12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Долгобородова Лариса Анатольевна4112
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Стараюсь, чтобы они были творческими, активными и успешными.
Россия, Архангельская обл., Архангельск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
4

Михаил Васильевич Ломоносов



УМК «Школа России»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 4

Урок дает возможность познакомиться с жизнью великого земляка М.В.Ломоносова. Краеведческое содержание материала способствует приобщению детей к истории родного края, воспитанию патриотических чувств, гордости, что ты живешь на земле, давшей миру великих людей. Творческое задание по поиску дополнительной информации о жизни Ломоносова, изучение исторических особенностей своей местности развивают познавательный интерес, обогащают речь младших школьников словами краеведческой тематики, формируют историческую память.

Тема

Михаил Васильевич Ломоносов

Цель

познакомить с жизнью и деятельностью великого земляка Михаила Васильевича Ломоносова

Задачи

учить действиям поиска, отбора и структурирования необходимой информации;

формировать исследовательские навыки;

способствовать развитию познавательного интереса к жизни великого земляка и к истории родного края;

воспитывать любовь к родному краю, чувство взаимопомощи, умение работать в команде

Формируемые УУД

Личностные:

• проявлять активность при изучении нового материала, развитие творческого воображения

Регулятивные:

• уметь определять и формулировать тему урока с помощью учителя

• уметь высказывать и пояснять свою точку зрения

Познавательные:

• отбирать необходимые источники информации

• находить ответы на вопросы, используя полученную на уроке информацию

• делать выводы в результате совместной работы

Коммуникативные:

• участвовать в диалоге, в работе группы

• формировать собственное мнение, аргументировать его

Межпредметные связи

Литературное чтение

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Плешаков А.А. Учебник «Природоведение» для 4 класса – М.: Просвещение

Презентация, на основе презентации Касатиной Татьяны Анатольевны, мультимедийный проектор, разрезные картинки, набор полезных ископаемых, три стаканчика с водой, сода, лимонная кислота

Организация пространства

Фронтальная, парная и групповая работа. Практические задания и викторина проходят по командам, которые формируются в начале урока

Технологии

ИКТ, проблемно-поисковая, личностно-ориентированная, коммуникативная

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Пожелаем всем удачи.

Вперед, к знаниям навстречу.

 

2. Актуализация опорных знаний, введение в тему урока

Славных лиц в России много:

Тех, кто край родной любя,

Укреплял Державу строго,

Не жалел в трудах себя.

- На уроках природоведения мы уже познакомились с некоторыми великими россиянами

- Догадайтесь, о ком эти строчки? Слайд 1

1) Руководители народного ополчения против польских интервентов.

2) Много было дел успешных

Тем царем совершено!

Им заложено в Потешных

Войска дивное зерно.

3) Его пленяло с ранних пор

Величье северной природы:

Двины стремительные воды

И моря Белого простор.

- О ком из них сегодня будем говорить?

Минин и Пожарский

Петр I

М.В. Ломоносов


 

О Ломоносове

3. Открытие новых знаний

- Правильно.

- Сначала познакомимся с биографией М.В.Ломоносова. Некоторые ребята заранее подготовили материал по этой теме. Послушайте.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

- А сможете ли вы определить, какие полезные ископаемые находятся перед вами? (Каждой команде предлагается по два образца)

- В 1741 году Ломоносов приехал обратно в Россию, где его назначили адъюнктом химии. С 1745 Ломоносов стал первым русским профессором. Очень много времени Михаил Васильевич проводил в лабораториях. Химию и физику он почитал за главные науки. Он создал первую в России настоящую химическую лабораторию.

Слайд 9

- Мы сейчас с вами тоже побываем в химической лаборатории. Сегодня к нам пришли старшеклассники показать вам некоторые опыты.

- Вы сможете и сами попробовать поэкспериментировать.


 

- В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам.

Именно Михаилу Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой. Слайды 10, 11

- Я предлагаю вам сложить разрезную картинку.

-Что получилось? Слайд 12

- Что вы о нем знаете?

- Ломоносов сам соорудил «ночезрительную трубу» - телескоп, с помощью которого сделал важное открытие: Венера окружена атмосферой. В очень многих областях ученый оставил свой след. Слайд 13

Весной 1765 года Михаил Васильевич тяжело заболел и 15 апреля умер. Похоронен великий ученый на Лазаревском кладбище в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге. Слайд 14

На родине ученого в селе Ломоносово есть дом-музей Михаила Васильевича и памятник великому земляку. Возрождается фабрика художественной резьбы по кости имени М.В.Ломоносова. Очень много туристов посещают знаменитое село.

Слайд 15

Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно-исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.

Слайд 16

- В нашем городе многие места связаны с именем М.В.Ломоносова? Знаете ли вы их? Слайд 17

- Какие вы молодцы!

