12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Долгобородова Лариса Анатольевна4112
Я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Стараюсь, чтобы они были творческими, активными и успешными.
Россия, Архангельская обл., Архангельск

Исследовательская работа

Тема: Тюлень в жизни северян

Автор: Зиновьев Мирон Олегович, ученик 4 класса

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

1.1.Тюлень как представитель фауны Севера

1.2. Тюлений промысел

1.3. Анализ словаря поморского языка «Поморьска говоря» И.И. Мосеева о тюленях и тюленьем промысле

ГЛАВА 2. РОЛЬ ТЮЛЕНЬЕГО ПРОМЫСЛА В ЖИЗНИ СЕВЕРЯН В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

2.1. Продовольственное положение в городе. Промысловые

экспедиции.

2.2. Установка памятника тюленю – спасителю

2.3. Анкетирование участников

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Введение

Я люблю гулять по набережной Архангельска и знакомиться с её достопримечательностями и памятниками. Среди других памятников, стоящих там, мне понравился памятник тюленю, и заинтересовали слова, написанные на нём: « О, сколько ты народа спас от голода и холода!». Я задался вопросом: что это за животное – тюлень, и в связи с чем автор памятника написал такие слова? Я захотел больше узнать о роли тюленя в жизни архангелогородцев в годы Великой Отечественной войны и выбрал тему для исследовательской работы «Тюлень в жизни северян».

Мы должны знать и изучать природу и историю родного края. Во время войны не только люди совершали подвиги, но и животные внесли свой вклад в победу над врагом. Несмотря на то, что мы живём в Архангельске, мы мало знаем о тюленях. Поэтому исследование роли тюленя в жизни северян актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

Цель работы: исследование роли исконно северного животного тюленя в жизни северян в годы Великой Отечественной войны.

Выдвигаю гипотезу: если я изучу литературу по данной теме, то узнаю больше о жизни тюленей и своими знаниями смогу поделиться с одноклассниками и друзьями.

Задачи:

познакомиться с литературой по теме;

изучить краеведческие источники;

определить на основе анкетирования сверстников распространённые сведения о тюлене;

поделиться информацией с учащимися школы, через реализацию проекта;

способствовать воспитанию чувства гордости за победу животных и нашего народа в Великой Отечественной войне.

Методы исследования:

поисковый – изучение научно-популярной литературы и электронных ресурсов;

исследовательский – изучение  материала о жизни тюленей; посещение краеведческого музея;

творческий – создание презентации и жизни тюленей, составление кроссвордов и игр.

Объект исследования: тюлень.

Предмет исследования: вклад тюленя в спасение жизни людей во время Великой Отечественной войны.

Новизна исследования: в рамках начальной школы данного учреждения подобное исследование проводится впервые.

Практическая значимость: этой работой я хотел показать, что можно много интересного узнать, занимаясь исследовательской деятельностью; рассказать на примере нашего исследования, что тюлень сыграл важную роль в жизни северян в годы войны. Результаты данного исследования могут быть использованы в качестве материала для классного часа, на уроках окружающего мира и во  внеклассной работе.

Глава 1.Теоретические аспекты

1.1. Тюлень как представитель фауны Севера

Тюленями называют представителей семейств ушастых тюленей (Otariidae) и настоящих тюленей (Phocidae). У обеих групп обе пары конечностей преобразованы в ласты, вооружённые когтями; задние ласты направлены назад. Ушастые тюлени, вероятно, произошли от примитивных медведеобразных, настоящие — по-видимому, от примитивных куньих. У настоящих тюленей нет ушных раковин; задние ласты служат для передвижения в воде. У ушастых тюленей для передвижения в воде служат передние конечности, а задние в воде служат рулями, а на суше подгибаются вперёд и поддерживают массивное тело.

Разнообразие тюленей сравнительно невелико, всего насчитывается около 20 видов.

Своё исследование я связываю с гренландскими тюленями, распространёнными у нас на севере.

