12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Князева Татьяна Анатольевна11
2

Исследовательская работа «Культурологическое сравнение феномена русского богатырства и европейского рыцарства»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

«ОТКРЫТИЕ МИРА»

город Нижневартовск

 

Культурологическое сравнение феномена русского богатырства и европейского рыцарства

Секция 15. Культурология и традиции

 

Автор:

Ласкова Анна

Класс 4б

МБОУ «Средняя школа  №2 –

многопрофильная имени Е. И. Куропаткина»

 

Руководитель:

Князева Татьяна Анатольевна

учитель английского языка высшей категории

МБОУ «Средняя школа  №2 –

многопрофильная имени Е. И. Куропаткина»

 

 

2019

 

План исследований

 

Значительной вехой в Средневековой истории было возникновение, как в Европе, так и на Руси, особого сословия людей, главной задачей которых была защита государства. Эти люди – богатыри на Руси и рыцари в Средневековой Европе. Военное дело являлось их главной социальной функцией, а военная профессия не только давала привилегии и особые права, но и наделяла рыцарей и богатырей определенными этическими нормами, традициями и культурными ценностями.

Рыцари – доблестные воины, строго следовавшие кодексу поведения. Эти представители привилегированного сословия породили особый тип культуры, ставшей одной из самых ярких сторон среды Средневековья. Однако, зачастую упоминая средневековых рыцарей мы забываем о таком ярком культурном явлении Средневековой России, как богатырство.

Данное исследование посвящено изучению и сравнению таких культурных феноменов, как рыцарство и богатырство.

Основная цель исследования – выявить культурные черты сходства и различия русского богатырства и европейского рыцарства в контексте средневековой истории.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) проанализировать историческую литературу, а также фольклорные произведения с целью изучить этапы становления и нравственные основы богатырства и рыцарства;

2) провести исследование среди учащихся 4-х классов для выявления образа богатырей и рыцарей, сформированного в сознании школьников младших классов;

4) на основе полученных данных, сравнить феномены богатырства и рыцарства с точки зрения культуры.

Объект исследования – русское богатырство и европейское рыцарство.

Предмет исследования – культурологические аспекты феноменов богатырства и рыцарства.

Гипотеза исследования:

1) Культурные различия между явлениями богатырства и рыцарства связаны с историческими предпосылками возникновения данных феноменов, а также с их дальнейшим развитием;

2) Богатыри могут стать примером для воспитания современных детей в духе традиций и культуры прошедшей эпохи, поскольку являются воплощением духовных и нравственных идеалов.

Основными источниками материала для исследования являлись научная литература, материалы тематических сайтов, историческая и художественная литература, данные опроса учащихся 4-х классов МОМСШ № 2, сопоставительный анализ полученной информации.

В работе использованы следующие методы:

- анализ литературных источников;

- опрос учащихся 4-х классов;

- сравнительно-сопоставительный анализ;

- обобщение.

Библиография

1.                  Аникин В.П. Былины. Русские народные сказки. Летописи. М.: Высшая школа, 1986.

2.                  Богатыри // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /Богатыри (дата обращения: 14.02.2019).

3.                  Былины. Русские народные сказки. – М.: Детская литература, 1986.

4.                  Детская энциклопедия. «Что такое? Кто такой?». Т.3. Москва: АСТ- 2004г.

5.                  Елисеев Александр, Орден святорусских богатырей URL: http//rusizn.ru/leg17.html / (дата обращения: 01.03.2019).

6.                  Рыбаков Б.А. Русь: Сказания. Былины. Летописи. М.: Изд-во Академии наук, 1963.

7.                  Рыцарство // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /Рыцарство (дата обращения: 10.03.2019).

8.                  Селиванов В.И. Богатырский эпос русского народа / Былины. М.: Советская литература, 1988. т.1. – с.5-25.

9.                  Универсальная энциклопедия школьника. Литература и искусство. – Минск: ТОО «Харвест» – 1996г.

10.              Филин Н. В. Об историческом прототипе Ильи Муромца URL: // http://histline.narod.ru / (дата обращения: 27.02.2019).

11.              Школьная энциклопедия. «История средних веков» – Москва: «Олма-пресс Образование» – 2003г.

12.              Энциклопедия «Великие цивилизации» / Москва: « Махаон» – 2008г.

