Интегрированный урок по географии и литературе «Путешествие по Кавказу: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…»»
Технологическая карта интегрированного
урока по географии и литературе «Путешествие по Кавказу:
«Кавказ седой, Кавказ мой величавый…»»
Предмет: география, литература
Класс: 8
Тип урока: интегрированный урок усвоения новых знаний
Цели урока:
Образовательная:
- создать образ Кавказских гор, используя географические карты, литературные произведения;
- способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания на практике;
- продолжить формирование учебно-познавательных компетенций учащихся об особенностях природы Кавказа;
- обобщить и закрепить знания о лирике М.Ю. Лермонтова;
- показать яркость и выразительность поэзии поэта;
- сформировать представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
Развивающая:
- продолжить формировать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, работать с картами, текстами учебника и литературных произведений;
- учить понимать образный язык литературного произведения и связывать художественный текст с географическими понятиями, развивать творческие способности учащихся;
- закреплять умения анализировать лирические произведения;
- уметь связывать географические понятия и художественное разнообразие произведений М. Ю. Лермонтова об образе Кавказа;
- развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.
Воспитательная:
- воспитание эмоционального восприятия художественного текста, внимание к художественному слову;
- воспитание интереса к природе родной страны, гуманного отношения к чужому мнению, к чувствам человека, философского отношения к природе и человеку.
Задачи урока:
Развивающая - развитие умения самостоятельно мыслить, анализировать информацию, находить ответы на поставленные вопросы, используя различные источники знаний.
Обучающая
- формирование знаний о природе Кавказа и особенностях жизни в горах.
- развитие умения у обучающихся видеть лирическое произведение в единстве содержания и формы, умения анализировать произведение,
Воспитывающая - воспитание любви и уважения к творчеству Лермонтова, гордости за свою литературу и свою нацию, обширную территорию государства, воспитание нравственных качеств у учащихся на примере произведений Лермонтова, их проблематики и идейного звучания.
Метапредметные связи: литература, география, лингвистика, психология, живопись, музыка, искусство.
Оборудование:тексты стихотворений, учебники литературы и географии, атласы, раздаточный материал, видео и музыкальные фрагменты, слайд-презентация.
Тема урока |
Интегрированный урок по географии и литературе «Путешествие по Кавказу: «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…» |
|||
Цель |
Сравнивая образы картин природы Кавказских гор с реальными географическими особенностями, создавать образ Кавказа; познакомить учащихся с произведениями М.Ю.Лермонтова о Кавказе, его роли в судьбе поэта |
|||
Задачи |
создать образ Кавказских гор, используя географические карты, литературные произведения; дать представление о мастерстве Лермонтова-лирика; способствовать развитию географического мышления, познавательного интереса учащихся, умений применять теоретические знания на практике; поддерживать интерес к изучению географии России, к художественной литературе; научить давать характеристику образам лирического произведения; понимание связи географии и литературы. |
|||
Формируемые УУД |
Личностные: учебно-познавательная мотивация, адекватное понимание причин успехов или неуспехов учебной деятельности, навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и способу действия, планирование учебного сотрудничества, определение цели деятельности на уроке с помощью учителя, принятие решения в проблемной ситуации, анализ собственной работы. Познавательные: анализ, синтез, сравнение, аргументирование своей точки зрения; обобщение, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, построение речевых высказываний, использование общих приёмов решения задач, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
|||
Основные понятия |
рельеф, климат, лакколиты, лирический герой, эпиграф, стихотворение, поэма
|
|||
Ресурсы |
Компьютер, презентация, тексты стихотворений; географическая карта, атласы, портрет М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы.
|
|||
Организация пространства |
Индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, самостоятельная работа.
|
|||
Этапы урока, цель этапа, время |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов |
УУД |
1. Организационный этап. Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. Вступительное слово учителя (2мин.) |
Проверяю готовность к уроку, приветствует учащихся. Желаю хорошего настроения всем. Вступительное слово учителя. Учитель географии: Сегодня у нас необычный урок, бинарный. Нам предстоит осуществить путешествие, во время которого мы будем изучать географию, опираясь на художественные произведения. |
Подготовка к работе на уроке.
|
Самопроверка готовности к уроку |
Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению; положительное отношение к школе и учебной деятельности |
2. Актуализация и мотивация. (5 мин.) Формулирование обучаемыми темы урока.