Проживают гренландские тюлени в арктических водах, в Северном Ледовитом океане. Даже животные одного вида сильно отличаются по весу в разные времена года, поскольку накапливают сезонные запасы жира. Тело тюленей вытянутое и вальковатое одновременно, контуры туловища обтекаемые, шея короткая и толстая, голова сравнительно небольшая с уплощенной черепной коробкой. Конечности тюленей превратились в плоские ласты, причем кисти и ступни получили наибольшее развитие, а плечевой и бедренный пояс укоротились.

Тюлени на берегу неуклюжи и беспомощны: обычно они лежат недалеко от воды, время от времени ныряя в полынью за добычей. Тело тюленей покрыто жесткой, короткой шерстью, которая не затрудняет их передвижения в толще воды. В то же время мех тюленей очень густой и высоко ценится в меховом промысле. От холода тело тюленей защищает также толстый слой подкожного жира, который берет на себя основную терморегулирующую функцию. Самцы имеют характерную окраску, и их легко отличить от других видов тюленей. У них серебристо-серая шерсть, чёрная голова и чёрная подковообразная линия, тянущаяся от плеч по обоим бокам. У самок похожий узор, однако несколько бледнее и иногда распадающийся на пятна. Длина гренландских тюленей составляет от 170 до 180 см, а вес — от 120 до 140 кг. Внешний вид тюленей отчетливо указывает на их водный образ жизни. В то же время они не утратили полностью связи с сушей как китообразные. Под кожей у тюленя залегает толстый слой жира, защищающий тело от охлаждения.

В рацион гренландского тюленя входят рыбаракообразные, другие беспозвоночные. Охотясь на них, тюлени ныряют на глубину до 200 м. Гренландские тюлени отличные пловцы и могут преодолевать сотни километров вплавь. Тюлени способны прекрасно плавать и нырять на большую глубину и находиться под водой длительное время.

1.2. Тюлений промысел

Первые упоминания о добыче зверя относятся к IX-X веку, оформилась добыча морского зверя как промысел в XVII-XVIII веках. На севере России в связи с суровыми климатическими условиями промыслы были важным занятием крестьян. Наиболее древним и распространённым на Белом море был тюлений промысел. В XVII- XIX веках гренландский тюлень составлял основу морского зверобойного промысла на Европейском Севере. Главный промысел проходил в горле Белого моря. Для добычи тюленя поморы организовывали экспедиции (пути), получившие названия от мест промысла и времени их проведения. Добывали тюленей с судов и лодок, а так же в зимне-весенний период проводили береговой зверобойный промысел на Зимнем берегу Белого моря. (Приложение1). Промысел тюленя имел очень большое значение в 20-е годы XX века в экономике Архангельской губернии. Голод и разруха в стране сопровождались массовыми эпидемиологическими заболеваниями. Для борьбы с болезнями не хватало мыла. Для его изготовления стали использовать жир морских животных. Добытые тюлени служили также источником получения шкур, сала и мяса. Из шкур шили одежду, обувь, сало использовали в пищу и для освещения жилищ, а мясо шло на корм собакам и в качестве приманок при охоте на пушного зверя. Часть продукции шла на экспорт.

1.3. Анализ словаря поморского языка «Поморьска говоря» И.И. Мосеева о тюленях и тюленьем промысле

Мною был проанализирован словарь поморского языка И.И. Мосеева «ПомОрьска говОря», среди слов которого я нашёл слова, так или иначе связанные с темой данной исследовательской работы. Среди них я выделил 4 основных тем:

Продукты тюленьего промысла;

Быт и одежда промысловиков;

Погодные и географические условия на промысле;

Поморские суда и предметы лова.

Целью данного анализа является самому познакомиться с поморскими терминами, рассказать о них слушателю и использовать в дальнейшей исследовательской работе.

Изучив этот словарь, из большого количества слов я выбрал слова, связанные с темой моего исследования. Мне показались интересными слова, обозначающие детали морского промысла и использования его продуктов. (Приложение 2)

Знание поморского языка очень отличается от того, что я читал в научных изданиях. Думаю, знакомство с ним поможет мне в дальнейшем при написании более глубокой работы по этой теме.