13.              Энциклопедия для эрудитов. «Рыцари средневековья» / журнал – 2010г.

 

 

Содержание

 

Введение. 5

 

1. История становления русского богатырства и европейского рыцарства. 7

1.1.      Воспитание и происхождение. 7

1.2.      Кодекс чести. 9

 

2.      Исследование образов богатырей и рыцарей в представлении учащихся начальной школы   12

 

Заключение. 14

 

Список литературы.. 15

 

Приложение 1. Ошибка! Закладка не определена.

Приложение 2. Ошибка! Закладка не определена.

Приложение 3. Ошибка! Закладка не определена.

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Значительной вехой в Средневековой истории было возникновение, как в Европе, так и на Руси, особого сословия людей, главной задачей которых была защита государства. Эти люди – богатыри на Руси и рыцари в Средневековой Европе. Военное дело являлось их главной социальной функцией, а военная профессия не только давала привилегии и особые права, но и наделяла рыцарей и богатырей определенными этическими нормами, традициями и культурными ценностями.

Рыцарство, возникшее у франков, союза древнегерманских племен, еще в VII столетии, представляло собой особый привилегированный слой средневекового европейского сообщества. Позднее рыцарская культура распространилась во Франции и Англии, где со временем, под влиянием церкви и поэзии, возник определенный моральный и эстетический идеал рыцаря.

В тоже время богатыри или витязи на Руси обладают более или менее общими для них свойствами: силой и молодостью. Согласно словарю В.И.Даля «витязь» – это храбрый и удачливый воин, доблестный ратник, герой, воитель, рыцарь, бога­тырь. Появление богатырей на Руси связано с процессом становления государства. В это время богатыри отождествлялись с защитниками родного края. В них находят отражение нравствен­ные и социальные идеалы народа.

Целью работы является выявление культурных черт сходства и различия русского богатырства и европейского рыцарства в контексте средневековой истории.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) проанализировать историческую литературу, а также фольклорные произведения с целью изучить этапы становления и нравственные основы богатырства и рыцарства;

2) провести исследование среди учащихся 4-х классов для выявления образа богатырей и рыцарей, сформированного в сознании школьников младших классов;

3) на основе полученных данных, сравнить феномены богатырства и рыцарства с точки зрения культуры.

В исследовательской работе были использованы поисковый и метод сравнительного анализа.

Информация для написания данной работы взята из энциклопедий, материалов тематических сайтов, исторической и художественной литературы.

Объектом исследования является русское богатырство и европейское рыцарство.

Предмет исследования – культурологические аспекты феноменов богатырства и рыцарства.

Актуальность работы состоит в том, что несмотря на то, что эпоха рыцарей и богатырей прошла, такие понятия, как благородство, отвага, честь, долг не потеряли своей актуальности в наш век, век современных технологий и прогрессивного мышления. До сих пор поведение богатырей остается эталоном патриотизма, рыцарские идеалы и мировоззрение являются мерилом оценки правильности и неправильности поступков. А если в нашем сознании рыцари и богатыри стоят рядом, быть может и в своем реальном воплощении у них было много общего?

Практическая значимость исследования определяется возможностью проведения на основе изученного материала классных часов по теме «Сходство и различие рыцарей и богатырей», подобные мероприятия способствуют не только духовно-нравственному, но и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

 

1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ РУССКОГО БОГАТЫРСТВА И ЕВРОПЕЙСКОГО РЫЦАРСТВА

 

 

1.1.  Воспитание и происхождение

Традиционно богатыри – это воины, герои русских былин, обладающие особой силой, удальством и умом. Впервые упоминание богатырей встречается в Ипатьевской летописи, которая датируется 1240 годом. Однако гораздо чаще сказания о богатырях передавались устно – от дедов к внукам. Богатыри стояли на страже Руси и были ее защитниками. Они символизируют единство русской земли, а их образы собирают в себе все самые характерные богатырские черты: совокупность воинских доблестей и добрый, честный нрав, недюжинную силу, ловкость, тяжёлую походку, оглушительный голос.

На первый взгляд кажется, что богатыри служат главе государства, но на самом деле, они служат не столько князю, сколько Русской земле. В некоторых былинах изображают ситуации, когда князь вступает в разногласие с богатырями, и те в свою очередь отказываются служить ему из-за какой-либо обиды. Однако если отчизне в этот момент что-то угрожает, князь знает, что богатыри придут на помощь и не смогут отказаться от своей преданности Родине.

