Автор публикации: А. Новикова, ученица 11 класса
Как часто вы мечтаете? Думаю, что постоянно. Мы мечтаем о том, как реализовать себя, получить новые знания или попутешествовать за границей. Радуемся каждому дню, не задумываясь о том, что в любую минуту нас может не стать.
У них тоже были мечты. Но чаще всего права на нее просто не было. Голодное военное время, всепоглощающая нищета и разруха. Дети войны не имели дорогих игрушек или сто тысяч конфет на выбор, не знали технологий и разнообразия в одежде. Жили, как могли. Ели, что смогли вырастить или на что хватало денег. Несмотря на это, каждый из них сказал мне, что детство было замечательным и настоящим, без баловства и излишеств. Они выросли людьми, которые до сих пор едят не более ста грамм хлеба в день, потому что знают ему цену.
Ветеранов, и тех, кто жил в тылу и оккупации с каждым годом становится все меньше и меньше. Я сделала фотопроект о том поколении, об их жизни и, главное, их не воплотившихся мечтах. О мечтах, которые отняла война.
Эта идея показалась мне новой, нестандартной и предельно позитивной! Проект не совсем о войне. Подарить пожилым людям удовольствие, предложить сыграть им в игру, как в детстве, дать им возможность хотя бы на миг овладеть своей мечтой – вот цель фотопроекта «Мечте все возрасты покорны». Мои герои с довольной ребячьей улыбкой фотографировались в том образе, в котором они так желали оказаться.
Такие они и получились – молодые в душе и озорные. И у каждого своя история.
Александр Павлович Суханов, ветеран войны, сержант.
Год рождения – 1925.
В 17 лет пошел на фронт призывником. Распределился в инженерно–саперные войска. Освобождал оккупированные территории Латвии и Литвы. Отряд Александра Павловича строил командные пункты, минировал стратегические объекты, участвовал в уничтожении дзотов, дотов и пулеметных гнезд противника. «Убивать приходилось много, очень много», – вздыхает ветеран.
После войны сержанта Суханова отправили на Дальний Восток, благо там он не участвовал в вооруженных военных действиях, а просто служил. В 1951 году его демобилизовали домой в Гаврилов–Ям, где он живет и сейчас.
«Все наши солдаты знали, за что мы воевали, – за Родину, за Сталина. – Говорит Александр Павлович. – Всегда хотел побывать в открытом море, а наяву получилось только пройтись по Амуру на самодельном плоту».
Екатерина Алексеевна Горбунова, труженица тыла, ребенок войны.
Год рождения – 1928.
С самого детства начала работать в колхозе, так всю жизнь там и проработала. «И работаю до сих пор», – говорит она.
Война застала Екатерину Алексеевну в 13 лет. Она работала 12 часов, как взрослая, чтобы хоть как-то прокормить свою семью и не умереть с голоду.
«Жизнь была тяжелая, не забалуешь. Мы трудились так, что сейчас, можем сказать, прожили эту жизнь не зря. Я молю Бога, чтобы не было войны, ни у кого и никогда», – со слезами говорит Екатерина Алексеевна.
По ее словам, всегда хотела помогать детям бороться с зубной болью, показывать им, что это не так уж и страшно. «Я была бы хорошим врачом».
Галина Тимофеевна Федоренко, ребенок войны.
Год рождения – 1939.
Самое страшное воспоминания из детства – бомбежка. Ярославль часто бомбили, приходилось каждый раз искать новое убежище.
После войны Галине Тимофеевне тоже жилось не сладко. Особенно запомнился голодный 1947 год. Для того чтобы выжить, мама заставляла есть рыбий жир, копать мороженую картошку, от которой потом тошнило, собирать в ладошку все крошки хлеба со стола и лепить из них комок «на завтрак». От нищеты пришлось рано пойти работать.
«Лучшее время моей жизни – прямо сейчас. Сейчас я – счастливая бабушка и прабабушка, у меня еда в изобилии, а в том году я попробовала себя в новой роли, только не в цирке, как мечталось, а на съемочной площадке настоящего сериала». Да, киношники позвали ее сняться в массовке фильма «Больше жизни (Мама Лора)». Сыграла одну из бабушек–сплетниц на лавочке.
«Война украла мое детство, а потом и юность, – говорит Галина Тимофеевна, – но я ни о чем не жалею, это была определенная школа жизни».
Роза Петровна Тевезина, ребенок войны.
Год рождения – 1938.
Семья Тевезиных в годы войны, как и все остальные, жила в страхе и в ужасе. Отец ушел на фронт, а без него маме «стало совсем трудно», поэтому Роза с сестрами делала основную работу по дому. Собственного скота у них не было – все забрали в колхоз.
Роза Петровна росла в то время, когда вокруг люди умирали от голода, ходили десятками лет в одной и той же одежде, замерзали суровыми зимами в собственном доме и в целом крайне бедно жили. Это повлияло на ее мироощущение и характер.
В те далекие детские годы у Розы появилась тяга к творчеству, она начала рисовать. Ни у кого не учась, сама, графитным карандашиком на обрывке листка. Эта мечта так и оказалась для нее неосуществимой: профессия художника считалась в деревне несерьезной и даже глупой, учиться было негде и надо было работать, чтобы помогать семье. Так Роза Петровна навсегда закопала свое желание научиться рисовать.