1 ученик: Родился Михаил Васильевич в поморской деревне Мишанинской близ Холмогор, что в Архангельской губернии, 19 ноября (по новому стилю) 1711 года. Его отец Василий Дорофеевич промышлял морского зверя, ловил рыбу. Отец хотел, чтобы сын, как и он сам, и как многие поморы, стал рыбаком. С ранних лет Михаил ходил юнгой- зуйком на небольшом парусном судне в студеное Белое море. (Зуек – на Севере: подросток помощник на рыболовном промысле). Слайды 3, 4

Юноша был очень любознательным, его интересовало все. Ответы он искал в книгах, которые удавалось достать. Михаил освоил «Арифметику Л.Магницкого, «Славянскую азбуку» М.Смотрицкого и «Псалтырь» Симеона Полоцкого. Позже Ломоносов назовет эти книги «вратами своей учености». Мачеха Михаила не одобряла его страсть к чтению и наукам, настраивала против него отца. В декабре 1730 года Ломоносов, тайно выправив паспорт, вместе с рыбным обозом ушел в Москву. Слайды 5, 6

2 ученик: И уже в январе поступил в знаменитую Славяно-греко-латинскую академию. Учиться в академии было нелегко. Над рослым пареньком-помором подсмеивались. Но как бы то ни было, двенадцатилетний курс обучения Ломоносов прошел всего за пять лет и в числе лучших был переведен в Петербург в Академический университет, а потом направлен за границу в Германию в город Марбург для обучения химии и горному делу. Слайды 7, 8

Ребята определяют полезные ископаемые, обосновывают свой выбор.


 


 


 

Демонстрация двух опытов, вывод о деятельности Ломоносова.


 

Исследовательский момент. (В питьевой воде смешивают два вещества: соду и лимонную кислоту). Получают лимонад. Пробуют объяснить действия.

Каждая команда собирает картинку.

Московский государственный университет.

В 1755 году по инициативе

Ломоносова был основан в России первый университет, который сейчас носит его имя.

Ответы детей. ( Северный Арктический Федеральный университет, драматический театр, библиотека, лицей, проспект)

4. Закрепление

- Сейчас проверим, насколько внимательными вы были на уроке. Вам предстоит ответить на вопросы викторины. (Своя игра) Приложение 1

Каждая команда по очереди выбирает категорию и вопрос. Коллективное обсуждение в команде. Представитель команды дает ответ.

5. Контроль усвоенного материала

- Откройте, пожалуйста, рабочие тетради. Попробуйте отгадать кроссворд, применяя полученные на уроке знания.

Отгадывают кроссворд, выполняя задание в парах.

Взаимопроверка.

6. Домашнее задание

В дополнительной литературе найти информацию о научных открытиях Ломоносова. Подготовить мини-сообщения.

 

7. Итог урока

- Какой вывод вы сделали для себя по сегодняшнему уроку?

- Что вам может пригодиться в дальнейшем?

- Я хочу закончить наш урок словами М.В.Ломоносова:

«Везде исследуйте всечастно, что есть велико и прекрасно, чего еще не видел свет…»

Ответы детей.

Источники информации:

  1. Игонина Г.С., Горелова Н.А. Наша Родина – Россия – М.: Просвещение 2007 г.
  2. zanimatika.narod.ru
  3. http://www.lomonosov300.ru/73584.htm
  4. http://www.lomonosov300.ru/25.htm
  5. http://img.labirint.ru/images/books6/279573/scrn_big_1.jpg
  6. http://img.labirint.ru/images/books6/279573/scrn_big_4.jpg
  7. http://img.labirint.ru/images/books6/279573/scrn_big_3.jpg

 

Приложение

Викторина «Ломоносов» (Автор - Касатина Татьяна Анатольевна)

Участники выбирают категорию и номер вопроса, получают количество баллов в соответствии с «ценой» вопроса.

К каждому вопросу дано 4 варианта ответа. При нажатии на неверный ответ, он бледнеет, правильный ответ приобретает яркую окраску.

Переход на следующий слайд – клик по фигуре в правом нижнем углу.

Страницы жизни

Кем по роду занятий был отец Ломоносова?

Земледельцем

Путешественником

Рыбаком

Священником

Сколько лет было Ломоносову, когда он покинул родительский дом?

18

19

20

21

Как называлось первое высшее учебное заведение, куда поступил Ломоносов?

Академический университет в Петербурге

Фрейбергский университет

Марбургский университет

Славяно-греко-латинская академия  

Изобретения

Какое древнее искусство Ломоносов возродил благодаря своим занятиям химией?

Мозаику

Роспись по шёлку

Витражи

Фрески

Наблюдая за какой планетой, Ломоносов сделал открытие мирового значения?

Марсом

Венерой

Солнцем

Луной

Прототипом чего стало данное изобретение Ломоносова?

Кофемолки

Мельницы

Ткацкого станка

Вертолёта

Фото – вопрос

Этот мост Ломоносова находится…

В Санкт – Петербурге

В Москве

В Архангельске

В Холмогорах

Какую битву изображает мозаичное полотно, созданное Ломоносовым?

Куликовскую

Гангутскую

Полтавскую

Ледовое побоище

В этом доме Ломоносов жил в городе …?

Санкт – Петербург

Марбург

Москва

Архангельск

Цитаты

Кто автор строк:

«Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик»?

А.С. Пушкин

С.Я. Маршак

С.А. Есенин

Н.А. Некрасов

Что, по словам Ломоносова, «затем

Историю

Риторику

Математику

Философию

О Петре Великом Ломоносов написал: «Он … твой был, Россия»

Царь

Бог

Дар

Друг

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/w1455098722.pptx (Ломоносов)

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.