К сожалению, ограниченность письменных исторических источников не позволяет нам с абсолютной точностью описать процесс воспитания русского богатыря. Однако за более подробной информацией по этому вопросу мы можем обратиться к народному творчеству – былинам и сказкам.

Рассмотрим более подробно историю становления и воспитания трех самых известных русских богатырей. В дальнейшем мы используем данную информацию для проведения сравнительного анализа.

Первый богатырь, к истории которого мы обратимся – Илья Муромец. Он является одним из главных героев древнерусского былинного эпоса, возникшего в XII - XIII вв., богатырь, воплощающий общий народный идеал героя-воина.

Согласно преданиям, Илья Муромец был крестьянским сыном, до 33 лет он был парализован («не владел» руками и ногами), однако потом бродячие волхвы исцелили его. Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им воды. Илья на это ответил: «Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на седалище». Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт, идёт к водоносу и приносит воду. Старцы велят Илье выпить воду. После того, как Илья трижды выпил воду, он не просто вылечился, но и обрел «силу богатырскую». После, старцы говорят Илье, что он должен идти на службу к князю Владимиру. При этом они упоминают, что по дороге в Киев есть неподъёмный камень с надписью, который Илья тоже должен посетить. Под камнем богатырь находит богатырского коня, оружие и доспехи.

Второй не менее известный богатырь русского эпоса – Добрыня Никитич. Его образ очень часто сопоставляется с летописным Добрыней, дядей князя Владимира. Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского».

Богатырская история Добрыни начинается с того момента, когда он одержал победу над Змеем Горынычем. Согласно преданиям Князь поручает ему вступить в жестокий бой со Змеем, и, хотя по дороге богатыря одолевают маленькие змееныши, Добрыне удается выполнить княжий наказ и высвободить из драконьих пещер девушек и князей.

Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жен». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях». Он - представитель высшего русского общества, типа князя-дружинника. Он княжич, богач, получивший высшее образование, стрелец и борец отличный, знает все тонкости этикета, на речах разумен, в частной жизни он человек тихий и смирный.

Еще один известный богатырь – Алеша Попович, если верить преданиям, был родом из города Ростова. Позиционирование Алеши Поповича как младшего возникло не из-за возраста или физических данных, а из-за более позднего периода его появления. Благодаря шедевру Васнецова, а также современным мультфильмам у нас складывается впечатление, что эти богатыри земли русской действовали вместе. Но они жили в разное время, и разница между Добрыней с Ильей и Алешей Поповичем составляет 200 лет. Несмотря на это образ последнего плотно проник в большинство былин о богатырях. Реальным прототипом Алеши считается ростовский боярин Олеша Попович.

Что мы знаем о его жизни из былин? Он был сыном священника и с детства отличался умом и силой, хотя иногда упоминается об его хромоте. Рождение его сопровождается громом; Алёша-младенец просит пеленать его не пеленами, но кольчугою, затем он немедленно просит у матери благословенья погулять по белу свету: выясняется, что он уже может сидеть на коне и владеть им, действовать копьём и саблей.

Между Ильей Муромцем, Алешей Поповичем и Добрыней Никитичем всегда существует связь. Между ними также присутствует большое сходство не только характеров, но и приключений и некоторых событий жизни.

В тоже время стоит отметить, что если о становлении богатырства мы можем судить в основном по былинам и сказаниям, то о воспитании рыцарей можно найти вполне конкретную информацию в исторических источниках.

Понятие рыцарства прежде всего связывалось с определенным образом жизни. Он  требовал специальной подготовки, торжественного посвящения и не такой, как у обычных людей, деятельности. Поэтому особенным было и воспитание рыцарей.

Рыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским добродетелям: верховой езде, фехтованию, владению копьём, плаванию, соколиной охоте, сложению стихов в честь дамы сердца, игре в шахматы, — а также придворному этикету.

В рыцарской системе образования мальчик в возрасте 10–12 лет попадал в дом знатного феодала или ко двору короля в качестве пажа. Прислуживая своим благодетелям, ребенок учился хорошим манерам, игре на музыкальных инструментах, пению, танцам, стихосложению, верховой езде, обращению с оружием. Юный паж должен был усвоить такие ценности, как доблесть, храбрость, стремление к славе, великодушие, бескорыстное поклонение даме.

