Статья «Развитие культурологической компетенции на уроках русского языка через изучение фразеологизмов»
Тема: «Развитие культурологической компетенции на уроках русского языка через изучение фразеологизмов»
В новом образовательном стандарте по русскому языку указывается на необходимость приобщения учащихся к национальной культуре своего народа в процессе изучения родного языка, на формирование культурологической компетенции. Фразеологизмы, как никакие другие явления языка, могут этому способствовать, ведь фразеологический состав русского языка богат и разнообразен. Он насчитывает десятки тысяч фразеологизмов. А национальная специфика фразеологизма может отражать историю народа, своеобразные традиции, обычаи и наиболее ярко и образно передает национальные реалии, атрибуты народного быта и все, что определяет самобытность и индивидуальное лицо каждого народа. Например, фразеологизм кричать во всю ивановскую возник на основе громкого чтения царских указов на Ивановской площади в Московском Кремле. Фразеологизм расхлебывать кашу – распутывать сложное или неприятное дело - является частью единого выражения: «Сам заварил кашу – сам ее и расхлебывай!» В старину жидкая каша была первым блюдом и ее хлебали, то есть ели как суп.
Фразеология как раздел науки о языке изучается в среднем звене. Но практика показывает, что большинство старшеклассников не только не использует в своей речи фразеологизмы, но и не умеет их правильно употреблять, находить в тексте и определять их значение, а ведь КИМы ОГЭ и ЕГЭ содержат задания именно такого характера. В связи с этим появилась потребность в деятельном подходе, включении учеников в практическую и творческую деятельность.
Моя работа складывается из трех направлений:
1.Обогащение словаря, то есть усвоение новых фразеологизмов и их значений;
2.Уточнение словаря, то есть углубление понимания уже известных фразеологизмов, подбор синонимов и антонимов.
3.Активизация словаря.
Чтобы систематизировать знания о фразеологизмах, повысить общую языковую культуру учащихся, я в своей работе сочетаю традиционные и новые виды заданий постоянно.
Традиционные: «Фразеологические пятиминутки», « Разминки», «Продолжи фразеологизм», «Кто больше придумает фразеологизмов на заданное слово (например, голова, рука, сердце и др.), составить с фразеологизмами предложение, рассказ; закончить фразеологизм, подготовить сообщение о происхождении фразеологизма; «Нарисовать» фразеологизм, блиц-тест.
Новые:1. Систематизация знаний о фразеологии при подготовке к тестированию через исследовательский проект «Происхождение фразеологизмов» (исконно русские, старославянские, иноязычные), «Источники фразеологизмов» (народное творчество, традиции и обычаи, античная мифология, Библейская мифология, художественная литература, профессиональная лексика, исторический факт, пресса). В основе проектной деятельности лежит самостоятельная активность учащихся, а по количеству учащихся он может быть личностным, парным, групповым. Результаты проекта могут быть оформлены и представлены в виде мультимедийной презентации, видеофильма, стенгазеты,
драматизации , выступления перед одноклассниками «Как я работал над проектом» и др. Безусловно, проектная деятельность не может уместиться в рамки урока, поэтому она выходит на внеклассную деятельность по предмету и возможен выход на научную деятельность ребят.
2.Альтернативное творческое домашнее задание: создание видеоролика 1-3-хминутного «История одного фразеологизма» или «Почему мы так говорим?»; презентация фразеологического словаря, «Составь тест для одноклассников».
Таким образом, включая подобную работу с фразеологизмами на разных этапах и ступенях изучения русского языка, мы приобщаем учащихся к национальной культуре своего народа, формируем культурологическую компетенцию, влияем на их отношение к истории, родной культуре, приближаем к пониманию русского менталитета.