Вывод. Заинтересовавшись этой темой, я просмотрел литературные источники и статьи из газет. Познакомился со стихами о тюленях, написанными детьми и для детей. Отмечаю, что всё, что я изложил о тюленях в теоретической части моей темы, подтверждается строками из этих стихотворений. (Приложение 3)

Глава 2. Роль тюленьего промысла в жизни северян в годы Великой Отечественной войны

2.1. Продовольственное положение в городе. Промысловые экспедиции.

Во времена Великой Отечественной войны в Архангельске суточная норма хлеба снижалась в некоторые месяцы до 125 грамм на человека (что соответствует минимальной норме в блокадном Ленинграде). Архангельск был вторым после Ленинграда городом в СССР по смертности от голода. За 1941—1944 годы в Архангельске от голода и болезней умерло 38 тысяч жителей.

Для улучшения продовольственного снабжения были организованы промысловые экспедиции с целью охоты на тюленя в Белом и Баренцевом морях.

Добытые мясо, жир и шкуры северных животных спасли от голодной смерти и холода тысячи нуждающихся людей не только в Архангельске и близлежащих местностях, но и в Ленинграде. Из Архангельска в Ленинград для ликвидации последствий блокады было отправлено более тысячи тонн пищевого и медицинского жира из тюленьего сала. Кроме того, тюлений жир использовался для смазки орудий на кораблях Северного флота.

Поэтому не без оснований считается, что это животное спасло жизни многих жителей Архангельска и Молотовска, страдавших от недоедания. Несмотря на то, что мясо тюленя не очень-то приятно на вкус.

Строки из газетных статей подтверждают, как северяне использовали тюленье сало и жир во время войны (Приложение 4).

2.2. Установка памятника тюленю – спасителю

Поставьте памятник

В напоминанье поколенью,

Не знавшему войны,

Поставьте памятник тюленю
На берегу Двины

Он этого достоин – верьте!

Когда к нам шли враги,

Он многих спас в тылу от смерти,

От пагубной цинги…

В.Жилкин, 1970

Памятник тюленю-спасителю было решено поставить почти сразу после окончания Великой Отечественной войны, но его сооружение задержалось на несколько десятилетий. В начале 2000-х годов инициаторами появления памятника выступили представители городской общественной организации «Дети, опалённые войной», основанной супругами С. Н. Лебедевым и Г. К. Лебедевой.

Памятник «Тюленю — спасителю жителей Архангельска и блокадного Ленинграда» установлен в Архангельске, на набережной Северной Двины. (Приложение 5). Автором стал скульптор и архитектор Игорь Скрипкин. Его открытие состоялось 6 мая 2010 года, в дни празднования 65 – летия Победы. Вес скульптуры тюленя составил 900 кг, а высота - около 1,5 метров. «Памятник находится на постаменте из бело-серого гранита, который в свою очередь установили на черном основании. Светлый постамент символизирует льдину, темное основание – холодные арктические воды. При установке в подножие памятника была заложена капсула с именами тех, кто способствовал воплощению в жизнь давней благородной идеи.

Школьники возложили к мемориалу игрушки и сладости, как знак поклонения животному, спасшему людей и приблизившему победу над фашизмом. Значимость установки памятника тюленю тоже подтверждают строки стихов архангельских авторов. (Приложение 6)

Кстати…Интересно, что в день открытия памятника тюленю-спасителю на льдинах вблизи набережной были замечены тюлени. Получается, что не только жители города, но и тюлени тепло отнеслись к установке памятника! Рыбаки и вертолетчики, работавшие в Белом море в день открытия памятника, рассказывали удивительную вещь: «Тюлени даже в такую погоду не сходили со льдин и ждали открытия памятника! Пять тюленей сидели на льдинах, на которых они иногда заплывают в Двину, смотрели в сторону, где открывали памятник. Позже тюлени уплыли в сторону Новой Земли и земли Франца-Иосифа».