В 14–16 лет подросток становился оруженосцем, занимался разносторонней военной и физической подготовкой.

В 18–21 год молодой человек после многочисленных испытаний посвящался в рыцари, в этот период священник обучал юного феодала богословию.

Посвящение в рыцари чаще всего совершалось в праздники: Рождество, Крещение, Пасху. Посвящаемый должен был выстоять мессу, исповедоваться, причаститься, потом положить своё оружие на алтарь и опуститься на колени перед священником, который благословлял его меч и потом, с молитвой, вручал его. Яркой иллюстрацией церемонии посвящения в рыцари является полотно «Акколада», написанное Эдмундом Блэром Лейтоном в 1901 году (Приложение 1).

К XIV в. рыцарство утратило влияние в обществе, но идеал рыцарского воспитания, включавший изучение французского языка, чтение литературы, игру в шахматы, сочинение и пение собственных стихов, игру на музыкальных инструментах, владение копьем, фехтование, езду верхом, плавание, еще долгое время оказывал значительное воздействие на воспитание в Европе.

 

1.2.  Кодекс чести

Богатыри – герои былин, защитники земли Русской, твердо исполняющие волю Божию, совершающие воинские подвиги. Они обладают необычной силой, смелостью, отвагой, храбростью, умом, самообладанием. При этом основными понятиями кодекса чести богатырства были: Вера, Слово, Дело, Путь, Цель, Мера.

Рассмотрим более подробно, что включают в себя эти понятия:

Вера.

Верь не тому, что говорят, а тому, что ты видишь; Ищи собственных убеждений; Никогда не поднимай веру над рассудком.

Слово.

Тебе цена - твоё слово; Не говори двух слов там, где от тебя ждут только слова; Если ты можешь смолчать - не говори ничего.

Дело.

Не делай ничего наполовину; Если ты воин, понятия 'хочу', 'могу', 'должен' значат для тебя одно и тоже; Будь там, где труднее.

Путь.

Идти прямо вовсе не означает всегда идти правильно; Не ступай в один след дважды; Если ты не можешь идти вперёд, хотя бы твёрдо стой на одном месте.

Цель.

Каждая стрела в цель; Цель, которую оставляешь ты, присваивает себе твой противник.

Мера.

Не желай другому - не получишь сам; Во всём том, что происходит с тобой в жизни, вини только самого себя.

Достоинство.

Никогда ни о чём не жалей; Предложи сам помощь другому, если он в ней нуждается.

Правило.

Обещай только то, что ты можешь дать; Не трогай чужого, оно для тебя проклято; Прости того, кто готов простить тебя.

Таким был своеобразный кодекс чести русского богатыря. Хотя часто он заменялся родительским благословением.

В то же время, главным в рыцарском кодексе чести была верность своему сеньору (феодалу, стоящему выше в иерархии общества). Предательство и вероломство считались для рыцаря тягчайшим проступком и могли повлечь за собой лишение звания рыцаря.

С возникновением рыцарских орденов духовная деятельность рыцарей стала регламентироваться специальным уставом. Вступая в орден, они должны были соблюдать суровые правила, дабы усмирять плоть и укреплять дух и веру. Устав тамплиеров, например, запрещал им мыться и менять одежду чаще нескольких раз в году. Рыцари не владели практически никаким имуществом – все принадлежало ордену.

В тоже время существовал определенный набор рыцарских добродетелей. Рассмотрим их более подробно:

Щедрость - великодушие;

Честь - Любой знак признания для выдающейся службы или высшего достоинства; тонкое ощущение того, что достойно и справедливо в отношении других.

Добрая Вера - верить на слово.

Слава - великий почет, всеобщая хвала, известность.

Бескорыстие - великодушный; заботится о других больше, чем о себе.

Гордость - присущее чувство уважения к собственным качествам и достижения.

Учтивость - формальная вежливость.

Храбрость - бесстрашие в присутствие опасности; отвага.

Преданность - верность стране, долгу, или другу.

Кроме того, в культуре рыцарства чрезвычайно важна была внешняя сторона. В жизни рыцаря многое было сознательно выставлено напоказ. Рыцарь постоянно стремился к первенству, к славе, к известности, которые все время требовали своего подтверждения все новыми и новыми испытаниями, подвигами.

