12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
ЛАПКО ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА727
Россия
Материал размещён в группе «Математическая мозаика»

Математика в жизни человека

Исследовательская работа

Выполнил: Ученик 11А класса

Гутовский Станислав

Руководитель:

учитель математики

Лапко Ирина Валентиновн

г. Донецк 2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

I Введение…………………………………………………………………………. .3

II Теоретическая часть………………………………………………………………4

III Практическая часть

1.Математика в кулинарии………………………………………………………….5

2.Математика в торговле………………………………………………….………..6

3.Математика в раскрое одежды…………………………………………….……7

4.Математика в строительстве……………………………………………..……8

5. Математика в спорте…………………………………………………………..…9

6. Математика в музыке и танцах……………………………………………….10

IV Заключение……………………………………………………………………...11

V Список литературы……………………………………………………………..12

 

Введение

    Многие думают, что математика – скучная, бесполезная, сложная, абстрактная и далекая от реальной жизни наука. Поэтому вы будете удивлены, узнав, что математика настолько практична, что немногое из окружающего нас может без нее функционировать: от банков и магазинов, бирж и страховых компаний до прослушивания дисков и разговоров по телефону – все это и многое другое работает благодаря процессорам и математическим моделям, задача которых – постоянное выполнение математических операций.

   Обычно думают, что математика не имеет практического применения. Однако каждый раз, когда в наших руках оказываются деньги, мы выполняем математические операции.

Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной темы.

   Тема исследования: «Математика в жизни человека».

   Проблема: Какую роль играет математика в нашей жизни? Собрать доказательный материал и убедить учеников изучать математику лучше, заинтересовать их.

   Гипотеза: Математические знания выручают в различных жизненных ситуациях, математика применяется в различных профессиях. Математика служит во благо человеку.

   Цель и задачи: Исследовать литературу о математиках и математике. Собрать данные и обработать информацию о применении математических знаний в различных жизненных ситуациях, в различных профессиях.

   Методы исследования:

  1. - Изучение литературы по теме

    - Беседы со специалистами, с родителями

    - Наблюдения


 

Теоретическая часть.

   С древних времен в своей повседневной жизни человек не мог обойтись без счета. У каждого народа необходимость в простейших арифметических подсчетах возникала задолго до появления первых зачатков письменности, потому что постижение Мира во всем его многообразии постоянно требовало количественной оценки обретенных знаний. Используя опыт ушедших поколений, первые великие мыслители своими открытиями закладывали фундамент древнейшей из наук, имя которой – математика. Неслучайно корень этого слова в переводе с греческого означает «наука». Десятки веков канули в прошлое, но до нас дошло овеянное славой имя древнегреческого ученого Пифагора, жившего в середине тысячелетия до нашей эры. "Все есть число" - считал он, и мир чисел жил для Пифагора и его последователей особой жизнью. В копилке мировых знаний не поблекли сокровища, подаренные человечеству Архимедом, великим древнегреческим математиком и механиком, погибшим при защите Сиракуз от римлян за 200 лет до нашей эры. «Дайте мне точку опоры, и я поверну Землю," - говорил Архимед.                                                     Многие известные математики говорят, что главное в математике — научить человека мыслить, ставя порою перед ним очень сложные задания. «Математика развивает логическое мышление, умение самостоятельно решать проблемы, способность быстро уловить суть и найти к жизненной задаче наиболее подходящий и простой подход»- говорят нам взрослые. Математика тесно связана с нашей повседневной жизнью. Математика встречается в нашей жизни практически на каждом шагу и не такая уж она серая и скучная, а разноцветная и веселая...                                                                                                 Математика применяется практически во всех областях человеческой деятельности, в разных профессиях. Убедимся в этом на примере. Мы исследуем, как используются математические знания в кулинарии, торговле, в раскрое одежды, в строительстве, в спорте, в музыке и танцах.

Практическая часть.

Математика в кулинарии.

