносов Михаил Васильевич: биография поэта, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги // Культура.РФ. URL: https://www.culture.ru/persons/9414/mikhail-lomonosov
Родился первый российский академик Михаил Васильевич Ломоносов // Президентская библиотека. URL: https://www.prlib.ru/history/619734
Нечипоренко Ю.Д. Рассказы о Ломоносове. — М.: Детская литература, 2022. — 29 с. (Серия: Детям о великих людях России).
Малышенко К. Кто такой Ломоносов? (ЖЗЛ для детей). — Ростов н/Д: Феникс-Премьер, 2014. — 32 с.
Детство и юность М. В. Ломоносова // ЯКласс. (Урок по окружающему миру для 4 класса). URL: https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/4-klass/.../re-664fe0ee-a3da-46d9-9fbe-7189f4476950
4

Елена Алексеевна