Красоту рыцаря должны были подчеркивать дорогие одежды, богато украшенные золотом и драгоценными камнями. Одежда точно указывала на социальную категорию и положение носившего её человека.

Кодекс рыцарской чести не был литературным вымыслом, однако для рыцарей не менее характерна была и грубость нравов. Следует также отметить, что эти законы не были пустыми словами, за их нарушение рыцарь строго карался. Так, например, за тяжкие проступки существовал целый обряд разжалования рыцаря.

Подводя итоги, можно выделить несколько отличительных черты богатырства и рыцарства, основанных как на истории возникновения данных феноменов, так и на траектории дальнейшего развития, воспитания и становления. Отношение богатыря к Руси похоже на отношение крестьянина к своему хозяйству: если встретил какой непорядок, надо устранить – не славы и похвалы ради, а потому что хозяйство – свое.

Можно сказать, что и европейские рыцари, и русские богатыри воплощают национальные идеалы в образах могучих воинов, но если рыцаря вдохновляют на подвиги верность сеньору и желание славы, то для богатыря главной остается необходимость защитить свою землю и свой народ от посягающих на них злодеев.

 

2.    ИССЛЕДОВАНИЕ ОБРАЗОВ БОГАТЫРЕЙ И РЫЦАРЕЙ В ПРЕДСТАВЛЕНИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В рамках исследования также был проведен опрос среди 24 учащихся 4-го класса. Респондентам было предложено ответить на 5 вопросов, связанных с восприятием образов рыцарей и богатырей. Полный текст опроса представлен в Приложении 1.

Результаты опроса:

1. Первый вопрос состоял из двух блоков, в первом случае детям предлагалось ответить на вопрос «Кто такие богатыри?», во втором: «Кто такие рыцари?».

Общее описание, данное респондентами, сводится к следующему: Богатыри – могучие и храбрые воины, добрые и сильные защитники русской земли, народа. В то же время, по мнению детей, рыцари – это благородные, храбрые, сильные и доблестные воины, сражавшиеся за сердце принцессы, участвующие в рыцарских турнирах.

Анализируя данные ответы, можно прийти к выводу, что даже в сознании детей культурные образы богатыря и рыцаря значительно различаются. Очевидно, что несмотря на общие черты (храбрость, сила) главная цель богатырей – это защита Родины и народа, в то время как, по мнению участников опроса, рыцари скорее защищали на турнирах честь свою или дам.

2. Во втором вопросе респонденты должны были предложить свои ассоциации к слову «рыцарь». (Рисунок 1, Приложение 2)

Самыми частыми ассоциативными словами стали: благородный (20 раз), сильный (18 раз), справедливый (15 раз), храбрый (14 раз), честный (10 раз), добрый (10 раз), умный (7 раз).

3. Следующим вопросом участникам предлагалось обозначить наиболее яркие черты характера богатырей.

Как видно из графика (Рисунок 2, Приложение 2): абсолютно все респонденты ответили, что богатырь должен быть смелым и отважным; чуть меньше – 23 ученика – считаю что доброта является действительно важной чертой характера богатыря; 20 человек отметили, что богатырь помимо всего прочего должен быть справедливым; 18 – честным; 17 учеников считают, что смекалка действительно полезная черта характера для богатыря, и, наконец, 10 человек посчитали, что богатырю совсем не обойтись без щедрости.

4. Следующий вопрос должен был показать знакомы ли ученики с одной из самых известных картин, изображающих богатырей. Картиной «Три богатыря» Виктора Васнецова. Школьникам предлагалось назвать имена этих богатырей. В данном случае абсолютно все ученики справились с этой задачей и правильно назвали имена всех богатырей. Это, несомненно, является отличным показателем того, что дети интересуются культурой богатырства и знакомы с самыми яркими ее представителями.

5. Последним вопросом ученикам предлагалось решить, нужны ли рыцари или богатыри в современном мире. Результаты представлены на Рисунке 3 в Приложении 2.

15 участников опроса посчитали, что современный мир по-прежнему нуждается в богатырях, 7 человек ответили, что сегодня нам не обойтись без рыцарей и, наконец, 2 человека решили, что ни рыцари, ни богатыри современному миру не нужны.