   Математика в кулинарии имеет большое значение, так как для приготовления любого блюда должен соблюдаться рецепт. В рецепте указывается точное соотношение продуктов, которое необходимо соблюдать в процессе приготовления. При взвешивании продуктов в кулинарии используются математические величины масса и объём. Ими тоже необходимо уметь пользоваться. Единицы времени играют далеко не последнюю роль в приготовлении блюд. Приготовленные блюда нужно умело делить на порции, в чём нам опять же поможет математика. Например, для того, чтобы приготовить овощную икру для семьи из 4 человек, используются следующие расчёты: репчатый лук, солёные огурцы и морковь берутся в весовом соотношении 3:4:4. Вымытые, очищенные и порезанные овощи перемешиваются с небольшим количеством томатной пасты и 15 минут тушатся на огне. Подаются в холодном виде.

Математика в торговле.

   Математика в торговле важнее всего. Работники торговли должны хорошо знать числа, уметь их складывать и вычитать, умножать и делить. Без этого продавцы не смогли бы сосчитать товар в магазине. Не могли бы вести ведомости расхода и прихода прибыли в магазине. С помощью математических вычислений продавцы считают стоимость приобретённого покупателем товара, отсчитывают сдачу.

Математика в раскрое одежды.

Прежде чем сшить одежду, необходимо снять все мерки с человека, и тут не обойтись без математики. Сантиметровой лентой нужно сделать замеры (длину рукавов, ширину, длину костюма или платья и другое), записывая их в тетрадь. Потом по журналу мод нужно выбрать фасон одежды и по ранее замеренным цифрам мерки рассчитать и начертить выкройку. При помощи математических расчётов оставим запас ткани на припуск и подгиб, только после этого делаем раскрой ткани для шитья из него одежды. Как говорится, семь раз отмерь, один раз отрежь.

Математика в строительстве.

   В строительстве без математики никак не обойтись. Посудите сами: Надо уметь измерять высоту, ширину, длину предметов? Надо. Надо уметь вычислять размеры дверей, окон, комнат, квартир? Надо. Как подсчитать количество нужного строительного материала, если не знаешь математику? Никак! Математику применяли ещё задолго до нашей эры. В Древнем Вавилоне при помощи математических расчётов строили водопроводы и подавали в дома воду. В Древнем Египте по математическим расчётам строили пирамиды.

Рассмотрим пример: Строителю заказали покрасить помещение. Для этого ему нужна краска, но тут возникает вопрос, сколько краски нужно купить, чтобы излишне не потратиться и купить чересчур много краски или купить мало краски и не доделать работу. Он знает, сколько краски расходуется на 1 квадратный метр (допустим, что на 1 квадратный метр понадобиться 2 литра). Строителю остается рассчитать площадь стен и потолка. Он знает, что высота одной стены 3 метра, а длина 4 метра. При помощи формулы (S = ab) строитель узнает, что площадь одной стены равна 12 метров в квадрате и узнает, что ему понадобиться 24 литра на одну стену. Те же вычисления он проводит с потолком и другими стенами и едет в магазин.

   Так же можно представить, что строителю необходимо поменять пол для последующей укладки паркета. Это требует заливки пола раствором на высоту 10 см.  Для этого ему нужно знать объем заливаемого раствора. Длина пола 6 метров, ширина 4 метра. При помощи формулы (S = ab) он узнает, что площадь пола равна 24 квадратных метра. (Формула вычисления объема V=Sh). Он знает, что пол ему надо поднять ровно на 10 сантиметров.  За высоту он принимает то расстояние, на которое ему надо поднять пол, то есть на 10 сантиметров. Он узнает, что объем  пола составляет  2,4 кубометра.

Математика в спорте.

   Прогресс в спорте оценивается ростом результатов (для начинающих) и мировыми достижениями (для профессиональных спортсменов). Зафиксировать, сравнить и записать результат возможно только при помощи математики!

