Статья «Развитие культурологической компетенции на уроках русского языка через изучение фразеологизмов»

9
0
Материал опубликован 29 March 2016 в группе

Тема: «Развитие культурологической компетенции на уроках русского языка через изучение фразеологизмов»

В новом образовательном стандарте по русскому языку указывается на необходимость приобщения учащихся к национальной культуре своего народа в процессе изучения родного языка, на формирование культурологической компетенции. Фразеологизмы, как никакие другие явления языка, могут  этому способствовать, ведь фразеологический состав русского языка богат и разнообразен. Он насчитывает десятки тысяч фразеологизмов. А национальная специфика фразеологизма может отражать историю народа, своеобразные традиции,  обычаи и  наиболее ярко и образно передает национальные реалии, атрибуты народного быта и все, что определяет самобытность и индивидуальное лицо каждого народа. Например, фразеологизм кричать во всю ивановскую  возник на основе громкого чтения царских указов на Ивановской площади в Московском Кремле. Фразеологизм расхлебывать кашу – распутывать сложное или неприятное дело -  является частью единого выражения: «Сам заварил кашу – сам ее и расхлебывай!» В старину жидкая каша была первым блюдом и ее хлебали, то есть ели как суп.

Фразеология как раздел науки о языке изучается в среднем звене. Но практика показывает, что большинство старшеклассников не только не использует в своей речи фразеологизмы, но и не умеет их правильно употреблять, находить  в тексте и определять их значение, а ведь КИМы ОГЭ и ЕГЭ  содержат  задания именно такого характера. В связи с этим появилась потребность в деятельном подходе,  включении учеников в практическую и творческую деятельность.

 Моя работа складывается из трех направлений:

1.Обогащение словаря, то есть усвоение новых фразеологизмов и их   значений;

2.Уточнение словаря, то есть  углубление понимания уже известных фразеологизмов, подбор синонимов и антонимов.

3.Активизация словаря.

Чтобы систематизировать знания о фразеологизмах, повысить общую языковую  культуру учащихся, я в своей  работе   сочетаю традиционные и новые  виды заданий постоянно.

Традиционные: «Фразеологические пятиминутки», « Разминки», «Продолжи фразеологизм», «Кто больше придумает фразеологизмов на заданное слово (например, голова, рука, сердце и др.), составить с фразеологизмами предложение,  рассказ; закончить фразеологизм, подготовить сообщение о происхождении фразеологизма; «Нарисовать» фразеологизм, блиц-тест.

Новые:1. Систематизация знаний о  фразеологии при подготовке к тестированию через исследовательский  проект «Происхождение фразеологизмов» (исконно русские, старославянские, иноязычные), «Источники фразеологизмов» (народное творчество, традиции и обычаи, античная мифология, Библейская мифология, художественная литература, профессиональная лексика, исторический факт, пресса).  В основе проектной деятельности лежит  самостоятельная активность учащихся, а по количеству учащихся он  может быть личностным, парным, групповым. Результаты проекта могут быть оформлены и представлены в виде мультимедийной презентации, видеофильма, стенгазеты, 

драматизации , выступления перед одноклассниками «Как я работал над проектом» и др.  Безусловно, проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому она выходит на внеклассную деятельность по предмету и возможен выход на научную деятельность ребят.

2.Альтернативное творческое домашнее задание: создание видеоролика 1-3-хминутного «История одного фразеологизма» или «Почему мы так говорим?»; презентация фразеологического словаря, «Составь тест для одноклассников».

Таким образом,   включая подобную работу  с фразеологизмами на разных этапах и ступенях изучения русского языка,  мы приобщаем  учащихся к национальной культуре своего народа, формируем культурологическую  компетенцию, влияем  на их отношение к  истории, родной культуре, приближаем к пониманию  русского менталитета. 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации