"Культурные традиции народов Кавказа"
Автор публикации: В. Гиллер, ученица 5 класса
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Лянторская детская школа искусств №1»
"Культурные традиции народов Кавказа"
Автор:
Гиллер Валерия
МБОУ ДО «ЛДШИ № 1»
5 класс, 11 лет
Руководитель:
Синяшина Гульшан Ахмадалиевна
преподаватель фортепиано
Содержание
Введение. ..……………………………………………………………стр. 3
Глава I.
«Взаимосвязь между культурами народов Азербайджана и Дагестана»
1.1 Исторические факты. ......................................................................стр. 5
1.2 Развитие музыкального искусства Азербайджана и Дагестана .стр. 6
Глава II. Музыкальные инструменты народов Кавказа ...…………..стр.7
2.1 Зурна………………………………………………………………..стр. 7
2.2 Кеманча……………………………... .......………………………..стр. 8
2.3 Саз …………………………………………………………………стр. 9
2.4 Нагара………………………………………………………………стр. 9
Заключение. .…………………………………………………………..стр. 9
Список используемой литературы. .………………………………..стр. 10
Приложение ………………………………………………………стр. 11-15
Введение:
Меня зовут Гиллер Валерия я учусь в «Лянторской детской школе искусств №1» в 5 классе на отделение «фортепиано». У меня в классе есть подруги из Азербайджана и Дагестана. Мы в музыкальной школе знакомимся с музыкальными инструментами, но мне также интересны музыкальные инструменты разных народов, с которыми, к сожалению, в школе не знакомят, а также что общего в культурной жизни между нашими народами. В беседе с подругами я поняла, что и их интересует этот вопрос. Я решила сама больше узнать о традициях и культуре двух Кавказских Республик.
Гипотеза – знакомство с культурой народов Кавказа
Объект исследования – традиции народов Кавказа
Предмет исследования – взаимосвязь между культурой народов Азербайджана и Дагестана
Цель: Изучение культурных традиций Азербайджана и Дагестана
Задачи:
Ознакомиться с традициями народов Кавказа (Азербайджан - Дагестан)
Ознакомиться с инструментами народов Кавказа
Доказать сходство культур двух народов
Методы:
Обзор литературных источников
Наблюдение
Беседы с членами организации этнических азербайджанцев
Анализ и обобщение
Практическая значимость – результаты исследования могут быть использованы на уроках толерантности.
Республика Дагестан входит в состав Российской Федерации, расположена на Северном Кавказе и является приграничной частью юга России. Она граничит по суше и Каспийскому морю с пятью государствами и один из них Азербайджан. Дагестанская и Азербайджанская культура и искусство формировались в тесном взаимодействии и постоянных контактах с Востоком и Западом. Основные культурные достижения Дагестана несут на себе ярко выраженные черты самобытности, оригинальности. Кавказская культура – явление сложное, многообразное по своим национальным проявлениям, локальным особенностям. Она развивалась в едином русле народами, осознавшими свою историческую общность. Дагестан - один из самых сложных в этническом отношении регионов: здесь проживает более 100 национальностей и народностей, в т. ч. 30 коренных, представляющих крупные языковые семьи и группы: иберийско-кавказскую, тюркскую, иранскую, индоевропейскую и другие. Большинство здешних языков имеет свои диалекты и говоры. Нигде в мире на такой маленькой территории не проживает такого количества народов. Численность населения на начало 1996 года более 2,1 миллиона человек (1.2 процента от населения России). Через Кумыкию проходили важнейшие торговые пути, в том числе Великий Шелковый путь.
Взаимосвязь между культурами народов Азербайджана и Дагестана.
Исторические факты
История этнокультурных связей между народами Азербайджана и Дагестана уходит корнями в далекое прошлое - во времена первобытно-общинного строя. Как известно, основу Кавказской Албании, составляли территории Азербайджана и Южного Дагестана. В этом смысле албанскую культуру, одну из самых богатых культур древнего мира, можно считать общим достоянием далеких предков современных азербайджанцев и дагестанцев. В развитии азербайджано-дагестанских этнокультурных связей важную роль сыграли и дагестаноязычные жители Азербайджана.
