12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Евгений Алексеевич17244
Учитель биологии и географии, сейчас занимаюсь репетиторством уже с внуками своих учеников. Создал интеллектуальный клуб "Эрудит" для ветеранов. Пишу игры для клуба и провожу их. Игры можно использовать в работе со школьниками и взрослыми
Россия, Ивановская обл., Тейково
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»

Мастер – класс «Игре все возрасты покорны…»



Автор

Стручков Евгений Алексеевич

Ресурс

Мастер-класс

Название

«Игре все возрасты покорны…»

Цель мастер-класса:


Доказать, что игровые технологии универсальны и применимы для любого возраста

Задачи:


Показать возможности применения игр в любом возрасте, используя личный опыт работы.

Предложить вариант реализации интеллектуальных игр в виде комплекса конкурсов

Способствовать более широкому распространению игр в учебно-воспитательном процессе в школе

Выяснить особенности создания образовательного пространства для взрослых

Оборудование:


Компьютер, проектор, экран, презентация, бумага, ручки, листы с распечаткой конкурсов, лист с ответами, учётный лист.


Деятельность педагога

Подготовка конкурсов, презентации, распечатка листов для участников, формирование команд, проверка правильности выполнения задания.


План мастер-класса:


Предисловие: размышление ветерана

1. И снова о современном уроке

2. Характеристика этапов мастер-класса

2.1. Содержание конкурса капитанов

2.2. Конкурсы «Подсказка» и «Кроссворд»

2.3. «Акула и Дельфин»

2.4. «Биоаукцион»

3. Планы на будущее

Приложение

Ожидаемый результат

Знакомство с методикой проведения данного типа интеллектуальных игр

Повышение интереса к игровым технологиям для развития познавательного интереса школьников

Создание возможностей для организации образовательного пространства для взрослых, для их общения и отдыха

Источники

Даны в приложении





                                         Предисловие: размышления ветерана

           В который раз перечитываю статью абсолютного победителя конкурса «Учитель года России – 2016». Очень интересны размышления о том, какой же урок считать современным, какие методы применяют работающие учителя, чтобы доказать (а чаще всего не себе!!!), что их уроки действительно современны. После 40 с лишним лет работы в школе учителем, директором иногда прихожу к выводу, что моё время ушло. Пора заниматься садом и огородом, своими внуками, путешествовать по просторам своей великой Родины…

          Но нет! Вдруг приходит понимание, что мой опыт не устарел и удачно вписывается в современность. А мои методы под чисто русскими названиями всё же нормально воспринимаются и учениками на репетиторстве, и моими взрослыми учениками – ветеранами разных профессий в организованном мной интеллектуальном клубе «Эрудит». Речь пойдёт об интеллектуальных играх.

        На своём личном опыте убедился, что игре все возрасты покорны. Работая в детском саду экологом, проводил игры для детей подготовительной группы и их родителей,разработал систему игр для расширения экологических знаний воспитателей. Трудно было мне и воспитателям начинать первую игру, потом пришёл интерес, желание узнать новое, показать свои знания в игре.

        Уже на заслуженном отдыхе по заказу учителей писал игры для уроков в начальной школе.Ещё в школе накопил материал на три книги. И если первая предназначалась для уроков по окружающему миру, то две последние содержали материал для уроков обобщения по всем темам школьного курса «Биология». Сейчас пишу игры для своего клуба «Эрудит», где вместе с ветеранами учимся, растём, повышая свой запас знаний. Последнее заседание по теме «Спасибо, осень, за твои дары» показало, что надо повышать уровень сложности заданий для своих подросших учеников…

                                              И снова о современном уроке…

        Работа учеников в группах – один из атрибутов современного урока. С этим можно и соглашаться, и не соглашаться. Но игровая деятельность на уроках обобщения и повторения – это действительно современно, в соответствии с ФГОСами и УУД. К этим урокам я никогда не давал заданий, это было понятно ученикам. Ведь на таком уроке нужны старые знания. И их нужно было не просто воспроизвести, но и умело применить в новых игровых условиях. Я всегда мечтал сделать так, чтобы проверка знаний приобретала обучающий характер, способствовала развитию познавательного интереса как двигателя познавательного прогресса ученика.