«Человек не поймет другого, пока сам не встанет на его место, – поделилась мудростью Роза Петровна. – Никто не сможет в полной мере уяснить то, что не пережил. Не желаю никому встать на наше место».
Людмила Дмитриевна Белова, ребенок блокадного Ленинграда.
Год рождения – 1936.
Самый страшный день во время войны – ей и ее сестре–инвалиду сообщают, что у них умерла мама. От голода. Мама во время войны работала на заводе, в самом трудном из цехов – литейном. Рабочие ежедневно падали прямо за станками в голодные обмороки, в лучшем случае их отправляли в столовую «кормиться» жидким супчиком, а в худшем – переводили в цех с более легкой нагрузкой. Вот и их мама упала.
Девочек в беде не оставили: дали им путевку в специальный детский лагерь, иначе бы замерзли и умерли с голоду. Осиротевшие они никак не могли справиться с утратой, тосковали по матери и не могли смириться с происходящим. А когда вернулись, увидели ждущую дома мать, которая не умерла, как говорили, а выжила ради своих дочерей.
«Слова мамы в тот день я не забуду никогда: «Не накидывайся на еду, даже если сильно голоден. Вспомни, что кроме себя есть еще твои близкие люди, которые тоже хотят есть, – отдай ее им».
Маргарита Павловна Виноградова, ребенок войны
Год рождения – 1937.
Маргарита Павловна плохо помнит своё довоенное детство. И даже возможно, она родилась в 1939 или даже в 1940 году, сказать теперь трудно, мать не знала четырехзначные числа, а документы сгорели.
Вот голода маленькая Рита почти не знала, потому что была самой младшей из детей, а им, как правило, доставались самые лучшие кусочки. Но радости все равно не хватало. Одна отрада – кино.
Яркое воспоминание относится к концу войны – она увидела израненного измученного мужчину, вернувшегося с передовой: «Он еле стоял на ногах, но не передать его выражение лица, когда он понял, что пришел домой».
Минутка мудрости от Маргариты Павловны: «Взрослый ты или ребенок, какая разница. Главное, какой возраст у тебя в голове».
Леонид Николаевич Кузьмичев, ветеран войны.
Год рождения – 1926.
В 1943 году в возрасте 17 лет Леонида Николаевича отправили служить на 2–ой Украинский фронт. После выписки из госпиталя (был контужен) в 45–м перевели воевать в Японию. «Помню, как захватили мы в одну ночь около 1500 японцев, они совсем не ожидали такой силы от русского солдата».
В Японии, кстати, удалось наесться вдоволь. «Нам не жалели риса и рыбы. Хорошенько откормились тогда и жизнь почувствовали».
Война с Японией длилась всего 40 дней, а в общей сложности рядовой Кузьмичев служил 2 года. О войне вспоминает сдержано. «Мы видели летающие ноги и руки в воздухе от взрывов, поэтому нас уже теперь ничто не сможет удивить».
Леонид Николаевич с детства видел мужчин в военной форме, погоны со звездами, он всегда хотел «быть за Сталина», а самое главное – «за Родину».
Мария Павловна Усанова, ребенок войны.
Год рождения – 1932.
«О начале войны мы узнали не сразу, – вспоминает Мария Павловна, – радиоприемника у нас не было. Мы сначала очень этому было обрадовались – в школу ходить не надо. Но спустя время поняли, что это за война такая и как она угрожает нам».
Школа на этом и закончилась. Юная Мария проучилась всего 4 класса, как и многие дети того времени, потому что пошла работать в колхоз.
Она очень любила танцевать на школьных праздниках, в кружке хореографии, грезила о сцене, может и небольшой, но родной. «Однако у войны оказались свои планы, и ничего с этим уже не сделаешь», – закончила Мария Павловна разговор.
Елена Алексеевна Савенкова, труженица тыла.
Год рождения – 1926.
Когда началась война, она дружила с одним юношей, имени которого уже не помнит. Его убило в самый первый месяц. Так смертью близкого человека началась для нее эта страшная трагедия страны.
Семья у Савенковых была большая, а есть было нечего. «Всю войну я прошла хорошо, работать я любила, все свое время проводила в колхозе. Домой приходила только ночевать», – вспоминает Елена Алексеевна.
Ей всегда хотелось выступать в театре, потому что в детстве все вокруг пели песни и читали стихи. Именно это для нее и значило – «театр». Елена Алексеевна до сих пор очень артистична. Свой нераскрывшийся до конца талант дарит жителям поселка. Своей «песней жизни» называет «Когда б имел златые горы». Много поет и всегда с особой любовью и теплотой.
Медведева Татьяна Петровна
Бобровницкая Виктория
Медведева Татьяна Петровна
Рагулина Любовь Давыдовна
Бобровницкая Виктория
Хохлова Нина Борисовна
Бобровницкая Виктория
Шарандина Валентина Владимировна
Бобровницкая Виктория
Почебыт Татьяна Евгеньевна
Бобровницкая Виктория