Развитие музыкального искусства Азербайджана и Дагестана.
Огромное влияние на развитие музыкального искусства народов Южного Дагестана оказала азербайджанская музыка, прежде всего - народная. Профессиональное народное искусство ашугов (певец-поэт) Азербайджана и Южного Дагестана было созвучно в 20-30-е годы по манере исполнения, традициями импровизаций, лирическими и героическими мотивами. В исполнении дагестанских ашугов находили отклик и широко распространенные тогда в Азербайджане дастаны (эпическое произведение в фольклоре)
Так уж сложилось исторически, что Азербайджан и Дагестан издавна объединяют связи в области культуры, торговли, науки, экономики и других сферах. Это было обусловлено близким географическим положением, широко протяженностью границ, имеющимися сухопутными, а также морскими путями сообщения. Кроме того, Дагестан и Азербайджан связывали близость традиции, менталитета, общность религии. Такое родство двух регионов и обусловило обширность взаимоотношений народов Дагестана и Азербайджана во все времена. Они были особенно близки в периоды Кавказской Албании, Российской империи, советский период, когда оба этих региона входили в состав одного государства.
Танец лезгинка это самый знаменитый и зажигательный танец народов Кавказа. Название дано в честь одного из народов Дагестана - Лезгинов. Существует множество видов и мелодий этого танца с дополнительными или местными особенностями, в зависимости от региона. Танец лезгинка завораживает своей красотой. Юноша танцующий этот танец своими резкими, четкими и выраженными движениями демонстрирует свой дух и мужество. Девушки в общепринятом свадебном варианте танца ограниченны в своих движениях. Лезгинка была также и танцем воинов. Во время правления Имама Шамиля, на всем Кавказе был популярен «Танец Шамиля». Он начинался со смиреной молитвой, а затем обращался в огненную лезгинку. Таким образом, воины поднимали свой военный дух. Сейчас лезгинка - танец счастья, любви и дружбы. Так же лезгинка служила посредником для знакомства парней с девушками. В те годы девушкам было запрещено выходить на улицу одним, без присмотра, и поэтому юношам было трудно с ними знакомиться. Девушки собирались на праздниках или свадьбах, где юноша приглашал девушку на танец. Когда девушка собиралась уходить, парень разными способами, в том числе и посредством танца, преграждал ей дорогу, но ни в коем случае не касался девушки. Танец лезгинку у кавказцев переняли их соседи казаки, от них он и попал в Россию.
Россия считается Родиной у молодого поколения азербайджанцев и дагестанцев, рождённых в Российской федерации, которые воспитываются не только на традициях своего народа, но и впитывают менталитет и культуру русского народа.
Русский язык становится основным языком общения между дагестанскими и азербайджанскими народами, то есть для Дагестана и Азербайджана русский язык становится международным языком.
Наличие русской среды способствует не только сближению народов, но и духовному, образовательному их развитию. Русский язык в Дагестане выполняет не только функцию межнационального общения. Начиная с 1-го класса в городе и с 5-го класса в сельской местности, он является языком обучения, т.е., за исключением родного языка и литературы, все предметы ведутся в общеобразовательных учреждениях Дагестана на русском языке. Без хорошего его знания немыслим хороший специалист в любой отрасли народного хозяйства. Степенью владения русским языком определяется уровень знаний, духовного развития учащихся-дагестанцев.
Музыкальные инструменты народов Кавказа
Традиционные музыкальные инструменты Азербайджана и Дагестана представляют собой ценный пласт духовной и материальной культуры народа, народных промыслов и ремесел. Об этом свидетельствуют значительный корпус инструментальных наигрышей в обрядах и чрезвычайная развитость танцевальной музыки.
Народами Кавказа были выработаны характерные интонационные особенности, ритмические особенности, дифференциация инструментальных тембров. Актуальность исследования инструментальной музыки сегодня во многом обусловлена процессом угасания традиции.
