12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шелехова Наталья Валерьевна14

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5 г. Алзамай»









Индивидуальный итоговый проект


Тема: «Математика в жизни человека»


Математика













Выполнила ученица 11 класса:

Томилова Диана Сергеевна.

Руководитель:

Шелехова Наталья Валерьевна,

учитель математики.








г. Алзамай

2024 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………….………………… 3

Глава 1. Математика в жизни

1.1. Когда и как зарождалась математика ………...………….…….……...5

1.2. Нужны ли знания по математике современному человеку….....….....6

Глава 2. Практическая работа « Математика в жизни человека»

2.1. Анкетирование…………………………………………...…….…….….7

2.2. Математика в профессиях выпускников …………….……………….8

Заключение ………………………………………………….…………………...13

Список использованной литературы …………………………...……………...14





Введение

Многие люди не понимают, для чего нужна математика на их жизненном пути и считают ее ненужной наукой. Не хотят изучать математику и не видят ее применения в повседневно жизни. Особенно сильно этот вопрос волнует моих сверстников, которые на текущий момент оканчивают школу, получают среднепрофессиональное или высшее образование.

Но математика окружает нас везде. Благодаря ей мы решаем множество вопросов в повседневной жизни. Мало кто задумывался, что математика окружает нас с первых дней жизни. Любой ребенок даже, который не изучал арифметику, сталкивался с цифрами. Он узнает в поликлинике свой вес, рост, так же ему известен его возраст. А еще он не один раз за день столкнется с различными задачами по подсчету игрушек в комнате или конфет, чтобы угостить своих друзей.

В школе мы изучаем математику с первого класса и до окончания школы, потом математике нас учат в университете. С каждым годом курс расширяется становиться более углубленным, все больше предметов связанно с математикой. В средней школе у нас появляется алгебра и геометрия взамен арифметике. Наш кругозор расширяется. Мы можем понимать, видеть то, что раньше нам казалось не ясным. Математические науки развивают наше мышление, учат нас соображать. Наверно почти у каждого человека в школьном или студенческом возрасте возникает вопрос, зачем столько времени уделяется изучению математики и пригодится ли ему математика в будущем. Ответу на этот проблемный вопрос и посвящен данный проект.

Проблема: Какую роль играет математика в жизни человека?

Предположение: Мы предполагаем, что знания по математике необходимы людям как в профессиональной деятельности, так и в быту.

Объект исследования: повседневная жизнь человека.

Предмет исследования: роль математики в жизни человека.

Цель исследования: Создание презентации «Математика в жизни человека»






Задачи исследования:

Изучить вопрос «Когда и как зародилась математика?»

Выяснить, нужны ли знания по математике современному человеку.

Провести анкетирование учащихся 8-11 классов «Нужна ли математика в повседневной жизни? Какова ее роль в твоей будущей профессии?» Проанализировать полученные ответы и сделать выводы.

Выяснить, нужна ли математика в профессиях выпускников нашей школы.

Выявить сферы применения математики в быту.

Создать презентацию «Математика в жизни человека»

Основополагающий вопрос: Нужна ли математика в жизни человека?

Ожидаемый результат:

в результате исследований мы познакомимся:

с будущими профессиями выпускников школы, сделаем выводы о нужности предмета математика в их будущей профессиональной деятельности;

со сферами применения математических знаний в быту.

повысим уровень мотивации обучающихся к изучению математики, расширим кругозор и словарный запас детей.
























Глава 1. Математика в жизни человека.

1.1. Как и когда зарождалась математика?

Математика – наука о структурах, порядке и отношениях, исторически сложившаяся на основе операций подсчёта, измерения и описания формы объектов. Математические объекты создаются путём идеализации свойств реальных объектов и записи этих свойств на формальном языке. Математика не относится к естественным наукам, но широко используются в них как для точной формулировки их содержания, так и для получения новых результатов.

Никто точно не может сказать, как появилась математика. Сведения о ней содержатся в разных письменах у различных народов. Самые древние сведения, дошедшие до наших дней – клинописные таблички.

Найденные артефакты эпохи Вавилона показывают, что даже шесть тысяч лет тому назад люди вели подсчеты домашних расходов, торговых сделок, решали математические задачки. Позже вавилоняне начали решать сложные алгебраические задачки, кубические и квадратные вычисления.

