МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КРИУШИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Предмет: Обществознание
Тема урока: Образование в жизни человека
Класс: 5
Разработала : МОРОЗОВА ГАЛИНА
НИКОЛАЕВНА,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Криушинская СОШ»
с.Криуша
2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка………………………………….
Основная часть урока……………………………………
Список используемой литературы……………………..
Приложения …………………………………………….
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тема: « Образование в жизни человека»
Класс: 5
УМК: Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.: Просвещение, 2016.
Количество часов в неделю – 1час, в год -34 часа
Психолого -педагогическая характеристика класса.
В классе обучается 8 человек, из них 5мальчиков и 3девочки.
Качество обучения в классе поданному предмету составляет 71%,обученность – 100%
Класс с хорошим потенциалом. Учащиеся умеют работать совместно. Класс проявляет высокую заинтересованность в успехе, стойко преодолевает трудности, ученики дорожат честью класса. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. В целом учащиеся хорошо знают друг друга, отношения между ними доброжелательные.
Критическое отношение к своим недостаткам проявляется далеко не всегда, но большинство может оценить свою работу. Дети умеют оценивать и деятельность своих товарищей. В классе преобладает спокойный, деловой, доброжелательный настрой. Все дети в дружеских отношениях друг с другом.
Это первый урок открывает тему III главы — “Школа”. Изучение темы предполагает обращение к опыту участия учащихся в жизни школы. Ее усвоение имеет ключевое значение для ответа на вопрос: “Почему успешная учеба важна не только для тебя самого, но и для общества?”.
На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа в группах, в парах, индивидуальные задания, работа с документом, тестовые задания.
Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение извлекать из текста основную информацию и делать выводы.
Цель деятельности учителя (цель урока) | познакомить с системой современного школьного образования; показать различия современной школы и старой русской, роль знаний в формировании личности; объяснить смысл получения образования; дать представление о сложности процесса передачи знаний и их восприятия; раскрыть значение понятий образование, школа, алгоритм |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные учащиеся научатся характеризовать систему образования Российской Федерации; сравнивать социальные объекты, определяя их общие черты и различия; находить нужную социальную информацию разного типа; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; объяснять побудительную роль мотивов в деятельности человека, роль образования в жизни человека; |
Метапредметные самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план действий; осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; | |
Личностные формирование мотивации к активному учению; осознание необходимости получения достойного образования. | |
Методы и формы обучения | поисковый, создание проблемных ситуаций индивидуальная; фронтальная; парная; групповая. |
План урока | 1. Школьное образование 2. О чем рассказала бабушка 3. Чему учит школа сегодня 4. Учись учиться. |
Образовательные ресурсы | Учебник, тетрадь, |
Оборудование | Интерактивная доска; мультимедийная презентация, пакет с рабочим материалом для работы в группе и парах |
Основные понятия | Образование,ступени образования, высшие учебные заведения |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||
Этапы | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные учебные действия | Формы контроля |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I. Моти-вация | 1 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися «Добрый день, друзья! Я рад вас видеть, и очень хочу начать работу с вами! (хорошего вам настроения!)» | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные:самостоятельно формулируют цели урока после обсуждения | |
II. Акту-ализация знаний | 4 | Беседа | Чтобы определить тему сегодняшнего урока вам помогут следующие задания Приложение 1. Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока? Правильно о школе. Тему: «Образование в жизни человека» — На какие вопросы нам предстоит ответить? ПЛАН УРОКА 2. О чем рассказала бабушка. 3.Чему учит школа сегодня. 4.Учись учиться. Сформулируйте пожалуйста.цели и задачи урока (проверка презентация). Слайд 5 Какие слова ассоциации у вас возникают со словом образование? | Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение Делают вывод Образование – получение знаний и умений | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные:высказывают собственное мнение;слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы Запись в тетрадь Запись в тетрадь |
III. Изучение нового матери-ала | 6 | 1. составление схемы «Ступени общего образования» и «ступени профессионального образован 2. Задания ОГЭ | Школа это дорога в большой мир, именно школа помогает на приобрести знания 1.Организует прочтение источников Изучение системы образования в РФ. 1 группа Конституция РФ ст.43 п1,2,4 заполняют схему 2 группа Закон « Об образовании в РФ» Ст.10.п5 см. Приложение 2 Назовите три ступени школьного образования. Назовите ступени профессионального образования На какой ступени школьного образования вы находитесь сейчас 1) начальное образование 2) основное общее образование 3) полное (среднее) образование 4) среднее профессиональное образование Владимир учится в 6-м классе общеобразовательной школы. Он увлекается авиамоделированием и верховой ездой. На какой ступени образования находится Владимир? 1) начальное образование 2) основное общее образование 3) полное (среднее) образование 4) среднее профессиональное образование После окончания 9 и 11 класса вы получите аттестат и можете продолжить получать образование | 1. Знакомятся 2. Участвуют | 1. Групповая работа 2. Фронтальная работа. 3. Фронтальная работа. . | Личностные: оценивают жизненные ситуации; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Регулятивные: планируют свои действия | Заполнение и представление схем 2. Уст- 3. Уст- |