Музыкальный фольклор и вся народная музыкальная культура были бы немыслимы без инструментов, создаваемых мастерами-умельцами. Изготовление музыкальных инструментов – особый вид традиционных ремесел, т.к. мастера были и музыкантами, хорошо чувствующими мелодии и составляющие их звукоряды, а также знали технологии игры на музыкальных инструментах. Однако эта тема мало изучена этнографами, историками искусства, не записывались биографии талантливых мастеров прошлого, технологии, традиции передачи мастерства в семьях, не обобщен накопленный опыт ее изучения. Вот несколько инструментов популярных у Азербайджанцев и Дагестанцев:
Зурна
Зурна – изначально являлась древним персидским инструментом. По форме напоминает рожок или флейту, расширяющуюся с одной стороны и мундштуком на конце. Это язычковый, деревянный, духовой музыкальный инструмент с двойной тростью, распространённый в Азербайджане, Дагестане, Армении, Таджикистане и Узбекистане. Деревянная трубка с 8-9 отверстиями, одно из которых находится на противоположной остальным стороне. Зурна является близким родственником гобоя, свирели. Диапазон зурны около полутора октав, тембр яркий и пронзительный. Музыкант, играющий на зурне, называется «Зурначи». Очень распространён ансамбль из трёх музыкантов, солирующий музыкант «уста» играет мелодию, второй вторит ему протяжными звуками на главных ступенях лада, а третий выбивает ритмическую основу.Зурна делается в основном из абрикосового, орехового или тутового дерева. Диапазон зурны охватывает звуки от «си бемоль» до «до» третьей октавы. «Зурначи» также состояли при русском царском дворе, рядом с «трубниками», они упомянуты в грамоте царя Бориса от 1601г. (Акты исторические, II № 20).
Кеманча
Кеманча (каманча) - 3-4-струнный смычковый музыкальный инструмент. Распространен в Азербайджане, Дагестане, Армении, Грузии, а также странах Среднего и Ближнего Востока.Персидскаякеманча - является родоначальником всех остальных нынешних видов кеманчи. Деревянная шейка прямой и округлой формы с крупными колками. Дека из тонкой змеиной, рыбьей кожи или бычьего пузыря. Смычок лукообразный с конским волосом. Существуют двухструнные (в Курдистане), трёхструнные (в Турции) и четырёхструнные (в Иране, Армении и Азербайджане) .Кеманча — идеальный инструмент для ансамблевого и сольного музицирования. Кеманчист, как правило, играет сидя, упирая длинную ножку инструмента об пол или колено, некоторые музыканты не используют ножку, а держат корпус инструмента на коленях.Диапазон кеманчи охватывает звуки от «ля» малой октавы до «ля» третьей октавы. Партии для инструмента записывают в скрипичном ключе.
Саз
Является самым популярным инструментом в группе струнных инструментов – наиболее старинный и популярный инструмент. Неизменный спутник ашуга – народного певца-поэта у Азербайджанцев.Саз принадлежит к числу лютневых инструментов с длинным грифом (от 1 до 1,5 м); Корпус инструмента грушевидный, большой и глубокий.Изготовление саза — это очень длительный и трудоёмкий процесс. Обычно мастера используют несколько пород деревьев для изготовления различных частей саза. Корпус делают из отборных видов тутовника, гриф бывает вишнёвый, а перемычку, на которую с помощью деревянных гвоздей собирают инструмент — из твёрдого ореха.Саз состоит из трёх частей: грушевидного корпуса, шейки (грифа) и головки. К головке прикрепляются колки, при помощи которых настраивают струны. Размеры сазов бывают различными:большой саз состоит обычно из 8-11 струн, средний из 8-9 струн, а маленький из 4-7 струн.
Нагара
В переводе с арабского означает - «постукивать», «поколачивать») — ударный музыкальный инструмент, вид барабана.В зависимости от размеров бывает трёх видов:«Кьос нагара»; «чюре нагара»; «кичик нагара» (большой, средний и малый барабан) Также существует нагара в виде цилиндра «голтуг нагара» - подмышечная нагара. Этот инструмент используютсякак в составе ансамблей и оркестров, так и сольно. На ней играют ладонями и пальцами обеих рук (иногда при помощи двух лёгких палочек). Во время игры используются такие приёмы, как шлепок, тремоло, трель и щелчок.
