12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Савичева321
Россия, Иркутская обл.
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
2

Научно-исследовательская работа «Великое танковое сражение»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Железногорская средняя общеобразовательная школа №4"

Детский форум
«Мир вокруг нас»

Исследовательская работа

Направление: окружающий мир

Вид работы: исследовательский

Тема: «Великое танковое сражение»

Выполнил: Иванов Захар

ученик 2 «Б» класса

Руководитель: Савичева И.А.

г.Железногорск-Илимский, 2015

Содержание

Введение.

Развязка.

а). Операция «Цитадель»

б). Силы сторон

Битва под Прохоровкой

а). Историческая дата

б). Начало битвы

 

Танки под Прохоровкой

а). Советские и фашистские танки принимавшие участие в этой битве.

б). Битва под Прохоровкой глазами танкиста

в). Сравнение характеристик советских и немецких танков.

Литература.

Приложение.



Гипотеза:
Самое крупное танковое сражение в истории, в котором с двух сторон принимала участие как новейшая, так и устаревшая техника.

Цель: воспроизвести фрагмент танкового сражения под Прохоровкой.(работа из пластилина)

Задачи:

прочитать о сражении под Курской дугой;

узнать, какая военная техника принимала участие в битве под Прохоровкой;

рассмотреть вид танков немецкой и русской армий;

познакомиться с их техническими характеристиками.

 

- При мысли об этом наступлении у меня начинает болеть живот.

Гитлер - генералу Гудериану.

- У Вас правильная реакция на обстановку. Откажитесь от этой затеи.

Генерал Гудериан - Гитлеру. 10 мая 1943 г. Берлин.

Сражение, которое происходило летом 1943 года на советско-германском фронте было самым ожесточённым во всей Второй Мировой войне. Линия фронта перед началом битвы представляла гигантскую дугу, глубоко выступающую к Западу. Отсюда и название "Курская дуга". Противник имел целью ударом с флангов подрезать, окружить и уничтожить наши войска, находящиеся на Курском выступе. Операция получила условное название «Цитадель».

 

5 июля 1943 г. германские войска начали наступление

Силы:

Для проведения операции немцы сосредоточили группировку, насчитывавшую до 50 дивизий (из них 18 танковых и моторизированных), 2 танковые бригады, 3 отдельных танковых батальона и 8 дивизионов штурмовых орудий, общей численностью, согласно советским источникам, около 900 тыс. человек. Воздушную поддержку немецким войскам оказывали силы 4-го и 6-го воздушных флотов.

Советское командование приняло решение провести оборонительное сражение, измотать войска неприятеля и нанести им поражение, проведя в критический момент контрудары по наступающим. Силы для этого было достаточно.

12 июля 1943 года - историческая дата для Курской битвы. В этот день произошла крупнейшая танковая битва за всю военную историю. В районе деревни Прорхоровка столкнулись отборные танковые дивизии Германии и 5-я гвардейская танковая армия под командованием П.А.Ротмистрова На Курской дуге под Прохоровкой сошлись 2-й танковый корпус СС (примерно 300 танков и штурмовых орудий), и части 5-й гвардейской танковой армии и 2-го гвардейского танкового корпуса (около 700 танков и САУ). Несколько позже, 14 июля была введена в сражение 3-я гвардейская танковая армия, а с 26 июля - и 4-я танковая армия.


 

На поле боя шириной в 6 км разыгралось крупнейшее во Второй мировой войне танковое сражение. В бою сошлись по 800 танков с каждой стороны. Это было впечатляющее зрелище. На поле боя были лучше танковые модели второй мировой войны. Советский Т – 34 схлестнулся с немецким Тигром. Так же в том сражение был опробован «зверобой». 57-ми миллиметровая пушка, пробивавшая броню «Тигра».

