Кроссворд «Михаил Васильевич Ломоносов»

5
1
Материал опубликован 6 November

Автор публикации: Г. Рубаносов, ученик 6А класса

Кроссворд «Михаил Васильевич Ломоносов»


Автор: Рубаносов Глеб, ученик 6 «А» класса

Руководитель: Чигарева Светлана Федоровна, учитель математики и физики высшей квалификационной категории

Учебное заведение: ГОУ "С(К)ОШ-И I-II, V видов", город Тирасполь, Приднестровская Молдавская Республика

Возраст: 12 лет

Особые условия: Ученик коррекционной речевой школы.


Пояснительная записка


Цель работы: Систематизация и закрепление знаний о жизни и научной деятельности Михаила Васильевича Ломоносова, его вкладе в естественные и точные науки, а также развитие познавательного интереса к истории отечественной науки.

Задачи:

Повторить и проверить знание основных фактов биографии М.В. Ломоносова, его открытий (физика, химия, география и др.) и терминологии из соответствующих научных областей.

Расширить кругозор за счет углубленного изучения личности великого ученого.

Способствовать развитию внимательности и точности в работе с историческими и научными определениями.

Время выполнения: одна неделя

Идея создания: Для Глеба неделя естественно-математических наук, проходившая в школе в октябре 2025 года и посвященная М.В. Ломоносову, стала источником вдохновения. Ученик был впечатлен масштабом личности Ломоносова, который проявил себя в множестве научных дисциплин – от химии и физики до русского языка. Глеб решил создать кроссворд, чтобы сделать сложный и обширный материал о жизни и открытиях Ломоносова более доступным и увлекательным для своих одноклассников, объединив ключевые термины и факты в игровой форме.

Этапы работы:

Прочтение и анализ материалов, предоставленных во время недели естественно-математических наук, дополнительный поиск информации о жизни, образовании и научных достижениях М.В. Ломоносова.

Выделение ключевых слов для создания словарной базы кроссворда.

Составление вопросов, чтобы они были интересны, информативны и понятны одноклассникам.

Создание кроссворда с использованием выбранных слов и вопросов, с упором на междисциплинарный характер деятельности ученого.

Обработка изображения кроссворда с помощью программы Paint 3D для улучшения внешнего вида и подготовки к демонстрации.


Учитель может использовать данный кроссворд для проверки и закрепления знаний учащихся о жизни и вкладе ученого после прохождения соответствующей темы на уроках истории или естествознания. Он также может служить стимулом для начала дискуссии о междисциплинарном характере науки и способом заинтересовать учащихся отечественной историей науки в игровой форме. Учитель физики может использовать на вводном уроке в 7 классе. Для учителя математики - это инструмент для активации логического мышления и повторения математических понятий.

Кроссворд создан с использованием генератора кроссвордов «Кроссген», ссылка на сайт: https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html


t1762430697aa.png


t1762430697ab.png


Кроссворд «Михаил Васильевич Ломоносов»


По горизонтали:

1. Город, в который Михаил сбежал с обозом, чтобы пойти учиться.

Москва

4. Торжественное стихотворение, которое писал Ломоносов, прославляя царицу Елизавету.

ода

5. Название университета, который он основал и который до сих пор носит его имя.

Московский

8. Что Ломоносов сконструировал сам, чтобы наблюдать за звездами и планетами?

телескоп

10. Материал, который Ломоносов очень любил и научился делать цветным.

Стекло

11. Название страны, где Ломоносов изучал горное дело.

Германия

15. Планета, у которой Ломоносов открыл атмосферу, наблюдая за ней в телескоп.

Венера

16. Как называются картины, которые Ломоносов создавал из маленьких кусочков смальты?

мозаика

По вертикали:

2. Как называется наука о звездах и планетах, которой он занимался?

астрономия

3. «Транспорт», с которым юный Михайло сбежал из дома, чтобы его не догнали.

обоз

6. Книга о правилах русского языка, которую написал Ломоносов, чтобы наш язык стал понятным и красивым.

грамматика

7. Старинное название мелкой монеты, которую Ломоносов получал на квас и хлеб, когда учился в академии.

денежка

9. По какому морю Михаил ходил с отцом на рыбный промысел?

Белому

12. Родная деревня Ломоносова, где он родился.

Мишанинская

13. Что Ломоносов взял с собой, идя в Москву, кроме одежды?

книги

14. Что Ломоносов считал основой всех наук?

математика

17. Наука, в которой он получил звание профессора после возвращения из Германии.

химия


Список использованной литературы и источников


Ломоносов Михаил Васильевич: биография поэта, личная жизнь, фото, портреты, стихи, книги // Культура.РФ. URL: https://www.culture.ru/persons/9414/mikhail-lomonosov

Родился первый российский академик Михаил Васильевич Ломоносов // Президентская библиотека. URL: https://www.prlib.ru/history/619734

Нечипоренко Ю.Д. Рассказы о Ломоносове. — М.: Детская литература, 2022. — 29 с. (Серия: Детям о великих людях России).

Малышенко К. Кто такой Ломоносов? (ЖЗЛ для детей). — Ростов н/Д: Феникс-Премьер, 2014. — 32 с.

Детство и юность М. В. Ломоносова // ЯКласс. (Урок по окружающему миру для 4 класса). URL: https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/4-klass/.../re-664fe0ee-a3da-46d9-9fbe-7189f4476950

Портрет Ломоносова. https://www.yandex.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fr.mt.ru%2Fr30%2Fphoto34E0%2F20779837594-0%2Fpng%2Fbp.webp&lr=10315&pos=7&rpt=simage&source=serp&stype=image&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%20%D0%BB%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B2%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B7%D1%80%D0%B0%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%BC%20%D1%84%D0%BE%D0%BD%D0%B5


4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Глеб - молодец! Занимательную головоломку составил для одноклассников! Удачи в конкурсе!

0
6 November