Кукла

5
0
Материал опубликован 6 March 2020

Автор публикации: в. домашева, ученица 7 класса

Муниципальное Бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новоцурухайтуйская средняя общеобразовательная школа»







Практико-ориентированный проект с элементами исследования

«Кукла»












Выполнила: обучающаяся 7 класса

МБОУ Новоцурухайтуйс кой СОШ

Домашева Виктория Олеговна

Руководитель: учитель начальных классов

Мунгалова Лариса Витальевна



«



Содержание Паспорт проекта …………………………………………………………3-4 Введение………………………………………………………………….5-6

Исследование ……………………………………………………………7-9

Технологическая карта…………………………………………………10-11

Реализация и практическая значимость………………………………12

Материальные затраты………………………………………………….13

Информационно техническое обеспечение…………………………….14



















Паспорт проект

1 Предмет Техника папье-маше, шитье, вязание
2 Тема «Кукла»
3 Адресация проекта Обучающаяся ,педагог, родители.
4 Руководитель Мунгалова Л. В.
5 Участник проекта Домашева Виктория Олеговна
6 Тип проекта Практико-ориентированный с элементами исследования
7 Цель проекта Создать куклу при помощи разных техник. Познакомится с технологией выполнения куклы разных техник.
8 Задачи проекта Исследование. Выбор идеи. Выполнение эскиза. Подбор инструментов и материалов. Изготовление куклы Оформление изделия Декорирование изделия Покрытие лаком Проработка деталей. Выполнить экологическое обоснование Создать рекламу Сделать выводы


9 Предполагаемый результат. Гипотеза. Создадим куклу, найдем разницу в цене рыночной куклы и изготовленную своими руками.
10 Время работы над проектом январь
11 Место реализации проекта МБОУНовоцурухайтуйская СОШ
12 Мотивация Интерес к технике «Папье-маше»
13 Информационно техническое обеспечение Компьютер
























Введение Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла? В словаре русского языка С.И.Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. По мнению других учёных: археологов, искусствоведов – это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям. В 4 классе на уроках технологии мы занимались техникой папье-маше, группой девочек мы решили сделать куклу. Но наша задумка осуществилась только в 6 классе. В данном творческом проекте представлена идея и поэтапное изготовление куклы, выполненных в разной технике, которые могут стать отличным подарком. В процессе работы познакомились с историй происхождения куклы. Цель проекта:  Изготовить куклу, сравнить с рыночной стоимостью. Задачи: совершенствовать свои возможности в области декоративно-прикладного искусства и проектной деятельности; развивать творческое мышление, самостоятельную творческую деятельность; разработать, и выполнить творческий проект; оценить проделанную работу. Описание окончательного результата проекта( гипотеза) Мы надеемся, что наше изделие будет соответствовать следующим требованиям: 1. Иметь эстетически качественно выполненную композицию. 2. Соответствовать задуманной модели. 3. Изготовлено из экологически чистых материалов. 4. Экономически выгодно. Подбор инструментов и материалов:
Материалы Инструменты
Газеты, мука, ткань б/у, наполнитель, реснички, искусственный волос, глазки, пряжа Ножницы , клей-гель, клейстер, нитки, игла, швейная машинка, шило
Правила безопасности при работе с ножницами Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направлен­ными от себя. Передавать, и переносить ножницы кольцами вперед сомкнутыми лезвиями. Санитарно-гигиенические правила во время работы клеем и лаком Комната должна быть проветрена. Рекомендуется делать перерывы в работе не реже, чем через каждые 40-50 минут, чтобы не утомляться.





