| 20 | 3. Работа с текстом учебника, с. 52–54, и рубриками «Путешествие в прошлое», «Жил на свете человек». Физминутка Собери пословицы Беседа по тексту с.55-57 | Однако такая система образования была не всегда. И сейчас мы совершим путешествие в прошлое. Организует работу по прочтению текста с последующей беседой по вопросам: Задание в Приложении3 А теперь немножко отдохнем Мы видим, что получать знания это тяжёлый труд Приложение 4. Современная школа дает нам знания гуманитарного направления т.е знания о человеке русский язык литература, история ит.д. и естественно-знания о природе физика, Итак, сегодня вы ученики. Учеба ваш основной труд. Что является результатом вашего труда? В чём вы видите причины ваших школьных неудач? Как вы поступаете в подобных случаях? Что вы чувствуете когда добиваетесь хороших результатов | Самостоятельно читают текст учебника, отвечают на вопросы, принимают активное участие в обсуждении практических заданий. Высказывают свое мнение, приводят примеры | Парная, фронтальная работа. Групповая, фронтальная работа | Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии | Уст- Уст- |
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 3 | Ответить на вопросы слайд 18 | Организует дискуссионную беседу по проблемным вопросам которые были поставлены в начале урока Почему успешная учеба в школе важна не только для вас самих, но и для общества? Кого бы вы назвали хорошим учеником? | Отвечают на вопросы, используя новые знания | Фронтальная работа | Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации | Устные ответы |
V. Итоги урока. Рефлексия | 4 | Обобщение | Что такое образование? Какие ступени образования существуют? 3. «Мир освещается солнцем, а человек знанием»
Рефлексия Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Теперь я могу… | Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние Заполняют листы самооценки работы на уроке | Фронтальная | Личностные: понимают значение знаний Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся |
Домашнее задание | 2 | | Конкретизирует домашнее задание 1.Прочитать § 6 учебника. Задание на выбор. 1. Объясните слова философа: «Геометрия, если я ее изучил и понял, — моя родная и близкая, всегда ласковая и всегда приятная наука». 2.Рабочая тетрадь с.32 зад.7 3. Напиши небольшой рассказ « Школа моей мечты» | Записывают | Индивидуальная работа | | |
Список используемой литературы
Учебно-методический комплект:
Л. Ф. Обществознание. 5 класс. рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / Л. Ф. Иванова, Я. В. Хотеенкова. – М. : Просвещение, 2016.
Иванова, Л. Ф. Обществознание.5 класс. поурочные разработки к учебнику Л. Н. Боголюбова : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Ф. Иванова. – М. : Просвещение, 2014.
Обществознание. 5 класс : учеб.для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Л. Н. Боголюбов [и др.] ; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М. : Просвещение, 2016.
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова. 5–9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов [и др.]. – М. : Просвещение, 2014.
Дополнительная литература:
Закон№273-ФЗ « Об образовании в РФ»
Конституция Российской Федерации.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1.
Ребусы, загадки,музыкальные фрагменты помагают ввести учащихся в новую тему урока
ОТВЕТ________________________
ОТВЕТ________________________
ОТВЕТ________________________
ОТВЕТ________________________
Стоит дом:
В него войдешь слепым,
А выйдешь зрячим.
Ответ:_____________(Школа)
Одна сестра с нами с сентября,
Вторая сестра с ноября приходит,
Третья сестра у нас с января,
А четвертая с нами до лета ходит.
Ответ_____________(Четыре учебные четверти)
По черному морю
Белая лодка плывет.
Где проплывает,
Там след оставляет.
Ответ:______________(Мел и доска)
Новый дом несу в руке,
Дверцы дома - на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные.
Ответ:_____________(Портфель, учебники, тетради)
Приложение 2
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
№ | Критерии | |||
Отлично | Хорошо | Я могу лучше | ||
1 | Я участвовал в формулировании проблемы, темы, цели урока | |||
2 | Я высказывал свои предположения по данной проблеме | |||
3 | Я участвовал в поиске информации по теме | |||
4 | Я помогал делать вводы и заключения | |||
5 | Я помогал своей паре в выборе правильных решений | |||
6 | Я с уважением выслушивал предположения и идеи своих одноклассников | |||
7 | У меня не возникло трудностей с составлением схемы правила и алгоритма работы | |||
8 | Я понял тему урока и смогу рассказать ее друзьям и родителям | |||
9 | Я смогу применить полученные знания в самостоятельной работе |
Прилжение 3
Домашнее задание
|
Домашнее задани
|
Домашнее задание
|
Домашнее задание
1.Объясните слова философа: «Геометрия, если я ее изучил и понял, — моя родная и близкая, всегда ласковая и всегда приятная наука».