Началом битвы считается попытка советской танковой армии, размещенной под Прохоровкой на юге Курской дуги, осуществить прорыв. Ей противостоял 2-й танковый корпус СС и несколько танков «Тигр». В отчете верховного главнокомандования вермахта от 13 июля записано: «К северу от Белгорода в ходе немецкого наступления при поддержке сил люфтваффе продолжается захват территории после поражения двух танковых групп противника. Мощные группировки советской пехоты и танковых войск, собранные из других секторов фронта, перешли в решительное наступление, но встретились с передовыми частями нашей армии, нанесшей удары спереди и с флангов. На востоке и на севере от Орла враг понес большие потери. За предшествующие дни подразделения армии, войск СС и люфтваффе уничтожили 400 танков, а средства противовоздушной обороны и люфтваффе сбили 103 боевых самолета неприятеля».

Вот как сжато описывает танковое сражение под Прохоровкой уцелевший танкист: "Утром 12 июля в район Прохоровки навстречу прорвавшейся бронированной фаланге танков Гота устремилась лавина "тридцатьчетверок" Ротмистрова. Передовой эшелон русских танков на полном ходу врезался в боевые порядки немецкой армады, рассекая их по диагонали и стреляя в упор в духе прежних отчаянных кавалерийских атак. Никогда раньше и после танки не использовались подобным образом в таких масштабах. Более 1200 боевых машин крутились на узком пространстве, сбившись в гигантский клубок, окутанный густыми тучами пыли и черного маслянистого дыма горящих танков и самоходок".

Это было первое за время войны крупное встречное танковое сражение: танки дрались с танками. В связи с тем, что боевые порядки перемешались, артиллерия обеих сторон огонь прекратила. По той же причине не бомбила поле боя ни наша, ни вражеская авиация, хотя в воздухе продолжались яростные схватки и вой сбитых, объятых пламенем самолетов смешивался с грохотом танковой битвы на земле. Отдельных выстрелов не было слышно: все слилось в единый, грозный гул.

Планируя операцию «Цитадель», гитлеровцы возлагали большие надежды на новую технику – танки «Тигр» и «Пантера», штурмовые орудия «Фердинанд». Они полагали, что поступившее в вермахт новое оружие превзойдет советскую боевую технику и обеспечит победу. Однако этого не случилось. Советские конструкторы создали новые образцы танков, самоходно-артиллерийских установок, самолетов, противотанковой артиллерии, которые по своим тактико-техническим данным не уступали, а часто и превосходили подобные системы противника.

Со стороны фашисткой Германии в битве под Прохоровкой принимали участие такие танки как: PzKpfw II (Т-2), PzKpfw III (Т-3), PzKpfw IV (Т-4), PzKpfw VI (Тигр) и StuG III.

(рассказы о танках)

Гитлеровцы не ожидали встретить такую большую массу наших боевых машин и такую решительную атаку. Управление в передовых частях и подразделениях было явно нарушено. Его "тигры", лишённые в ближнем бою своего огневого преимущества, которым они в начале наступления пользовались в столкновении с другими нашими танковыми соединениями, теперь успешно поражались советскими танками Т-34 и даже Т-70 с коротких дистанций. Поле сражения клубилось дымом и пылью, земля содрогалась от мощных взрывов. Танки наскакивали друг на друга и, сцепившись, уже не могли разойтись, бились насмерть, пока один из них не вспыхивал факелом или не останавливался с перебитыми гусеницами. Но и подбитые танки, если у них не выходило из строя вооружение, продолжали вести огонь.