Таким образом, результаты данного опроса показали, что: во-первых, культурные различия между рыцарями и богатырями не только существуют, но и воспринимаются учениками 4-го класса. Поскольку образы, возникающие в сознании детей, хотя и имеют общие черты, различны по своей сути. И, во-вторых, несмотря на то, что богатыри и рыцари жили несколько веков назад, идеалы, провозглашённые ими, по-прежнему актуальны и востребованы. А значит, они могут и должны служить примером для воспитания подрастающего поколения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Так почему же уместно сравнение именно богатырей и рыцарей? Во-первых, между ними имеется сходство по роду деятельности, они — ратники, тем не менее в сходных ситуациях они ведут себя по-разному. Во-вторых, богатыри и рыцари привлекали к себе особое внимание как образцы доблести и потому ярко описаны как в русском народном творчестве, так и в сочинениях западных писателей.

Подводя итоги, можно сказать, что главная цель исследования была достигнута. В результате изучения научной и художественной литературы, а также после проведения опроса среди учащихся 4-х класса, мы смогли не только обозначить общие черты, характерные для богатырей и рыцарей эпохи средневековья, но и выделить культурные различия между явлениями богатырства и рыцарства, связанные с историческими предпосылками возникновения данных феноменов. Данный факт подтверждает первую гипотезу, выдвинутую нами на этапе подготовки.

Обобщим информацию, полученную в результате проведенных исследований:

1. Рыцарь, это всегда человек благородного происхождения, дворянин. Среди богатырей были как представители знати, так и выходцы из народа. Например, Илья Муромец, самый знаменитый и прославленный богатырь – крестьянский сын.

2. Характер служения рыцарей и богатырей разительно отличается. Рыцарское служение основывается на вассальной клятве сеньору, сюзерену, от которого рыцарь получает землю во владение. В тоже время рыцари совершали свои подвиги либо по внутреннему побуждению, либо во славу своего сюзерена, либо ради прекрасной дамы. Однако богатыри служили не столько князю, сколько Русской земле. Родина богатырю дороже, чем «высокооплачиваемая» служба. В этом и состоял исключительный смысл жизни богатырей.

Несмотря на то, что по своему положению, воинской подготовке, вооружению русские богатыри практически не отличались от западноевропейских рыцарей, достаточно ярко видны различия в их духовных ценностях, а также предпосылках возникновения данных феноменов.

Наконец несмотря на то, что богатыри и рыцари жили несколько столетий назад, идеалы, провозглашённые ими, по-прежнему актуальны и востребованы, что подтвердили результаты исследования, проведенного среди учащихся 4-х классов. Таким образом, подтверждается и вторая гипотеза, выдвинутая перед началом исследования: богатыри, являясь воплощением духовных и нравственных идеалов могут стать примером для воспитания современных детей в духе традиций и культуры прошедшей эпохи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

14.              Аникин В.П. Былины. Русские народные сказки. Летописи. М.: Высшая школа, 1986.

15.              Богатыри // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /Богатыри (дата обращения: 14.02.2019).

16.              Былины. Русские народные сказки. – М.: Детская литература, 1986.

17.              Былины: книга для внеклассного чтения. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1985 г.

18.              Детская энциклопедия. «Что такое? Кто такой?». Т.3. Москва: АСТ- 2004г.

19.              Елисеев Александр, Орден святорусских богатырей URL: http//rusizn.ru/leg17.html / (дата обращения: 01.03.2019).

20.              Рыбаков Б.А. Русь: Сказания. Былины. Летописи. М.: Изд-во Академии наук, 1963.

21.              Рыцарство // Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki /Рыцарство (дата обращения: 10.03.2019).

22.              Селиванов В.И. Богатырский эпос русского народа / Былины. М.: Советская литература, 1988. т.1. – с.5-25.

23.              Универсальная энциклопедия школьника. Литература и искусство. – Минск: ТОО «Харвест» – 1996г.

24.              Филин Н. В. Об историческом прототипе Ильи Муромца URL: // http://histline.narod.ru / (дата обращения: 27.02.2019).

25.              Школьная энциклопедия. «История средних веков» – Москва: «Олма-пресс Образование» – 2003г.

26.              Энциклопедия «Великие цивилизации» / Москва: « Махаон» – 2008г.

27.              Энциклопедия для эрудитов. «Рыцари средневековья» / журнал – 2010г.

Автор материала: А. Ласкова (4 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.