На основании литературного материала делаю вывод, что дети неравнодушны к этому симпатичному зверю, его повадкам, а взрослые ценят и помнят его вклад в Победу и передают эти знания нам, детям.

2.3. Анкетирование участников

Мы попытались выяснить у учеников нашей школы и взрослых, что они знают о жизни тюленей и о их роли в жизни северян.

Анализируя данные таблицы, можно сразу сказать, что ни один респондент не ответил на все вопросы абсолютно правильно, однако при расчете среднего арифметического значения результаты превзошли наши ожидания, поскольку около 69 % школьников проявили широту познания в данной области. А у взрослых это значение оказалось 81%. (Приложение 7)

Хочется отметить, что на некоторые вопросы были получены только правильные ответы. Так, все опрошенные школьники отлично знают, что у тюленя густой мех и толстый слой жира, предохраняющий тело от переохлаждения. Среди опрашиваемых взрослых максимальные баллы получили также ответы на вопросы о толстом слое жира, развитом обонянии тюленей, районах тюленьего промысла, применении жира в смазывании орудий Северного флота и о времени установки памятника. Для многих школьников открытием стало то, что тюленьим салом и жиром снабжали не только жителей Архангельска. Не все взрослые едины в ответе на вопросы о густоте меха. Для большинства респондентов был интересен факт о присутствии тюленей на льдинах на набережной во время открытия памятника. Для многих это показалось вымыслом. Тем не менее, это так. Это подтверждают многие очевидцы. Из наблюдений архангелогородцев мы знаем, что каждый год весной тюлени появляются на акватории Северной Двины.

Заключение

Мною был проведен комплексный анализ как теоретической, так и практической стороны вопроса по теме исследования.

Изученные мною теоретические знания о видах тюленя, ареале обитания, особенностях образа жизни и питания и стадиях развития тюленей, роли тюленьего промысла в годы Великой Отечественной войны нашли отражение в результатах исследований.

Практические исследования подтвердили теорию и вместе с тем выявили степень владения школьников и взрослого населения знаниями о тюленях и их роли в годы войны.

Проанализировав результаты исследований, я делаю вывод, что мы недостаточно владеем информацией об этом исконно северном животном - тюлене, а имеющиеся сведения не всегда систематизированы и убедительны.

Вместе с тем я считаю, что это симпатичное животное заслуживает большего внимания и изучения всеми, кто любит природу и историю родного края.

Трудно переоценить роль тюленя в жизни северян. Отрадно отмечать, что живы те люди, свидетели военной поры, которые передают подрастающему поколению свои воспоминания о вкладе тюленьего промысла в Победу. И как здорово, что благодаря их усилиям в городе появился такой замечательный памятник, к которому с удовольствием и поклонением идут архангелогородцы и гости нашего города.

Работа над этой темой мне была интересна, я сделал для себя много открытий. Но я не хочу останавливаться на достигнутом. Я хочу в дальнейшем заняться изучением проблем, связанных с историей и современностью тюленьего промысла.

Лиература

1. Вехов Н.В. На промыслах Русского Севера

2. Карлтон Рэй Дж. Живой мир полярных районов. Гидрометеоиздат. Л.,1988;

3. Лебедева Г. К. Памятник тюленю // Поморская энциклопедия : в 5 т. / Администрация Арханг. обл. [и др.]; гл. ред. Н. П. Лаверов. — Т. 4. Культура Архангельского Севера. — Архангельск, 2012. — С. 403.;

4. Лебедева Г.К и Лебедев С.Н., «Как тюлени Архангельск спасли»Архангельск, изд-во « Свободная пресса»;

5. Лисниченко В.В. и Н.Б. Поморская мозаика. Архангельск ,2009.;

6. Мосеев И.И. « Поморьска оворя» Краткий словарь поморского языка, Архангельск , 2005

7. Фотографии http://www.alexandra-goryashko.net/kandalaksha_around/history/shabunin_vexov/5.jpg


 

Приложение № 1

 

Приложение 2

 


 

И. И. Мосеев

Краткий словарь поморского языка

« Поморьска говоря»

 

Анализ содержания словаря и выбор слов, связанных с тюленьим промыслом:

Тема

Слова из « Поморьской говори»

Стадии развития тюленя

БелЁк — только что народившийся тюленёнок (ср. хохлУша, плехАнка, серкА, утельгА, лысУн, тевЯк).