Из воспоминаний Ивана Денисовича запомнился такой эпизод. Какое-то время ему и другим танкистам полка пришлось воевать не на тяжёлых танках КВ, а на средних - "тридцатьчетвёрках". Большая часть танков "КВ" была в полку уже повыбита, также многие из них находились в ремонте. Подробности, как и почему в тяжёлом танковом полку оказались средние танки Т-34, мы с сыном покойного Ивана Денисовича, Валерием так у него и не уточнили. Честно говоря, такие "мелочи" нас тогда не интересовали. Запомнилась только вот такая "военная хитрость" фронтовиков-танкистов, о которой Иван Денисович много лет назад нам поведал. Как известно, в ходе операции "Цитадель" гитлеровцы уже располагали танками "Тигр". У тигров была более толстая лобовая броня и мощная 88-ми миллиметровая пушка. У наших танков "Т-34" к тому времени на вооружении всё ещё оставалась менее мощная пушка калибра 76 мм. Снаряд такой пушки с дальних дистанций тигра в лоб не брал. Наибольшая эффективность "Т-34" в противоборстве с тиграми у них была только при стрельбе с относительно близких дистанций и то при стрельбе по борту "Тигра". Так вот, чтобы ввести в заблуждение противника, наши танкисты полка, в котором служил офицер Лукъянчук, одно время закрепляли на конце ствола танковой пушки ведро с выбитым донцем. Издали наши танки с такими "модернизированными пушками" противник принимал за свои. У немецких танков "Т- V " "пантера" и "Т- V I" "тигр" танковые пушки имели на конце ствола дульный тормоз. У наших танковых пушек дульных тормозов тогда ещё не было. Так вот, наши танки, благодаря муляжу из закреплённого на конце ствола ведра, издали смахивали на немецкие. И обнаружив движение "своих" танков, случалось, противник не принимал необходимых мер предосторожности и наши танкисты, пользуясь такой хитростью, могли выиграть пару минут, за которые они успевали приблизиться к противнику. Нашим танкистам приходилось изыскивать разные способы, чтобы каким-то образом преодолеть то расстояние, ту мёртвую зону, с какой их орудия не могли поразить германские "Тигры". На близких расстояниях шансы сторон в танковой дуэли уравнивались.

Танк Т-70 - это легкий танк со слабым вооружением (Вес - 10 т, экипаж - 2 человека, лобовая броня - 35-45 мм, бортовая - 15 мм, пушка калибра 45 мм, выпускался промышленностью с 1941 г.). Танк этот принято считать устаревшим. Тем не менее, танк выпускался промышленностью до 1943 г., стоял на вооружении и в значительном количестве был применен в Курской битве.

«Конечно, против "Тигров" Т-70 вряд ли кто тогда использовал (кроме как под той же Прохоровкой), но по тылам, против пехоты, при преследовании отступающих он был пригоден вполне. Для этого легкие танки и предназначались. И никто сейчас не упоминает, что на Курской дуге были у нас и устаревшие танки. Между тем, советские танковые силы на Курской дуге существенно уступали немецким по бронезащите, огневой мощи и дальности прямого выстрела. В том числе и знаменитые Т-34 и КВ - против "Тигров", "Пантер" и "Фердинандов". Преимущества были в другом: в танковом моторе В-2 и мужестве отчаянных наших парней. Танковые корпуса Гота, вышедшие к 12.07.43 под Прохоровку имели 600 танков и САУ, в том числе 133 "Тигра" и 204 "Пантеры". Эти последние составляли очень грозную силу, так как могли поражать Т-34 и все другие наши танки с дистанции свыше 2-х км, а Т-34, вооруженный тогда 76 мм пушкой, мог поражать их лишь с расстояния порядка 300-500 м. С 1944 г. Т-34 стали выпускаться в модернизированном варианте с пушкой калибра 85 мм, но и эта пушка могла пробивать лобовую броню "Тигра" с расстояния менее 1 км, а на большом расстоянии преимущество оставалось по-прежнему за ним. Я испытал это преимущество "Тигра" на себе зимой 1945 г и хорошо представляю, каково было биться с ним "тридцатьчетверке" с 76 мм пушкой в 1943 г», - из воспоминаний танкиста.