Исследование Всё, что происходило вокруг первобытного человека, было непонятным и очень часто жестоким, пугающим. С неба лилась вода, и падал стрелами огонь (дождь и молния). Вода, если это был сильный ливень, смывала и уносила жилища, людей, посевы. Когда разливались реки, они тоже наносили страшный урон. Молнии убивали людей и скот, поджигали дома. Солнце тоже не всегда ласково согревало человека и землю. Были времена, когда оно сжигало всё засеянное, лишая людей урожая. Ветер вырывал с корнями деревья, разрушал жилища.И человек задавался вопросом: кто это всё делает? Конечно, это были, какие-то высшие и могущественные существа – боги. Люди создали скульптуры богов, дали им имена, и теперь человеку было, у кого просить помощи и защиты, было, кому поклоняться. Так появились боги: Сварог, Дажьбог, Макошь, Перун и многие другие. Чаще всего богов делали в виде человеческих фигур. Наверное, это и были самые первые куклы. Когда люди придумали богов, они почувствовали себя уютнее в этом огромном и непонятном мире. Люди, сотворившие богов, верили им, поклонялись и надеялись на их защиту. Так первые куклы облегчили жизнь первых людей. На заре цивилизации первобытные охотники не только рисовали на камне картины будущей охоты, но и разыгрывали сцены предстоящей удачной охоты, для чего из глины лепились фигурки людей и животных. Эти фигурки и стали первыми куклами человечества. Было время, когда куклы спасали людям жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. У наших предков был ужасный обычай: чтобы умилостивить богов, приносили в жертву им людей. Но однажды кому-то пришло в голову предложить богам вместо живого человека куклу. Взяли обыкновенное полено, обрядили его в платок и сарафан и принесли в жертву богам. Боги жертву приняли. Так кукла-полено спасла человека. На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, из сучьев и веток деревьев. По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта – из дерева и ткани. От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы, и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы. В феодальном обществе стали развиваться кустарные промыслы игрушки. У детей феодалов, а позднее у детей богатого дворянства и крупной буржуазии куклы отличались небывалой роскошью. Они были одеты в дорогие наряды, а кукольные дома были сделаны с резной мебелью и полной обстановкой. Такие куклы служили для украшения комнат и хранились как фамильные ценности. Типы и назначение куклы. По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые.  Куклы-обереги . Интересно, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями, с ролью игрушки в прошлом, как магического предмета. Такая “безликая кукла” служила “оберегом”. Отсутствие лица было знаком того, что кукла – вещь неодушевленная, а значит не доступная для вселения в неё злых сил. Оберег – амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено и который носят на теле в качестве талисмана. Считалось раньше, что если над кроваткой ребёнка висит “Куватка’’ , то она отгоняет эту злую силу. За две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу-оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Каждый его элемент хранил магическое значение, и узор должен был в лице куклы, оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей – символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли; ромбики с точками внутри – символ засеянного поля; вертикальные линии – знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца. Берегиню сна вешали над изголовьем кровати. Верили, что она своими большими крыльями отгоняет дурные сны. Не только детские куколки были оберегами. Жили в домах куклы-домовые. А разве огородная кукла-пугало не оберег? Оберег, да еще какой! Оберегает огородные посевы от птиц и скота. Да и детишки его побаиваются, лишний раз морковку с грядки не выдернут. А если эту куклу сделать еще крутящуюся, то на огороде ей цены не будет. Словно живой мужик или баба разгуливает по огороду, да еще и руками «отмахивается» от ветерка. Такие куклы можно увидеть и у нас на огородных участках. Одеты пугала по-разному: можно увидеть куклу в женском наряде, повязанную платком, а то и шляпе дырявой, и мужика с кастрюлей на голове вместо шляпы Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К игровым свёрнутым куклам относят куклы-закрутки , которые изготавливались очень просто. Туловище – кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скреплённый ниткой. Таким же способом изготовлены руки и, наконец, небольшой шарик-голова с помощью нитки прикреплённый к туловищу. Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол была кукла “полено’’ , представлявшая собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в “скалку”, тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали. Кукла “на выхвалку ” являлась игровой сшивной куклой. Она шилась девочками до 12 лет и была экзаменом по шитью и рукоделию. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что-то и для своего приданого. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы “на выхвалку” в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами. Обрядовые куклы . Обрядовая кукла “Покосница” изображала женщину во время сенокоса. “Покосница” – одна из самых простых по технике изготовления кукол. Она делается без надрезов и без единого шва, из цельного куска ткани. В центре прямоугольного лоскута светлых тонов помещают набивку для головы куклы – ватин или ветошь. Затем формируется голова и перевязывается нитками. Из излишков ткани по бокам формируются и перевязываются нитками руки. На куклу надевают юбку, передник (но должна быть видна “рубаха”- светлая основа куклы), повязывают платок. Обрядовую куклу “Масленица ” делали из соломы или лыка, но обязательно использовали дерево – тонкий ствол берёзы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. Бывали куклы “Масленицы’’ и в человеческий рост, из лыка или соломы. Её закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки её ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесёмки, завязывая которые, люди загадывали желания. Эти тесёмки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.











