ГоловАнь большеголовый, физически недоразвитый тюлень, выросший в условиях бескормицы (ГоловАнь- небаскОй, худОй зверь),

ТевЯк гренландский тюлень (ТевякА замолИли да оснимАли); (см. молИть, оснимАть, лахтА).

Продукты тюленьего промысла

КатрА когтистая ласта морского зверя (тюленя, нерпы, моржа и т. д). 2). Чесалка для шерсти (КАт-рама шерссь цЁшут); (см. цАпфы).

КОлыши — куски нерпичьей шкуры (взятые с живота зверя), которыми подбивают охотничьи лыжи (см. кАлги, хУнды).

ПлавУха шкура морского зверя с ещё не счищенным слоем жировой клетчатки-шЕлеги, способная плавать на воде (см. хорОвина, шЕлега).

Быт и одежда промысловиков

БантЫ — завязки на промысловой одежде вместо пуговиц (ПрЕжэ не пУговици бЫли — бантЫ); (см. пЕстиги).

КАлги широкие берёзовые лыжи, подбитые снизу шкурой с живота тюленя или нерпы (По кол-тАцью на кАлгах бЕгали).

КотлЯна — объединение по временному договору нескольких артелей промышленников (ср. рОмша, скЕя);(ЛонИсьмыкотлЯнуслАдили).

ЛузАн — одежда охотников, накидка, надеваемая через голову, имеющая по большому карману на животе и на спине, на поясе застегивается пришитым по нижнему краю кожаным ремнем.

МАлиця одежда из шкуры оленя, надеваемая через голову шерстью внутрь, с капюшоном и рукавицами, пришитыми к рукавам (ПрЕжэ-то фее мезЕна в мАлицях да совикАх ходИли);(см. совИк).

МОршни промысловая обувь — то же, что и пОрушни (см).

ОплецЮха — цибАк-оплеУха, цибАка долгоУха — меховая поморская шапка-ушанка в виде круглого шлема с длинными до пояса ушами (ЦибАка у тАты со дОлгимаушАма); (см. цибАка).

Погодные и географические условия на промысле

ГИрло — поморское название горла Белого моря (Пап взвОденьвгИрло).

ГубА — морская бухта, залив.

ЗАгреб сезонный заход морского зверя (тюленя, нерпы) в Белое море (ПошОл на НикОлу-Зимнего

МАйна полынья, трещина во льду, прорубь (Во мАйну-то не свЕрзнись!).

ПоЯсина — длинная гряда льда, плавающего в море (ДОлга поЯсина — дак ко бЕрегу нЕкак подплЫть).

Поморские суда и предметы лова

ВЁсельшшик — гребец на промысловом судне (ВЁсельшши-ком на прОмысёл срЕдилссе).

КОкот — багор — (КОкот-от на дОлгой кАреньги с око-мЕльём).

КУтило гарпун с верёвкой для охоты на белУх и моржЕй.

Ляп палка с железным крюком для захватывания рыбы, туш зверя.

Приложение 3

Стихи о тюленях для детей

Тюлень лежит на льдине,
Как будто на перине.
Вставать он не торопится:
Жирок под шубкой копится.

Шумов Н.
 

Этот зверь легко ныряет -
Ловит рыбу под водой,
Он и в цирке выступает -
Крутит обруч головой;
Умный, быстрый, сильный, ловкий -
Я б хотел таким же быть,
И с такою же сноровкой
Под водою быстро плыть.
Вместо лап большие ласты,
Шерсть короткая блестит:
Кто ещё бы мог похвастать,
Что как маслом он облит?
Солнце в Арктике блистает
Без конца в полярный день,
А у лунки загорает
Симпатичнейший тюлень.
Володя Д.