       При постоянстве пяти конкурсов менялось их содержание. Это важно для развития познавательного ориентировочного рефлекса на новизну, ведь природа и человек не терпят унылого однообразия ( от формулировки целей и задач до рефлексии на каждом современном уроке по разным предметам в один день!!!)

                                             И начинался поиск…

       2.Конкурсы каждой игры заранее известны. Их пять: конкурс капитанов, «Подсказка», «Кроссворд», « Акула и добрый Дельфин», «Биоаукцион». Сначала определяю тему игры. Игры пишу не только для уроков, но и для классных часов, для внеклассной работы. В этом можно убедиться, посмотрев мои публикации на сайте. Есть игры по временам года, по символам китайского гороскопа. Сложился новый образовательный проект «По Ивановскому меридиану» из цикла игр, с которыми мы можем путешествовать от Северного полюса до Южного через все природные зоны, моря и материки.

       2.1.Первый конкурс – конкурс капитанов. Чаще всего его название – «Верите ли вы, что…» по теме «И это всё о нём». В дарах осени – о картофеле, в игре к году Тигра – о тигре, по Арктике – о белом медведе. Составляю 15 вопросов, использую чаще всего не противоречивые данные интернета, а надёжные научные источники. Это утверждения для игры к году Тигра


1.Тигры растут всю жизнь

2.Чем севернее живут тигры, тем они крупнее

3.Встретив леопарда, тигр загрызёт его и съест

4.На юге тигры охотятся на взрослых слонов и носорогов (нет)

5.Основной враг тигра – человек

6.Тигры легко переносят длительную голодовку за счёт накопленного жира (5 см)

7.Тигр не любит собак и волков

8.Тигры, как и львы, живут группами (нет, у них одиночный образ жизни)

9.Тигр хоть и кошка, но отлично плавает

10.Разозлённые тигры рычат

11.С помощью рычания тигры общаются

12.Тигры в темноте видят в 6 раз лучше, чем человек

13.Шипение и фырканье – это признаки скорой атаки

14.Тигры – это кошки, нападающие на человека сзади

15.Гибрид льва и тигрицы – огромный лигр, а гибрид тигра и львицы – небольшой тигролев



2.2. Второй конкурс «Подсказка»

        Здесь 5 заданий, в каждом задании 3 подсказки для правильного ответа. На последней игре по осени это были вопросы по злаковым растениям. Участники игры знают, как надо работать с заданиями. (В ссылках можно посмотреть методику работы в каждом конкурсе). По ходу игры в ячейки команд банкир вкладывает заработанные командой «умники». Вот пример данного конкурса для учеников начальной школы

1.Это всем известное овощное растение, которое используется для приготовления различных блюд. Правда, кто-то его в этих блюдах очень не любит.

2.Сахаров в этом овоще больше, чем других полезных веществ, но при этом вкус его острый.

3.Слезами обливается тот, кто его чистит

                                                              ( лук)

1. Зеленые плоды этого вкусного огородного растения мы покупаем в банках.

2.Известно, что однажды в океане затонуло судно. Виновник происшествия – семена овощного растения, набухшие от воды, проникшей через небольшую трещину. Набухшие семена просто разорвали корабль.

3.Раньше семена этого растения использовали при наказании детей

                                                            ( горох)

1.Это растение до появления в России картофеля считалось вторым хлебом и спасало крестьян от голода при неурожае зерновых культур, при любой погоде оно давало хороший урожай.

2.Приготовить его довольно просто - его можно парить, отварить или съесть просто сырым, поэтому и возникло известное выражение «Проще ……..»

3.Это растение – герой одной известной сказки, знакомой вам с детства

                                                           ( репа)

1.Это растение – родственник нашего гороха. Растет не у нас, но его все пробовали, пробовали как отдельный продукт или как добавку для придания вкуса.

2.Как только цветок отцветает, цветоножка с будущим плодом забирается в землю и там развивается. Отсюда и одно из названий этого ореха

3. Но у него есть и более известное вам название

                                                          ( земляной орех, или арахис)

1.Это растение – родная сестра гороха и одного с ним семейства бобовых. Название этого растения носит и одна из наших птиц, которая в своей песне всегда спрашивает: «Ты Витю видел?»

