12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антифонова Елена Павловна57
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
Материал размещён в группе «Русские народные традиции»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа №1 Тракторозаводского района Волгограда"

 

Мастер - класс

«Пасхальные яйца из соленого теста»

 


Обучающийся: Космачев Кирилл

Класс: 2

Руководитель проекта:

учитель начальных классов,

Антифонова Е.П.



 

Волгоград 2018


 

Введение. Актуальность.

Проблема возвращения подрастающего поколения к традициям предков актуальна в современном обществе. Многонациональное население города, приводит к слиянию культур и исчезновению русских традиций. Волгоградская область славиться своими традициями. Ярко и красочно отмечают такие праздники как Старый новый год, Рождество, Масленица, Пасха и многие другие. В Волгограде многие молодые семьи не отмечают эти праздники, а если отмечают, то не знакомы с историей возникновения этих праздников. Взрослые и дети не знают, почему красят яйца в красный цвет, и зачем пекут куличи. Эта работа позволит повысить интерес к празднованию Светлого Христово воскресенья подрастающего поколения и сохранению традиций.

Объект исследования: христианский праздник Светлое Христово воскресенье.

Предметом исследования является процесс информированности подрастающего поколения о праздновании Пасхи и его традиционных особенностях.

Целью исследования изучение традиций празднования Пасхи.

Гипотеза исследования предполагает сохранение русских традиций будет эффективно, если оно будет основано на повышении интереса школьников к традициям предков через декоративно-прикладное творчество.

Задачи проекта:

1.Расширить представление учащихся о праздновании Пасхи

2.Активировать познавательный процесс учащихся к творчеству.

3.Научить изготавливать предметы декоративно- прикладного творчества используемые в праздновании Светлого Христово воскресенья .

4. Воспитать уважение к традициям наших предков.

Методы:

Методика сотрудничества

Демонстрационный эксперимент (Мастер - класс).

Процесс исследования будет проходить во внеурочное время на переменах и в группах продленного дня.

Методы исследования включают:

1. Подбор источников по теме исследования.

2.Анкетирование.

3. Анализ и обобщение полученных данных в начале исследования.

4. Изготовление информационного буклета по данной теме.

5.Проведение творческой работы с целью возникновения интереса к празднованию Пасхи.

Теоретическая и практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования заключается в дополнении знаниями о праздновании Светлого Христово Воскресенья, в которых

- дается описание празднования Пасхи ветхого и Нового завета;

- объясняется почему яйца красного цвета являются символом Пасхи;

-объясняется необходимость сохранения традиций предков.

Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что использование предметов декоративно- прикладного творчества используемых в празднике Пасхи, позволяет заинтересовать школьников в сохранении традиций, активирует познавательный процесс к творчеству. Разработанный проект может использоваться на уроках, внеурочной деятельности .

Вопросы проекта:

Что я могу сделать для сохранения традиций этого праздника?

Продукт проекта:

информационный буклет;

поделка-подарок;

макет «Казачья Пасха»

Этапы выполнения исследовательской работы:

Исследование

На первом этапе разработана анкета для обучающихся школы (приложение 1).

Целью проведения анкетирования было узнать: знают ли дети, что такое Пасха, как она празднуется.

В исследовательской части работы мы уделили основное внимание вопросам современного понимания и осмысления этого праздника Пасха. Хотели узнать, что знают наши сверстники о Пасхе и традициях этого праздника, соблюдают ли их, каковы ценности праздника. Для этого провели анкетирование среди учащихся нашей школы.

На основании исследования сделан вывод, что дети осведомлены о празднике Пасха, но очень мало знают о сущности праздника и его значении. Этот вывод и подвёл к желанию сделать исследовательскую работу о Пасхе, чтобы самим узнать о нём как можно больше, а потом поделиться этой информацией.

Информационный этап.

На втором этапе мы собрали информацию по теме: интервью, беседы в результате которых много узнали об этом празднике и его традициях.

История праздника:

Праздник Светлого христово воскресения ­­- один из древних и самый важный праздник для верующих. Его стали отмечать в честь воскресения Иисуса Христа. Иисус Христос сын божий, который творил различные чудеса, лечил людей , все ему было подвластно. Распяли Христа в пятницу в день перед праздником ветхозаветной пасхи. Это такой праздник, который отмечали в честь освобождения евреев из Египта. Во время пасхальной вечери Иисус поменял значение этого праздника, сообщив ученикам, что будет распят за грехи человеческие.

Иисуса Христа распяли на кресте после длительных мучений по приказу прокуратора Понтия Пилата, который боялся потерять власть, и желал внедрить языческие традиции в завоеванной стране.

После распятия на кресте тело Христово учеником его было помещено в пещеру и вход туда закрыт камнем. На следующий день после субботы произошло землетрясение, и сошел ангел с небес. В этот день две женщины шли помазать тело Христово, а пришедши, увидели ангела в белых одеждах. Ангел им сказал, что Иисус Христос воскрес, и ожидает учеников своих в Галилее. После этого женщины пошли в город и увидели там Иисуса, поклонились ему и пошли сообщить радостную весть ученикам его. Одиннадцать учеников пошли в Галилею на гору, куда повелел им Иисус и, увидев его поклонились ему.

Так, Мария Магдалина, первая увидевшая воскресшего Господа, отправилась с проповедью в Италию.