Жил на острове тюлень.
Всё тюленю было лень.
Ползать лень и лень вставать,
Лень за рыбами нырять,
Лень барахтаться в водице,
Даже стало лень лениться.
Лень сердилась и сердилась
И однажды отлепилась,
Разобидевшись вовсю...
И тюлень стал просто ТЮ...
Керстен Т.

Черный, как на солнце тень,
Спит на льду большой тюлень,
От мороза не страдает –
Толстый жир его спасает.
Кодиненко Г.

Очень я люблю тюленя -
Нет приятнее зверька!
Не похож он на оленя,
На собаку, на хорька -
И все же он животное,
Но морское, водное.
Он из моря вылезает,
Он на берег выбирается -
Плюх на сушу животом.
Он не лапами шагает -
Он ползет и упирается
Ластами, хвостом.
Он медлительный на суше
И к тому же неуклюжий,
Но в воде он не такой -
Быстрый, ловкий, озорной.
Он ныряет в глубину,
Роет носом он волну,
Словно маленькая лодка
Или юркая селедка.
В теплой шубе меховой,
С круглой милой головой,
До чего же он хорош -
На котеночка похож!
Вот за что люблю тюленя -
Очень славный он зверек!
А детеныш у тюленя
Называется "белёк".
Соболева Н.


Тюленёнок лишь на суше

Мешковатый, неуклюжий.
Но зато в воде холодной
Он ловчей кого угодно!
Моничь А.
 

Растолстели не от лени
Толстокожие тюлени.
Знаю – жир тюленям нужен,
Чтоб бороться с лютой стужей.
Но по мне б, на самом деле,
Лучше б в шубы их одели.
Ах! Как было бы – красиво!
Красота – большая сила!
Гвоздев В.

Под водой мелькнула тень,
Показались ласты.
"Ты куда залез, тюлень,
Это же опасно!
Ты смотри не утони,
Вылезай на сушу,
Там ведь рыбы лишь одни,
Ты меня послушай".
Рассердился вдруг Тюлень,
Шевельнул усами:
"Где сидеть мне целый день -
Разберемся сами!".

Кнушевицкая Н.

В зоопарке спит тюлень,
Просыпаться ему лень.
Не привык ещё к неволе,
Вот и снится ему море.
Сердцу милые картины -
В море плавающие льдины,
В синей дымке берега,
Где сейчас лежат снега.
Цветкова Н.

Вызывает удивленье
Прилежание тюленье:
Целый день лежит тюлень,
И ему лежать не лень!
Жаль тюленье прилежанье-
Не пример для подражанья.
Борис Заходер

Приложение 4

Вот как вспоминают голодное военное время очевидцы.

В статье « Как тюлени Архангельск спасли» Галина Кузьминична Лебедева рассказывает корреспонденту:

—Тяжело было выжить в ту пору Архангельске?

— Очень тяжело, наши условия мало чем отличались от ленинградских. Я живу здесь с рождения и хорошо помню те годы. От голода и болезней умер каждый пятый. Хоронили без гробов, кто где умер, в очереди ли за хлебом, дома ли… За 1941−1944 годы в городе умерло 38 тысяч жителей. Из них половина пришлась на голодный и цинготный 1942-й. Перевозя тысячи тонн продовольствия, направленные на фронт ленд-лизовские грузы, Архангельск-то сам при этом голодал. Норма выдачи хлеба не превышала минимальную норму в блокадном Ленинграде — 125 граммов. Летом 1942 года большая группа архангельских старшеклассников отправилась на Новую Землю. Там, на островных скалах, они заготовляли яйца и тушки кайры для голодавшего Архангельска. Взрослые добывали тюленя. Весной 1943 года добытые в промысловых экспедициях мясо и сало тюленя сразу же направлялись голодающим жителям Архангельска, Молотовска и в другие населенные пункты области. Они нас и спасли. Помню, как мама достала противень с куском запеченного черного тюленьего мяса. А вокруг плавал жир. Пахло все это довольно противно. Но мама посмотрела на меня так, что я все поняла. Жить-то надо! И мы это ели.