2.Семена этого растения похожи на мелкие таблетки черного или других цветов

3.Это растение было пищей бедняков, потому что стоило недорого.

                                                           ( чечевица)

          Потом наступает время тихой работы команд по разгадыванию кроссворда. Здесь нужно отгадать ключевое слово, ответив на вопросы. Ключевое слово – это незнакомое определение биологической науки или ранее неизвестный живой организм. На игре по червям и моллюскам ключевое слово – малакология – наука о моллюсках, по бактериям и грибам- биотехнология, отрасль производства необходимых человеку продуктов с помощью этих организмов.Вот пример кроссворда из урока обобщения по теме «Австралия» в курсе «География»

                               Конкурс «Кроссворд «Что едят в Австралии»








1









2


















3













4













5

















6















7









8

















9












1.Этих животных в 5 раз больше, чем людей (овцы)

2.Местные жители (аборигены)

3.Он самый населенный (Сидней)

4.Гриб, из которого получают национальную пищу (дрожжи)

5.Плоды этого растения экспортируют из Австралии (пшеница)

6.Насекомые, без которых клевер в Австралии не давал семян (шмели)

7.Одно из национальных бедствий Австралии, результат неразумной акклиматизации ( жаба –ага)

8.Государственный язык (английский)

9.Дерево со своеобразным по форме стволом (бутылочное)

            Ответив на вопросы кроссворда, вы узнаете то, едят австралийцы, намазывая                                         тонким слоем на хлеб   - ВЕДЖИМАЙТ                                             

       2.3. Физкультминутку на играх заменяет конкурс «Акула». Для тех, кто впервые знакомится с моими играми, сообщаю, что в ходе этого конкурса команды из 16 вопросов , не зная их содержание, выбирают один. Но за цифрой или числом бывает или вопрос команде, или акула, которая проглатывает у команды один умник из ячейки. Этот конкурс проходит быстро и весело, с всплесками положительных эмоций. Конечно, терять умники не совсем приятно, но это игра!!! Работая с ветеранами, решил внести изменения.Так появился добрый Дельфин, который дарил команде целых 5 умников!!! Теперь конкурс называется «Акула и добрый Дельфин». На игре «Пришла весна в мои края» этот конкурс был по теме «Жуки», на игре к женскому дню – «Что в имени тебе моём…».Оказывается, что Матрёна – это почётная дама, мать семьи, матушка. Имя это латинского происхождения.


    2.4. «Биоаукцион» Самый напряженный и интересный конкурс – «Биоаукцион». Здесь можно и победить, и проиграть. Команды покупают вопрос за умники, зная только, о чём он. И только потом звучит сам вопрос. В игре по году Тигра биоаукцион проходил по теме «Кошки на гербах городов и стран», к уроку обобщения по теме «Размножение» в 10 классе все вопросы были о том, что «два в одном». Естественно, что содержание было разным: у инфузорий два ядра в клетке, у гермафродитов – и мужские, и женские половые железы.Предлагаемый материал биоаукциона ипользован на заключительном уроке обощения по курсу»Человек и его здоровье»

           Конкурс-биоаукцион «Нобелевские лауреаты по физиологии и медицине»



Вопрос о первом русском лауреате Нобелевской премии

       Это был очень умелый хирург и ученый-экспериментатор. За счет созданного и разработанного им метода можно было получать чистый пищеварительный сок на протяжении всего желудочно-кишечного тракта от ротовой полости до толстого кишечника. При этом никаких эрозий ( повреждений) у животных не было за счет умело проведенных операций. Так кто же этот талантливый и известный всему миру ученый?

                                                                ( Павлов И.П)

Вопрос о двух ученых, споривших об одном и том же явлении целых 15 лет

       Один из них утверждал, что в организме существует такой способ защиты от инфекций, другой проверял его доводы и предлагал другую теорию.15 лет споров, взаимных опровержений и уточнений привели к высшему признанию заслуг ученых – Нобелевской премии. Мечников и Эрлих создали клеточную и гуморальную теории защиты организма. А как одним словом вы можете назвать эту защиту?