Технологическая карта
Название операции Фотографии последовательной работы Описание операции Инструменты, приспособления
Поиск идеи t1583471325aa.gif Ищем идеи.
Обклеиваем голову куклы газетами t1583471325ab.gif Наклеиваем 5 слоев рваной газетой Газета, клейстер, голова куклы
Обклеиваем ножки куклы газетами.

t1583471325ac.gif




Красим акриловой краской с добавлением колера

t1583471325ad.gif

Краска белая, колер цвета карамель
Пришиваем волосы t1583471325ae.gif
Нитки, игла, ножницы
Вставляем глазки t1583471325af.gif
Шило
Шьем туловище, набиваем синтепоном t1583471325ag.gif
Швейная машинка


Скрепляем все детали t1583471325ah.gif
Гель- клей
Декорируем t1583471325ai.gif
Пряжа
Результат t1583471325aj.gif





t1583471325ak.gif




































Реализация и практическая значимость Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Если детям в семье неуютно, то и кукол наказывают. С криком волокут по полу, кормят ненавистной кашей и оставляют в тёмной комнате. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность. Технологии, которые мы применили в своей работе, очень интересны и полезны. Изделие может служить как подарком, так и источником дохода. Экологическое обоснование Сейчас большое внимание уделяется экологическим вопросам, и мы считаем, что в этом проекте некоторые из них решены: При изготовлении куклы использован не новый материал, а бывшие в употреблении, значит, дом немного освободился от старых вещей. А еще мы сократили количество мусора и отходов производства, выброшенных на свалку, а, следовательно, усилий на их переработку. Все материалы, использованы при изготовлении куклы - натуральные, а значит экологически чистые















Материальные затраты

Название Расход(количество) Всего (руб.)
Газеты 2 листа 00руб. 00 коп.
Мука 50 гр 1 руб.80 коп.
Ткань б/у 1 детская распашонка 00 руб.00коп.
Глазки 2 шт 1руб. 00 коп.
Наполнитель- синтепон 100 гр 00 руб. 00 коп.
Искусственный волос
00 руб. 00 коп
Пряжа 50 гр 00 руб. 00 коп.
Краска –акриловая, колер
00 руб. 00 коп.
Гель -клей 1 шт 68 руб. 00 коп.
Таким образом, себестоимость данного изделия равна 70 рубля 80 копеек. В себестоимость не входит стоимость работы, так как оно изготовлено самостоятельно, поэтому проектная работа экономически выгодна. Самооценка и выводы Созданная нами кукла производит положительный эмоциональный эффект, выполнена аккуратно, качественно. В ходе выполнения проекта нами успешно были решены поставленные задачи. В процессе работы изучается история куклы, а также правила по ее эксплуатации во время изготовления... Данная поделка послужит хорошим подарком для детей.









Информационно техническое обеспечение 1. Всё обо всём. Том 17. 2. Журнал “Дошкольный очаг’’ – 1 за 2002 г. 3. Журнал “Народное творчество’’ 4. Интернетресурс http://www.rukukla.ru/ 5. “Краеведческие записки’’ – 2 за 2000 г. 6. Обрядовые куклы. Куклы – обереги. Р.М.Головачёва. 7. Ожегов «Толковый словарь» 8. Флерина Е. А. Игра и игрушка. М., 1973. 9. https://www.bestreferat.ru/referat-324898.html

























20


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.