И мы отдаем должное своему спасителю от голодной смерти, защитнику Отечества — Тюленю!

Мы считаем, что установка памятника Тюленю на набережной Северной Двины приблизит нас к тому дню, когда Архангельску присвоено звание города воинской славы.

 — Вы со Славой Николаевичем и с другими «детьми, опаленными войной» часто рассказываете об этом на встречах с молодежью.

— Нелегко рассказывать об этом, конечно. Но зато как слушают дети, как загораются их глаза! Мы провели 600 патриотических бесед и уроков мужества в библиотеках, школах детских домах, в исправительных детских учреждениях, да где только мы не были. Для нас это главное — чтобы как можно больше нынешних детей знали о тех детях, детях войны. Как помните, писал когда-то Роберт Рождественский, «и пусть мы маленькие были очень, мы тоже победили в той войне».

— Это памятник не только тюленю, это памятник нашим матерям, девчонкам, которые добывали на лодках-ледянках морского зверя, — сказал председатель рыболовецкого колхоза «Белое море» Михаил Широкий.

Приложение № 5

Приложение 6

Стихи об установке памятника

Пережить военные невзгоды
Жителям помог тюлений жир.
Он, тюлень, стал символом свободы.
Приближая долгожданный мир!

Он, тюлень, стал символом надежды
Для детей, ослабленных войной,
Для людей, ковавших День Победы
В городе, куда спешил конвой!

Эти дети и поныне живы,
Их осталось мало, но они
Помнят привкус слез, и привкус жира,
И в ночи фугасные огни.

Эхом отдается поколениям
Память, облаченная в гранит.
Памятник спасителю-тюленю 
В городе Архангельске стоит!

Ж. Беликова, г. Архангельск


 

****

Вот однажды в день осенний
Я по берегу гулял
И заметил: у Тюленя
Седовласый дед стоял.

Нежно гладил ласт тюленя,
Что-то ласково шептал,
А потом вдруг на колени
Перед памятником встал.

Подбежал я к деду: «Что Вы?
Вам не плохо? Вам помочь?»
На меня глаза он поднял:
- Помоги мне – я не прочь!

Протянул я руку деду,
Он с кряхтеньем поднялся́:
- Я, сынок, с тюленем этим
Дважды в жизни родился́!

 

- Как же так? – спросил я деда.
- Расскажу, коль не спешишь.
Нет. Так слушай… - и поведал
До конца свою мне жизнь.

«Родился́ я в тридцать пятом,
И в семье я пятым был.
Но о времени проклятом
Помню всё – я не забыл!

Не забыл я ни бомбёжек,
Ни разрухи, ни людей,
Брата своего Серёжку…
Ну, а что всего страшней?

Это голод, жуткий голод:
Кушать хочется до слёз,
Только нечего… И холод,
Жгучий ветер и мороз.

Знаешь, мы о чём мечтали?
Что желали мы, сынок?
Чтобы маме на работе
Дали хлебушка кусок.
Мы в очередях стояли
Долгими часами там,
А всего лишь получали
Хлебушка по триста грамм.

Очень тяжело нам было:
Мать иссохла, я опух,
Брат Сергей сошёл в могилу…
В городе разнёсся слух,


Что на море бьют тюленей,
Скоро в город привезут
Много мяса; что тюлени
Нас от голода спасут.


Мать взяла меня на руки:
Я уже не мог ходить.
- Потерпи, мой милый мальчик,
Скоро с мясом будем жить!

Через день она приносит
Белый маленький брикет.
- Вот, сынок, тебе тюлени
Шлют свой пламенный привет.

Это был кусочек жира.
Если бы ты только знал:
Ничего противней в мире
Я, дружок мой, не едал!