А как появилась математика с дробями, когда это было? Такие сложные действия люди научились вычислять не сразу, однако уже в Древнем Египте умели проводить вычисления с дробями, у которых в числительном была единица. Десятичные дроби появились благодаря самаркандскому математику Д. Ибо-Самосуд аль-Каши пятьсот лет назад. Спустя почти два столетия фламандский математик Стивен ввел их в Европе.

Даже сегодня в математике совершаются различные открытия. Это связано с тем, что математика – наука, которая не стоит на месте, а постоянно движется вперед.

















1.2. Нужны ли знания по математике современному человеку.

Математика и другие точные науки очень важны как для развития человечества в целом, так и для интеллектуального совершенствование конкретного индивида.

Математика в нашей жизни присутствует не только в процессе освоения профессии и реализации полученных знаний. Так или иначе мы используем царицу наук практически в каждый момент времени. Именно поэтому математике начинают обучать достаточно рано. Математика формирует некоторые особенности мышления и оказывает влияние на отношение к миру.

Взрослые люди после окончания университета или колледжа не перестают каждый день решать математические задачи. Как успеть на поезд? Получится ли из килограмма мяса приготовить ужин для десяти гостей? Сколько калорий в блюде? На какое время хватит одной лампочки? Эти и многие другие вопросы имеют прямое отношение к царице наук и без нее не решаются.

Если говорить более подробно и оперировать конкретными навыками, то математика поможет человеку развить следующие интеллектуальные способности

Умение обобщать - рассматривать частное событие в качестве проявления общего порядка. Умение находить роль частного в общем.

Способность к анализу сложных жизненных ситуаций, возможность принимать правильное решение проблем и определяться в условиях трудного выбора.

Умение находить закономерности.

Умение логически мыслить и рассуждать, грамотно и четко формулировать мысли, делать верные логические выводы.

Способность быстро соображать и принимать решения.

Навык планирования наперед, способность удерживать в голове несколько последовательных шагов.

Навыки концептуального и абстрактного мышления: умение последовательно и логично выстраивать сложные концепции или операции и удерживать их в уме.






Глава 2. Практическая работа «Математика в жизни человека»

2.1. Анкетирование

В практической части я провела анкетирование по теме проектной работы среди учащихся 9 – 11 классов нашей школы. Образец анкеты приведен ниже.

АНКЕТА

1. Какую профессию ты выбрал?

2. Как ты думаешь, пригодится ли тебе в будущей профессии МАТЕМАТИКА?

3. Как ты думаешь, нужны ли математические знания в повседневной жизни?


По результатам анкетирования можно сделать следующие выводы:

1. Большинство опрошенных уже определились с выбором будущей профессии.

2. Практически все, выбранные ребятами профессии, связаны с применением математических знаний.

3. 75% опрошенных, считают, что математика им пригодится в их будущей

профессии.

4. 84% опрошенных, понимают, что математические знания им пригодятся в повседневной жизни.

5. У большинства опрошенных очень слабые представления о возможностях применения математики, как в будущих профессиях, так и в повседневной жизни.


Вывод:

Ребята понимают важность науки математики, осознают, что математика пригодится им и в выбранной профессии, и в повседневной жизни. Но до конца не понимают, насколько интегрирована математическая наука во ВСЕ!!! сферы жизни человека.









2.2. Математика в профессиях выпускников

По результатам анкетирования, я выяснила, что выпускники нашей школы хотели бы получить следующие профессии:

Инженер

Юрист

Архитектор

Программист

Врач

Повар, повар-кондитер

Продавец

Автомеханик

Тракторист, шофер

После анкетирования, я начала собирать информацию о значимости математики в будущих профессиях наших выпускников, используя интернет-ресурсы.

Инженер

Инженеры соединяют в своей деятельности теоретический и эмпирический опыт, наработанный годами. Имея ясный ум и научную базу, они создают все новые и новые элементы нашей современности, начиная от универсальных бытовых устройств и заканчивая космическими кораблями. На их плечах расчет, планирование и возведение зданий, дорог, мостов и так далее. математика в профессии автомеханика. Связанные с математикой напрямую, инженеры разделились на множество специальностей узких направлений, дабы максимально полно и качественно охватить наше сегодня и завтра. Все проекты до практической реализации представляют собой бесконечные выкладки и расчеты, выполненные с применением специальных формул, описывающих те или иные характеристики материалов в отдельно взятых условиях. Также применяются и законы физики, без которых никуда. Все они опять же расписаны в виде математических выражений.