   Мы повсюду видим использование натуральных чисел в любых видах спорта. В каждом соревновании ведется счет на время. Без счёта нет и игры. В математике жизнь спорта. Давайте рассмотрим некоторые примеры:

   Любой вид соревнований на скорость (бег, плавание, автогонки и др.) подразумевают подсчет результата в часах, минутах, секундах, а время у нас записывается ЦИФРАМИ! Разница между результатами это простейшие арифметические действия! В игровых видах спорта (футбол, баскетбол, теннис, водное поло и др.) счет идет на очки. В баскетболе, например заброс мяча в корзину со штрафного даёт 1 очко, с игры из-под кольца- 2 очка, с 6-метровой линии-3 очка. А очки это тоже ЦИФРЫ! Разница между очками есть математическое вычисление. В таких видах спорта как гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду подсчет результата ведется с помощью баллов. Баллы даются судьями за выполнение того или другого элемента. И опять кто набрал больше баллов, помогает определить математика!

   Обратимся к самому «математическому» виду спорта – шахматам! Родина шахмат – Индия. Время возникновения – первые века нашей эры. Сегодня шахматами увлекаются миллионы людей на планете. Небольшая шахматная доска является необъятным полем для бесчисленных комбинаций. Достаточно сказать, что в самом начале партии игрок имеет 20 вариантов для первого хода; его партнер может ответить 20 ходами на каждый ход, то есть в распоряжении последнего уже 400 вариантов только для первого хода! Вот простор для математического подхода! Не зря говорят – кто силен в математике – у того сложно выиграть в шахматы. Получается что спорт без математики никуда!


Математика в музыке и танцах.

  Мы посещаем музыкальную школу. Там мы поём, играем на фортепиано и аккордеоне, изучаем сольфеджио. Начиная разучивать какое-то музыкальное произведение, мы «считаем». Это необходимо, чтобы правильно сыграть произведение, так как ноты могут быть разными по длительности.

   Длительность нот — условная продолжительность звуков, измеряемая долями, не зависящая от времени.

Четвертная нота равняется одному удару.

Восьмая нота - это половина от четвертной ноты, следовательно, в одном ударе (шаге) две восьмые ноты. Шестнадцатая нота составляет половину от восьмой ноты, то есть ¼ от четвертной ноты.

Для того чтобы правильно играть, нам нужно отсчитывать эти доли.

Итак, мы выяснили, что без математики невозможно играть на музыкальных инструментах!

Кроме музыкальной школы, мы посещаем танцевальный кружок. Мы танцуем под музыку, а чтобы не сбиться с ритма, нам необходимо опять же «считать». Счёт нужен, чтобы знать, сколько раз нужно сделать одно движение, а сколько раз другое.

Заключение

   Итак,  математика необходима в повседневной жизни, для работы продавца, в любой жизненной сфере, в наших увлечениях. Жить без математики невозможно! Заниматься математикой надо каждый день, потому что новые знания всегда опираются на старые. Математика нужна, она может во многом послужить на благо человека. Как бы ни относились люди к математике, без нее - как без рук. Она - повсюду. Нужно только уметь ее увидеть. Огромную помощь в этом оказывают книги, позволяющие взглянуть на предмет с новой, неожиданной точки зрения. В  примерах показана роль математики в повседневной жизни людей и ее связь с различными областями знаний, с различными профессиями. Создано много пословиц и поговорок, где имеются числа.

Список литературы.

1.Карлин С. Математические методы в теории игр, программиро­вании и экономике.

2.Арутюнян Е.Б., Левитас Г.Г. Занимательная математика

3.Волина В.В. Учимся играя.

4.Лопатина А. М. Как подружиться с математикой.

5. Моисеев Н. Н. Математик задает вопросы.

13

Автор материала: С. Гутовский (11 класс)
Опубликовано в группе «Математическая мозаика»

Комментарии (3)

Ивлиева Наталия Алексеевна, 27.08.18 в 20:50 1 Ответить Пожаловаться
С удовольствием прочитала. Ирина Валентиновна, спасибо! Станислав молодец!
Медведева Татьяна Петровна, 02.09.18 в 13:53 0 Ответить Пожаловаться
Два года назад мой ученик работал над этой темой. Было интересно познакомиться с работой вашего ученика. Спасибо.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.