Цель: постановка целей учебной деятельности и выбор способа и средств их реализации
Определение целей и задач урока.
|
Мотивирующий приём: музыкальный фрагмент. Учитель литературы Престолы вечные снегов, Кто же автор этих строк? Сегодня мы совершим путешествие по этому загадочному краю.
Учитель географии. Правильно, сегодня на уроке мы будем путешествуя, изучать природу Кавказа, используя произведения М.Ю.Лермонтова
Учитель литературы Возможно сегодня этот край покорит и ваши сердца. Поэтому тему сегодняшнего урока мы дополним строкой из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кавказ седой, Кавказ мой величавый…» (Слайд 2). Какие цели мы должны достичь за время нашего путешествия? Что мы должны узнать о Кавказе? (Слайд 3)
|
Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.
Записывают тему урока в тетрадь.
Формируют цели и задачи урока. |
Включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.
Корректируют ответы друг друга.
Формулируются цели и задачи урока. |
Познавательные: стремление научиться понимать заданный вопрос и строить ответ в устной форме; Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. Личностные: понимание значимости приобретаемых на уроке знаний и умений, самоопределение; формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению. Коммуникативные: формулирование собственного мнения.
|
3. Изучение и усвоение новых знаний (30 мин.)
Физминутка? Посмотрим на горы: надо подняться, спуститься, подышать чистым воздухом, перейти через горную реку
|
Учитель географии: Знакомство с Кавказскими горами будет проходить по следующему плану (листок с планом на столах у учащихся): План (Слайд 4) 1. Географическое положение Кавказа. Учитель географии
Какие события в жизни поэта связаны с пребыванием на Кавказе? Чем поразил Кавказ Лермонтова? (Слайд 8)
Учитель географии. Для того чтобы, с географической точностью знать, где происходили все эти события из жизни поэта, давайте определим географическое положение Кавказа. По физической карте определить географическое положение Кавказа, ответив на вопросы: (Слайд 9) Учитель литературы(Слайд 10) Но вечно гордой и спокойной Тянулись горы - и Казбек Сверкал главой остроконечной. М.Ю.Л.
Учитель географии: Кавказ - обширная горная страна, расположенная между Черным, Азовским и Каспийскими морями. Площадь этой территории - 440 тыс. км. Кавказ принято подразделять на две основные природные структуры - Большой Кавказ и Малый Кавказ. (Слайд 11-12) г.Эльбрус -высшая точка Кавказских гор, ее высота 5642м. (Слайд 13)
Учитель литературы. А вот как описывал Лермонтов двуглавую гору Эльбрус. И уж в виду зубчаты цепи
Учитель географии (Слайд 15) Картина М.Ю. Лермонтова «Вид на гору Эльбрус»
Лакколитов - Машук, Бештау, характерны частые землетрясения. Что знаете об этой горе? (Слайд 16)
Учитель литературы: Кавказ – это высокие и молодые горы, подтвердите эти факты примерами из произведений М.Ю.Лермонтова. (Слайд 17)
Лермонтов называет Кавказ седым… Почему Кавказ седой?
|
Знакомятся с планом изучения Кавказа.
Выступление детей (дети получили опережающее задание)
Перечисляют и записывают в тетрадь произведения, а учитель дополняет: поэмы «Азраил» «Ангел смерти», «Измаил-Бей», «Хаджи Абрек», «Дары Терека», «Демон», «Мцыри».
Отвечают на вопросы учителя
Определяют по карте географическое положение Кавказа , отвечают на вопросы.
Слушают учителя, делают записи в тетрадь.
Отвечают. В 1841 году на склоне горы Машук, вблизи Пятигорска, во время дуэли был убит М.Ю. Лермонтов.
