Урок дает возможность познакомиться с жизнью великого земляка М.В.Ломоносова. Краеведческое содержание материала способствует приобщению детей к истории родного края, воспитанию патриотических чувств, гордости, что ты живешь на земле, давшей миру великих людей. Творческое задание по поиску дополнительной информации о жизни Ломоносова, изучение исторических особенностей своей местности развивают познавательный интерес, обогащают речь младших школьников словами краеведческой тематики, формируют историческую память.
Тема
Михаил Васильевич Ломоносов
Цель
познакомить с жизнью и деятельностью великого земляка Михаила Васильевича Ломоносова
Задачи
учить действиям поиска, отбора и структурирования необходимой информации;
формировать исследовательские навыки;
способствовать развитию познавательного интереса к жизни великого земляка и к истории родного края;
воспитывать любовь к родному краю, чувство взаимопомощи, умение работать в команде
Формируемые УУД
Личностные:
• проявлять активность при изучении нового материала, развитие творческого воображения
Регулятивные:
• уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя
• уметь высказывать и пояснять свою точку зрения
Познавательные:
• отбирать необходимые источники информации
• находить ответы на вопросы, используя полученную на уроке информацию
• делать выводы в результате совместной работы
Коммуникативные:
• участвовать в диалоге, в работе группы
• формировать собственное мнение, аргументировать его
Межпредметные связи
Литературное чтение
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Плешаков А.А. Учебник «Природоведение» для 4 класса – М.: Просвещение
Презентация, на основе презентации Касатиной Татьяны Анатольевны, мультимедийный проектор, разрезные картинки, набор полезных ископаемых, три стаканчика с водой, сода, лимонная кислота
Организация пространства
Фронтальная, парная и групповая работа. Практические задания и викторина проходят по командам, которые формируются в начале урока
2. Актуализация опорных знаний, введение в тему урока
Славных лиц в России много:
Тех, кто край родной любя,
Укреплял Державу строго,
Не жалел в трудах себя.
- На уроках природоведения мы уже познакомились с некоторыми великими россиянами
- Догадайтесь, о ком эти строчки? Слайд 1
1) Руководители народного ополчения против польских интервентов.
2) Много было дел успешных
Тем царем совершено!
Им заложено в Потешных
Войска дивное зерно.
3) Его пленяло с ранних пор
Величье северной природы:
Двины стремительные воды
И моря Белого простор.
- О ком из них сегодня будем говорить?
Минин и Пожарский
Петр I
М.В. Ломоносов
О Ломоносове
3. Открытие новых знаний
- Правильно.
- Сначала познакомимся с биографией М.В.Ломоносова. Некоторые ребята заранее подготовили материал по этой теме. Послушайте.
- А сможете ли вы определить, какие полезные ископаемые находятся перед вами? (Каждой команде предлагается по два образца)
- В 1741 году Ломоносов приехал обратно в Россию, где его назначили адъюнктом химии. С 1745 Ломоносов стал первым русским профессором. Очень много времени Михаил Васильевич проводил в лабораториях. Химию и физику он почитал за главные науки. Он создал первую в России настоящую химическую лабораторию.
Слайд 9
- Мы сейчас с вами тоже побываем в химической лаборатории. Сегодня к нам пришли старшеклассники показать вам некоторые опыты.
- Вы сможете и сами попробовать поэкспериментировать.
- В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам.
Именно Михаилу Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой. Слайды 10, 11
- Я предлагаю вам сложить разрезную картинку.
-Что получилось? Слайд 12
- Что вы о нем знаете?
- Ломоносов сам соорудил «ночезрительную трубу» - телескоп, с помощью которого сделал важное открытие: Венера окружена атмосферой. В очень многих областях ученый оставил свой след. Слайд 13
Весной 1765 года Михаил Васильевич тяжело заболел и 15 апреля умер. Похоронен великий ученый на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Слайд 14
На родине ученого в селе Ломоносово есть дом-музей Михаила Васильевича и памятник великому земляку. Возрождается фабрика художественной резьбы по кости имени М.В.Ломоносова. Очень много туристов посещают знаменитое село.
Слайд 15
Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
Слайд 16
- В нашем городе многие места связаны с именем М.В.Ломоносова? Знаете ли вы их? Слайд 17
- Какие вы молодцы!
1 ученик: Родился Михаил Васильевич в поморской деревне Мишанинской близ Холмогор, что в Архангельской губернии, 19 ноября (по новому стилю) 1711 года. Его отец Василий Дорофеевич промышлял морского зверя, ловил рыбу.Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, и как многие поморы, стал рыбаком.С ранних лет Михаил ходил юнгой- зуйком на небольшом парусном судне в студеное Белое море. (Зуек – на Севере: подросток помощник на рыболовном промысле). Слайды 3, 4
Юноша был очень любознательным, его интересовало все. Ответы он искал в книгах, которые удавалось достать. Михаил освоил «Арифметику Л.Магницкого, «Славянскую азбуку» М.Смотрицкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Позже Ломоносов назовет эти книги «вратами своей учености». Мачеха Михаила не одобряла его страсть к чтению и наукам, настраивала против него отца. В декабре 1730 года Ломоносов, тайно выправив паспорт, вместе с рыбным обозом ушел в Москву. Слайды 5, 6
2 ученик: И уже в январе поступил в знаменитую Славяно-греко-латинскую академию. Учиться в академии было нелегко. Над рослым пареньком-помором подсмеивались. Но как бы то ни было, двенадцатилетний курс обучения Ломоносов прошел всего за пять лет и в числе лучших был переведен в Петербург в Академический университет, а потом направлен за границу в Германию в город Марбург для обучения химии и горному делу. Слайды 7, 8
Ребята определяют полезные ископаемые, обосновывают свой выбор.
Демонстрация двух опытов, вывод о деятельности Ломоносова.
Исследовательский момент. (В питьевой воде смешивают два вещества: соду и лимонную кислоту). Получают лимонад. Пробуют объяснить действия.
Каждая команда собирает картинку.
Московский государственный университет.
В 1755 году по инициативе
Ломоносова был основан в России первый университет, который сейчас носит его имя.
Ответы детей. ( Северный Арктический Федеральный университет, драматический театр, библиотека, лицей, проспект)
4. Закрепление
- Сейчас проверим, насколько внимательными вы были на уроке. Вам предстоит ответить на вопросы викторины. (Своя игра) Приложение 1
Каждая команда по очереди выбирает категорию и вопрос. Коллективное обсуждение в команде. Представитель команды дает ответ.