Для полноценной и качественной работы инженеру необходимы математические и технические способности, аналитический склад ума, концентрированность внимания, абстрактность мышления, склонность к исследовательской деятельности и навыки черчения.







Юрист

Профессия юриста - широкая область трудовой деятельности, требующая юридических знаний и навыков, необходимых для выполнения определенной работы в правовой сфере социальных услуг. В юриспруденции, как и в математике, применяются одни и те же методы рассуждений, цель которых — выявить истину. Любой правовед, как и математик, должен уметь рассуждать логически, уметь применять на практике индуктивный и дедуктивный методы. Поэтому, занимаясь математикой, будущий правовед формирует свое профессиональное мышление. В юридической практике важную роль играет статистика, умение правильно обработать информацию, сделать достоверный вывод или прогноз на основании имеющегося статистического материала.

Архитектор

Архитектор – специалист по проектированию различных построек, создающий для человека комфортную среду обитания. Архитектор занимается проектированием систем расселения людей – городов, районов, ансамблей, площадей, жилых и промышленных зданий, сооружений, садово-парковых объектов; разработкой проектов реставрации архитектурных памятников, интерьеров зданий и отдельных помещений; проведением исследований, связанных с проектным решением; осуществлением авторского надзора за строительством.

Профессия архитектора требует от человека большого объема знаний строительных норм проектирования, инновационных технологий, а также огромного количества строительных материалов, которые постоянно совершенствуются. Для успешной реализации в этой профессии специалист должен обладать большим творческим потенциалом и в то же время иметь математические и технические способности.

Программист

Программист работает в области проектирования, производства и эксплуатации программных средств на базе современных информационных технологий. Основная задача программиста – разработка программ на основе анализа математических моделей и алгоритмов для решения научных, прикладных, экономических и других задач, обеспечивающих выполнение этих алгоритмов и задач средствами вычислительной техники.

В обязанности программиста входит разработка технологии, этапов и последовательности решения задач; выбор языка программирования и перевод на него используемых моделей и алгоритмов задач; определение информации для обработки на ЭВМ.

Для эффективной работы программисту необходимы математические способности и техническое мышление, развитая долговременная и оперативная память, память на условные обозначения, концентрированность внимания, абстрактность мышления, аналитический склад ума, способность воспринимать большое количество информации.

Врач

Основа математики – это точность и расчет, как раз то, что самый и важно в профессии врача. Что самое дорогое есть у человека, как не здоровье и не жизнь человека, которым врач не должен ни в коем случае навредить.

Поэтому будь то самое простое посчитать пульс пациента, или измерить давление крови больного и сопоставить эти показатели, чтобы определить точный диагноз болезни. Составить схему лечения пациента на основе применения тех или иных доз лекарственных препаратов, да и сами дозы высчитать врачу нужно таким образом, чтобы лекарство не стало для больного ядом. Все это строгие математические, хотя и врачебные процедуры.

При проведении хирургического вмешательства, врач - анестезиолог должен так рассчитать дозу наркоза, чтобы оперируемый не испытывал боли, и чтобы этого периода хватило на время проведения операции.

Повар, повар-кондитер

Математические знания необходимы для ведения финансовой части точки общепита. Учет потери веса продуктов в процессе обработки. Например, 300 грамм говядины и 300 грамм готового стейка – это разные вещи, так как при обжарке мясо теряет процент веса. Причем в зависимости от влажности продукта и срока/вида термообработки потеря веса меняется. Таким образом, математика в профессии повара играет первую роль наравне с практическими умениями.

Что должен уметь настоящий повар - кондитер, помимо того, чтобы вкусно готовить и искусно украшать кондитерские изделия?

определять процент отходов при первичной обработке продуктов,

определять процент потерь при тепловой обработке продуктов,

определять объем посуды при приготовлении кондитерских изделий,

составлять технологические и калькуляционные карты,

рассчитывать количество мастики для обтяжки тортов,

рассчитывать количество воды (молока) для приготовления теста,

определять и вычислять вес, массу и размер готового кондитерского изделия.


Продавец.

Когда то продавцы пользовались счётами, а теперь считают на калькуляторах. Так быстрее, но без знания математики не обойтись.