Но, однако ж, что поделать?
Надо есть, коль хочешь жить!
Ох! Как животы болели!
Всю-то зиму, стало быть,

Мы питались жиром этим;
Снова начал я ходить.
Дотянули до Победы –
Как такое позабыть?

Если б не было тюленя,
Не сидели б мы с тобой,
Не было б меня на свете,
Мой мальчишка дорогой!

Ну, беги домой и помни
Мой бесхитростный рассказ,
Как тюлень обыкновенный
Город наш от смерти спас».

Не забыл рассказ я деда,
Тот рассказ без красоты,
И тюленю в День Победы
Возложить пришёл цветы

Приложение 7

Социологический опрос « Правда ли…»

Вопрос

Правильный ответ

Школьники-15 чел.

ответы

Взрослые-15 чел.

ответы

Правильно

Неправильно

Правильно

Неправильно

Чел

%

Чел.

%

Чел

%

Чел.

%

1.В Белом море обитает гренландский вид тюленя

Да

9

60

6

40

11

73

4

27

2.Мех тюленя очень густой

Да

15

100

0

0

8

53

7

47

3.Толстый слой жира защищает тело от переохлаждения

Да

15

100

0

0

15

100

0

0

4. Памятник тюленям установлен сразу после Великой Отечественной войны

Нет

10

67

5

33

11

74

4

26

5. Инициатива установки памятника тюленю принадлежит общественной организации « Дети, опалённые войной»

Да

10

67

5

33

14

93

1

7

6.Автор памятника архитектор

И. Скрипкин

Да

10

67

5

33

13

87

2

13

7.Тюленьим жиром и салом снабжали только жителей Архангельска

Нет

3

20

12

80

11

73

4

27

8. Тюлений жир и сало очень вкусные и ароматные

Нет

13

87

2

13

11

73

4

27

9.Тюленьим жиром и салом смазывали орудия на кораблях Северного флота

Да

9

60

6

40

15

100

0

0

10. Промысел тюленя во время войны был на Белом и Баренцевом морях

Да

12

80

3

20

15

100

0

0

11.Памятник установлен к 65-летию Победы

Да

12

80

3

20

15

100

0

0

12. Во время установки памятника тюлени сидели на льдинах в районе набережной

Да

7

47

8

53

7

47

8

53

Итого человек

 

10

 

5

 

11

 

4

 

Итого %

   

69

 

31

 

81

 

19


 

Анализируя данные таблицы, можно сразу сказать, что ни один респондент не ответил на все вопросы абсолютно правильно, однако при расчете среднего арифметического значения результаты превзошли наши ожидания, поскольку около 69 % школьников проявили широту познания в данной области. А у взрослых это значение оказалось 81%.


 


 

Опубликовано в группе «Исследовательская деятельность учащихся»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Евгений Алексеевич, 26.01.18 в 22:54 1Ответить Пожаловаться
Спасибо Вам за Вашу работу
Долгобородова Лариса Анатольевна, 27.01.18 в 11:43 1Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич, благодарю Вас за внимание к нашей работе. Спасибо!
Сингаевская Наталья Валерьевна, 22.02.18 в 02:05 0Ответить Пожаловаться
Отличная работа! Очень интересная, актуальная, содержательная. Спасибо Вам большое, Лариса Анатольевна. Очень люблю этих животных. С сыном тоже занимаемся изучением Ларги - пятнистых тюленей в Приморском крае. Ещё раз огромное спасибо за ваш труд!
Долгобородова Лариса Анатольевна, 22.02.18 в 18:57 0Ответить Пожаловаться
Наталья Валерьевна, благодарю за такой чудесный отзыв! Спасибо Вам за высокую оценку нашего труда.
Надежда, 10.04.18 в 16:23 0Ответить Пожаловаться
Очень хорошая работа!
Долгобородова Лариса Анатольевна, 10.04.18 в 19:15 0Ответить Пожаловаться
Надежда, благодарю за внимание к работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.