                                                              ( иммунитет)

Вопрос об ученых, победивших неизлечимую болезнь

        Средство от этой болезни искали много веков, а обнаружили лишь в 1922 году. Это было открытие тысячелетия. Из поджелудочной железы животных удалось выделить вещество, крайне необходимое для лечения больных, страдающих заболеванием, которое называли «сладкой смертью». Выделенное вещество спасло жизнь 14 летнему подростку. За победу над неизлечимой болезнью в 1923 году Фредерик Бантинг и Джон Маклеод были удостоены Нобелевской премии. Как называется эта болезнь?

                                                             ( сахарный диабет)

Вопрос о том, за что человечество благодарно Карлу Ландштейнеру

        Чтоб спасти жизнь погибающему человеку, это пытались делать очень давно. Но чаще всего результаты были плачевными и люди после этой процедуры погибали.. Ландштейнеру удалось выяснить причины гибели. Это связано с различиями в белковом составе различных групп людей. В определенном сочетании эти вещества помогали человеку , он выживал. Другие сочетания приводили к необратимым последствиям в кровеносной системе и к смерти. У каждого из нас может быть только одно из 4 возможных сочетаний. Так как же называются эти сочетания, открытые Ландштейнером?

                                                            ( группы крови)

Вопрос об открытии, ставшим началом новой эры в истории медицины

        Бактерии есть везде. Они появляются там, где они не нужны, вызывая болезни и гибель людей. Но оказывается в природе издавна существовали организмы, которые вели с бактериями химическую войну. В окружающую среду они выделяли вещество, убивающее бактерий. Человеком, обратившем на эти бесценные качества этих организмов, стал Александр Флеминг. Но ему не удавалось получить в чистом виде устойчивую форму этих организмов. Помогли ему Хоурд Флори и Эрнст Чейн. В 1945 году эти ученые получили Нобелевскую премию за открытие вещества, убивающего бактерий. Как называлось это вещество или группа веществ с подобным действием?

                                                          ( пенициллин из группы антибиотиков)


       Самое важное на первом этапе подготовки – определить темы каждого конкурса. Затем идёт поиск материала. Его нужно переработать и сформулировать задания так, чтобы они были доступны и интересны. Не беда, что иногда команды не находили правильного ответа. Но всё равно был поиск, работа коллективной мысли.

       Ещё важна и наглядность. Поэтому приходится делать презентацию, скачивать картинки, искать походящий шаблон, фон, фигурки… Но цель оправдывает потраченное время. Я уже писал о восторженных отзывах учеников в публикации «Игра и профиль совместимы?». Сегодня же хочу показать слова уважаемой Татьяны Петровны Медведевой. После публикации фотоотчёта о последней игре «Эрудита» она написала: «В последнее время слышу: "Что за жизнь?" Да вот она жизнь: позитивная, кипучая, творческая, эмоциональная, затейливая. Спасибо за пример "жизни". Вы большие молодцы!»

                                                     3. Планы на будущее

       Долго думал над участием в очередном конкурсе. Времени катастрофически не хватает. Репетиторство, подготовка к выступлению для молодых учителей по подготовке урока, в «Эрудите» после нашего Дня пионерии на природе снова возникла потребность общения с природой. Для меня это не пикник... Поэтому появилась идея создания экологической тропы «Лесными тропами». Это будет познавтельно-игровой маршрут, где участники выполнят практические задания для пополнения своих знаний помимо моего рассказа. А ещё будут сюрпризы с появлением Бабы Яги, Лешего, Красной шапочки с пирогами… А потом картошка и чай с костра…

       Подготовка подобных игр и прочих интересных дел требует много времени. Но это время даёт результаты. Хотелось бы найти единомышленников и последователей, которые бы продолжили начатое мной дело. Ведь такие игры можно создать и по другим предметам. Важно только захотеть, а время найдётся.