Продавец выступает в качестве посредника между производителями товаров и населением. Рекламирует имеющийся товар, предлагает новый, подсчитывает стоимость товара, проверяет реквизиты чека, упаковывает товар, выдает покупку. Следит за своевременным пополнением запасов товаров, сроками их реализации. Подсчитывает чеки (деньги), сдает их в установленном порядке и т.п. Может работать за кассовым аппаратом. Требования к профессиональной подготовке: Хорошие навыки устного счета, а также в зависимости от специализации знания по физике, химии и т.п., знания в области товароведения. И так, чтобы стать хорошим продавцом, необходимо изучать математику

Автомеханик

Математика в профессии автомеханика тоже играет не последнюю роль. Выставить параметры необходимого развала – схождения колес автомобиля, отрегулировать свет фар и зазоры клапанов в двигателе, рассчитать остаточный ресурс мотора и всего автомобиля, даже зазор в свечах зажигания невозможно выставить без математических знаний. Между прочим, от всего перечисленного зависит безопасность, как самого автомобиля, так и водителя, а также его пассажиров и других людей, которые находятся на дороге.

Водитель

Водитель пользуется арифметическими действиями, подсчитывая количество потраченного бензина на пройденные километры, и с какой скоростью нужно ехать, чтобы во время оказаться на месте. Во время рейсов наблюдает за показаниями приборов, следит за работой всех агрегатов. Должен иметь хорошую подготовку по математике, физике, черчению и географии в пределах школьной программы, а также знать правила дорожного движения, устройство автомобиля, порядок и периодичность выполнения работ по техобслуживанию.

Как применяется математика в профессии водителя, какие математические задачи приходится решать людям этой профессии?

Расход топлива.

Расчет времени, скорости, пути.

Расчет остановочного пути.

Разрешенная максимальная масса.



Математика в жизни общества и отдельного человека затрагивает огромное количество областей. Некоторые профессии без нее немыслимы, многие появились только благодаря развитию отдельных ее направлений.

Математика нужна всем: и повару, и врачу, и водителю, и автомеханику, и ребенку, и домохозяйке, а не только архитектору, финансисту, инженеру.

Задаваясь вопросом «Какую роль играет математика в моей будущей профессии?», ребята должны понимать, что она будет везде, куда бы они ни ступили. Самостоятельно или же вместе с другими науками она образует фундамент для новых свершений.






























Заключение

В результате проделанной работы мною были решены следующие задачи:

Изучила вопрос «Когда и как зародилась математика?»

Выяснила, нужны ли знания по математике современному человеку.

Провела анкетирование учащихся 9-11 классов «Нужна ли математика в повседневной жизни? Какова ее роль в твоей будущей профессии?» Проанализировала полученные ответы и сделала выводы.

Выяснила, нужна ли математика в профессиях выпускников нашей школы.

Создала презентацию «Математика в жизни человека»


Выполнив данную работу, я сделала следующий вывод:

Математика в нашей жизни присутствует всегда и везде. Люди каждый день решают большое количество задач, примеров, например, в магазине, при подсчёте затрат на тот или иной товар или при получении зарплаты, когда выбирают, сколько денег сейчас снять с карты и сколько оставить «на потом». Математика в жизни человека идёт также сплошь и рядом с его здоровьем. С каждым разом математика становится всё нужнее людям и уже никак без неё не обойтись. Без математики наша жизнь невозможна. Михаил Васильевич Ломоносов давным-давно сказал, что: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит».















Список используемой литературы

1. Аксенова М.Д. - Энциклопедия для детей. Т. 11. Математика / Главный ред. М.Д. Аксенова - М. Аванта, 1998.

2. Великая математика / Клиффорд А. Пиковер.: Издательство “Бином. Лаборатория знаний”, 2014. – 539 с.: илл. – (Серия “Великие науки”)

3. Глейзер Г.И. «История математики в школе»

4. Материалы интернет ресурсов:

( https://ry.m.wikipedia.org )

( http://math4schooi.ru/citation.html )

( http://math4school.ru/citation.html )

( http://www.zaitseva-irina.ru/html/f1129470577.html )

( https://ru.m.wikipedia.org )

5. Сергеев И.С. «Примени математику»

6. Спивак А.В. Математический праздник. 4.1 - М.: Бюро Квантум, 2000 (Приложение к журналу «Квант», №2/2000).

7. Шалаева Г.П. Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей. Москва «Слово» 1997, 1999.

14


Автор материала: Д. Томилова (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.