Мастер-класс по изготовлению народной обрядовой куклы «Кукла-коза» (3–5 классы)
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества г. Челябинска»
Мастер-класс по изготовлению народной обрядовой куклы
«Кукла-коза»
Выполнила: Соловьева Н.М.
Педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Челябинск
Историческая справка
С рождества до Крещения на Руси проходили святки. Они длились 12 дней (по числу месяцев года). Во время святок происходил целый комплекс особых обрядов: славление Христа, колядования, игры ряженых, гадания, игрища - молодежные празднества.
По обряду молодежь веселыми ватагами ходила от избы к избе с пением колядок - поздравительных новогодних песен. Подойдя к дому, под окном, молодежь начинала "выкликать коляду", сообщая хозяевам, что они пришли: "Пришла коляда накануне Рождества, здравствуй, хозяин с хозяюшкой!". Затем начиналось величание хозяина, хозяйки, "малых детушек-ребятушек", в котором описывалось фантастическое богатство дома. После величания следовало требование подарка, как правило в шуточной форме. Хозяева подавали им печенье, специально выпекавшееся в новогодние дни в каждой семье. Кончалось колядование песнями-заклинаниями. Колядовавшие обещали семье в новом году "рожь ужинисту, умолотисту, уколотисту, девяносто быков, сто десять коров" - все то, что нужно для счастливой жизни земледельца.
Вечерами проходили игры ряженых. Ряженые (их могли еще называть наряженки, окрутники, шеликуны, кудесники) - наиболее важные персонажи святочной обрядности. В святочные вечера ватаги замаскированной молодежи с шумом, свистом, гамом, нарушая тишину и добропорядочность деревенской жизни, врывались в крестьянские избы, на праздничные вечеринки - "игрища". Молодежь стремилась нарядиться так, чтобы изменить свой облик, сделать себя неузнаваемыми и дурачить, веселить или пугать окружающих своим видом. Лица закрывались масками, тряпками, замазывались сажей. Наряду с этим отмечалось стремление выглядеть необычно и смешно («чудно»): например, переодевались в одежду противоположного пола (мужчины — в женскую и наоборот), подбирали элементы одежды, несовместимые с остальным нарядом — разные рукава, на ногах разная обувь, на голове корзина или горшок и тому подобное.
В народных обрядах ряженые чаще всего изображали:
1.Животных (козу, коня, тура, медведя, журавля, аиста);
2.Персонажей потустороннего мира («деда», «бабу», смерть, покойника, страшилищ и др.) или нечистой силы (черта, ведьму, русалку, кикимору, шуликунов);
3.Святых (Андрея, Люцию, Варвару, Николая, ангелов);
4.«Чужих», представителей других этнических социальных и профессиональных групп (цыгана, еврея, арапа, немца, барина, солдата, нищего, странника и тому подобное).
Ряженье сопровождалось играми, весельем, зрители иногда становились невольными участниками действий ряженых. Ряженые часто старались придать себе вид животного: приделывали рога и хвосты или носили вырезанную из дерева и обтянутую кожей голову «козы», «кобылы», «тура»; они заходили в дом на четвереньках, бодались, скакали по хате, махали хвостом и т. п. Иногда двое участников составляли одну фигуру «коня» и вместе подражали поведению животного. В русской деревне маски ряженых назывались "личинами", "харями", "харюшками". Личина придавала человеку, надевшему ее, нечеловеческое обличье, она являлась концентрированным выражением чужой и опасной сущности. В народном представлении она выступала как нечистый, колдовской предмет. Маска - предмет очень редкий для музеев. Крестьяне никогда не хранили личины, так как, по поверьям, они могли принести несчастье дому.
Любимый зверь для ряжения – коза. Самого смышленого из хлопцев одевали в тулуп, вывороченный на изнанку, на ноги ему одевали другой тулуп, тоже вывороченный, оба тулупа скрепляли у пояса веревкой, отчего, правда, выходило подобие, скорее, медведя, чем козы. Лицо этой козы вымазывали сажей или надевали на него маску. На голову одевалась особого устройства шапка, к которой были прикреплены рога, сплетенные из лозы и соломы. Парень – «коза» садился верхом на дугу – так его и возили колядовщики из избы в избу. При этом коза плясала, а ее свита пела:
Где коза ходит,
Там жито родит.
Где коза хвостом,
Там жито кустом,
Где коза ногою,
Там жито копною,
Где коза рогом,
Там жито стогом.
Неразлучными спутниками козы являются «дед», «цыган», «музыкант» с «песельниками». В деда выбирают тоже молодого парня, способного играть эту роль. Кроме ветхой, изорванной одежды, покрывающей деда, ему одевают на лицо маску из березовой коры, на которой красуется огромный бурак, служащий вместо носа, и длинный клок льна или пеньки вместо бороды. Дед дурачится, занимает хозяина веселым разговором, угощает его золой вместо табака. Дается представление, коза под песню поворачивается разными боками. В песне поется, что козу хотят бить. Под слова песни «ой ударил козоньку» один из толпы ударяет по рогам козу, которая падает и лежит до тех пор пока поющие не дойдут до слов «здорова стала». Тут она вдруг встает, кланяется хозяину в ноги и начинает плясать. «Умирание» и «воскрешение» Козы, символизировало круговорот времени и возрождение природы.