Приложение 1. Источники

Ссылки на методику проведения игр в начальной и средней школах

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/intellektualnie_igri_kak_odno_iz_sredstv_razvitiya_145344.html

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/intellektualnie_igri_kak_sredstvo_formirovaniya_un_164655.html

Использованная литература

1.Смирнов А.В. Мир растений –М.:Дрофа, 2003

2. М.Аксёнова, С. Исмаилова Энциклопедия для детей. Биология. М, «Аванта+», 1994

3. Сергеев Б.Ф. Занимательная физиология М.:Просвещение, 1969

4. Стручков Е.А. Окружающий мир. 4 класс: развитие умения развёрнутого оценивания информации Волгоград, Учитель, 2012

5.Стручков Е.А. Игровые технологии в преподавании биологии.5-7 классы.Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. М.:Планета,2015

6. Стручков Е.А. Игровые технологии в преподавании биологии.8-11 классы.Методическое пособие с электронным интерактивным приложением. М.:Планета,2016

Приложение 2. Конкурс «Акула и Добрый Дельфин»

по теме «Орехи, орешки и немного фруктов»

1.Соплодие травянистого растения с хохолком из листьев наверху (ананас)

2.Акула

3.Назовите плоды анакардиума западного, если его бобы, неправильно называемые орешками, изогнуты как сардельки (кешью)

4.Дерево, у которого цветки и плоды растут на стебле и дают нам масло и шоколад (какао, или шоколадное)

5.Это не орех, хотя известен нам как плавающий орех (кокос)

6.Плоды гигантской травы, знакомые всем (банан)

7.Акула

8.Культурная лещина, или ………………. (фундук)

9.Акула

10.Акула

11.Акула

12.Фиговое дерево, или ………………. (инжир,смоковница)

13.Крокодилова груша, или ………………(авокадо)

14.Крупные семена, развивающиеся в шишках (кедровые орешки)

15.Добрый Дельфин – даёт подарок в 5 умников для команды

16.Плоды для питания бедуинов, корм для собак и верблюдов

 

Приложение 3 (фото)

t1666856876aa.jpg

Приложение 3 (фото)

 t1666856876ab.jpg

Конкурс капитанов

t1666856876ac.jpg

Ответ готов и написан на цветной бумаге. У каждой команды свой цвет

t1666856876ad.jpg

Победители (медики) очень довольны!!! Как дети...

f1666869820.jpg
Ячейки с умниками стоят на цветной бумаге, соответствующей цвету команды







Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (17)

сменить сортировку
Куликова Ирина Геннадьевна, 27.10.22 в 11:48 2Ответить Пожаловаться
Комментирую Вашими словами: "Спасибо за пример "жизни"! Вы большой молодец!"
Евгений Алексеевич, 27.10.22 в 14:19 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, но это слова Татьяны Петровны!!!
Куликова Ирина Геннадьевна, 27.10.22 в 17:20 1Ответить Пожаловаться
Я поняла. Я имела в виду, словами Вашей разработки))

Отредактировано 27-10-2022 17:20

Медведева Татьяна Петровна, 27.10.22 в 14:14 2Ответить Пожаловаться
Браво вам, не стареющим душой людям!
Евгений Алексеевич, 27.10.22 в 14:20 4Ответить Пожаловаться
И Вам СПАСИБО!!!!!!!
Ивлиева Наталия Алексеевна, 27.10.22 в 15:17 4Ответить Пожаловаться
Молодцы! Спасибо Вам, Евгений Алексеевич, за вашу энергию и творчество!
Евгений Алексеевич, 27.10.22 в 15:57 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталия Алексеевна! Стараемся изо всех сил!!!!
Трефилова Раиса Поликарповна, 27.10.22 в 16:08 2Ответить Пожаловаться
Евгений Алексеевич, как всегда, с интересом читаю Вашу публикацию! Ваш педагогический опыт - бесценная помощь для коллег! Эффективная работа клуба "Эрудит" - это результат продолжения Вашей педагогической деятельности, неуспокоенности Вашего учительского сердца и большое интеллектуальное событие в жизни участников!
Евгений Алексеевич, 27.10.22 в 19:21 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Раиса Поликарповна, за столь высокую оценку нашего труда. Участники клуба всегда подбрасывают идеи, я их прорабатываю и включаю в очередное дело. Наших встреч все ждут. Случайных людей нет, они сразу уходят. Одна моя коллега сказала после игры, что всё очень хорошо, но больше не пойду...
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.