Заключение
Таким образом, сходство и общность в духовной и материальной культуры народов Азербайджана и Дагестана вызвано не только географической близостью, соседством и жизнью бок о бок азербайджанцев и дагестанцев, но и обусловлена многими духовными, моральными и нравственными ценностями народов данного региона, такими, как язык, обычаи и нравы, бесконечная любовь к своей истории, земле и родине.
Список используемой литературы
Азербайджанцы (историко-этнографические очерки). Б., 1998
Бретаницкий Л. Архитектурные школы средневекового Азербайджана // Искусство Азербайджана. Б. 1949, вып. I
Вейденбаум Е. Путеводитель по Кавказу. Тифлис, 1888 г.
Волкова. Н. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту (IX — нач. XX в) //KЭС. 1989, т. IX
Гаджиева С. Дагестанские азербайджанцы XIX — нач. ХХ в. Историко-этнографическое исследование. М., 1999
Гаджиев М.Г., Давудов О.М., Шихсаидов А.Р. История Дагестана с древнейших времен до конца XV века. Махач-Кала, 1996
Гатсгаузен Ф. Заметки о семейной и общественной жизни и отношениях народов, обитающих между Черным и Каспийским морями.т. 2, СПб, 1857
Ган К. Путешествия в Kахетию и Дагестан (летом 1899 г) //СМОМПК, 1902, вып. 31
Государственный Исторический Архив Азербайджанской Республики (ГИААР). Ф. 309, оп.2, д.749, л.67
Джабраилова Ф. Из истории азербайджано-дагестанских литературных связей. Автореф. дисс. на соиск. канд. фил.наук. Б. 1963
Джахангиров М. Возникновения азербайджанского национального литературного языка.т. I. Б., 1978
ПРИЛОЖЕНИЕ
Занимательные факты из истории:
Предания рассказывают и о возникновении единственного в Дагестане горного азербайджанского селения Нижний Катрух, что находится недалеко от Дербента. По рассказам жителей селения какой-то казикумухский хан имел в этом месте дачу и поселил при ней 7 подвластных ему человек, из которых двое были лезгины, двое азербайджанцы и три лакца. Лезгины и азербайджанцы являлись пленными. От этих семи человек будто бы и произошли жители Нижнего Катруха, причём победу здесь одержал азербайджанский язык. Есть иное повествование, согласно которому, казикумухский хан Сурхай I, по завершению войны с персидским шахом Надиром, выдал лакских девушек замуж за военнопленных из шахского войска и отвёл им землю для основания аула, коим стал Нижний Катрух.
Расположенный в Дагестане город Дербент, что в переводе «Закрытые ворота» является самым южным городом России и одним из древнейших «живущих» городов мира, первые поселения в нём появились в конце 4 тысячелетия д.н.э, непрерывно заселённый с древнейших времён он живёт до сих пор.
Столица Азербайджана - Баку. Однако мало кому известно, что это название с персидского означает «удар ветра». Кстати, город считается одним из самых интернациональных в мире - там проживают представители более 70 национальностей.
Дагестан - означает "Страна гор". Логично, скажете вы, Дагестан - это горы. Но забавный факт: только 39,9 % территории Дагестана занимают горы. А равнины - 43%.
В России в городах ставят памятники Пушкину, а в Дагестане в городе Избербаш есть целая гора (Изберг-Тау) с его профилем..)
Азербайджанцы считают что самые лучшие ковры ткут именно в их стране, но Дагестанцы с этим мнением не согласны. Средняя «продолжительность жизни» персидского ковра равна 70-150 лет, а дагестанские ковры «проживут» — 300-400 лет. О Дагестанских коврах ещё в древности писал сам Геродот.
На картине Сальвадора Дали "Геополитический младенец" женщина указывает пальцем на Баку. Возможно, это случайность, но вполне может быть, что гениальный художник вложил в это некий тайный смысл.
Первая музыкальная опера на мусульманском Востоке была поставлена именно в Баку - это была опера "Лейли и Меджнун" 1908 г.
По количеству грязевых вулканов Азербайджан занимает первое место в мире (имеется около 350 из 800 грязевых вулканов). Геологи НАСА, изучившие природу Марса, сделали вывод о том, что грязевые вулканы Азербайджана схожи по своему строению с возвышенностями красной планеты.
16