В некоторых губерниях бытовала кукла «Коза», которая имела те же функции, что и переодевающийся в козу колядовщик. В ее основе – деревянная крестовина, а морда, рога, борода – из лыка и соломы.
Ряжение воспринималось во многих местах как дело греховное и опасное. Как правило, в страшные маски «нечистиков» и «покойников» рядились лишь мужчины, реже — бойкие женщины, но не девушки и не дети. По прошествии праздника все принимавшие участие в ряжении, должны были пройти обряд церковного очищения или искупаться в проруби, окропить себя святой водой или окурить дымом.
Практическая часть:
Материалы для работы:
Деревянные палочки – 2 шт.
Солома
Цветная ткань (ситец, хлопок, бязь) – 12 x 24 см
Нить мулине (красного цвета)
Кружево, тесьма
Ленты цветные
Бусины, колокольчики
Ножницы
Порядок работы:
Небольшой пучок соломы (предварительно расщепленной вдоль на несколько частей и распаренной) привязать к верхнему концу длинной палочки.
Плетение «рожек»: соломины сплести в виде косичек или оплести витой плетенкой из 5 соломин.
Зафиксировать «рожки» в нужном положении и оставить до полного высыхания.
Пучок влажной соломы перегнуть пополам и завязать на палочке с рожками, формируя голову.
Палочку - руки вставить в пучок - туловище, который предварительно нужно разделить на две части, и одну из них, которая придется на грудь куклы, перегнуть.
Соединить части пучка – туловища и туго связать по линии талии.
Вырезать из цветной ткани платье для куклы-козы, отделать его кружевом или тесьмой.
Одеть куклу: платье перевязать по линии талии пояском из цветных ниток. Из соломы сделать «бородку», повязать её вокруг шеи куклы. Надеть на шею колокольчик, бусы, повязать цветные ленты. Кукла готова.
Выполненных козочек дети используют в празднике, посвященном традициям наших предков "Пришла коляда - открывай ворота!". Они переодеваются, рассказывают о празднике Рождества, о святках и поют колядки (см. Приложение) и получают угощения.
Список литературы:
1. Берстенева Е.В. Кукольный сундучок [Текст] / Берстенева Е.В., Догаева Н.В. – М.: Белый город, 2010. – 112с.
2. Брудная, Л. И., Гуревич, З. М., Дмитриева, О.Л. Энциклопедия обрядов и обычаев. – М.: Респекс, 1996.
3. История празднования Нового года на Руси [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bridechurch1.narod.ru/newyear.htm
4. Сайт: Куклы для души [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kukla-dusha.net/svjatochnaja-koza.htm
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОЛЯДКИ
***
Дед:
Мы пришли,
Козу привели -
Людей веселить,
Орешки дробить,
Деток пестовать,
Хозяев чествовать
Го-го-го, коза,
Го-го, серая,
Го-го, белая.
Не ходи, коза,
Под Михайловку;
Там стрельцы-бойцы
Козочку сколют,
Ножичком спорют,
Да скрозь полотенце,
Да и в сырое сердце.
Ох наша коза упала,
Дайте ж кусок сала,
Чтоб наша коза встала,
Весело поскакала!
***
Колёда!
Добрый вечер вам,
Ище добрым людям!
Мы не сами идем, мы козу ведем.
Где коза походит, там и жито родит,
Где коза хвостом, там и жито кустом.
- Гу-гу, коза, гу-гу, серая,
(Коза падает, кланяется)
Не ходи, коза, под то село,
Под ту Каменку.
Там стрельцы, бойцы,
Хочут козу бить, хочут загубить.
Ударили козу во право ухо,
А из лева уха потекла юха,
Коза упала, к земле припала...
Дарите кусочек сала,
Чтоб наша коза
Весела стала,
Еще и поплясала!
(Коза кланяется хозяйке и хозяину)
***
- Гов, гов, гов, коза,
Гов, гов, серая,
Гов, гов, белая,
Чего тебе, козушка,
Волки не съедять
И стрельпы не убьют?
- Не боюся я волков,
Не боюся я стрельцов,
Только я боюсь
Одного деда
Бородатого, неженатого.
Тот меня запорет,
Тот меня заколет.
Тут коза упала и запропала.
- Вставай, козушка,
Вставай, матушка,
Вон панок идет,
Каравай несет,
Кусочек сала,
Но для нас мало;
Наверх колбасу -
Наделите козу.
Говорком:
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!
А вы сами знайте -
Копеечку дайте,
Копеечки мало -
Дайте кусок сала,
А наверх колбасу,
Я до дому понесу.
***
Го-го, коза
(народное)
Здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!
Дайте сала кусок, чтобы был боровок высок
Дайте свежинки, чтобы родились свинки
Дайте требушечки, чтобы родились телушечки.
Дайте почки, чтобы водились дочки
***
Го-го, го-го коза
Го-го, го-го серая
Де хвост надела
Соль дорогая, козочка наша золотая.
Де коза рогом, там жито стогом
Де коза ногой, там жито копой
Де коза хвостом, там жито кустом.
Ты, господынька, расходись, развеселись,
Запали свечечку.
Войди во клетанечку
Да зерни на бочок, где стоит мячок
Решета овса, поверх колбаса
Три куста сала
Как коза устала