Раньше существовал обычай, являясь к важному лицу, дарить ему что-либо в знак уважения и почитания. Состоятельные люди приносили в дар золото и драгоценности, люди бедные приносили яйца домашних птиц, фрукты. Именно этот обычай и исполнила равноапостольная Мария Магдалина, проповедуя о Воскресении Христовом, придя к римскому императору Тиберию. Она подала ему яйцо с возгласом: «Христос Воскрес!».

Император усомнился в возможности для смертного воскреснуть из мертвых:

- В это так же трудно поверить, как в то, что белое яичко может стать красным!

И в тот же миг белое яйцо стало алым. С тех пор традиция употребления на Пасху крашеных яиц и подношения их в качестве подарков стала самой распространенной во всех странах, где исповедуется христианство.

Пасха на Руси.

Пасху на Руси стали праздновать с десятого века, когда князь Владимир крестил Русь. Отмечали этот праздник в день весеннего равноденствия. Раньше не была установлена точная дата праздника. Как только замечали, что зима прошла, то сразу начинали красить яйца и печь куличи. До этого пасха олицетворяла пробуждение природы и весну, а после крещения Руси стали отмечать воскресение Христа. Произошло слияние христианских и языческих традиций. Традиции отмечать Пасху сохранились, и по сей день. На Руси красили яйца с помощью луковой шелухи, и они получались красно-коричнево цвета. Сейчас для окрашивания используют различные способы и красители.

Что я могу сделать для сохранения традиций этого праздника?

Практический этап

На этом этапе:

1. Был создан буклет для учащихся школы, с информацией о Пасхе в различных религиях.

2. Проведен мастер-класс по изготовлению яиц из соленого теста и их росписи, что бы поздравить со Светлым Воскресением своих родных и близких.

3. Создан макет «Казачья Пасха»

Лучший подарок на Рождество должен иметь духовное, церковное значение.

Окрашенное яйцо является одним из основных символов Пасхи.

Мы поставили перед собой цель – узнать как изготовить окрашенные яйца, чтобы они хранились долго и служили подарком.

Технология изготовления поделки проста (Приложение 2).

Работа по изготовлению сувениров очень увлекла ребят. В процессе мастер-класс они узнали основные традиции празднования праздника Пасхи, историю окрашенных яиц, также развивались их творческие способности, воображение.

Создание макета «Казачья Пасха» позволил изучить и представить традиции нашего края.

Для создания макета использовалось вторсырье: коробка от обуви. Все фигурки макета сделаны также из соленого теста.

Наша гипотеза подтвердилась:

Через творчество можно узнать много нового и интересного, оно может служить сохранению народной культуры и традиций.

Заключение.

Анализ результатов анкетирования знаний о праздновании Светлого Христово Воскресенья показал, что до исследования ребята мало знали о обычаях отмечать этот праздник , а после проведенной работы, они узнали много нового и интересного.

Теперь школьники, что такое Пасха есть и в других религиях. Как ее отмечают и почему принято яйца красить в красный цвет.

Школьники начальных классов научились изготавливать изделия из соленого теста, которые можно использовать как украшение дома в день Христово Воскресенья и подарков.

Этот проект позволил узнать обычаи празднования Пасхи и сохранить традиции предков.

 

Литература.

1. «Пасха». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //ru. wikipedia. org/wiki/

2. «Пасха — самый радостный праздник». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //paskha. ru/

3. «Пасха —7 апреля». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. calend. ru/holidays/

4. «Пасха — Светлое Христово Воскресение. Подробно о празднике Пасха». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www. zavet. ru/kalendar/pasxa/index. htm

5. «Переходящие праздники. Пасха». [Электронный ресурс].

Режим доступа: http: //www. telegraph. ru/misc/day/pasha. htm

6. Сайт праздника Пасха: история, атрибуты, обряды, пасхальные рецепты, рингтоны, украшение помещения, праздничные костюмы. Режим доступа: http: //paskhaday. ru/

 

Приложение 1

Анкетирование.

 

1. Что такое Пасха?

2. Когда празднуется Пасха?

3. Что вы знаете о традициях Пасхи?

4.Отмечаете ли вы Пасху?

5.Как празднует ваша семья этот праздник?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

 

 

Рецепт солёного теста:
Мука – 1 ст. соль «Экстра» - 0,5 ст. вода 0,5 ст. Смешать в миске соль и муку, подливая холодную воду, замесите тугое, эластичное тесто. 

Сушка изделия из соленого теста:

Сушка фигурок из соленого теста осуществляется в духовке при температуре 80 градусов а течение часа и более (время сушки зависит от толщины фигурки). Другой вариант - сушить соленое тесто на батарее.

Покраска фигурки из соленого теста:

Высушенные изделия окрасить акварельными красками.

Технологическая карта

Последовательность выполнения работы

Материалы, инструменты

Смешать в подходящей посуде просеянную муку, мелкую соль.

Посуда, ложка для замешивания теста.

Влить воду. Тщательно вымесить тесто до тех пор, пока масса не станет однородной и эластичной.

Посуда, ложка для замешивания теста.

Заготовка деталей.

Стека.

Сушка изделия

 

Окраска яиц.

Акварельные краски, кисти, баночка-непроливайка с водой.

Опубликовано в группе «Русские народные традиции»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.