|
Домашнее задание
1.Объясните слова философа: «Геометрия, если я ее изучил и понял, — моя родная и близкая, всегда ласковая и всегда приятная наука». 2. Рабочая тетрадь с.32 зад.7 3.Напиши небольшой рассказ « Школа моей мечты» |
Приложение 4
Вопросы для первой группы
— Какую роль в образовании сыграл первопечатник Иван Федоров?
— Какую первую книгу и когда он напечатал?
— Какие изменения в системе образования произошли при Петре I?
— Вспомните, почему царь так много внимания уделял преобразованиям в школе.
— Какие предметы изучали в XVIII в.?
— Сравните предметы, которые изучали в школе XVIII в., с теми, которые изучают в начальной школе теперь. Какое образование можно считать более широким?
Вопросы для второй группы
— О каком периоде идет речь в рассказе бабушки?
— Как бабушка описывает систему образования XIX в. в России?
— Что собой представляло обучение в образовательных учреждениях?
— Как оценивали успехи и неудачи учеников?
— За что применяли физические наказания?
— Кто не считал утверждение: «Не бьют розгой, значит, ничему не научат» — верным?
— Что вам понравилось в системе образования XIX в.? Что вызвало неприятие? Чему вы удивились?
Вопросы для третьей группы
— Что вы узнали о Н.И. Пирогове?
— Что нового внес Пирогов в педагогическую науку?
— Что вам представляется наиболее ценным в педагогических взглядах знаменитого русского врача, педагога и общественного деятеля?
Приложение 5.
Данная модель предполагает самостоятельную познавательную деятельность учеников с использованием кооперированно-групповой формы учебной работы. Ученики осваивают такие умения, как извлечение и систематизация исторической информации на основе работы с комплексом источников, самостоятельная реконструкция исторических событий и анализ исторических процессов и явлений, публичная презентация результатов познавательного поиска. Этапы работы:
Инструктаж.
Преподаватель выделяет несколько равнозначных проблем в рамках темы урока. Каждая группа учеников получает свою проблему, свой «пакет» источников информации и задание (алгоритм работы группы).
2. Исследование. Ученики каждой группы изучают свой вопрос по источникам и готовятся к освещению проблемы для всей аудитории.
3. Обмен знаниями. Группы выступают по очереди и знакомят всех с результатами своей работы.
Для активизации внимания предлагаются разные варианты предварительных заданий: заполнение обобщающей или сравнительном таблицы; ведение записей; использование «рабочего листа»; «распаковка кластера», проблемный вопрос, ответить на которым можно, только внимательно выслушав все группы.
Закон от 29.12.2012 №273-ФЗ « Об образовании в РФ»
Глава 2. Система Образования
Статья 10. Структура системы образования
- Система образования включает в себя:
1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;
2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;
4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;
5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.
2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).
3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.
КонсультантПлюс: примечание.
О соответствии образовательных и образовательно-квалификационных уровней в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе см. ст. 2 Федерального закона от 05.05.2014 N 84-ФЗ.
4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование.
5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:
1) среднее профессиональное образование;
2) высшее образование - бакалавриат;
3) высшее образование - специалитет, магистратура;
4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.
6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.
7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/1a45a123ee3e2f6e74cac4d567d8881ba35fb291
Задание для группы II.
Используя закон «Об образовании РФ» ст.10 пункт 5.впишите ступени профессионального образования
Конституция РФ Последняя действующая редакция с Комментариями
Конституция РФ » Раздел первый »
Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
Статья 43 Конституции РФ
1. Каждый имеет право на образование.
2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.
Источник: http://constrf.ru/razdel-1/glava-2/st-43-krf
Задание для группы I.
Используя Конституцию РФ ст.43.пункты 1,2,4 впишите ступени общего образования
Приложение 6
Задание собери пословицы
Назови пословицы, которые устарели для современного образования.
Начало пословицы | Конец пословицы |
ПОВТОРЕНИЕ | ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ. |
АЗБУКА - НАУКА | С ТОГО МНОГО И СПРАШИВАЕТСЯ. |
КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД | НЕТ УЧЕНИЯ. |
БЕЗ ПАЛКИ | ПУЩЕ ГРОЗЫ |
КТО МНОГО ЗНАЕТ, | - МАТЬ УЧЕНИЯ. |
БОИТСЯ ШКОЛЬНИК ЛОЗЫ | А РЕБЯТАМ МУКА. |
Морозова Галина Николаевна