«Таким образом, 5-я танковая армия имела всего 24 САУ способных к единоборству с "Тиграми" и "Пантерами" более или менее на большой дистанции. Но у нее было существенное преимущество в том, что на большинстве танков стояли дизельные двигатели В-2. Я этот двигатель детально познал за 3 года службы в танковых войсках и имею о нем самое хорошее мнение. Не раз он выручал наш экипаж из критического положения. На немецких же танках стояли бензиновые двигатели, и в условиях июльской жары это сыграло немалую роль в нашу пользу, т.к. малейшее повреждение системы бензопитания двигателя вызывало интенсивное образование бензиновых паров, взрывающихся от первой искры», - из воспоминаний танкиста.

Обе стороны понесли под Прохоровкой огромные потери. В этом сражении советские войска потеряли 500 танков из 800 (60%). Немцы потеряли 300 танков из 400 (75%). Для них это была катастрофа. Теперь самая мощная ударная группировка немцев была обескровлена. Генерал Г. Гудериан, в то время генерал-инспектор танковых войск вермахта, писал: «Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время вышли из строя...и уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней». В этот день произошел перелом в развитии оборонительного сражения на южном фасе Курского выступа. Основные силы противника перешли к обороне. 13-15 июля немецкие войска продолжали атаки лишь против частей 5-й гвардейской танковой и 69-й армий южнее Прохоровки. Максимальное продвижение немецких войск на южном фасе достигло 35 км. 16 июля они начали отход на исходные позиции.

Хотелось бы привести еще пару оценок Главного танкового сражения Великой Отечественной войны. Одну дал дважды Герой Советского Союза генерал-полковник Драгунский Д.А.: "Курская битва, в которой участвовали тысячи танков с обеих сторон, вошла в историю как самая блистательная страница советского военного искусства периода Второй мировой войны. Наши советские тридцатьчетвёрки, хотя броня их была тоньше, а орудия имели меньший калибр, смогли разгромить "тигров", "пантер", "фердинандов".

Особенно тяжелые поражения были нанесены танковым соединениям гитлеровцев. Из 20 танковых и моторизованных дивизий, принимавших участие в битве под Курском, 7 оказались разгромленными, а остальные понесли значительные потери. Полностью возместить этот урон фашистская Германия уже не могла. Генеральному инспектору бронетанковых войск Германии генерал-полковнику Гудериану пришлось признать:

«В результате провала наступления «Цитадель» мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. Их своевременное восстановление для ведения оборонительных действий на восточном фронте, а также для организации обороны на Западе, на случай десанта, который союзники грозились высадить следующей весной, было поставлено под вопрос... и уже больше на восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику...».

В этой битве окончательно потерпела крах наступательная стратегия вермахта, провалилась его попытка вырвать стратегическую инициативу и повернуть ход войны в свою пользу. Советское командование полностью закрепило за собой стратегическую инициативу и не упускало ее до окончания войны. После Курской битвы соотношение сил и средств решительно изменилось в пользу Советской Армии. Вооруженные силы нацистской Германии и ее союзников были вынуждены перейти к обороне на всех театрах второй мировой войны.

 

Литература.

- Бескурников А. Удар и защита. Молодая Гвардия, М., С. 7-74.

- Василевский А.М. Дело всей жизни. Политиздат, 1973, С. 344.

- Гудериан Г. Воспоминания солдата. Феникс, Ростов - на - Дону, 1998, С. 328-329.

- Драгунский Д.А. Годы в броне. Воениздат, М. 1983, С. 111.

- Дроговоз И.Г.Танковый меч страны Советов. АСТ - ХАРВЕСТ, Москва-Минск, 2001 г. С.25.

- Лелюшенко Д.Д. Москва - Сталинград - Берлин - Прага, М., Наука, 1975, С.359.

- Меллентин Ф. Бронированный кулак Вермахта. Русич. Смоленск, 1999, С.3382 --

- Ротмистров П.А. Время и танки Воениздат М. 1972, С. 144.

- Шапталов Б. Испытание войной. АСТ, М., 2002. С.247-248.

Приложение.

Немецкие танки

Русские танки.


презентация Великое танковое сражение
PPT / 21.95 Мб

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.