Чтение стихотворения
Ответы обучающихся. |
|
Регулятивные: умение принимать самостоятельно решение и действовать в соответствии с поставленной задачей, выбор и осуществление эффективных путей и средств достижения цели.
Коммуникативные: выработка умения слушать, быть готовым корректировать свою точку зрения, практическое освоение техники общения, использование речевых средств для регуляции умственной деятельности. Познавательные: умение выделять положения, формулировать их и выделять главное, работа с информацией.
|
|
Учитель географии Несмотря на «седину» Кавказа, горы достаточно молодые. Какие особенности доказывают это? «Приём докажите!» Ребята, свяжите следующий отрывок с климатическими особенностями Кавказа?
Учитель литературы (Слайд 18). Учитель географии «Зеркало климата - реки». (Слайд 19)
Учитель географии Говоря о природе Кавказа Лермонтов писал: «С тех пор я ничего подобного не видел. Горы кавказские для меня священны…» Чем же особенна природа Кавказа? (Слайд 20) В какой природной зоне располагается Кавказ? Рассказ учителя о высотной поясности Кавказа. (Слайд 21)
Учитель литературы Кавказ стал второй родиной для Лермонтова, «сыном Кавказа» называл он себя. Благодаря неповторимой природе Кавказа открылся еще один талант Лермонтова - талант художника. Ребята, посмотрите на эти репродукции рисунков и картин Лермонтова. Далеко не все, что рисовал поэт, сохранилось. Сейчас известно 13 живописных работ, около 50 акварелей, многочисленные карандашные наброски в альбомах, на отдельных листах, на страницах рукописей. Природа удивляет и восхищает поэта. М.Ю. Лермонтов подарил русской литературе вдохновенные произведения, посвященные Кавказу. «Суровому краю свободы» он остался верен до конца дней.
|
Доказывают:
Связывают отрывок с климатом. Используя учебник и карты атласа определяют климат Кавказских гор.
Рассказывают об особенностях рек Кавказа, опираясь на строки поэзии Лермонтова. Меж утесистых громад, Буре плач его подобен, Слезы брызгами летят. М.Ю. Лермонтов
В ущелье там бежал Он шумен был, но не глубок К нему на золотой песок, Играть я в полдень уходил И взором ласточек следил, Когда они, перед дождём, Волны касалися крылом.
Ответы обучающихся, работа с картой.
Талант художника.
|
|
Регулятивные: обработка и использование необходимой информации; умение работать в группе и выражать собственную точку зрения. Познавательные: постановка и решение проблемы, анализ, структурирование информации, самостоятельное создание способов решения проблемы Коммуникативные: умение выражать мысли |
6. Закрепление новых знаний (3 мин.)
|
Составьте «Синквейн» к слову Кавказ, используя знания и впечатления сегодняшнего урока. (Слайд 27)
|
Составляют синквейн
|
Закрепляют знания о географических сведениях местности и лирического образа |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль. Познавательные: решение проблемы, анализ, обобщение. |
6. Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности Цель: осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности (3мин.)
|
Достигли ли мы поставленных целей? (Слайд 28). Как вы оцениваете свою работу на уроке? Что понравилось в уроке? Что для вас было открытием?
Учитель литературы Помогли ли вам знания по географии лучше понять «мятежную душу» Лермонтова и его поэзию? Рефлексия. По впечатлениям от картин, стихов составьте предложения: Меня восхитили…. |
По впечатлениям от картин, стихов составляют предложения: Меня восхитили…. |
Само организуются, рефлексируют |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Регулятивные: адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. |
7. Домашнее задание (1 мин.) |
Используя знания литературы и географии, напишите сочинение- миниатюру «Какие тайны мне поведали Кавказские горы?». (Слайд 30)
|
Записывают в дневники домашнее задание. Получают отметки в дневники и классный журнал |
. |
Коммуникативные: умение выражать свои мысли, строить грамотный ответ на вопрос.
|
Кушнарева Татьяна Николаевна