Урок окружающего мира на тему «Михаил Васильевич Ломоносов» (4 класс)
Кинопособие разработки уроков « Окружающий мир» 4класс
Тип урока: комбинированный
Цель
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Характеристика деятельности учащихся
Понимать учебные задачи урока, стремиться их выполнить.
Составлять план рассказа о М.В. Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В. Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры. Отмечать на «ленте времени» дату основания Московского университета. Высказывать своȅ отношение к личности М.В. Ломоносова. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.
Планируемые результаты
Предметные
Знать понятия: Московский университет.
Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры?
Уметь самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа.
Метапредметные (Регулятивные. Познавательные. Коммуникативные)
П. - осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме.
Р. - использовать речь для регуляции для регуляции своего действия
К. - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Личностные результаты
Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Основные понятия и определения
понятия: Московский университет,
заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры
Подготовка к усвоению нового материала
Узнаем о великом русском учёном Михаиле Васильевиче Ломоносове. По фотографии познакомимся с кабинетом учёного XVIII века.
Вспомни, что ты уже знаешь о М. В. Ломоносове.
Изучение нового материала
Михаил Васильевич Ломоносов
Русский Север — край отважных, трудолюбивых, предприимчивых людей. Здесь в 1711 году неподалёку от города Холмогоры родился один из величайших людей России — М. В. Ломоносов.
Отец Ломоносова стал брать сына с собой на рыбные промыслы в Белое и Баренцево моря с 10 лет. Судно Ломоносова односельчане прозвали «Чайка» за отличные мореходные качества. Михайло любил эти поездки: на всех парусах летела «Чайка» по водной глади, ледяной северный ветер бил в лицо. Всё интересовало любознательного мальчика: отчего стрелка компаса всегда повёрнута на север? Почему день сменяется ночью? Почему по небу разливается чудесное северное сияние? Позднее Ломоносов пытался объяснить многие явления природы, которые он наблюдал на родном Севере.
Памятник М. В. Ломоносову в Санкт-Петербурге
В 11—12 лет Михайло начал постигать грамоту. А уже через два года юного Ломоносова односельчане считали лучшим чтецом. На Русском Севере к книгам относились с уважением. Первыми учебными книгами Ломоносова были «Грамматика» Мелетия Смотрицкого и «Арифметика» Лебнтия Магницкого.
В конце 1730 года Ломоносов отправился в Москву, чтобы постигать науки. Путь до Москвы он прошёл с рыбным обозом своих земляков. В ту пору ему было 19 лет. Назвавшись сыном холмогорского дворянина, Ломоносов смог поступить в Славяно-грёко-латйнскую академию. Только здесь обучали латинскому языку — международному языку науки того времени.
Нелегко пришлось Ломоносову на первых порах. По возрасту он был гораздо старше других учеников, которые потешались над ним и высмеивали его. Не хватало и денег на жизнь. Но талантливый юноша упорно трудился. В 1735 году его как одного из лучших учеников отправили на учёбу в Петербург, затем в Германию. По возвращении на Родину он стал работать в Академии наук в Петербурге.
Кабинет учёного XVIII века
В самых разных областях раскрылся талант Ломоносова. Он прославился как физик, химик, геолог, астроном, географ, историк, поэт, художник. Ломоносов постиг многие тайны природы. Он открыл атмосферу на планете Венера.
Учёный организовал при Академии первую в России химическую лабораторию. Под его руководством построили фабрику цветного стекла.
Великий учёный много сделал для развития образования в России. По его предложению в 1755 году был открыт Московский университет, который по праву носит имя Ломоносова.
Великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин писал о Ломоносове: «Он создал первый русский университет... Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». В наши дни российским и иностранным учёным за выдающиеся работы в области естественных наук присуждается золотая медаль имени М. В. Ломоносова
Осмысление и понимание полученных знаний
По тексту учебника составь план рассказа о М. В. Ломоносове.
Работа с исторической картой Найдите на карте (с. 92 — 93) родину М. В. Ломоносова. Представьте себе путь Ломоносова до Москвы
Обсудим!
Почему А. С. Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом»? Каково ваше мнение о М. В. Ломоносове?
Проверь себя
1.Какие качества характера позволили Ломоносову пройти с честью все испытания? 2. В чём были трудности учёбы в то время? 3. Каковы заслуги Ломоносова в развитии науки и культуры?
Вывод
Одним из самых великих людей XVIII века был российский учёный Михаил Васильевич Ломоносов. Он внёс большой вклад в развитие отечественной и мировой науки и культуры.
Задание для домашней работы. Из Интернета или у взрослых узнай, чему учат студентов в наши дни в МГУ имени М. В. Ломоносова.
Ломоносов (Биография)
Гениальный Ломоносов
Жизнь и деятельность М В Ломоносова, 1975
Великие открытия Михаила Ломоносова.
Презентация Ломоносов
УЧЕНЫЕ МУЖИ БОЖЬИ. Михаил Ломоносов
Источники информации:
УМК « Школа России» А. А. Плешаков , Е.А. Крючкова учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций окружающий мир
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html